УДК 614.23- 004.386
МЕДИЦИНСКИЕ СИМУЛЯТОРЫ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.Е.Тимофеев, С.Г.Шаповальянц, В.Г.Полушкин, А.А.Валиев*, Л.Н.Валеев**, Р.Т.Гайнутдинов**, В.А.Андряшин**, Р.Х.Зайнуллин**
MEDICAL SIMULATORS: THE HISTORY, CLASSIFICATION, APPLICATION, AND SIMULATION
TRAINING ORGANIZATION
M.E.Timofeev, S.G.Shapoval'iants, V.G.Polushkin, A.A.Valiev*, L.N.Valeev**, R. T.Gainutdinov* *, V.A.Andriashin**, R.Kh.Zainullin**
Научно-образовательный центр абдоминальной хирургии и эндоскопии РНИМУ им. Н.И.Пирогова, Москва * Региональный инжиниринговый центр медицинских симуляторов «Центр медицинской науки», Казань ** Инновационная компания «Эйдос-Медицина» (резидент Сколково)
Статья посвящена одному из наиболее интересных и важных современных направлений в медицинском образовании — симуляционному обучению. Обсуждаются основные исторические вехи разработки медицинских симуляторов. Кратко освещены основные доказанные преимущества применения симуляторов в подготовке медицинских специалистов по различным направлениям и показаны некоторые противоречивые аспекты их использования. Представлен обзор основных классификаций современных симуляторов. Сформулированы основные положения об учебных симуляционных центрах и симуляционном оборудовании, их насыщающем.
Ключевые слова: виртуальная реальность, компьютерная симуляция, симуляционное оборудование, обучение в медицине, отечественные симуляторы, учебные центры
The article i s devoted to medical simulation training, one of the most interesting modern trends in medical education. The history of medical simulation tools is highlighted. Key evidence-based benefits of simulators' application in medical training are described alongside with some controversial issues and disputed problems. Simulators' classification review is made and the concept of simulation educational centers and their equipment is presented.
Keywords: virtual reality, computer simulation, simulation equipment, training in medicine, domestic simulators, training centers
Введение
В настоящий момент симуляционное образование является одной из основных методик обучения практическим медицинским навыкам в развитых странах. Еще в трактатах Авиценны встречаются упоминания об оригинальных способах обучения методике репозиции костных отломков при оскольча-тых переломах: в матерчатый мешок помещался керамический кувшин и разбивался на относительно крупные отломки, которые обучаемому предстояло собрать в целый сосуд [1].
Первое упоминание о специализированных устройствах для обучения относится к XVIII столетию, когда на заседании Французской академии хирургов была продемонстрирована и одобрена «Машина» Анжелики дю Кудрэ (Angélique Marguerite Le Boursier du Coudray), главной акушерки старейшего парижского госпиталя Hôtel-Dieu de Paris. Эта конструкция, предназначенная для отработки навыков акушерского пособия, представляла собой сложный полноразмерный манекен женщины с детально проработанной областью таза, изготовленной из настоящих человеческих тазовых костей, хлопка и кожаных ремней. Изменение на-
тяжения ремней позволяло имитировать сложные роды с анатомически и клинически узким тазом. Также в комплект входила фигурка младенца с реалистично подвижными суставами и пальпируемыми анатомическими ориентирами. Демонстрация машины королю Франции Людовику XV столь впечатлила его, что был издан указ, согласно которому Анжелика дю Кудрэ назначалась ответственной за обучение акушерок и врачей во всей Франции повивальному делу [2]. Позднее подобные симуляторы были созданы в Великобритании, Германии и Японии. Однако до середины ХХ столетия учебные манекены в основном применялись лишь для обучения медсестер и акушерок.
Потребность в обучении врачей стандартизированным мануальным навыкам и, как следствие, разработка соответствующих коммерческих предложений появились в середине ХХ столетия, когда П.Сафар в 1957 г. разработал и обосновал современную систему сердечно-легочной реанимации (СЛР) [3]. Уже в 1960 году был создан механический манекен-симулятор Resusci Anne, который после доработки совместно с автором методики СЛР Питером Сафаром стал пригоден для обучения полному циклу сердечно-легочной реанимации и остается популярным до наших дней.
