Научная статья на тему 'О проблемах формирования ценностных основ политической молодежной субкультуры'

О проблемах формирования ценностных основ политической молодежной субкультуры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
299
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ И ПОЛИТИ6 ЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА КАК АГЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКСИОЛОГИЗА6 ЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шульчева Ольга Борисовна

В статье рассматриваются вопросы формирования политических ориентаций молодежи: осо6 бенности молодежной политической субкультуры, формирование позитивных ценностей поли6 тической культуры молодежи. Автор определяет роль высшей школы как активного агента поли6 тической аксиологизации, как институт, отражающий прогрессивную политическую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах формирования ценностных основ политической молодежной субкультуры»

Шульчева О.Б.

Оренбургский государственный аграрный университет E-mail: shulcheva@mail.ru

О ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются вопросы формирования политических ориентаций молодежи: особенности молодежной политической субкультуры, формирование позитивных ценностей политической культуры молодежи. Автор определяет роль высшей школы как активного агента политической аксиологизации, как институт, отражающий прогрессивную политическую культуру.

Ключевые слова: политическая молодежная субкультура, ценности гражданской и политической культуры, политические ориентации, высшая школа как агент политической аксиологиза-ции.

Поступательное развитие политической истории - это не только становление и развитие государства, утверждение и смена тех или иных форм его устройства и правления, но и развитие социальных субъектов политики -личности, различных групп населения, общества в целом. В процессе этого развития субъекты политики усваивают ту или иную политическую культуру, которая соответственно своему характеру оказывает влияние на политическую жизнь, политический процесс. Воздействие ее настолько сильное, что ученые считают политическую культуру существеннейшей частью политической системы общества.

Важнейший компонент любой политической культуры - это ценности, то есть такие политические знания, представления, которые рассматриваются субъектом политического действия в качестве нерасторжимых с его существованием, придают значимость, смысл его поступкам, ориентируют его действия в политике. Их потеря переживается как личная трагедия, крушение привычного и дорогого круга факторов, определяющих границы и принципы бытия. Ценности - это мотивационный базис политической культуры, а их деградация оборачивается ее разрушением. Политическая культура в таком случае перестает быть авторитетной инстанцией, способной регулировать поведение людей, начинается интенсивный поиск иной системы ценностей и политических ориентаций.

Следствием специфического развития политических ценностей в жизни стран и регионов, социальных, этнических, религиозных и других субъектов политики являются такие образования, как политические субкультуры [1].

Политические субкультуры проявляются в различных ценностных подходах людей, ис-

поведующих один и тот же тип политической культуры, к тем или иным политическим реалиям: к власти, политическим режимам, партиям, политическим элитам, событиям. Любая политическая субкультура включает в себя и то общее, что характеризует доминирующую в обществе политическую культуру, и то специфическое, что отличает данную субкультуру [2]. В этом случае различают: женскую, молодежную, религиозную, региональную, социоэкономическую, возрастную и другие субкультуры.

Значительной спецификой отличается молодежная политическая субкультура России. Результаты многочисленных исследований позволяют сделать выводы о наличии существенных различий в базовых политических ценностях молодежи и старших поколений. Поведение молодежи в определенной мере, является распредмеченным слепком с конкретного общества, и в тоже время, существенно отличается от поведения, например, ветеранов.

Установлено, что ведущую роль в определении характера политической культуры, господствующей в обществе, играют две пары ценностей; во-первых, «порядка и развития», и, во-вторых, «равенства и свободы». По данным ВЦИОМ около 74% представителей старшего поколения в России считают себя приверженцами равенства, порядка, но более 80% молодого поколения - свободы и развития.

Такое соотношение объясняется долгие годы господствующей в нашем обществе особенностью политической культуры, опирающейся на гипертрофированные ценности порядка и равенства.

По данным политологических исследований в настоящее время наблюдается ценностный сдвиг в сторону стремления к свободе,

гражданским правам, инициативе, политической активности, носителями которых являются молодые.

Молодой «политический человек» современной России настроен оптимистичнее по отношению к реформам, чем старшие соотечественники. Как показали наши опросы, проведенные среди студентов ряда вузов (Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбургский государственный университет, Оренбургский Государственный аграрный университет - 140 человек), молодежь поддерживает партию власти, но не потому, что та их морально устраивает, а из надежды, что власть сможет модернизировать страну на путях рынка и демократических свобод.

Эти же исследования фиксируют, что историческая память современных молодых россиян значительно релятивизирована. Их идеологические ценностные предпочтения не носят характера глубоких убеждений. Политическое сознание молодых обслуживает их личное выживание в неустойчивом социальном мире, дает им возможность уходить от размышлений о глобальных проблемах современности; между тем, именно эти проблемы больше всего затрагивают стратегические интересы молодых.

Однако отметим, что в молодежной политической субкультуре сегодняшней России наблюдается своеобразно отличающие от изученных и существующих в мировой политической практике черты - политическая апатия и нигилизм молодежи, пренебрежение к духовно политическим ценностям, одновременно - рост агрессии и экстремизма. Эти особенности вытекают из трудностей перехода от тоталитаризма к демократии, ошибок и отчуждения власти от личности, от структурирующего гражданского общества.

Данные тенденции связаны также с общей проблемой современной российской политической культуры, суть которой состоит в следующем: старая сумма политических знаний, ценностей утратила, для молодежи свою значимость, силу идеологического фундамента, но эти ценности не были заменены новыми. Однако, очевидно, что именно политические ценности составляют сущностную основу политической культуры молодежи. Следовательно, необходимо восстановить политическое образование и воспитание молодежи, на новом качественном и содержательном уровне.

