Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРДИНАТОРОВ И СТУДЕНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРДИНАТОРОВ И СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ОРДИНАТОР / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОЛИМПИАДА / ПРОФЕССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Т.Г., Гельт Т.Д., Ковалев А.В., Суржикова Е.В.

В данной статье рассмотрены аспекты взаимодействия преподавателей кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии со студентами, через совместную работу ординаторов кафедры и студентов в рамках подготовки и проведения студенческой олимпиады по лучевой диагностике, а также затронуты аспекты профессиональной ориентированности будущих ординаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Т.Г., Гельт Т.Д., Ковалев А.В., Суржикова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COLLECTIVE SCIENTIFIC- PRACTICAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF RESIDENTS AND STUDENTS

In this article were discussed aspects of the cooperation of teachers of the department of radiation diagnostics and radiation therapy with the course of additional professional education and students, through the team work of the residents of the department and students in regards to the preparation and conduct of the student Olympiad in radiation diagnostics. And also were touched on aspects of the professional orientation of future residents.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРДИНАТОРОВ И СТУДЕНТОВ»

УДК: 615.849.2-036.22 DOI: 10.37963/SMA.2021.4.106

^ ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРДИНАТОРОВ И СТУДЕНТОВ Морозова Т.Г., Гельт Т.Д., Ковалев А.В., Суржикова Е.В. Смоленский государственный медицинский университет Россия,214019, г.Смоленск, ул. Крупской 28 t.g.morozova@yandex.ru — Морозова Т.Г. tanjageltik@gmail. com - Гельт Т.Д. alcoon@mail.ru - Ковалёв А.В. ekabonga@yandex.ru - Суржикова Е.В.

Резюме: в данной статье рассмотрены аспекты взаимодействия преподавателей кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии со студентами, через совместную работу ординаторов кафедры и студентов в рамках подготовки и проведения студенческой олимпиады по лучевой диагностике, а также затронуты аспекты профессиональной ориентированности будущих ординаторов.

Ключевые слова: студент, ординатор, взаимодействие, олимпиада, профессия

^ FEATURES OF raLLECTIVE SCIENTIFIC- PRACTICAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF RESIDENTS AND STUDENTS

Morozova T.G., Gelt T.G., KovalevA. V, SurzhikovaE. V.

Smolensk State Medical University

Russia, 214019, Smolensk, st. Krupskaya 28

t.g.morozova@yandex.ru - Morozova T.G.

tanjageltik@gmail.com - Gelt T.D.

alcoon@mail.ru - Kovalev A.V.

ekabonga@yandex.ru - Surzhikova E.V.

Summary: in this article were discussed aspects of the cooperation of teachers of the department of radiation diagnostics and radiation therapy with the course of additional professional education and students, through the team work of the residents of the department and students in regards to the preparation and conduct of the student Olympiad in radiation diagnostics. And also were touched on aspects of the professional orientation of future residents.

Keywords: student, resident, cooperation, Olympiad, profession Введение

На сегодняшний день мы наблюдаем достаточно большую аудиторию студентов, которые не в силах сделать выбор в пользу той или иной врачебной специальности [1,2,4]. Во-первых, это связано с тем, что в России мы имеем более 100 врачебных специальностей различной направленности [5].

Во-вторых, студенты мало информированы о специфике работы большинства этих специальностей и, отчасти, это связано с отсутствием профессиональных контактов [3,6,7]. В связи с этим, студенты стали испытывают моральную подавленность и неуверенность в выборе последипломного образования, что приводит к не реализации своего потенциала в области медицины и порой к полному уходу из неё [1,8].

Целью настоящего исследования явилось установление коммуникаций студентов с ординаторами для развития их профессиональных контактов и осведомления о тонкостях работы врача-рентгенолога; оценить особенности совместной научно-практической и учебной деятельности ординаторов и студентов; формирование командной работы среди студентов и ординаторов в медицинской сфере.

Материалы и методы исследования. Примером совместной работы является проведение олимпиады по лучевые диагностики среди студентов ординаторами кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии с курсом ДПО СГМУ, в которой приняли участие 18 студентов 3-4 курсов, из которых: 10 студентов лечебного факультета и 8 студентов педиатрического факультета. Ординаторами были проведены курсы подготовительных лекций к олимпиаде, а также личное

общение с каждым из студентов и предоставление дополнительной литературы для подготовки. Также была применена система поощрения студентов в виде именных сертификатов участника и дипломов призеров с предоставлением в дар литературы по лучевой диагностике. Сама олимпиада состояла из трех этапов. На первом этапе студентам было предоставлено задание в виде анатомических карточек с указанием интересующих областей. Второй этап был проведен в форме «Своей игры», а третий этап был нацелен на применение клинического мышления. Участники олимпиады были разделены на команды по 3 человека. По окончанию олимпиады было проведено анкетирование участников.