Развитие компьютерных технологий неизбежно привело к их применению в медицине вообще и в си-муляционном обучении в частности. Так, в 1965 г. был разработан первый стандартизированный робот-пациент SIM 1 (SIM One) — машина, воспроизводившая симптоматику различных заболеваний при помощи лежащего манекена с имитацией дыхания, сердцебиения, пульса и диаметра зрачков, реагировавшего на «введение» широкого спектра лекарственных средств и дававшего возможность отработки навыков СЛР. Хотя проект не был коммерчески удачным и вскоре закрылся, уже через 3 года появился робот-симулятор Harvey, который в значительно модифицированном виде выпускается до настоящего времени. Он был способен воспроизводить до 25 заболеваний кардиологического профиля и позволял выполнять некоторые активные действия со стороны обучаемого, в частности, СЛР. Этот проект в коммерческом плане был более успешным. Выпуск аналогов подобных симуляторов был начат в Японии уже в 70-х годах [2].
Следующим этапом развития симуляторов стало появление математических моделей физиологических и патологических состояний сердечнососудистой и дыхательной систем, а также взаимодействия аналога организма и лекарственных средств. Развитие этих технологий привело к созданию в 1988 г. устройства CASE (comprehensive anesthesia simulation environment) — первого тренажера для анестезиологов, базировавшегося на математических моделях, описанных выше [4]. В аппарате Gainesville Anesthesia Simulator, независимом проекте разработчиков из Флориды, была впервые применена точная симуляция газообмена [5].
Разработка хирургических симуляторов шла несколько иным путем. Пионерами здесь были специалисты вооруженных сил США, которые начали развивать программу спасательных медицинских капсул TraumaPod в конце 1980-х гг. В них предпола-
галось совмещение эвакуационной, диагностической и лечебной программ с минимальным участием человека, что потребовало создания компьютерных моделей анатомических структур человеческого организма. Полученные в ходе этой работы данные натолкнули на мысль о возможности их использования в обучении специалистов хирургического профиля [6].
Другим важным стимулом к развитию хирургических симуляторов послужило развитие лапароскопической хирургии, требовавшее отработки совершенно новых моторных стереотипов, в частности — подготовки к фулькрум-эффекту (приобретение чувства глубины и координации «глаз-рука» и др.). Хотя поначалу многие хирурги использовали для тренировки коробочные тренажеры, с 1984 г. начались попытки создания симулятора, позволяющего не только перестроить моторику, но и отработать навыки тактильного и визуального восприятия брюшной полости с помощью лапароскопических инструментов. Этот проект, разработанный учёными из научно-исследовательского центра Карлсруэ, назывался KISMET, а в 2000 г. созданный на его базе коммерческий симулятор VEST (Virtual Endoscopical Surgery Training) был запущен в коммерческое производство. В нем был реализован ряд передовых решений, таких как 3D-визуализация и механизмы обратной связи. К сожалению, высокая цена и продолжавшиеся дискуссии в медицинской печати о целесообразности медицинского обучения вообще сократили продажи тренажера до минимума, и проект был признан коммерчески неуспешным. Первой компанией, сумевшей добиться коммерческого успеха с видеолапароскопическим виртуальным симулятором, стала Ethiskill (подразделение Ethicon Ltd.) с тренажером MIST. До настоящего момента он остается одним из самых хорошо исследованных медицинских хирургических симуляторов — в поисковой системе PubMed индексировано 84 статьи по результатам его эксплуатации [6].
