Научная статья на тему 'Особенности современной профессиональной подготовки дирижёров хоровых коллективов в России и в Китае'

Особенности современной профессиональной подготовки дирижёров хоровых коллективов в России и в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дирижерско-хоровое образование / Россия / Китай / профессиональная подготовка / дирижирование / подготовка дирижера хора / conductor and choir education / Russia / China / professional training / conducting / choir conductor training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Юйтин

В основе статьи лежит вопрос сравнения текущего состояния практической подготовки дирижеров-хормейстеров в условиях высшей школы в Китае и в России. Автором были изучены методы и приемы обучения, а также профессиональные компетенции будущих выпускников, полученные в процессе их подготовки в рамках данной специальности на основании анализа содержания учебных программ известных высших учебных заведений в обеих странах. В статье дается сравнение дирижерско-хорового образования в России и в Китае. Автор приходит к выводу о том, что обе страны имеют больше сходств, чем различий, например, они акцентируют внимание на развитии необходимых технических навыков и эстетического вкуса в рамках преподавания музыкально-теоретических дисциплин, входящих в учебный план будущих дирижёров хоровых коллективов. Также была обобщена и представлена краткая история дирижирования во всем мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чжан Юйтин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MODERN PROFESSIONAL TRAINING OF CHOIR CONDUCTORS IN RUSSIA AND CHINA

This article is based on the question of comparing the current state of practical training of choir conductors in the conditions of higher education in China and Russia. The author has studied the methods and techniques of teaching, as well as the professional competences of future graduates obtained in the process of their training in this specialty on the basis of the analysis of the content of the curricula of well-known higher educational institutions in both countries. The article compares conducting and choral education in Russia and China. The author concludes that both countries have more similarities than differences, for example, they emphasize the development of necessary technical skills and aesthetic taste in the teaching of music-theoretical disciplines included in the curriculum of future conductors of choral ensembles. A brief history of conducting around the world was also summarized and presented.

Текст научной работы на тему «Особенности современной профессиональной подготовки дирижёров хоровых коллективов в России и в Китае»

Особенности современной профессиональной подготовки дирижёров хоровых коллективов в России и в Китае

Чжан Юйтин,

аспирант кафедры музыкального воспитания и образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена E-mail: zzzyut@mail.ru

В основе статьи лежит вопрос сравнения текущего состояния практической подготовки дирижеров-хормейстеров в условиях высшей школы в Китае и в России. Автором были изучены методы и приемы обучения, а также профессиональные компетенции будущих выпускников, полученные в процессе их подготовки в рамках данной специальности на основании анализа содержания учебных программ известных высших учебных заведений в обеих странах. В статье дается сравнение дирижерско-хорового образования в России и в Китае. Автор приходит к выводу о том, что обе страны имеют больше сходств, чем различий, например, они акцентируют внимание на развитии необходимых технических навыков и эстетического вкуса в рамках преподавания музыкально-теоретических дисциплин, входящих в учебный план будущих дирижёров хоровых коллективов. Также была обобщена и представлена краткая история дирижирования во всем мире.

Ключевые слова: дирижерско-хоровое образование, Россия, Китай, профессиональная подготовка, дирижирование, подготовка дирижера хора.

о с

U

см о см

со

В современных реалиях, связанных с переходом системы образования к гуманистической парадигме, возникает необходимость изучения специфики профессиональной подготовки представителей разных специальностей, в частности, работников, сопряженных с искусством [1, с. 13]. Профессия хорового дирижера не стала исключением - она связана с руководством определенным музыкальным коллективом, например, хоровым ансамблем. В рамках своей деятельности он занимается адаптацией аранжировки музыкальной композиции под потребности исполняющих музыкантов, творческой интерпретацией музыкальных произведений, представлением авторского замысла оркестрантам через жесты и мимику, участием в концертах. В профессиональную компетенцию дирижера входит и создание соответствующей творческой атмосферы во время выступления музыкантов, чтобы они могли почувствовать себя единым целым. Специализация хорового дирижера требует, наряду с тщательным аналитическим изучением партитуры, практической реализации концертно-зрелищной деятельности. От дирижера требуется харизма, музыкальный вкус, эстетическое восприятие происходящего, в формировании которых большую роль играет профессиональная подготовка.

