Научная статья на тему 'Особенности современного состояния молодежной политической культуры в России'

Особенности современного состояния молодежной политической культуры в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
762
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / POLITICAL CULTURE / POLITICAL SOCIALIZATION / POLITICAL YOUTH CULTURE / THE STATE YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Умарова Аза Ахмедовна

Статья раскрывает авторский взгляд на вопрос современного состояния молодежной политической культуры в России, содержит обоснование доминирующей роли системы образования в осуществлении политической социализации молодежи, формировании ее политико-культурных установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the modern youth political culture in Russia

The article reveals the author's view on the issue of the current state of youth political culture in Russia, provides justification for the dominant role of education in the political socialization of youth, the formation of its political and cultural attitudes.

Текст научной работы на тему «Особенности современного состояния молодежной политической культуры в России»

УДК 323(470) ББК 66.3 (2 РОСТ) 1. У-52

Умарова Аза Ахмедовна, директор Гудермесского педагогического колледжа, т.: 89284792187.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ

(рецензирована)

Статья раскрывает авторский взгляд на вопрос современного состояния молодежной политической культуры в России, содержит обоснование доминирующей роли системы образования в осуществлении политической социализации молодежи, формировании ее политико-культурных установок.

Ключевые слова: политическая культура, политическая социализация, молодежная политическая культура, государственная молодежная политика.

Umarova Aza Akhmedovna, director of Gudermes Teachers’ College, tel.: 89284792187. FEATURES OF THE MODERN YOUTH POLITICAL CULTURE IN RUSSIA

The article reveals the author's view on the issue of the current state of youth political culture in Russia, provides justification for the dominant role of education in the political socialization of youth, the formation of its political and cultural attitudes.

Keywords: political culture, political socialization, political youth culture, the state youth policy.

Вопрос определения доминирующей тенденции российской политической культуры сегодня не может не волновать. Появились прогнозы возврата к авторитарному прошлому, обусловленные данными опросов, свидетельствующих о ностальгии населения по порядку. Сложно ответить на вопрос, каков характер молодежной постсоветской политической культуры, потому, что ее носители -молодое поколение российских граждан - все еще вовлечены в процессы политической социализации. Необходимо принять во внимание и то обстоятельство, что политико-культурные установки молодежи могут изменяться по мере взросления.

Молодежная политическая культура - составная часть политической культуры общества. Тема политической культуры России достаточно широко обсуждается в последние годы в нашей политологической литературе. Вклад в ее исследование внесли историки, философы, культурологи.

В условиях трансформации политической системы в России возрастает роль и значение политической социализации, результатом которой должна быть новая политическая культура населения. В СССР мы имели стабильную интегрированную непротиворечивую политическую культуру общества, групп, граждан за счет эффективной социализации через семью, школу, вузы, СМИ, общественные организации и, наконец, КПСС. Однако, следует иметь ввиду то обстоятельство, что эффективность политической социализации в советский период обеспечивалась жесточайшим контролем в отношении институтов социализации [7].

Политическая культура постсоветской России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Развитие рыночных отношений и политической демократии меняет источники и способы формирования политической культуры, то есть зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида не создает предпосылок для диалога власти и общества, делает этот процесс менее управляемым, а формирование политической ориентации различными агентами социализации иногда построены таким образом, что затрудняют достижение согласия в обществе по базовым ценностям [7].