К настоящему моменту приоритет в разработке симуляторов направлен на создание так называемых гибридных тренажеров, позволяющих отрабатывать совместные действия врачей и медсестер различных специальностей. Широкая номенклатура подобных изделий представлена как зарубежными (Symbionix, HealtySim), так и отечественными (Эйдос-медицина, Казань) производителями. В последнем случае имеется ряд преимуществ, связанных с ценовой политикой, возможностью изготовления тренажеров «под заказ» с использованием конкретного оборудования, применяемого заказчиком в повседневной практике, а также с упрощением гарантийного обслуживания. При этом в последние годы российское симуляционное оборудование получило признание за рубежом — так, тренажеры ЭЙДОС в настоящий момент эксплуатируются в медицинских учебных центрах Стамбула и Токио, а также в учебных центрах ведущих фирм медицинского оборудования Covidien и Karl Storz [7].
Таким образом, в настоящий момент существует огромный спектр различных устройств для симуля-ционного обучения, различающихся качеством симуляции, ценой и возможностями тренировки медицинских специалистов. Для более подробного ознакомления с данной темой в статье обсуждаются конкретные преимущества подобных тренажеров, вопросы их классификации и организации учебного процесса.
Доказанные и обсуждаемые преимущества симуляторов
С момента появления первых медицинских симуляторов широко обсуждалась целесообразность их применения. Противники симуляционного обучения указывали на низкую реалистичность, высокую стоимость и сомнительную эффективность симуляторов. Дискуссия на эту тему ведется до настоящего времени, однако в 80—90 гг. ряд научных и практических открытий заставил по-новому сформулировать старые вопросы. К числу этих заметных изменений необходимо отнести резкое увеличение распространенности эндоскопических вмешательств, требовавших от хирургов освоения принципиально новых техник, создание достоверных математических моделей физиологии и патофизиологии человека. Возникла необходимость разработки мощных малогабаритных и недорогих компьютеров, способных справиться с задачами по адекватной имитации функций человеческого организма. Благодаря им на рынке медицинских симуляторов в настоящий момент представлен огромный перечень товаров, различающихся реалистичностью и ценой. Таким образом, в настоящий момент можно сформулировать три главных вопроса относительно эффективности симуляционного обучения следующим образом:
— какова реальная эффективность медицинских симуляторов на разных уровнях обучения?
— каково место симуляторов в структуре медицинского образования?
— каким образом необходимо организовывать обучение на медицинских симуляторах?
Безусловно, решение всех трех вопросов выходит за рамки этой статьи и требует проведения серьезных сравнительных исследований для каждой модели тренажера, однако в настоящий момент, опираясь на данные литературы, можно постулировать следующее. Симуляционное обучение улучшает качество выполнения манипуляций в обычных и, прежде всего, стрессовых ситуациях в анестезиологии [8], позволяет добиться [9] и, при использовании симуля-торов высокого класса реалистичности, поддерживать
[10] качество выполнения сестринских манипуляций, увеличивает качество ухода за пациентом у новичков
[11], увеличивает частоту успешных малых хирургических вмешательств [12,13] снижает число осложнений при выполнении после курса симуляционного обучения хирургических [14] и акушерско-гинекологических [15] вмешательств. Доказано также улучшение ролевого и командного функционирования при обучении хирургических, анестезиологических и скоропомощных бригад на медицинских си-муляторах [16]. Описан успешный опыт применения симуляционных устройств в исследованиях технических новинок в медицине [17], в сравнении различных методик оперативных вмешательств [18] или безопасности технических медицинских устройств [19]. Вместе с тем, неоднозначными остаются результаты исследований по симуляционному обучению ультразвуковым методикам исследования [20-22].
Единая система организации обучения на медицинских симуляторах в настоящий момент не разработана. Однако на современном уровне отмечается тенденция к сбору доступных лечебному или на-
учно-образовательному учреждению симуляторов в единые учебные подразделения. Преимущества подобной схемы очевидны: специализированный персонал для организации обучения и обслуживания оборудования, снижение эксплуатационных расходов за счет наличия единого комплекта расходных материалов, возможность организации командных тренингов, обеспечение территорией для установки крупноразмерных тренажеров (к примеру, тренажеров бригад скорой медицинской помощи).