Прежде всего, необходимо обратиться к истокам развития дирижирования. В Древней Греции дирижером хора был корифей, который, стоя перед исполнителями, с помощью жестов (хлопков или топанья), поворотов туловища и даже танцевальных движений поддерживал правильный ритм выступления [3]. Такая должность сохранялась и в других древних государствах: в Риме хор возглавлял примицерий, во Франции и Испании - пре-центор (старший кантор) и субцентор (младший кантор), которые организовывали крупные культурные мероприятия.

Дальнейшее развитие дирижерского искусства связано с изменением положения капельмейстера в обществе на рубеже XVI-XVII веков, который участвовал в выступлениях церковного хора, помогая исполнителям движениями головы. В данный временной промежуток исполнялись преимущественно образцы светской музыки для сопровождения разных мероприятий, таких как свадьбы, крещения, похороны.

Следующий этап развития дирижерства приходится на XIX век, когда знаменитые музыканты по всему миру создали собственные школы дирижирования: Гектор Берлиоз (Франция), Ференц Лист (Германия), Рихард Штраус (Германия)

и Василий Сафонов (Россия). В Китае оно почти не развивалось вплоть до 1990 года, когда были предприняты первые попытки создания учебных пособий и методик обучения хоровых дирижеров, а также было написано около 100 научных статей на данную тему.

Если говорить об теоретическом содержании учебных программ обеих стран, то они имеют больше схожих черт. В рамках изучения приемов хорового дирижирования студенты начинают учиться тактированию, в основе которой лежат определенные паттерны движений. Подразумевается, что, реализуя эти схемы, хоровой дирижер побуждает исполнителя исполнить отрепетированную композицию с точки зрения темпа, метрики и фразировки. Соответственно, от студентов ожидаются следующие результаты - в публикациях экспертов упоминается поза со слегка расставленными ногами, когда одна нога слегка выдвинута вперед [2,3]. Ноги остаются на месте - дирижер не ходит при дирижировании, не переступает и не делает шагов в сторону. Поза должна быть расслабленной, не требующей усилий, спокойной и допускать полуобороты туловища (от талии и выше) в обе стороны. Для рук дирижера также отведено определенное место. Они предварительно согнуты на высоте нижней части груди, слегка отведены от туловища, а локоть слегка приподнят, сжимаемый под тупым углом. Плечи расслаблены и опущены вниз. Жест дирижера всегда должен быть естественным и расслабленным (не поспешным и неосознанным, а каждое движение обдумано). По этой причине, даже на композициях с быстрым темпом, дирижер должен медленно воздействовать на певцов.

Данная деятельность объединена едиными принципами:

1. Принцип свободы движения, основа дирижерского искусства - это естественный жест, а если возникают напряжения в мышцах дирижера, то только для того, чтобы помочь в выполнении исполнительных задач;

2. Принцип графической ясности, разборчивости - быстрый путь к прочтению и пониманию жеста исполнителями;

3. Принцип экономики движения, который не ограничивает деятельность дирижера, а лишь влияет на концентрацию внимания хористов на главной исполнительной задаче.

В начале теоретической работы над музыкальным произведением в классе хорового дирижирования преподаватели стараются расширить музыкальный кругозор обучающихся путем выбора композиций из разных художественных периодов, например, Ренессанса. Они стараются знакомить их с выбранными композициями. Описывается исторический период, в который была написана данная композиция, объясняются отдельные элементы композиции музыкального произведения. При этом стоит отметить, что в обеих странах материалы, связанные с дирижерско-хоровой подготовкой, включены в состав методических учебников. В их состав не только включены такие те-

мы, как особенности работы хормейстера в детском хоре, специфика развития детского голоса, но и нотация музыкальных произведений. При этом, за исключением произведений акапелла, дается рекомендация о том, что выбранный хоровой репертуар желательно сопровождать аккомпанементом фортепиано.