В любом обществе наряду с политической культурой существуют различные политические субкультуры. Анализ политической культуры молодых людей предоставляет уникальную возможность изучения политико-культурных норм, в значительной степени сформировавшихся в новых политикоинституциональных условиях. Следует отметить, что молодежи в обществе принадлежало и принадлежит ключевое место. Это возрастная группа, которая со временем занимает ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах, а в XXI в. будет решать задачи, контуры которых сейчас трудно различимы. Значительное внимание молодым поколениям уделяют страны мира, государственные, общественные и частные структуры и институты, международные организации. Среди молодежи сегодня отчетливо выделяются несколько возрастных групп: младшая - это когорта 15-17-летних молодых людей,

«чистая пост советская» генерация юношества; средняя возрастная группа (18-24 года) - своего рода «переходный возраст» от юности к состоянию «молодых взрослых»; старшие в этой группе еще были пионерами и комсомольцами, они хорошо помнят свое советское детство, но неоднозначно к нему относятся, находятся в поре становления, обучения, выстраивания жизненного сценария [1]. Молодежь трезво оценивает отношение власти и общества к себе как безразличное или откровенно потребительское. Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха. Отсюда явно потребительское отношение к этим основополагающим ценностям.

За последние годы в результате непродуманной молодежной политики государства произошло отторжение молодого поколения от тех культурно-исторических ценностей, которыми жил и благодаря которым еще живет более старшее поколение. У молодежи уже нет той социально-нравственной настороженности к богатству. Наметившиеся тенденции к социокультурному регрессу молодежи сегодня, к сожалению, не компенсируются государственными мерами по улучшению качества ее жизни. Из-за отсутствия у государства внятных и всеми поддерживаемых целей общественного развития, мобилизирую-щих ценностей и идеалов молодежь теряет ощущение Родины. Ценностные и идейные ориентации молодежи, конечно, в немалой степени производное от того системного кризиса, который существует в России, очевидно, что происходит разрушение человеческого потенциала в таких жизненно важных сферах общества, как образование и наука. Как утверждают некоторые авторы, сегодня пути решения проблем молодежи лежат в совершенствовании системы государственной молодежной политики, а также в решении фундаментальных вопросов развития российского общества [6]. Признаки деградации значительной части молодого поколения, только вступающего в жизнь, - тревожные симптомы, свидетельствующие о наличии глубокой и системной социальной деградации как результата кризиса универсальных социальных ценностей, общезначимых идеалов, массового развития потребительских интересов.

Системе образования принадлежит наиболее ответственная роль в осуществлении политической социализации молодежи. Учебные заведения во многом определяют политические, экономические и даже нравственные возможности государств. Уровень образования, пожалуй, один самых могучих базовых объективных факторов, который влияет на электоральные ориентации. В России сегодня в средние и высшие образовательные учреждения приходят выпускники школ, не обладающие даже минимальными представлениями о гражданственности и правах человека. Но и заканчивая вузы, они остаются столь же неграмотными. Поколение, заканчивающее сегодня вузы и университеты, через 10-15 лет сменит правящую элиту в сфере политики, экономики, администрации и управления, социальной сфере. Какие политические знания получит это поколение, и какие усвоит ценности, такой и будет политическая культура российского общества через эти 10 -15 лет.

Сфера образования способна сфокусировать ментальную энергию общества на решение тех или иных социальных задач. Но эта энергия ментального характера способна либо усугубить процесс уже достаточно очевидной нравственной деградации современного российского социума, сделать его практически необратимым, либо, напротив, переломить деструктивные тенденции, преодолеть все более углубляющийся всесторонний раскол общества, внести долгожданную гармонию во взаимодействие разнонаправленных "векторов" мотивов, интересов, приоритетов и ценностей в поведении как индивидов, так и общественных групп разного уровня и масштаба. Важно осознать, что сфера образования находится не только в социально-экономической и социокультурной среде, но и в среде политической, в том динамичном идеологическом и политическом пространстве, которое, вне всякого сомнения, оказывает огромное влияние на школу, предопределяя, прежде всего, ее общие целевые установки и критерии [3].

Сегодня российская система образования переживает кризис, который является отражением системного кризиса общества, возникшего с распадом прежнего режима, и сопровождается разрушением традиционных ценностей и деструкцией личности. Кризис в полной мере захватил и политическое образование. Однако это вовсе не означает, что сделать ничего нельзя, и, поэтому, все усилия бессмысленны. Мы склонны полагать, что образование - именно та сфера переходного общества, воздействие на которую наиболее продуктивно для того, чтобы вывести его из кризиса. Интеллектуальные и материальные инвестиции в образование в этом аспекте более выгодны, чем в любые другие сферы.

