Научная статья на тему 'Основные направления использования информационных технологий в процессе подготовки среднего медицинского персонала во Франции'

Основные направления использования информационных технологий в процессе подготовки среднего медицинского персонала во Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВО ФРАНЦИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / PREPARATION OF NURSES IN FRANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Образцов Павел Иванович, Харлашина Екатерина Валерьевна

Рассмотрены основные направления использования и развития информационных технологий в процессе подготовки среднего медицинского персонала во Франции. Приведен ряд преимуществ использования информационных технологий, а также дана краткая характеристика некоторых направлений развития информационных технологий при подготовке среднего медицинского персонала во Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Образцов Павел Иванович, Харлашина Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS IN USING OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE TRAINING OF NURSES IN FRANCE

The article describes the main directions of using and development of information technology in the training process of nurses in France. A number of advantages of using information technology are given as well as a brief description of some of the trends in the development of information technology in the preparation of nurses in France is provided.

Текст научной работы на тему «Основные направления использования информационных технологий в процессе подготовки среднего медицинского персонала во Франции»

Obraztsov P.I., doctor of pedagogical sciences, professor, manager of department, kind@,orel.ru, Russia, Orel, Orel State University,

Frolova N.V., candidate of technical sciences, teacher, mailto:kind@,orel.ru, Russia, Orel, The Academy of Federal Guard Service of Russian Federation.

УДК 378.147.34

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

ВО ФРАНЦИИ

П.И. Образцов, Е.В. Харлашина

Рассмотрены основные направления использования и развития информационных технологий в процессе подготовки среднего медицинского персонала во Франции. Приведен ряд преимуществ использования информационных технологий, а также дана краткая характеристика некоторых направлений развития информационных технологий при подготовке среднего медицинского персонала во Франции.

Ключевые слова: информационные технологии, подготовка среднего медицинского персонала во Франции.

Бурное развитие информационных технологий в современном мире охватило практически все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и образование. Опыт применения новых информационных технологий во французской системе образования является значительным и достойным изучения. Однако, по мнению некоторых исследователей, медицинское образование является более консервативным, нежели какое-либо другое, в силу ряда особенностей. В то же время повсеместное использование компьютерных технологий, а также необходимость работы с высокотехнологичным медицинским оборудованием привело к тому, что новые информационные технологии уже прочно вошли в систему подготовки среднего медицинского персонала во Франции.

На сегодняшний день изучение имеющегося французского опыта подготовки среднего медицинского персонала показало, что актуальны следующие направления применения и развития информационных технологий:

1. Развитие программных и аппаратно-программных средств для обеспечения учебного процесса (компьютеризация и мультимедийное обеспечение лекционного процесса, практических занятий, создание обучающих, экспертных и контролирующих тестовых систем, имитационных моделей, тренажеров).

2. Создание, развитие и распространение информационно-справочных систем (электронные учебники, справочники и атласы по учебным дисциплинам, обновляемые базы данных по законодательству, лекарственным средствам, образовательным и лечебным стандартам).

3. Создание связей и обмен опытом с другими учебными заведениями, развитие образовательного интернет-сообщества (использование средств телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи; создание и развитие сайтов, интернет-конференций и т.д.).

4. Использование виртуальных симуляционных технологий, что является характерной особенностью именно медицинского образования. Применение обучающих тренажеров-симуляторов позволяет отрабатывать полученные умения и навыки на практике (например, при оказании первой медицинской помощи или реанимации больного). Ведь получение практического опыта при подготовке медицинского персонала, в том числе и среднего звена, всегда затруднено, а главное сопряжено с риском для реальных пациентов.

Обучение на тренажерах и симуляторах может как проходить по одной или нескольким смежным дисциплинам, так и носить мультидисциплинарный характер. Использование симуляционных технологий дает возможность не только воспроизвести почти любую клиническую ситуацию для подготовки будущего специалиста индивидуально, но и смоделировать работу целой команды специалистов разного медицинского профиля, работающих в тесном сотрудничестве (от анестезиолога и хирурга, до медицинской сестры операционного блока и помощника анестезиолога).

Таким образом, информационные технологии предоставляют широкие возможности по совершенствованию учебного процесса. То есть речь идет не только о создании мультимедийной учебной базы данных или презентации нового учебного материала, но и о появлении возможности трансляции в учебные аудитории, например, процесса хирургических операций при подготовке медицинских сестер операционного блока или о самостоятельной работе на симуляторе.

Одним из основных преимуществ информационных технологий является возможность их использования на всех этапах педагогического процесса:

- на этапе предъявления учебной информации;

- на этапе усвоения учебного материала, в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний, умений и навыков;

- на этапе отработки практических навыков у постели «виртуального больного» (на тренажере, симуляторе);

- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

- на этапе коррекции как самого процесса обучения, так и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его систематизации и классификации.

Другим важным преимуществом информационных технологий является то, что их использование вызывает у студентов больший интерес к изучаемой дисциплине, так как расширяет возможности познания нового материала и облегчает его понимание.

Также информационные технологии позволяют использовать сеть Internet для передачи и получения видеоматериалов. С помощью этой системы доступными становятся контакты в режиме on-line с любыми учебными заведениями мира, участие в научных симпозиумах, семинарах и наблюдение за ходом оперативных вмешательств в ведущих зарубежных клиниках. В последние годы происходит интенсивное развитие концепции дистанционного медицинского образования.