Обучение хорового дирижера не заканчивается детальным изучением партитуры. Главным средством обучения дирижера являются его жесты, поэтому он должен уделять достаточное время подготовке мануальных приемов. Преподаватели учитывают, что опытному практикующему студенту часто приходится запоминать некоторые моменты (сложный такт и т.д.), чтобы их отрепетировать. Карл Шредер, немецкий виолончелист и дирижер, подчеркивал важность правильности движений хорового дирижера в чтении страниц партитуры.

В систему занятий будущего профессионала входят и вокальные упражнения, которые включают следующие виды заданий:

1. Акклиматизация голоса, выдох, проговарива-ние, общее «движение голосовых связок», подходящие упражнения - брумендо, упражнения для различного тембра голоса;

2. Индивидуальные упражнения, отрабатывающие различные аспекты пения - легато, стаккато, портаменто, динамические изменения, балансировку голоса;

3. Упражнения для улучшения техники речи и постановки голоса, фиксация голосовых позиций, упражнения для разгрузки голосовых связок. Данная практика особенно ценна для китайских студентов, которые должны разбираться в вокальной подготовке и правильной постановке голоса для проведения вокальных консультаций. Будущие хормейстеры могут работать с детскими и юношескими хорами в будущем, где изменения высоты (и, следовательно, диапазона) голоса идут рука об руку с гормональными изменениями. При этом во взрослых хорах голос часто сохраняется в течение многих лет при одном и том же расположении. Однако с возрастом высота голоса уменьшается, особенно у женщин.

На основании анализа состояния технических навыков и привычек пения солистов необходимо дать инструкции по дальнейшему вокальному саморазвитию или предложить рекомендации по вокальным упражнениям, которые могут помочь певцу в индивидуальном развитии. Соответственно, для пения важно ощущение, переживание правильного тона, связь формирования голоса со слуховым, сенсорно-физическим и эмоциональным опытом. Также необходимо воспринимать психологический настрой певцов, так как он в значительной степени проявляется в вокальной речи. Стоит отметить важность знаний хормейстера относительно базовой осведомленности о физиологии голосовой системы, о строении и возможностях голосовых связок. Это осознание необходимо для привития певцам хора правильных вокальных принципов и привычек.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см о см

Реализуются и дыхательные упражнения, куда входят задания на снятие напряжения и расслабление мышц лица, шеи, туловища.

Стоит отметить, что в рамках своей специальности студенты знакомятся с содержанием смежных дисциплин. Прежде всего, к таким предметам относится «История музыки», так как хормейстер должен иметь общее представление о том, когда была создана выбранная песня, а также о периоде, к которому относится музыкальное произведение. Изучаются и основы русского/китайского языка. Хорошее знание родного языка также является одной из основных предпосылок для эффективной работы хормейстера с точки зрения лингвистической интерпретации музыкального произведения для правильной артикуляции и декламации.

Иногда при интерпретации мелизмов возникают определенные дилеммы, как разделить слово так, чтобы согласная была произнесена в нужное время, чтобы вокал звучал как можно дольше, то есть, другими словами, следует ли делить слово на слоги по правилам русского/китайского языков. В учебную программу китайских университетов иногда включают географию. Дирижеру хоровых коллективов важно знать, где находится страна происхождения композиции. Благодаря осведомленности о культуре страны, в которой была создана песня, он сможет приблизиться к ее аутентичной интерпретации. Изучение психологии - важный предмет, так как студенты должны обладать базовым пониманием основ данной науки. Только при правильном постижении этой науки можно понять психику другого человека и уважать ее. А взаимное уважение более чем важно в любом коллективе.