Место и доля симуляционного образования в структуре обучения зависит главным образом от характера медицинской специальности, в которой оно производится. В настоящий момент существует огромное количество учебных схем, проверку эффективности которых затрудняет отсутствие общепринятых стандартов симуляционного оборудования, и, как следствие, трудности в сравнении результатов его применения. Но целесообразность симуляционного обучения в медицине признана в большинстве стран мира. Существуют различные организации, занимающиеся формированием стандартов в области си-муляционного образования, хотя сертификация оборудования и учебных центров в большинстве случаев является добровольной, а основная задача их состоит в способствовании развитию симуляционного образования. В Российской Федерации подобной организацией является Российское общество симуляционно-го обучения в медицине (РОСОМЕД). Это общество с 2012 г. проводит ежегодные конференции с участием ведущих отечественных и зарубежных специалистов клинического, образовательного, инженерного и производственного сегментов с целью выработки стандартов в симуляционном образовании. Большую работу в этом направлении проводит департамент медицинского образования и кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Классификация современных симуляторов
Существует значительное количество классификаций, применяемых для структурирования информации о симуляторах. Вследствие обилия групп признаков, по которым можно классифицировать эти учебные изделия, и широкого круга задач, для которых создаются классификации, обобщенные схемы вряд ли являются возможными. Опуская здесь различные инженерные классификации, не имеющие прямой связи с задачами и функционированием симуляторов, разберем те схемы, которые можно использовать для структурирования данных исследований по эффективности симуляторов. Пионером комплексного симуляционно-го обучения профессором Д.Габа была предложена классификация, основанная на используемой технике симуляции с выделением следующих форм [23]:
— вербальные тренажеры (ролевые игры);
— стандартизированные пациенты (актеры);
— тренажеры практических навыков с использованием физических или виртуальных моделей;
— «пациенты-на-экране» — тренажеры с видеоизображением пациентов на мониторе без использования физической имитации;
— «электронные пациенты» — полноценные физические имитации организма или частей организма, дополненные условно-реалистичной моделью взаимодействия с обучаемыми.
Ввиду широкого разнообразия способов симуляции и различных подходов к оценке того, что именно является в их создании ключевым, появились и другие классификации по технологии обеспечения симуляции. К примеру, профессор Г.Алинье [24] предлагал выделять такие типы симуляторов:
0. Письменные симуляции (традиционная форма обучения в виде тестирования).
1. Низкореалистичные манекены, фантомы, тренажеры отдельных навыков.
2. Изделия «с экраном» (виртуальные симуля-
торы).
3. Стандартизированные пациенты и ролевые игры.
4. Манекены среднего класса реалистичности.
5. Манекены высокого класса реалистичности (роботы-симуляторы пациента).
В указанной классификации специально был введен нулевой уровень симуляции, соответствующий традиционному «теоретическому» методу изучения с разбором клинических задач, что, по замыслу, должно позволить более точно применять эту классификацию при проведении сравнительных исследований по методике симуляции. Однако в подобных классификациях смешиваются понятия «си-муляционной технологии» и «уровня реалистичности», что создает некоторые парадоксы в определении сравнительных классов симуляторов, а также исключение из классификаций «коробочных» симу-ляторов и иных механических приспособлений, предполагающих отработку конкретных движений, а не клинической ситуации.
