Научная статья на тему 'Тенденции и механизмы воздействия молодежной политической культуры на политический процесс'

Тенденции и механизмы воздействия молодежной политической культуры на политический процесс Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
534
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СУБКУЛЬТУРА / POLICY / POLITICAL SYSTEM / POLITICAL PROCESS / YOUTH / YOUTH POLITICAL CULTURE / SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова Юлия Валентиновна, Крикунова Валентина Александровна

Статья посвящена изучению взаимодействия молодежной политической культуры и политического процесса в современной России. Молодежная политическая культура понимается как совокупность политических знаний, идей, ценностей, моделей политических действий молодежи. Рассмотрены функции молодежной политической культуры, тенденции преобразования политического процесса, механизмы влияния политической культуры на политический процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Иванова Юлия Валентиновна, Крикунова Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies and Mechanisms of Youth Political Culture Influence on Political Process

Article is devoted to study of interaction of youth political culture and political process in modern Russia. The youth political culture is understood as set of political knowledge, ideas, values, models of political actions of youth. Functions of youth political culture, a tendency of transformation of political process, mechanisms of influence of political culture on political process are considered

Текст научной работы на тему «Тенденции и механизмы воздействия молодежной политической культуры на политический процесс»

Политология

УДК 329.78

Иванова Юлия Валентиновна Julia Ivanova

Крикунова Валентина Александровна Valentina Krikunova

ТЕНДЕНЦИИ И МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

TENDENCIES AND MECHANISMS OF YOUTH POLITICAL CULTURE INFLUENCE ON POLITICAL PROCESS

Статья посвящена изучению взаимодействия молодежной политической культуры и политического процесса в современной России. Молодежная политическая культура понимается как совокупность политических знаний, идей, ценностей, моделей политических действий молодежи. Рассмотрены функции молодежной политической культуры, тенденции преобразования политического процесса, механизмы влияния политической культуры на политический процесс

Ключевые слова: политика, политическая система, политический процесс, молодежь, молодежная политическая культура, субкультура

Article is devoted to study of interaction of youth political culture and political process in modern Russia. The youth political culture is understood as set of political knowledge, ideas, values, models of political actions of youth. Functions of youth political culture, a tendency of transformation of political process, mechanisms of influence of political culture on political process are considered

Key words: policy, political system, political process, youth, youth political culture, subculture

Противоречивый процесс модернизации российского общества определяет современный характер взаимодействия политики и культуры в нашей стране. Молодежная политическая культура как специфический круг явлений оказывает собственное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов. Молодежную политическую культуру можно определить как совокупность политических знаний, идей, концепций, убеждений, традиций и ценностей, ментальности и коллективных

представлений, образцов политического поведения молодежи, а также моделей политических действий, вносящих определенный порядок и значение в политический процесс. Молодежную политическую культуру можно представить, с одной стороны, как часть общей культуры, а с другой — как некий синтез значимых политических характеристик молодежи.

Анализируя представления о генезисе молодежной политической культуры в политологии, подчеркнем, что формирование концепции молодежной политической культуры дает возможность выявить связи меж-

ду политическим поведением молодежи и «поведением» политической системы, проследить влияние молодежной политической культуры на политический процесс. Регулятивное воздействие молодежной политической культуры на политическую ситуацию в условиях борьбы мнений, политических доктрин, противоборства носителей различных идеологий позволяет обеспечивать определенную устойчивость политической системы. Взаимовлияние и взаимозависимость молодежной политической культуры и политического процесса наиболее четко проявляется через молодежную политику. Молодежная политика активно влияет на культуру через выработку соответствующей культурной политики, а культура определяет характер молодежной политики.

К наиболее устойчивым функциям молодежной политической культуры в политической жизни можно отнести следующие:

— идентификации, раскрывающую постоянную потребность молодежи в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании своих интересов;

— ориентации, характеризующую стремление молодежи к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

— предписания (программирования), выражающую приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения молодежи;

— адаптации, фиксирующую потребность молодежи в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления ее прав и властных полномочий;

— социализации, характеризующуюся обретением молодежью определенных навыков и свойств, позволяющих ей реализо-вывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

— интеграции (дезинтеграции), обеспечивающую различным группам молодежи возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с молодежью в целом;

— коммуникации, обеспечивающую взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

В целом в процессе реализации своих функций молодежная политическая культура способна оказывать троякое влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные для общества формы политической жизни. В силу устойчивости ценностных ориентаций в период проводимых государством реформ молодежь может поддерживать прежние политические порядки, противодействуя новым целям и ценностям.

