Научная статья на тему 'Инновационный образовательный ресурс дополнительного профения медицинских сестер в условиях многопрофильного лечебного учрежденияссионального образова'

Инновационный образовательный ресурс дополнительного профения медицинских сестер в условиях многопрофильного лечебного учрежденияссионального образова Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
119
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный образовательный ресурс дополнительного профения медицинских сестер в условиях многопрофильного лечебного учрежденияссионального образова»

УДК 377.5:61 Л.А. Сизова*

инновационный образовательный ресурс дополнительного профессионального образования медицинских сестер в условиях многопрофильного лечебного учреждения

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница №1 имени профессора С.В. Очаповского» Министерства здравоохранения Краснодарского края, Краснодар, Россия

контактная информация: "Л. А. Сизова - канд. психол. наук, главная медицинская сестра ГБУЗ «НИИ-ККБ№1 имени профессора С.В. Очаповского» Министерства здравоохранения Краснодарского края; 350086, Краснодар, ул. 1 мая, 167, e-mail: sizowala@mail.ru, тел. +7 (918) 413-44-44

В начале ХХ-го века Екатеринодарская войсковая больница (прим.ред. ныне - ГБУЗ «НИИ-ККБ №1») стала первым многопрофильным лечебным учреждением Кубани. В 1948 году она преобразовалась в первую в крае Краевую клиническую больницу. В память о профессоре С.В. Очаповском, с 1909 по 1945 год бессменно руководившим глазным отделением, больнице было присвоено его имя. В 2015 году больница получила статус научно-исследовательского института. Этому событию предшествовал многолетний опыт работы коллектива и сформировавшийся научный кадровый потенциал. На протяжении почти 200-летней истории ГБУЗ «НИИ - ККБ № 1 имени профессора С.В.Очаповского» остается крупнейшим лечебным учреждением Юга России.

Сегодня - это центр высоких технологий Южного федерального округа, где разрабатываются и внедряются самые современные методы исследования и лечения больных. Для решения поставленных задач больница имеет достаточный коечный, технический и кадровый потенциал. ГБУЗ «НИИ - ККБ № 1» обеспечивает оказание любого вида специализированной медицинской помощи: от рутинных методик диагностики и лечения - до медицинской помощи с применением высокотехнологичных методов, с использованием наукоемких технологий.

Лечебную, консультативно-диагностическую и организационно-методическую работу в больнице осуществляют более 4500 сотрудников, из них 988 врачей и более 1800 единиц среднего медицинского персонала. Около 1,5 тысяч коек в 30 отделениях стационара объединены в 7 специализированных центров: хирургический; нейроневрологический; нефрологический; терапевтический; травматолого-ортопедический; ожоговый; центр грудной хирургии. В них только за 2015 год получили медицинскую помощь более 102 тысяч пациентов, выполнено около 61 тысячи операций.

В настоящее время ГБУЗ «НИИ - ККБ № 1» занимает первое место в России по количеству легоч-

ных операций, операций при травмах сосудов; второе место - по общему количеству артериальных реконструкций и реконструктивных операций на сонных артериях; по количеству проводимых аорто-коронарных шунтирований; по числу трансплантаций сердца; находится на третьем месте среди клиник страны по числу кардиохирургических операций на открытом сердце с применением искусственного кровообращения, коронароангиопластик, проведенных трансплантаций органов.

С появлением передовых технологий, новых средств и методов ухода за пациентами, диагностики, профилактики и реабилитации, усовершенствованных подходов к обеспечению инфекционной безопасности, современных лекарственных препаратов и т.п. меняются подходы к определению уровня и содержания квалификации медицинского работника. В рамках государственной программы «Развития здравоохранения», оптимизации работы учреждений здравоохранения, с целью улучшения качества обучения специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием ГБУЗ «НИИ - ККБ № 1» в 2015 году получила лицензию на образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. На сегодняшний день - это единственное лечебное учреждение в Краснодарском крае, в структуре которого имеется отделение дополнительного профессионального образования. Оно является подразделением научно-исследовательского института как структуры ГБУЗ «НИИ - ККБ №1».

Открытию отделения дополнительного профессионального образования предшествовала большая организационная работа. В первую очередь, шло оснащение современным оборудованием учебных кабинетов, определялись объемы и места практического обучения в передовых технологичных отделениях лечебного учреждения, формировался состав специалистов-педагогов - врачей и медицинских сестер высшей квалификации. Одновременно разраба-

ИННОВАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА КУБАНИ №3/2016

тывалась и утверждалась нормативная база деятельности отделения, основу которой составил ряд известных Федеральных Законов [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]. В настоящее время в виде локальных актов отделение имеет: «Положение об отделении дополнительного профессионального образования»; «Правила приема специалистов на обучение по дополнительным профессиональным программам»; «Положение об обучении специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием по дополнительным профессиональным программам»; «Положение об итоговой аттестации слушателей отделения дополнительного профессионального образования»; «Положение о стажировке в отделении дополнительного профессионального образования»; «Положение о сертификационном экзамене на получение сертификата специалиста в отделении дополнительного профессионального образования» и др. Приказом главного врача были утверждены и введены в действие образцы документов о квалификации и об обучении (удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке, путевка - направление, договор об оказании платных образовательных услуг и проч.).