В связи с изложенным, для проведения исследований по эффективности симуляционного обучения
Таблица 1
Классификация симуляционного оборудования по РОСОМЕД
Уровень реалистичности Что воспроизводится Примеры Отрабатывается Учебная задача
Визуальный Внешний вид человека, его органов, демонстрация техники выполнения манипуляций Классические и интерактивные учебники Понимание последовательности действий без практической отработки Визуализация предстоящего упражнения
Тактильный Имитация физиологического или патологического состояния органов и тканей, пассивные реакции Тренажеры практических навыков, реалистичные фантомы, манекены для СЛР, интубации Мануальные навыки, моторика при низком уровне реалистичности и формальной оценки качества выполнения Доведение до автоматизма моторики отдельных манипуляций
Реактивный Простейшие активные реакции без физиологической имитации (включение индикаторов в ответ на правильное действие) Манекены для СЛР и интубации с формальной оценкой, комплексы «тренажер + инструменты + муляж» То же, что и в предыдущем, однако не требуется постоянный контроль инструктора То же, что и в предыдущем, однако не требуется постоянный контроль инструктора
Автоматизированный Автоматизированные сложные реакции манекена на разнообразные внешние воздействия Манекены и хирургические тренажеры со сложными, но стандартными типами ответов на действия обучаемых Когнитивные и сенсо-моторные умения Полноценный сбор информации и выводы в виде постановки диагноза и адекватных манипуляций
Аппаратный Обстановка медицинского подразделения с использованием достоверной имитации мед-техники Симуляторы автоматизированного класса или биоматериалы в условиях имитации стационара Сенсомоторика и ког-нитивность в конкретных условиях. Навыки работы в команде. Перемещения в операционной Уверенная способность действовать в реалистичной среде. Отработка эксплуатации приборов
Интерактивный Сложное интерактивное взаимодействие робота-пациента с курсантом. Достоверная математическая модель физиологического состояния органов и систем Роботы-симуляторы высокого класса реалистичности, в том числе с обратной связью Широкий спектр психо-и сенсомоторных навыков, в том числе нетехнических Действия в условиях «клинических сценариев»
Интегрированный Интеграция различных симуляторов (к примеру, хирургического и анестезиологического) в рамках единого комплекса Комплексные интегрированные системы (ORCamp, Эйдос-Медицина) Сенсо- и психомоторные навыки в условиях командной работы и работы в сложных условиях Выработка сложных поведенческих реакций при ситуативной работе в команде
Таблица 2
Классификация учебных симуляционных центров
I уровень (Базовый) II уровень (Ведущий) III уровень (Высший)
Базируются При крупных больницах и во многих вузах На базе крупных вузов и НИИ В головных, ведущих учебно-методических центрах (НИИ, вузы)
Площадь, кв.м. До 500 Более 500 Более 1000
Оснащенность симулято-рами I-VI класса реалистичности, не ниже IV 1-УП класса реалистичности, не ниже V ЬУП класса реалистичности, не ниже VI
Виртуальная клиника Нет Нет Да
Виварий Нет желательно Да
Бюджет оснащения до 30 млн 25-150 млн 100-500 млн
Штатное расписание 1-5 сотрудников 3-10 сотрудников 5-20 сотрудников
Охват территории Область Федеральный округ Российская Федерация
Разработка методик Возможна Да Да
Обучение преподавателей других симуляцион-ных центров Нет Возможно Обязательно
Научные исследования Нет Желательны Обязательно
Апробация методик Нет Возможна Да
Утверждение методик Нет Нет Да
и сопоставления возможностей конкретного симуля-тора с потребностями конкретного учебного центра РОСОМЕД в 2012 г. была разработана классификация симуляционного оборудования по уровням реалистичности [25]. Данные по этой классификации представлены в табл.1.
Главным преимуществом этой системы является использование в качестве принципа классификации основополагающего для исследователей и практиков симуляционного обучения параметра — реалистичности, которая напрямую влияет на цели, порядок и результаты учебной работы. Включение в классификацию интегрированных симуляторов как высшего класса реалистичности является одновременно её преимуществом и недостатком, так как для интегрированных симуляторов не всегда является необходимым применение high-fidelity компонентов, поскольку их основной задачей зачастую является тренировка работы в команде.
Структура симуляционного образования
В настоящий момент сложилось представление о том, что симуляционное образование должно реали-зовываться практически на всех уровнях учебной программы от института до курсов повышения квалификации. Однако конкретные формы реализации являются предметом для дискуссий.
Как уже упоминалось ранее, в настоящий момент одной из наиболее перспективных форм обучения видятся образовательные единицы, располагающие значительным количеством разнообразного лечебного оборудования и соответствующим количеством персонала. Но децентрализованное развитие подобных структур, различие форм собственности, кон-
тингента обучаемых, оснащенности и даже названий подобных учреждений сильно затрудняет их классификацию и обобщенное определение задач.
Учитывая объем стоящих перед подразделениями задач и квалификацию персонала, ведущие специалисты России в этой области выделяют следующие три класса учебных центров (см. табл.2) [26].