Во-вторых, молодежная политическая культура способна порождать новые, не традиционные для общества формы социальной и политической жизни. На уровне общества в целом такие инновационные методы воздействия на политический процесс осуществляются под влиянием выработанных в лоне молодежной политической культуры идеологий или заимствованных технологий, методик осуществления тех или иных задач (например, проведение избирательных кампаний).

В-третьих, молодежная политическая культура обладает возможностью комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства. Сохраняя базовые, характерные для правящего режима и большинства молодежи ценности и образцы поведения, она дает возможность имплантировать в социальную ткань конкретных обществ новые механизмы политического взаимодействия, обновлять и реконструировать текущие политические традиции.

В различных исторических условиях некоторые функции молодежной поли-

тической культуры могут угасать и даже прекращать свое действие. В частности, в условиях кризиса может значительно снижаться коммуникативная способность политических норм государственной жизни, в результате чего обостряется полемика между различными группами молодежи и особенно теми, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность молодежной политической культуры к дезинтеграции систем правления.

Полагаем, что политический процесс преобразуется под воздействием молодежной политической культуры через ее поведенческие компоненты. Например, молодежная политическая культура органически связана с правовой культурой, нравственностью, идеологией. Политическая идеология, являясь ядром молодежной политической культуры, определяет содержание и объем права, выбор нравственных норм и принципов молодежи. Преобразование политических ценностей, норм и идеалов ведет к изменению образов поведения молодежи и модели ее действий.

К числу наиболее характерных тенденций преобразования политического процесса посредством молодежной политической культуры можно отнести следующие:

1) молодежная политическая культура, воздействуя на политический процесс, тем самым оказывает влияние на всю систему позиций и ориентаций участников данной политической системы. Взаимосвязь молодежной политической культуры с сущностными характеристиками политической системы можно отразить в следующих составляющих: целенаправленность, осуществление властных функций в обществе, упорядочивающих воздействие на весь спектр социальных отношений. Каждый индивид в зависимости от уровня вовлеченности в политический процесс определяет для себя политические идеи и установки, на их основе выстраивая свое политическое поведение, свою политическую ориентацию. Вследствие этого трансформация

элементов молодежной политической культуры ведет за собой трансформацию политического процесса;

2) к числу наиболее действенных факторов политико-культурного влияния на политический процесс следует отнести печатные и электронные средства массовой информации, которые оказывают воздействие на политическое сознание и мировоззрение молодежи и становятся катализатором политического процесса. Получившее широкое распространение манипулирование информацией привносит в политическую культуру новые варианты политического поведения и моделей действий молодежи как участников политического процесса.

Основываясь на идеях В.Ф. Пенькова, анализирующего механизмы влияния политической культуры на политический процесс, укажем на три группы механизмов, выделенных в зависимости от доминирующего признака: политико-аксиологические (социальная селекция и утверждение определенных политических ценностей) , политико-идеологические (формирование и формализация идеологий, программ политических партий, их состязательность, рекрутирование сторонников) и политико-правовые (избирательная система) [5; С. 280]. Указанные механизмы стоит кратко охарактеризовать.

1. Политико-аксиологические механизмы влияния. Ядро молодежной политической культуры составляет система ценностей, а его качественное насыщение во многом предопределяет уровень влияния на политический процесс.

2. Политико-идеологические механизмы влияния проявляются в формировании и формализации идеологий, находящих свое отражение в программах политических партий и движений, в документах общественно-политических организаций, предвыборных блоков, объединений и коалиций. Степень вовлеченности молодежи в политический процесс зависит от их конкуренции, а также набора новых сторонников.

3. Политико-правовые механизмы влияния. Успешное проведение выборов и при-

знание обществом их результатов — важный признак способности общества решать стоящие перед ним проблемы мирными политическими средствами. Укрепление принципов и механизмов реализации пассивного и активного избирательного права, а также права граждан на референдум в конституции России, закрепление правовых процедур, связанных с избирательным процессом и референдумом в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов, основанных на традициях политической культуры гражданского участия, убеждает, что за годы реформ в государстве создан и признан в обществе политико-правовой механизм формирования легитимной власти. Первостепенное значение для утверждения легитимности власти имеет поддержка ее со стороны широких слоев населения. В этой поддержке находят свое выражение политические и гражданские традиции, принимаемые ценности и идеологии, организация государства и общества.

