Научная статья на тему 'Проблемы формирования культуры легального политического действия молодежи Центрально-Черноземного региона'

Проблемы формирования культуры легального политического действия молодежи Центрально-Черноземного региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
106
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ЛЕГАЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Савенков Р. В.

В статье автор обосновывает тезис, что формирование потребности в политическом участии молодежи в сегодняшней России требуют от государства обратить особое внимание на создание эффективной системы формирования культуры легального политического действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Савенков Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования культуры легального политического действия молодежи Центрально-Черноземного региона»

УДК [323.2: 37.035.41(470.32)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛЕГАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖИ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО РЕГИОНА*

В статье автор обосновывает тезис, что формирование потребности в политическом участии молодежи в сегодняшней России требуют от государства обратить особое внимание на создание эффективной системы формирования культуры легального политического действия.

Ключевые слова: государственная молодежная политика, легальное политической действие, политическая культура, политическая социализация.

Рационально-активистская модель социального действия по «освоению» имеющихся политических и экономических ресурсов является одной из фундаментальных основ современного, демократически организованного общества. Если граждане теряют возможность участвовать в политической жизни, то становится практически невозможным определить, является государственное устройство той или иной страны демократическим или нет, поскольку утрачивается главный критерий, позволяющий отличать подлинно демократический процесс от формального ритуала, систематического манипулирования и управляемого согласия1.

Массовые протесты в крупных городах России против фальсификации итогов выборов в декабре 2011 года, весной 2012 года продемонстрировали способность горожан организовано и легально выражать свои политические предпочтения. В тоже время, столкновения с полицией во время «Марша миллионов» (май 2012 г.) свидетельствуют о перспективе массовой поддержки нелегальных и «полулегальных» форм политического действия.

Молодые люди в возрасте от 17 до 25 лет, как правило, являются носителями про-тестных мнений и более других социально-демографических групп склонны к нарушению правил политического участия и общественного порядка. Традиционно молодежь, как возрастная группа в целом, более других возрастных когорт ориентирована на новации и прогресс. К тому же молодыми россиянами более других освоены новые коммуникативные возможности социальных сетей в Интернет. Молодые люди имеют высокую мотивацию к общению, готовность к организованным действиям по защите «высоких идеалов» и критичное отношение к любой действующей власти. Кроме того, молодые люди имеют достаточно свободного времени для общественной активности.

Для того, чтобы политическая активность молодежи не привела к дестабилизации всей политической системы, необходимо эффективное функционирование институтов политической социализации. Политическая социализация — процесс включения человека в политическую систему. С точки зрения системы в процессе политической социализации происходит воспроизводство ее институтов, осуществляется преемственность важнейших политических ценностей. Необходимость этого процесса для сохранения системы связана, прежде всего, с приходом в политику новых поколений.

Человеку для его становления в качестве гражданина необходимо получить систему политических ценностей, идей, в которые он может верить, и ориентации в политической среде, которые позволят ему адаптироваться к ней. Политическая социализация на уровне индивида представляет собой перевод требований системы в структуру личности, интериоризацию ее ключевых политико-культурных элементов2.

Результат политической социализации проявляется в двух аспектах. Во-первъх, бесперебойное функционирование политической системы при смене поколений в поли-

* Статья подготовлена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Государственный контракт № 14.А18.21.0100.

1 Коэн Д. Гражданское общество и политическая теория. М., 2003. С. 28-29.

2 Шестопал Е.Б. Политическая психология. М., 2010. С. 241-242.

Р.В. САВЕНКОВ

Воронежский государственный университет

e-mail: [email protected]

тике. При этом взаимодействие политики и человека имеет конкретно-исторический характер. Каждая политическая система вырабатывает свои специфические механизмы вовлечения личности в политику. Каждому типу политического устройства соответствует определенный идеал «политического человека», гражданина. Политическое сознание и поведение во многом определяется этим эталоном, транслируемым институтами и агентами политической социализации.

Во-вторъ1Х — зрелый гражданин, который не подвержен колебаниям политической конъюнктуры, способен к принятию самостоятельных решений. Стержнем его личности станут выработанные в ходе политической социализации базовые убеждения и принципы, позволяющие сохранить личностную устойчивость3.

Наиболее активной социальной группой, обладающей всеми необходимыми ресурсами для политического действия является молодежь (17-25 лет). Формирование ценностей легального политического действия у этой социально-демографической группы является первоочередной задачей институтов политической социализации и органов государственной власти.