Заключение
На современном этапе имеется большой спектр медицинских симуляторов различного уровня реалистичности и сложности для образовательной и научно-исследовательской деятельности, производимых в нашей стране и за рубежом. К настоящему моменту актуальность, эффективность и безопасность симуля-ционного обучения является общепризнанной. Одной из основных задач ведущих специалистов медиков, преподавателей медицины и разработчиков симуля-ционного медицинского образования является создание единой системы использования симуляционного обучения в системе непрерывного медицинского образования. Наиболее целесообразной и распространенной формой реализации этой задачи, по мнению большинства ведущих специалистов в этой области, является создание учебных симуляционных центров.
1. Болтаев М. Абу Али ибн Сина — великий мыслитель, ученый энциклопедист средневекового Востока. М: Сам-по, 2002. 400 с.
2. Cooper J.B., Taqueti V.R. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training // Postgrad. Med. J. 2008. V.84. №997. Р.563-570.
3. Safar P. Mouth-to-mouth airway // Anesthesiology. 1957. V.18. №6. P.904-906.
4. Gaba D.M., DeAnda A. A comprehensive anesthesia simulation environment: re-creating the operating room for research and training // Anesthesiology. 1988. V.69. №3. P.387-394.
5. Hartmannsgruber M., Good M., Carovano R. et al. Anesthesia simulators and training devices // Anaesthesist. 1993. V.42. №7. P.462-469.
6. Satava R.M. Virtual reality surgical simulator. The first steps // Surg. Endosc. 1993. V.7. №3. P.203-5.
7. Вафин А.Ю., Валиев А.А., Валеев Л.Н. и др. Разработка отечественных виртуальных симуляторов. Проблемы и достижения // Виртуальные технологии в медицине. 2014. T.2(12). C.33.
8. Krage R., Tjon Soei Len L., Schober P. et al. Does individual experience affect performance during cardiopulmonary resuscitation with additional external distractors? // Anaesthesia. 2014. V.69. №9. P.983-989.
9. Aebersold M., Titler M.G. A simulation model for improving learner and health outcomes // Nurs. Clin. North. Am. 2014. V.49. №3. P.431-439.
10. Lucas A.N. Promoting continuing competence and confidence in nurses through high-fidelity simulation-based learning // J. Contin. Educ. Nurs. 2014. V.45. №8. P.360-365.
11. Robertson K., Garrity T., Maher B. Using simulation to foster patient-centred care // Nurs. Times. 2014. V.110. №25. P.21-23.
12. Madenci A.L., Solis C.V., de Moya M.A. Central venous access by trainees: a systematic review and meta-analysis of the use of simulation to improve success rate on patients // Simul. Healthc. 2014. V.9. №1. P.7-14.
13. Stroud L., Cavalcanti R.B. Hybrid simulation for knee arthrocentesis: improving fidelity in procedures training // J. Gen. Intern. Med. 2013. V.28. №5. P.723-727.
14. Mullen L., Byrd D. Using simulation training to improve perioperative patient safety // Aorn. J. 2013. V.97. №4. P.419-427.
15. Deering S., Rowland J. Obstetric emergency simulation // Semin. Perinatol. 2013. V.37. №3. P.179-188.
16. Paull D.E., Deleeuw L.D., Wolk S. et al. The effect of simulation-based crew resource management training on measurable teamwork and communication among interprofessional teams caring for postoperative patients // J. Contin. Educ. Nurs. 2013. V.44. №11. P.516-524.
17. Hayashi K., Shimada N., Shiba J. et al. Comparative study of the KingVision videolaryngoscope and Airwayscope using manikins // Masui. 2014. V.63. №8. P.927-930.
18. Quick J. A., Maclntyre A. D., Barnes S. L. Emergent surgical airway: comparison of the three-step method and conventional cricothyroidotomy utilizing high-fidelity simulation // J. Emerg. Med. 2014. V.46. №2. P.304-307.