Выявление сущности политического процесса, степени воздействия на него факторов политико-культурного свойства, определение аксиологических компонентов проблемы представляет особый научный интерес. Как правило, ценности рассматриваются в качестве регуляторов (либо руководящих принципов) политической жизни и поведения людей. По Э. Дюркгейму, это «коллективные представления», возникающие в процессе сотрудничества и солидарности людей; по Т. Парсонсу, «объекты субъективного интереса» и предпочтений какого-либо способа действий, определяющие тип политических отношений.

Воспринятые молодежью ценности, являющиеся целями ее политических действий и основными средствами их достижения, тем самым приобретают функцию важнейшего регулятора индивидуального политического поведения. Как отражение фундаментальных интересов, ценностные ориентации проявляют субъективные политические позиции молодых людей, их понимание мира политики.

Рассмотрение основных тенденций развития современного политического про-

цесса в России, с методологической точки зрения, целесообразно провести с использованием совокупности «структурно-функционального», «конфликтологического» и «поведенческого» подходов. Их применение позволяет выявить особенности структурных компонентов процесса, специфику их функций, раскрыть противоречия между участниками политического процесса, поскольку понять реальные политические процессы можно лишь выяснив, кто обладает властью и как он/они ее используют [5; С. 93].

Для современного российского общества во многом характерной является некая переходность, что сказывается и на его политической системе, и на политическом процессе как ее функциональном проявлении. На характер политического процесса накладывает отпечаток политическая цель, которую можно рассматривать как предвосхищение результатов политических действий, ради которых эти действия совершаются. Формирование политической цели неотделимо от выработки системы ценностей, а точнее, цель должна исходить из ценностных ориентаций. Ценности, закрепленные традициями, культивируемыми в социуме, представляют собой важный компонент молодежной политической культуры, во многом определяющий сущность политического процесса. От молодежи невозможно требовать сбалансированного поведения в рамках политического процесса, если не определены ценностные параметры общества, если консенсус как основа демократического порядка не утверждается в политической системе, если ценности (а значит, и их носители) находятся в борении друг с другом [5; С. 98].

Важнейшим фактором формирования ценностей молодежи является социализация, которая может контролироваться государством, а может осуществляться бесконтрольно. В процессе реформирования политической системы постсоветского периода, с одной стороны, многие институты социализации оказались разрушенными, трансформировался характер информационного воздействия на молодежь со сторо-

ны государства. Система воспроизводства политических ценностей была разрушена. С другой стороны, предпринималась попытка радикально изменить саму систему ценностей — от государственно-социалистической к либерально-капиталистической. Место государства заняли такие неконтролируемые субъекты воздействия, как улица, телевидение, Интернет и другие СМИ. Неконтролируемое развитие информационных технологий, доступ к которым имела преимущественно молодежь, сделало практически неуправляемым процесс формирования пространства политических ценностей российской молодежи и его политическую составляющую. Следствием этого стало отчуждение молодого поколения, неприятие официальной политики, неверие в то, что активное участие в политике может повлиять на ее результаты. Но в то же время у молодого поколения формировались такие качества, как ориентация на индивидуализм, инициативу, предприимчивость, приоритет частного интереса, расчет на собственные силы, ценность богатства как цели [6].

Молодежная политическая культура способна оказывать влияние на различные свойства политического процесса: на его субъектную и объектную стороны, скорость развития, степень конфликтности и другие.

Влияние молодежной политической культуры на субъектную сторону политического процесса проявляется в том, что молодежная политическая культура формирует настоящих и будущих участников политического процесса, готовит его кадровый резерв, будущую политическую элиту страны. При этом молодежная политическая культура поставляет наиболее активных, пассионарных политических деятелей, поскольку молодежь — это наиболее энергичная часть населения, полная творческих замыслов и сил для их осуществления. Находясь на стадии формирования жизненных ориентаций, интересов, поиска, овладения социальными ролями, молодежь является самой активной группой населения.

В этом отношении большой интерес

представляют результаты исследования ценностных ориентаций и достижитель-ских стратегий активистов молодежных движений, проведенного Фондом «Общественное мнение» и калининградским Фондом социальных и маркетинговых исследований в рамках проекта «Поколение-ХХ1: структура и "среды" достижительных стратегий» [2]. В исследовании отмечается, что молодежное движение создает уникальную среду, включающую как идеологию и организационную структуру, так и неформальное общение участников движения. Такая среда коренным образом отличается от других форм объединения молодежи — неформальных субкультурных образований или жестко организованных образовательных институтов ( школ, вузов). Молодежное движение представляет собой своеобразный гибрид формальной структуры и единения на основе общих интересов, целей, устремлений. Таким образом, наряду с индивидуализмом, личной активностью, амбициями у активистов присутствуют чувства коллективизма и товарищества.