Практическая деятельность студентов, которые обучаются как в китайских, так и в российских учебных заведениях, как правило, связана с концертными выступлениями. С этой целью проводятся репетиции хора, которые связаны с изучением и исполнением новых композиций, повторения репертуара, поддержания мотивации для сплочения коллектива. Многие теоретики советуют начинать репетицию с частично изученного материала, а затем пробовать исполнять новые композиции, чтобы ошибки не переносились в будущую профессиональную деятельность. При работе с малым количеством певцов для руководителя становится возможным уделить внимание каждому исполнителю, выделить слабые стороны каждого из них и, в конечном итоге, выровнять уровень всех членов группы [4, с. 169].

При этом во многих образовательных учреждениях план репетиции строится следующим образом: первые 10% времени посвящена вокальным упражнениям, которые служат для распевки и акклиматизации хора. Следующие 25% репетиционного времени следует посвятить самой сложной части, а именно, совершенствованию уже отрепетированных песен, затем отработке новых песен (около 35% времени). Следующие 15% времени следует посвятить ритмическим упражнениям,

чтобы не нагружать голосовые связки певцов. Еще 10% отведенного времени отводится на повторение уже отрепетированных песен, а оставшиеся 5% используются для решения организационных вопросов или для исполнения любимой песни солистов или хормейстера. Можно сделать выводы о том, что основной целью данной деятельности является совершенствование полученных практических навыков.

Сложность и продолжительность композиции имеют важное значение в построении репетиции. По данной причине новая песня должна соответствовать способностям и музыкальному уровню певцов. Хормейстер должен знать возможности своих певцов и подготовить такой репертуар, который укрепит их мотивацию к делу и страсть к музыке. Практическая деятельность хора может быть дополнена участием в музыкальных фестивалях и конкурсах, что важно для совершенствования техники пения, расширения репертуара или усиления мотивации певцов. Чжао Ваньюэ подмечает важность создания студенческих хоровых коллективов [6, с. 191].

К профессиональным компетенциям, которые будут получены хормейстерами по окончании обучения, относится, прежде всего, способность воспринимать и воспроизводить ритмические, мелодические и гармонические фигуры. Правильно интонировать и распознавать интервалы между ними, на слух или в нотной записи. В то же время проявлением глубокой музыкальной зрелости как у дирижеров хоровыми коллективами, так и у исполнителей музыкальных произведений, несомненно, является умение интерпретировать произведения [2].

Между замыслом композитора и исполнением произведения всегда будет существовать плоскость, отведенная исключительно для самих исполнителей, которым предоставляется возможность индивидуальной интерпретации. Помимо всего прочего, знание истории музыки считается само собой разумеющимся. Хормейстер должен уметь и правильно определить, с какой экспрессией и настроением будет представлена композиция. Перечисленные, а также другие качества - ответственность, самодисциплина, лидерство, умение признавать собственные ошибки и др., развиваются студентами в рамках обучения в образовательных учреждениях России и Китая.

Как отмечает А.В. Соловьев, «при решении дирижером хора творческих задач в процессе работы над сочинением важную роль играют наличие сформированных руководителем артистических навыков у хористов, высокий уровень их эрудиции, сформированные на высоком исполнительском уровне навыки коллективного музицирования и др. Именно поэтому профессиональная компетентность будущего дирижера хора строится на базисе сформированных у него психологических качеств - ярко выраженных лидерских качеств, умении завоевывать авторитет у членов хорового коллектива, эмоциональная открытость

в процессе выражения и демонстрации творческих намерений и др.» [5, с. 55]. Можно сделать выводы о том, что хормейстер должен быть артистичным, что связано с его внутренним и внешним темпераментом, внушением, созданием эмоциональных напряжений. Гектор Берлиоз утверждал, что дирижерское искусство должно быть не искусством руководства, а прежде всего интерпретацией. Успех дирижера должен поддерживаться потоком художественных чувств, невидимой нитью между лидером и оркестром.