19. Park S.O., Shin D.H., Lee K.R. et al. Efficacy of the Disposcope endoscope, a new video laryngoscope, for endotracheal intubation in patients with cervical spine immobilisation by semirigid neck collar: comparison with the Macintosh laryngoscope using a simulation study on a manikin // Emerg. Med. J. 2013. V.30. №4. P.270-274.
20. Moak J.H., Larese S.R., Riordan J.P. et al. Training in transvaginal sonography using pelvic ultrasound simulators versus live models: a randomized controlled trial // Acad. Med. 2014. V.89. №7. P.1063-1068.
21. Sharma V., Fletcher S.N. A review of echocardiography in anaesthetic and peri-operative practice. Part 2: training and accreditation // Anaesthesia. 2014. V.69. №8. P.919-927.
22. Tanner N.T., Pastis N.J., Silvestri G.A. Training for linear endobronchial ultrasound among US pulmonary/critical care fellowships: a survey of fellowship directors // Chest. 2013. V.143. №2. P.423-428.
23. Gaba D.M. Training and nontechnical skills: the politics of terminology // Simul. Healthc. 2011. V.6. №1. P.8-10.
24. Alinier G. A typology of educationally focused medical simulation tools // Med. Teach. 2007. V.29. №8. P.243-250.
25. Горшков М.Д. Классификация симуляционного оборудования и правило утроения его цены [Электронный ресурс]. Общероссийская общественная организация «Российское общество симуляционного обучения в медицине». Режим доступа: www.nacmedpalata.ru/files/reports/gorshkov4c.ppt.
26. Найговзина Н.Б., Филатов В.Б., Горшков М.Д. и др. Общероссийская система симуляционного обучения, тести-
рования и аттестации в здравоохранении. М.: РОСОМЕД, 2012. 36 с.
References
1. Boltaev M. Abu Ali ibn Sina - velikii myslitel', uchenyi ent-siklopedist srednevekovogo Vostoka [Abu Ali ibn Sina, the great philosopher, scientist, and polymath of the medieval East]. Mosow, "Sampo" Publ., 2002. 400 p.
2. Cooper J.B., Taqueti V.R. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training. Postgraduate Medical Journal, 2008, vol. 84, no. 997, pp.563570.
3. Safar P. Mouth-to-mouth airway. Anesthesiology, 1957, vol. 18, no. 6, pp. 904-906.
4. Gaba D.M., DeAnda A. A comprehensive anesthesia simulation environment: re-creating the operating room for research and training. Anesthesiology, 1988, vol. 69, no. 3. pp. 387394.
5. Hartmannsgruber M., Good M., Carovano R., Lampotang S., Gravenstein J.S. [Anesthesia simulators and training devices]. Anaesthesist, 1993, vol. 42, no. 7, pp. 462-469.
6. Satava R.M. Virtual reality surgical simulator. The first steps. Surgical Endoscopy, 1993, vol. 7, no. 3, pp. 203-205.
7. Vafin A.Iu. V. A. A., Valeev L.N., Gainutdinov R.T., Andri-ashin V.A., Zainullin R.Kh., Shapoval'iants S.G., Timofeev M.E. Razrabotka otechestvennykh virtual'nykh simuliatorov. Problemy i dostizheniia [Design of domestic virtual simulators: problems and achievements]. Virtualnyje Tekhnologii v Medicine - Virtual Technologies in Medicine, 2014, vol. 2 (12), p. 33.
8. Krage R., Tjon Soei Len L., Schober P., Kolenbrander M., van Groeningen D., Loer S. A., Wagner C., Zwaan L. Does individual experience affect performance during cardiopul-monary resuscitation with additional external distractors? Anaesthesia, 2014, vol. 69, no. 9, pp. 983-989.
9. Aebersold M., Titler M. G. A simulation model for improving learner and health outcomes. Nursing Clinics of North America, 2014, vol. 49, no. 3, pp. 431-439.
10. Lucas A.N. Promoting continuing competence and confidence in nurses through high-fidelity simulation-based learning. Journal of Continuing Education in Nursing, 2014, vol. 45, no. 8, pp. 360-365.