Для активистов молодежных движений характерны определенный образ жизни, жизненная позиция, определенные личностные качества. Жизненные планы и ценности молодых активистов формируются вокруг трех основных категорий человеческой жизни: профессия, образование и личная жизнь. Активисты нацелены на работу в общественно-политической сфере, органах власти, а также на занятие высоких постов — руководителей организаций, депутатов, министров и т.п. Такие цели соотносятся с желанием иметь высокий статус и материальный уровень, а также с желанием действовать на благо страны, способствовать решению насущных общественных проблем. При этом у представителей оппозиционных движений выражена также наклонность к протесту, к борьбе против существующего политического режима.

Единственной возможностью достижения успеха, реализации своих целей активисты молодежных движений считают четкое планирование и понимание своих целей

и последовательное, планомерное движение к их реализации. Самым важным ресурсом для достижения цели оказываются личностные качества: трудолюбие, интеллект, воля, усердие. Помимо внутренних ресурсов в современных условиях немаловажны связи и знакомства. Отличительной чертой активистов молодежных движений является выделение в качестве значимого ресурса участия в движении или общественной организации, что может рассматриваться как одна из модификаций связей и знакомств. Согласно исследованию, молодежные активисты — это уникальная социальная группа в сравнении с молодежью в целом и студентами престижных вузов [2].

Влияние молодежной политической культуры на объектную сторону политического процесса проявляется в формировании проблемного поля, целей и направленности политического процесса. Молодежь вносит в политическую сферу свое видение проблем, ставит перед действующими политическими акторами актуальные для нее задачи, добивается их решения.

Как известно, современное российское общество, пережившее в конце прошлого века сложные трансформационные процессы, на современном этапе ставит перед собой задачи формирования дееспособного гражданского общества, строительства эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей. В этой связи актуально иметь обратную связь с теми, на кого ориентированы государственные реформы, узнать оценку, которую представители незащищенных и социально-уязвленных слоев населения, в частности молодежь, дают этим усилиям, как они характеризуют современное российское общество.

На основании проведенного в Иваново исследования В.Г. Борзенкова констатирует, что современная молодежь неоднозначно оценивает изменения, происходящие в российском обществе. Среди основных проблем современного российского общества, вызывающих озабоченность молодежи, можно отметить становление демократии, которая проходит сложный путь и находит

поводы для справедливой критики. Кроме того, выделяя ценности советской эпохи, молодежь отмечает социальные, культурные, нравственные достижения, примеры которых в современном российском обществе найти сложнее. Поэтому, характеризуя современное общество, молодежь в основном использует негативные качества [1].

Т.В. Павлова подчеркивает, что в современном обществе, для которого характерны процессы индивидуализации ( включая сферу коллективного действия), изменение характера политики и власти, проникновения политики в повседневность, когда основная борьба за гегемонию в обществе перемещается в сферу культуры, смысло-полагания, на первый план выдвигаются социокультурные аспекты, проблемы формирования коллективной идентичности в данном социокультурном и историческом контексте, способность новых социальных акторов предложить альтернативные проекты социальной организации и новых общественных институтов [4].

Влияние молодежной политической культуры на скорость развертывания политического процесса заключается, как правило, в его интенсификации и ускорении. Молодежь, как правило, настроена на новации в окружающей действительности, на борьбу с косностью и объективно способствует ускорению социального прогресса.

Влияние молодежной политической культуры на степень конфликтности политического процесса обусловлено социальными функциями и психологическими особенностями молодого поколения (нежеланием идти на компромиссы, неопытностью и психологической неуравновешенностью, острым восприятием социальных проблем и несправедливости) . Конфликтность отношения некоторой социальной группы к обществу в целом и активный протест против него фиксируется понятиями «нонконформизм» (несогласие, непринятие норм, ценностей, целей, доминирующих в конкретной группе или в конкретном обществе) и «контркультура». Молодежные контркультуры — это наиболее ра-

дикальные разновидности молодёжных субкультур, представляющих собой альтернативные системы социокультурных норм и ценностей, усваиваемых частью подростков и молодёжи в процессе социализации, выступающих индикатором уже имеющихся и только намечающихся в обществе социокультурных тенденций.