В определенной мере восполнить пробел политического воспитания в масштабах обще-

ства призвана высшая школа, где предусмотрено изучения ряда политологических дисциплин. В данном случае важно, что высшая школа является активным агентом политической аксиологизации, как институт отражающий прогрессивную политическую культуру. Линия на углубление и усиление политического обучения в ВУЗе соответствует важным тенденциям современного образовательного процесса - его гуманизации и гуманитаризации. Среди российских ВУЗов особая роль в этом плане принадлежит университетам (ОГУ), которые, исходя из характера обучения, распространяют универсальные знания, в том числе в спектре широкой обществоведческой проблематики.

Освоение политических ценностей студентами ОГУ происходит как прямым, так и опосредованным путем в ходе политической, воспитательной, общественной деятельности самих студентов, и в рамках изучения курсов политологии и политической социологии. Обучение студентов всех специальностей имеет своей целью: во-первых - политическую социализацию личности студента; во-вторых - расширения кругозора специалистов, которые смогут анализировать свои профессиональные проблемы с учетом политических тенденций.

Так, студенты будущие юристы, изучая основы политической теории, осмысливают особенности своей профессии в процессе комплексного анализа правовых и политических проблем.

Другой пример. Как доказывается политическими исследованиями, важным условием формирования позитивных ценностей политической культуры является демократические выборы. В настоящее время стремление к повышению электоральной активности студентов ставит перед преподавателем-полито-логом две группы задач: 1 - познавательная: помочь студентам освоить современную избирательную проблематику путем изучения теоретических основ избирательных процессов; 2- аксиологическая - формирование у студентов понимания выборов как ценности современной демократии. В плане решения этой существенной проблемы необходимо приобщение студентов к практике избирательного процесса через участие в рейтинговом голосовании, социологических группах, через партийную молодежную работу. Таким способом осуществляется главная цель политической социализации - экстериоризация -

интериоризация базовых политических ценностей.

Итак, как известно, процесс формирования политической культуры идет практически всю жизнь человека. Существуют критерии, с помощью которых можно измерить ценностный уровень политической культуры молодежи на конкретном этапе.

Показателем первого уровня является: внимание к политическим событиям; обладание политической информацией и наличие собственного мнения; компетентность в сфере политики.

Более высокий уровень - это ценностное отношение к политике и политической системе.

Показатель самого высокого уровня -степень реализации ценностных установок через участие в политической жизни общества, предполагающий разнообразные формы политической активности.

Процесс формирования политической культуры молодежи должен охватывать все данные уровни. Особенно актуализированы они в системе высшего образования, являющейся своеобразным срезом молодежной субкультуры. Действительно, на студенческой скамье активизируется свобода выбора политических ценностей, что сегодня сделать правильно очень не просто. В таких условиях педагогам приходится решать сложные задачи политического воспитания и образования студенческой молодежи, учитывая ряд условий:

- во-первых, формировать политическую культуру можно лишь на основе глубоких зна-

ний о политике. При этом важно определить, какой объем знаний и какого содержания знания необходимы студентам для того, чтобы стать политически культурным человеком;

- во-вторых, воспитывать политическую культуру нужно лишь на основе ценностей толерантности. Общаясь со студентами, важно постоянно показывать разнообразие существующих мнении, взглядов, теории, точек зрения на важнейшие вопросы политической жизни; формировать уважение к чужому мнению, плюрализм, готовность к компромиссам;

- в-третьих, молодежь естественно стремится к участию в формальных и неформальных объединениям. Следует использовать позитивно эту практику.

Наконец, очевидно, что политическая культура тесно связана с гражданской культурой, поэтому формирование ценностей гражданской и политической культуры должно осуществляться как единый процесс, основанный на общечеловеческих гуманистических ценностях.

Таким образом, проблема формирования ценностных основ политической молодежной субкультуры чрезвычайно актуальна, поскольку молодежь, находясь по решающей стадии становления личности, наиболее подвержена политическим, социальным влияниям. Помочь студенту найти себя как гражданина, в сложнейшем мире социума -трудная и необходимая обязанность педагога ВУЗа.

18.01.11

Список литературы:

1. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. - М., 2003. - С.14.

2. Политическая культура: Теория и национальные модели. - Гаджиев К.С., Гудименко Д.В., и др. - М.: - Интерпракс, 1994. - С.52.

3. International Encyclopedia of Social Sciences. N.Y., 1961, V.I.P.218.

Сведения об авторе: Шульчева Ольга Борисовна, доцент кафедры философии Оренбургского государственного аграрного университета, кандидат политических наук, доцент 460014, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, д. 14, тел. 89068362558, e-mail: shulcheva@mail.ru

UDC 316.723-053.8:32:378 Shulcheva O.B.

ABOUT THE PROBLEMS OF VALUE BASES FORMATION OF POLITICAL YOUTH SUBCULTURE

In article questions of formation of political orientations of youth are considered: features of youth political subculture, formation of positive values of political culture of youth. The author defines a higher school role as the active agent of political axiologisation as the institute reflecting progressive political culture. Keywords: political youth subculture, values of civil and political culture, political orientations, the higher school as the agent of political axiologisation.

Bibliography

1. Keyzerov N.M. Political and legal culture. Methodological problems. - Moscow, 2003. - P14

2. Gajiev K.S., Gudimenko D.V. Political culture: the theory and national models. Moscow, 1994. - P.52 3.International Encyclopedia of Social Sciences. N.Y, 1961, V.I.P.218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.