Профессиональная деятельность хорового дирижера - это постоянный процесс самосовершенствования и накопления опыта. Он является своеобразным проводником в мире звуков, создаваемых во время репетиций и концертов, а также связующим звеном между партитурой произведения и ансамблем. В рамках его деятельности он решает поставленную задачу - представить слушателю собственную интерпретацию, прочитанную из нотной записи и подготовленную к исполнению композиции.

Современные высшие учебные заведения России и Китая ориентируются на развитие музыкального воображения, импровизации, исполнительной свободы и творческих компетенций среди будущих выпускников. Учебная программа является стилистически разнообразной и связана с активным участием студентов в образовательном процессе. В рамках теоретической деятельности изучаются музыкальные произведения, реализуются вокальные, дыхательные упражнения, получаются знания из смежных дисциплин, в рамках практической деятельности подразумевается участие в концертах и творческих конкурсах. Основное различие между данными системами проявляется в том, что хоровое искусство в Китае имеет непродолжительную историю развития, в то время как в России наблюдается преемственность традиций хоровой школы, что влияет на современные педагогические подходы к обучению.

Литература

1. Абдрафикова А. Р. Гуманистическая парадигма современного педагогического образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2012. - № 2. - С. 13-17.

2. Зорилова Л.С. О профессиональной подготовке хормейстера // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2013. - № 2. - С. 44-47.

3. Матсинова Д.Ф. Этапы становления дирижирования как самостоятельного вида исполнительской деятельности музыканта // Проблемы

современной науки и образования. - 2020. -№ 11. - С. 50-54.

4. Морозова Н.В. Роль репетиционной деятельности в формировании исполнительских умений студента-хормейстера музыкального колледжа // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 78. - С. 168171.

5. Соловьёв А.В. Формирование личностно значимых профессиональных качеств у будущих дирижеров хора в вузе: проблемы и пути решения // Мир науки. Педагогика и психология. -2018. - Т. 6. - № 3. - С. 51-56.

6. Чжао Ваньюэ. Современное дирижерско-хоровое образование в Китае: персоналии и научно-педагогические исследования // Человеческий капитал. - 2020. - № 3 - С. 187191.

PECULIARITIES OF MODERN PROFESSIONAL TRAINING OF CHOIR CONDUCTORS IN RUSSIA AND CHINA

Zhang Yuting

Herzen State Pedagogical University of Russia

This article is based on the question of comparing the current state of practical training of choir conductors in the conditions of higher education in China and Russia. The author has studied the methods and techniques of teaching, as well as the professional competences of future graduates obtained in the process of their training in this specialty on the basis of the analysis of the content of the curricula of well-known higher educational institutions in both countries. The article compares conducting and choral education in Russia and China. The author concludes that both countries have more similarities than differences, for example, they emphasize the development of necessary technical skills and aesthetic taste in the teaching of music-theoretical disciplines included in the curriculum of future conductors of choral ensembles. A brief history of conducting around the world was also summarized and presented.

Keywords: conductor and choir education, Russia, China, professional training, conducting, choir conductor training.

References

1. Abdrafikova A.R. Humanistic paradigm of modern pedagogical education // Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after. V.P. Astafieva. - 2012. - No. 2. - pp. 1317.

2. Zorilova L.S. On the professional training of a choirmaster // Culture and education: scientific and information magazine of universities of culture and arts. - 2013. - No. 2. - pp. 44-47.

3. Matsinova D.F. Stages of formation of conducting as an independent type of performing activity of a musician // Problems of modern science and education. - 2020. - No. 11. - pp. 50-54.

4. Morozova N.V. The role of rehearsal activities in the formation of performing skills of a music college student choirmaster // Problems of modern pedagogical education. - 2023. - No. 78. - pp. 168-171.

5. Solovyov A.V. Formation of personally significant professional qualities in future choir conductors at a university: problems and solutions // World of Science. Pedagogy and psychology. -2018. - T.6. - No. 3. - pp. 51-56.

6. Zhao Wanyue. Modern conducting and choral education in China: personalities and scientific and pedagogical research // Human capital. - 2020. - No. 3 - P. 187-191.

сз о

CO

-a

I=i А —i о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.