Оценка окружающего мира представителями молодежных контркультур абстрактна. Все контркультуры считают, что мир плох и несовершенен, однако вопрос «почему?» ими практически не ставится, чаще всего акцент делается на вопросе «кто виноват?», на поиске социальных сил и условий, которые препятствуют другой, более справедливой жизни. В.И. Красиков констатирует, что чем менее культурна и образованна среда, в которой возникла молодежная контркультура, «тем более конкретно-адресно указание на «врага», тем более связана негация с «традиционными врагами» мелкобуржуазной и рабочей среды или же этнических гетто» [3; С. 357-366].

Например, панк-культура выражает молодежный протест, направленный против власти старших возрастных групп, которая реализуется, прежде всего, в таких структурах, как государственная машина, корпорации и шоу-бизнес. Эти структуры, по мнению представителей контркультур, нормируют, подавляют, отравляют жизнь людей, особенно молодых. Унификация и бесцельность жизни человека в современном обществе гипертрофируется идеолога-

ми контркультур, вызывает их активный протест. Критическое отстранение от мира порождает у представителей контркультур ощущение собственной значимости. Из молодежных контркультур лишь хиппи и панки разработали свои идеалы позитивной свободы, объявив ее своей высшей ценностью. Свобода понимается ими как возможность делать так, как хочется, идти куда заблагорассудится, быть открытым для новых опытов. Свобода нужна не сама по себе, а как условие персонального роста, внешняя свобода — путь к внутренней.

Молодежные контркультуры в концентрированной форме выражают эмансипационные запросы молодых, их стремление к свободе выбора, самоопределения, жизненного экспериментирования. Как видно из молодежных лозунгов, молодым необходимы свобода, любовь и самореализация. Большинство молодежных контркультур удовлетворяется вызывающим поведением и времяпрепровождением, что если и не приветствуется взрослым обществом, то терпится, потому что обычно проходит к зрелому возрасту. Первоначальный радикализм 60-х гг. нынче переведен в русло плюрализма и взаимной терпимости, и общество за это время изменилось в сторону большей толерантности по отношению к молодежным контркультурам.

Итак, молодежная политическая культура оказывает многостороннее воздействие на политический процесс в стране, и это воздействие взаимно.

Литература

1. Борзенкова В.Г. Взгляд современной молодежи на российское общество. Тезисы доклада на III Всероссийском социологическом конгрессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.isras.ru/abstract_bank/1209045145.pdf.

2. Лебедев П.А. Ценностные ориентации и достижительские стратегии активистов молодежных движений в России. Тезисы доклада на III социологическом конгрессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/abstract_bank/1208422557.pdf.

3. Красиков В.И. Каково это — быть молодым: молодежные контркультуры и мировоззрение // Вызовы современности и философия: мат. «Круглого стола», посвященного Дню философии ЮНЕСКО. Кыргызско-Российский Славянский университет / Под общ. ред. И.И. Ивановой. Бишкек, 2004.

4. Павлова Т.В. Анализ социокультурного и исторического контекста социальных движений. Тезисы доклада на III Всероссийском социологическом конгрессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/abstract_bank/1210250425.pdf

5. Пеньков В.Ф. Политическая культура как фактор развития политического процесса в современной России: дис. ... д-ра полит. наук: 23.00.02: защищена 21.06.2002: утв.14.02.2002. М., 2002. 381 с. - Библиогр.: с. 355-381. С. 93.

6. Самсонова Е.А. Политические ценности российской молодежи в условиях социально-политических трансформаций 1990-х годов: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Саратов, 2008. 24 с.

Коротко об авторах_

Иванова Ю.В., д-р филос. наук, профессор, кафедра социологии и социальной работы, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ) ivanovayuv@gmail.com

Научные интересы: механизмы влияния политической культуры на политической процесс

Крикунова В.А., канд. полит. наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ) krikunova18@gmail.com

Научные интересы: механизмы влияния политической культуры на политической процесс

_Briefly about the authors

Y. Ivanova, Doctor of Philosophical Sciences, professor, Head of sociology and social work department, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky

Scientific interests: mechanism of political culture influence on political process

V. Krikunova, Candidate of Political Sciences, assistant professor of sociology and social work department, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky

Scientific interests: mechanism of political culture influence on political process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.