Когда в обществе не сложился консенсус относительно направления и целей его развития, попытки навязать обучающимся ценности демократии, как им в свое время навязывались догматы марксизма-ленинизма, может дать обратные результаты, даже если они совершаются с благими намерениями. Но и деидеологизация мира политики невозможна в принципе, ибо ответственное политическое участие в любой форме предполагает обладание определенным ценностным видением мира. Для переходного общества про-

блема формирования гражданственной политической культуры в образовательном процессе состоит, прежде всего, в демифологизации обыденного, унаследованного от тоталитарной социализации представления о мире политики через адекватное концептуальное и фактологическое знание, которое способно сделать политический процесс более прозрачным для понимания. Степень ее решения определяется тем, насколько абстракты теоретико-концептуальные построения политологии удается раскрыть в конкретном контексте национальной политической традиции России, ее культурно-исторического опыта и современной реальности, т.е. от решения проблемы концептуальной эквивалентности. Одна из основных целей преподавания, как нам представляется, должна заключаться в максимальном совершенствовании способности студентов самостоятельно анализировать и интерпретировать на основе полученного знания смысл и динамику событий политической жизни с тем, чтобы они в будущем, после завершения обучения, могли не только ориентироваться в происходящих процессах, но и целенаправленно воздействовать на принятие политических решений в соответствии со своими ролями в обществе - просто ответственных и сознательных избирателей, работников СМИ, сотрудников административного аппарата, представителей бизнеса, академической науки и высшей школы и пр. Эта цель предполагает формирование деятельностного отношения к объекту познания. Ее достижению способствует активное осмысление обучающимися получаемой на занятиях информации через личный опыт участия в различных формах живого политического процесса вне учебного заведения - в избирательных кампаниях, в деятельности общественных организаций, на стажировке в административных структурах. Важной задачей является поддержание разнообразных контактов с политическим окружением, обеспечивающих возможность приобретения студентами такого опыта. При создании программ политического образования полезно учитывать не только положительный, но и отрицательный опыт, с тем, чтобы избежать повторения ошибок. Для возрождения интереса молодежи к политике и политическому образованию, ей необходимо показать, каким образом и зачем она может участвовать в политическом процессе. Образовательные потребности будущего находят свое воплощение в развитии системы непрерывного дистанционного интерактивного образования на базе телекоммуникационных технологий, которые снимают пространственно-временные и национальные ограничения.

Таким образом, сегодня российская система образования переживает кризис, который является отражением системного кризиса общества, возникшего с распадом прежнего режима, и сопровождается разрушением традиционных ценностей и деструкцией личности. Сфера образования, находится не только в социально-экономической и социокультурной среде, но и в среде политической, в том динамичном идеологическом и политическом пространстве, которое, вне всякого сомнения, оказывает на нее огромное влияние. В России усложняются и изменяются требования к процессу политической социализации, который осуществляется в системе среднего и высшего образования.

Литература:

1. Волков Ю.Г. Социология молодежи: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001.

2. Политическая культура и политическое сознание. Политическая культура, теория и национальные модели / Гаджиев К.С. [и др.]. М.: Интерпракс, 1994.

3. Гусев В.Л. Молодежная субкультура в политической культуре общества: социально-философский анализ: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. М., 2005.

4. Образы власти в политической культуре. М.: МОНФ, 2000.

5. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

6. Сунгатуллина Г. Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи, приобретающих опыт социально-значимой деятельности // Вестник МГУ. Серия 18, Социология и политология. 2002. №3. С. 158-163.

7. Шевченко Ю.Д. Власть и политическая культура: воздействие политических институтов на советские и постсоветские культурные ценности. Образы власти в политической культуре России / под ред. Е.Б. Шестопал. М.: МОнФ, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.