11. Robertson K., Garrity T., Maher B. Using simulation to foster patient-centred care. Nursing Times, 2014, vol. 110, no. 25, pp. 21-23.
12. Madenci A.L., Solis C.V., de Moya M.A. Central venous access by trainees: a systematic review and meta-analysis of the use of simulation to improve success rate on patients. Simulation in Healthcare, 2014, vol. 9, no. 1, pp. 7-14.
13. Stroud L., Cavalcanti R.B. Hybrid simulation for knee ar-throcentesis: improving fidelity in procedures training. Journal of General Internal Medicine, 2013, vol. 28, no. 5, pp.723-727.
14. Mullen L., Byrd D. Using simulation training to improve perioperative patient safety. AORN Journal, 2013, vol. 97, no. 4, pp. 419-427.
15. Deering S., Rowland J. Obstetric emergency simulation. Seminars in Perinatology, 2013, vol. 37, no. 3, pp. 179-188.
16. Paull D.E., Deleeuw L.D., Wolk S., Paige J.T., Neily J., Mills P.D. The effect of simulation-based crew resource management training on measurable teamwork and communication among interprofessional teams caring for postoperative patients. Journal of Continuing Education in Nursing, 2013, vol. 44, no. 11, pp. 516-524.
17. Hayashi K., Shimada N., Shiba J., Niwa Y., Takeuchi M. [Comparative study of the KingVision videolaryngoscope and Airwayscope using manikins]. Masui, 2014, vol. 63, no. 8, pp. 927-930.
18. Quick J. A., MacIntyre A. D., Barnes S. L. Emergent surgical airway: comparison of the three-step method and conventional cricothyroidotomy utilizing high-fidelity simulation. Journal of Emergency Medicine, 2014, vol. 46, no. 2, pp. 304-307.
19. Park S.O., Shin D.H., Lee K.R., Hong D.Y., Kim E.J., Baek K.J. Efficacy of the Disposcope endoscope, a new video laryngoscope, for endotracheal intubation in patients with cervical spine immobilisation by semirigid neck collar: comparison with the Macintosh laryngoscope using a simulation
study on a manikin. Emergency Medicine Journal, 2013, vol. 30, no. 4, pp. 270-274.
20. Moak J.H., Larese S.R., Riordan J.P., Sudhir A., Yan G. Training in transvaginal sonography using pelvic ultrasound simulators versus live models: a randomized controlled trial. Academic Medicine, 2014, vol. 89, no. 7, pp. 1063-1068.
21. Sharma V., Fletcher S.N. A review of echocardiography in anaesthetic and peri-operative practice. Part 2: training and accreditation. Anaesthesia, 2014, vol. 69, no. 8, pp. 919-927.
22. Tanner N. T., Pastis N.J., Silvestri G.A. Training for linear endobronchial ultrasound among US pulmonary/critical care fellowships: a survey of fellowship directors. CHEST Journal, 2013, vol. 143, no. 2, pp. 423-428.
23. Gaba D.M. Training and nontechnical skills: the politics of terminology Simulation in Healthcare, 2011, vol. 6, no 1, pp.8-10.
24. Alinier G. A typology of educationally focused medical simulation tools. Medical Teacher, 2007, vol. 29, no. 8, pp.243-250.
25. Gorshkov M.D. Klassifikatsiia simuliatsionnogo oborudo-vaniia i pravilo utroeniia ego tseny [Classification of the simulation equipment and the price "triplication rule"]. Ob-shcherossiiskaia obshchestvennaia organizatsiia "Rossiiskoe obshchestvo simuliatsionnogo obucheniia v meditsine" [Russian Society for Simulation Education in Medicine ROSOMED]. Moscow, ROSOMED Publ., 2012.
26. Naigovzina N.B., Filatov V.B., Gorshkov M.D., Gushchina E.Iu., Kolysh A.L. Obshcherossiiskaia sistema simuliatsionnogo obucheniia, testirovaniia i attestatsii v zdravookhranenii [Russian National system of simulation education, validation and certification in Healthcare], ROSOMED Ed. Moscow, ROSOMED Publ., 2012.