По мнению европейских экспертов, молодежь все меньше и меньше инвестирует свою энергию в общественно-политическую сферу жизни общества, недостаточно активна на местном уровне; деятельность общественно-политических организаций по вовлечению молодежи в системные отношения современного социума мало эффективна4.

Состояние общества в целом, гражданского общества и демократии в современной России большинством политологов оценивается как переходное5.

Одной из ключевых проблем низкой автономной политической активности граждан является недостаток веры в эффективность легального действия «простых людей» и отсутствие автономной личности. Как верно указывает С. Пшизова, граждане при реализации своего права на политическое участие исходят из практического и здравого подхода, направленного на обеспечение собственной безопасности и благополучия. А благополучие современного человека зависит не от абстрактного государства, не от общества и общественного мнения, а от непосредственного начальства. Отсутствие альтернативных институтов, к которым можно было бы обратиться за защитой не оставляют обычному человеку выбора, который вынужден поступать так, как требует непосредственный начальник. «Современная российская политическая культура, носителями которой являются в равной мере, как управляющие, так и управляемые, отличается низким уровнем веры в потенциальную влиятельность отдельного человека в сочетании с убежденностью в силе властной, т.е. бюрократической вертикали»6.

Подчиненность «начальству» увеличивает дистанцию разделяющее открытое проявление лояльности властям от реальных настроений россиян, обеспечивает сомнительную легитимность режима, основанную на административных ограничениях. Современные средства массовой коммуникации позволяют этим настроениям реализовываться в альтернативных, нередко виртуальных формах активности, часто существующим параллельно формальным и официозным. Особенно интенсивно развивается в этом отношении молодежная среда, где при общей непопулярности традиционных каналов и способов политической активности возникают неформальные объединения небольших групп, совершающих социально значимые действия, порой политической направленности. Такая активность сохраняет индивидуальный, неиерархизированный характер, и, что особенно важно для российских граждан, позволяет им избегать административных рисков7.

Однако, социологи и политологи фиксируют формирование элементов «гражданской культуры» (Г. Алмонд) у жителей крупных городов. В обществе стал формироваться запрос на новое качество жизни, мало отличающееся от запроса граждан европейских стран. Его сущность связана с возможностью личностной самореализации, с формирова-

3 Шестопал Е.Б. Политическая психология. М., 2010. С. 248-249.

4 Коряковцева О. А. Государственная молодежная политика как фактор общественно-политической активации молодежи в постсоветской России: Автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Ярославль, 2010. С. 4.

5 Quo vadis? Перспективы становления гражданского общества в России (Часть I) // Политические исследования. 2012. № 2. С. 117-140.

6 Пшизова С.Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе // Политические исследования. 2009. №1. С. 102.

7 Там же. 114-115.

нием ценностей доверия, ответственности и общественной солидарности. Несмотря на издержки последних двух десятилетий большинство россиян сохраняют приверженность базовым демократическим ценностям и институтам8.

Переходное состояние институтов политической сферы отражается на механизмах политической социализации. По мнению Е. Шестопал в России наблюдается кризис политической социализации во всех возрастных группах; ресоциализация затруднена идеологическими причинами: новые демократические ценности, приобретя официальный статус, не получили адекватной реализации в повседневной жизни индивидов; ресоциализация происходит как многослойный процесс, когда детский опыт преломляется несколько раз9.

В постсоветской России институты политической социализации рядовых граждан оказались полностью утраченными без какой-либо замены новыми. Формирование политической идентичности, усвоение политических ценностей и политических убеждений гражданина, развитие политических качеств личности было отдано на откуп стихии политического процесса в кризисном обществе10.

Общественные организации не в состоянии проводить систематическую работу по формированию полноценной культуры легального политического действия. В этой работе необходимо реальное участие органов государственной власти. В то же время, такое участие не должно вызывать внутреннего сопротивления, т.к. в молодежной среде уже сформировалось устойчивое недоверие ко всем (даже положительным) действиям власти.

Государственные институты региональной власти имеют похожие функции, как в Белгородской11, так и Воронежской областях12. В рамах департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области функционирует управление по делам молодежи. Его начальник является заместителем начальника департамента. В структуру управления входят отделы, связанные с политической социализацией:

— отдел организационно-массовой работы;

— отдел духовно-нравственного воспитания молодежи;

— отдел по работе с молодежными и детскими общественными организациями и профилактике негативных явлений в молодежной среде, военно-патриотическому, гражданскому воспитанию и допризывной подготовке молодежи.