Наиболее распространенным в подготовке среднего медицинского персонала во Франции являются автоматизированные обучающе-контролирующие системы - электронные учебные пособия, которые позволяют без помощи преподавателя или с минимальной его помощью получить полноценные знания и навыки в определенной области, а, как известно, на самостоятельную работу студентов в последние годы отводится все больше времени.

Такие системы включают в себя текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию и обладают большой гибкостью. Фактически, одна такая обучающая система объединяет в себе функции книги, видеофильма, звукозаписи. Эта система позволяет отследить недостаточное понимание пройденного материала и предлагает в таком случае повторить именно нужную тему или вопрос.

Электронные учебники имеют ряд принципиальных отличий от традиционных учебников, поэтому весьма важно придерживаться определенных требований к программному обеспечению:

- применимость на различных платформах;

- обучение в режиме on-line;

- простота использования в сочетании с мощными функциями;

- интерактивная помощь в обучении

- оперативность переключения с одного изучаемого раздела на другой;

- поддержка индивидуальной и коллективной форм обучения;

- удобный просмотр иерархии изучаемых объектов;

-возможность выбора произвольной последовательности изучаемых

разделов.

Электронные учебники должны быть представлены тщательно подобранным иллюстративным и видеоматериалом, содержащим большой объем информации, который легко воспринимается обучающимися благодаря возможностям мультимедийного издания.

Еще одним важным направлением использования и развития информационных технологий в процессе подготовки среднего медицинского персонала во Франции является применение контролирующих тестовых систем, которые уже потеснили традиционные формы контроля, устные и письменные экзамены и собеседования. Такое повсеместное использование тестовых систем для проверки теоретических знаний объясняется более высокой объективностью контроля, более дифференцированной оценкой, а также эффективностью использования. Однако необходимо отметить, что компьютерное тестирование как инструмент контроля используется наряду с другими методами оценки знаний студентов.

Безусловно, применение информационных технологий в процессе подготовки среднего медицинского персонала во Франции является эффективным, но оно не в состоянии заменить то, что может и должен получить обучающийся на практических занятиях у постели больного, в перевязочной, операционной и т.д. Однако применение информационных технологий в медицинском образовании является весьма полезным и перспективным, так как в силу особенности самой специальности будущим специалистам среднего медицинского звена необходимы обширные знания, их усвоение и частое обновление.

В связи с тем, что, помимо теоретических дисциплин, подготовка специалиста со средним медицинским образованием включает в себя большое число практических навыков, которые могут быть приобретены лишь в результате работы в клинике или лаборатории, здесь на помощь могут прийти виртуальные симуляционные технологии, направленные на отработку таких навыков. Виртуальный симулятор способен имитировать физические и функциональные особенности человеческого организма в обычной и экстремальной обстановке. В арсенале студента все необходимые реалистичные инструменты: например, имитация эндоскопа, катетеров и различных хирургических инструментов. Такой тренажер можно в любой момент остановить, чтобы обсудить работу студента, а многократное повторение позволит закрепить навык. Симулятор позволит осуществлять контроль над качеством знаний студента и проводить анализ его ошибок.

Внедрение таких современных методов обучения позволит соединить практическую работу обучающихся с высоким уровнем усвоения теоретических программ, легко доступных с помощью современных информационных технологий что, несомненно, будет способствовать улучшению качества подготовки будущих специалистов.

Список литературы

1. Абдулгалимов Р.М., Абдулгалимова Г.Н. Информационные и коммуникационные технологии в системе медицинского образования // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1(38). С.3-5.

2.Информационные технологии в медицинском образовании / Б.К.Койчубеков [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №3-2. С.56-58.

3. Образцов П.И., Харлашина Е.В. Особенности современной системы подготовки среднего медицинского персонала во Франции и перспективы ее развития // Ученые записки Орлов. гос. ун-та. Орел: Изд-во ОГУ, 2012. №2 (46). С. 354-358.

4. Образцов П.И., Харлашина Е.В. Особенности содержательного аспекта подготовки среднего медицинского персонала во Франции // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.3. Ч 2. Тула: Изд-во ТулГУ. 2013. С.329-337.

5. PhilippePerrenoud. Dix nouvelles competences pour enseigner // ESF editeur. Paris, 2006.

Образцов Павел Иванович, д-р пед. наук, проф., зав.кафедрой, kind@,orel.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет,

Харлашина Екатерина Валерьевна, ассистент, s_kaite@,list. ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет

THE MAIN DIRECTIONS IN USING OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE TRAINING OF NURSES IN FRANCE

P.I. Obraztsov, E.V. Kharlashina

The article describes the main directions of using and development of information technology in the training process of nurses in France. A number of advantages of using information technology are given as well as a brief description of some of the trends in the development of information technology in the preparation of nurses in France is provided.

Key words: information technology, preparation of nurses in France.

Obraztsov Pavel Ivanovich, doctor of pedagogy, professor, manager of department, kind@,orel.ru, Russia, Orel, Orel State University

Kharlashina Ekaterina Valerjevna, department assistant, s_kaite@,list. ru, Russia, Orel, Orel State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.