Результаты исследования и их обсуждение. Общение среди студентов и ординаторов проходила успешно так, как было подкреплено одной общей целью - олимпиада по лучевой диагностике и благодаря малой разностью в возрасте студентов и ординаторов, что способствует повышению коммуникации. Во время подготовки к олимпиаде студенты были осведомлены о профессии врача-рентгенолога и его базовых знаниях. В свою очередь это замотивировало студентов ознакомиться с профессией врача-рентгенолога и продолжить самостоятельное изучение дисциплины по рекомендованной литературе.

Задания для олимпиады были разработаны с учетом уровня знаний студентов, для расширения конкуренции, сплочения командной работы и самое главное, для уравнения шанса на победу любой команды, что мотивировало студентов активно в короткие сроки изучать дисциплину по предоставленной литературе.

Во время первого этапа оценки анатомических карточек студенты показали высокий уровень подготовки, это подтвердило наши рассуждения в абзаце выше. По завершению этапа, командам предоставлялись на обсуждение все карточки конкурсантов.

Во время второго этапа участникам был предоставлен выбор тематики вопросов, это было сделано для того чтобы студенты формировали внутреннею позицию собственного выбора и последующего ответа за этот выбор. Также, организаторами была разработана система «ловушек» на внимательность в виде ошибочных вопросов, с которыми участники блестяще справились, что говорит об их внимательности и полученных знаниях. Этот этап также отличался усилением командного духа и развитием способности работы в условиях конкуренции в виде научно-познавательных дебатов.

Во время третьего этапа участники также делали самостоятельный выбор и далее командами по очереди давали развернутые ответы на вопросы в присутствие остальных участников. Данный подход был задуман для борьбы со страхом публичного выступления. При анализе ответов на вопросы клинических случаев было отмечено, что более 97% участников постановку заключений по данным лучевых методов (КТ, МРТ) могли сформировать на основании клинического мышления.

В процессе всех этапов абсолютно все участники могли наблюдать задания остальных участников и правильные ответы на них. Такая форма проведения олимпиады позволяет провести не только соревновательный процесс, но и обучение в форме игры.

При опросе участников олимпиады все во время подготовки использовали дополнительную литературу мотивируя это тем, что были заинтересованы специальность врача-рентгенолога. Также 100% участников отметили приобретение новых знаний во время проведения олимпиады.

После проведения олимпиады к студенческому научному кружку кафедры присоединились 4 участника олимпиады.

Заключение. Благодаря помощи ординаторов кафедры нам удалось просветить студентов по теме «специальность врача-рентгенолога» и вызвать интерес студентов к научной деятельности в клинической медицине.

Командный подход среди студентов способствовал повышению их знаний, а командный подход среди ординаторов и преподавателей позволил разрушить барьеры между общением преподавателя и студента.

Таким образом, можно считать взаимодействие «преподаватель^-ординатор^-студент» отличным решением в создании более грамотного подхода в формировании мотивации у будущих выпускников-специалистов.

Литература(references):

1. Большедворская Н.Е., Казанкова Е.М. Профориентационная работа при курации студентов медицинского вуза // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - №8. - С. 14-16

2. Дмитриева К.А., Рябинина Т.Б. Выбор профессии. - М.: Просвещение,2017. - 304 с.

3. Михайлова, Т. В. Профессиональные ценностные ориентации: к вопросу о содержании понятия // Казанская наука. - 2012. -№ 8. - С. 105-107

4. Патрахина Т.Н., Вялкова К.С. Профориентационная работа в вузе: проектный подход // Концепт.

- 2018. - № 4. - С. 271-281. URL: http://e-koncept.ru/2018/181024.htm

5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1183н "Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" с изменениями от 1 августа 2014 г., 4 сентября 2020 г.

6. Руднева, Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: монография [Текст] / Е.Л. Руднева; под общ. ред. Б.П. Невзорова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2002. - 302 с.

7. Ткаченко П.В., Черней С.В., Ковалева Е.А. Погружение в атмосферу профессии: из опыта профориентационной работы медицинского вуза // Высшее образование в России. - 2020. - №1. -С.125-134

8. Фролова Е.В. Формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза как педагогическая проблема // АНИ: педагогика и психология. - 2017.

- №1 (18). - С.219-221

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.