В департаменте образования, науки и молодежной политике Воронежской области функционируют два отдела, задействованные в социализации молодежи: отдел аналитического обеспечения и мониторинга молодежной политики и отдел проектнопрограммной деятельности в молодежной среде. Курирует молодежную политику в Воронежской области — заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

При региональных органах государственной власти функционируют подведомственные учреждения: областное государственное учреждение «Центр молодежных инициатив» (Белгородская область), государственное учреждение «Областной молодежный центр» (Воронежская область).

Целям политической социализации способствуют реализуемые в регионах проекты:

1. Организуется отбор и отправка молодых лидеров на общероссийский форум «Селигер»;

2. Выездные ежегодные молодежные форумы «Нежеголь» (Белгородская область), «Молгород» (Воронежская область);

3. Созданы и функционируют Молодежные правительства.

Субъектами политической социализации в регионах остаются молодежные общественные организации. В Белгородской области зарегистрировано 15 структурных подразделений федеральных, областных и местных молодежных и детских общественных

8 Петухов В.В. Гражданское участие в контексте политической модернизации России // Социологические исследования. 2012. № 1. С. 48 — 49.

9 Шестопал Е.Б. Указ. соч. С. 244-245.

10 Головин Н.А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. СПб., 2004. С. 5.

11 Молодежный портал Белгородской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.portal-31.ru/

12 Портал Молодежь Воронежской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.mol36.ru/

организаций и объединений; в Воронежской области — 41 общественная организация. Кроме того, в Воронежской области функционирует «Дом молодежи», на базе которого возможна реализация молодежных инициатив незарегистрированных организаций.

Результатом деятельности указанных институтов политической социализации должны стать активные и сознательные граждане, а не только общественные организации, поскольку последние достаточно легко имитировать. Гражданин, для равноправного диалога с государством должен обладать тремя качествами:

1. Самостоятельностью сознания и способностью целеполагания (осознания своих собственных интересов и возможностью построения стратегий их реализации);

2. Самостоятельностью воли, позволяющей самостоятельно организовывать свои действия, реализовывать собственные интересы и жизненные стратегии;

3. Ресурсной самостоятельностью, или возможностью обеспечить свои действия и достижение своих целей необходимыми ресурсами, наличием разного вида «капиталов», в том числе собственности13.

Как показывают результаты социологических исследований, в сознании молодых людей причудливым образом «сочетаются модернистские и традиционалистские ориен-тации»14. По этой причине при формировании в молодежной среде гражданских качеств исключительная роль в переходный период должна принадлежать государству, которая реализуется в соответствующей государственной молодежной политике.

Необходимо:

1. Разработать системную государственную программу мероприятий по формированию «гражданской культуры» (по аналогии с программой Центральной избирательной комиссии РФ, направленной на формирование электоральной культуры, но с системой оценки ее эффективности);

2. Инициировать создание сети молодежных инициатив (организаций, интернет-сообществ), формирующих «гражданскую культуру» в молодежной среде на основе современных коммуникативных и мобилизационных технологий.

Современное государство для сохранения своей стабильности должно реализовывать эффективную государственную политику в области политической социализации по формированию современного человека. Современный человек — это активный гражданин, с развитым чувством социальной ответственности, внутренне независимый и интеллектуально самостоятельный, открытый всему новому, отличающийся толерантностью к окружающим и уважительным отношением к законам15. Задача российской власти в настоящий момент — научить граждан пользоваться законными средствами политического участия и, главное, сформировать веру в эффективность этих средств.

Итак, процессы, происходящие в сегодняшней России, требуют от государства обратить особое внимание на создание эффективной системы формирования культуры легального политического действия.

PROBLEMS OF FORMATION OF CULTURE OF LEGAL POLITICAL ACTION OF YOUTH OF CENTRAL BLACK EARTH REGION

In article the author proves the thesis, that formation of requirement for political participation of youth in today's Russia demand from the state to pay special attention on creation of effective system of formation of culture of legal political action.

Keywords: state youth policy, a legal political action, political culture, political socialization.

R.V. SAVENKOV

Voronezh State University e-mail: [email protected]

13 Какабадзе Ш.Ш. Институт гражданского участия: проверка деятельностью субъектов // Политические исследования. 2011. № 3. С. 98.

14 Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи // Социологические исследования. 2012. №1. С. 121.

15 Там же. С. 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.