Сегодня в отделении функционируют 6 учебных классов, оборудованных мультимедийной аппаратурой, современными, технологичными наглядными учебными пособиями. Среди них: тренажерный кабинет, оснащенный муляжами, (дефибрилляторы, инфузоматы, аппарат УЗИ, аппарат ИВЛ, тренажер для проведения СЛР). Использование симуляци-онных технологий в современном медицинском образовании позволяет достичь максимального реализма при отработке навыков ухода за пациентом, выполнении различных диагностических и лечебных манипуляций, особенно предполагающих высокие риски для пациента. Многократные повторения определенных действий позволяют добиться формирование умений и устойчивых навыков как основ профессиональных компетенций современной клинической медицинской сестры.

Ведущими специалистами клиники разработаны дополнительные профессиональные программы по специальностям: «Сестринское дело»; «Медицинский массаж»; «Лечебная физкультура»; «Диетология»; «Анестезиология и реаниматология»; «Эпидемиология»; «Операционное дело»; «Организация сестринского дела». По отдельным темам этих программ созданы разработки, содержательное наполнение которых имеет, по сути, инновационный характер.

Все врачи, включенные в образовательный процесс в порядке совмещения этой деятельности с основной работой в соответствующих отделениях больницы, прошли специальную подготовку в виде повышения квалификации в объеме 72 часов по до-

полнительной профессиональной программе «Технология и методика преподавания (предмета) с учетом требований ФГОС ООО».

При реализации дополнительных профессиональных программ применяется форма образовательной деятельности, основанная на модульном принципе построения учебных планов, использование различных образовательных технологий, планируется применение дистанционного и электронного обучения

[11, 13].

За 4 месяца работы ОДПО начато обучение по 28 темам дополнительных профессиональных программ. Прошли обучение около 380 специалистов. Контингент слушателей составили специалисты медицинских организаций города Краснодара, Краснодарского края, других регионов ЮФО, а также сотрудники ГБУЗ «НИИ - ККБ № 1».

Мощным инструментом получения новых знаний, приобретения умений, формирования навыков является обучение на рабочем месте, которое можно определить как повышение уровня компетенций слушателя через непрерывную практику и взаимодействие с более опытными коллегами. При этом использованы такие включения обучаемого в процесс деятельности другого специалиста, как баддинг, шэдуинг (наблюдение за процессом работы); стажировки, ротации (секондмент); целенаправленная передача опыта (наставничество); сопровождение процесса обучения, обсуждение возможности и опыта применения полученных знаний в реальной практике (тьюторство) [9, 10, 12].

Практическая часть освоения дополнительной профессиональной программы проводится в структурных подразделениях ГБУЗ «НИИ - ККБ № 1», что дает возможность слушателям увидеть и принять непосредственное участие в оказании специализированной высокотехнологичной помощи пациентам с различной патологией, участвовать в работе диагностических служб, а также осуществлять уход за пациентами с применением современных методик и расходных материалов.

Слушателям в период обучения предоставляется возможность принимать участие в проводимых в ГБУЗ «НИИ - ККБ № 1» конференциях, мастер-классах, видеотрансляциях из операционных в режиме он-лайн, в мероприятиях международного и всероссийского уровня.

За непродолжительное время работы ОДПО подтверждена востребованность новой формы организации дополнительного профессионального образования для специалистов сестринского дела. В условиях лечебного учреждения, обладающего современными, новейшими возможностями оказания специализированной высокотехнологичной помощи, обучающиеся специалисты не только расширяют круг знаний, но и

приобретают реальный профессиональный опыт выполнения сестринских манипуляций на высокотехнологичном уровне.

Современный этап развития здравоохранения требует, чтобы система непрерывного профессионального обучения медицинских сестер предусматривала выбор формы, длительности, места получения новых знаний, поддержки и развития необходимых профессиональных компетенций. Решение этих задач под силам учебным центрам, образованным на базе ведущих лечебных учреждений. В этом залог повышения качества медицинской помощи, обеспечения безопасности пациента.

Литература

1. «О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации». Приказ Минздравсоцразвития России №176н от 16.04.2008.

2. «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием». Приказ Минздравсоцразвития России от 05.06.1998 № 186.

3. «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный Закон Ф3-273 от 29.12.2012;.

4. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Федеральный Закон № 323-ФЗ от 21.11.2011.

5. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников». Приказ Минздрава России от 20.12.2012 №1183н.

6. «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях». Приказ Минздрава России от 03.08.2012 №66н.

7. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». .Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499

8. «Об утверждении условий и порядка выдача сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста». Приказ Минздрава России от 29.11.2012 №982н.

9. Волков С.Р., Волкова М.М. Обеспечение непрерывного образования и профессионального развития специалистов сестринского дела как один из важнейших ресурсов повышения качества медицинской помощи // Главная медицинская сестра. № 8,2015 - с. 106.

10. Калинина С. Как обеспечить высокое качество сестринской помощи // Сестринское дело № 6,2015 -с. 8.

11. Мыльникова И. Симуляционное обучение медицинских сестер - актуальность и перспективы.// Сестринское дело № 3, 2014 - с.33.

12. Сестринская профессия сегодня (собственная информация ) // Сестринское дело № 7, 2015 - с. 10.

13. Хисамутдинова З.А. Непрерывное профессиональное образование специалистов сестринского дела.// Сестринское дело № 3,2015 - с. 24.

Статья поступила 16.08.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.