Научная статья на тему 'Применение активных методов обучения на практических занятиях по лучевой диагностике'

Применение активных методов обучения на практических занятиях по лучевой диагностике Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
79
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / ACTIVE LEARNING METHODS / PRACTICAL CLASSES / RADIOLOGY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Морозова Т.Г., Гельт Т.Д., Ковалев А.В.

Проведен анализ применения активных методов обучения студентов 3 курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, по лучевой диагностике. Оценена роль ролевых игр, задач продуктивного, репродуктивного уровней, а также включение дополнительных пакетов с результатами КТ-, МР-, УЗ-исследований в рамках преподаваемой дисциплины. В итоге активные методы обучения явились благоприятными критериями для формирования профессиональной направленности будущих врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Морозова Т.Г., Гельт Т.Д., Ковалев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF ACTIVE LEARNING METHODS IN PRACTICAL CLASSES ON RADIOLOGY

The analysis of the application of active learning methods in radiology of the 3 course students of general medicine, pediatric and dental faculties was carry out. The relevance of role games, tasks of productive, reproductive levels, as well as the study of CT-, MRI-, ultrasound examination results was estimated. The results: the use of active learning methods contributed to creation the favorable conditions for the formation of professional orientation of future doctors.

Текст научной работы на тему «Применение активных методов обучения на практических занятиях по лучевой диагностике»

УДК: 378.147.34

i ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКЕ

Морозова Т.Г., Гельт Т.Д., Ковалев А.В.

Смоленский государственный медицинский университет,

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме

Проведен анализ применения активных методов обучения студентов 3 курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, по лучевой диагностике. Оценена роль ролевых игр, задач продуктивного, репродуктивного уровней, а также включение дополнительных пакетов с результатами КТ-, МР-, УЗ-исследований в рамках преподаваемой дисциплины. В итоге - активные методы обучения явились благоприятными критериями для формирования профессиональной направленности будущих врачей.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, активные методы обучения, практические занятия, лучевая диагностика.

i APPLICATION OF ACTIVE LEARNING METHODS IN PRACTICAL CLASSES ON RADIOLOGY

Morozova T.G, Gelt, T.D, KovalevA. V.

Smolensk State Medical University,

Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya str, 28

Summary

The analysis of the application of active learning methods in radiology of the 3 course students of general medicine, pediatric and dental faculties was carry out. The relevance of role games, tasks of productive, reproductive levels, as well as the study of CT-, MRI-, ultrasound examination results was estimated.

The results: the use of active learning methods contributed to creation the favorable conditions for the formation of professional orientation of future doctors.

Keywords: higher professional education, active learning methods, practical classes, radiology.

Среди основных причин недостаточного интереса к дисциплине «лучевая диагностика» является не вполне разнообразная подготовка обучающихся, от чего и появляется их методологическая неграмотность, нарушение принципов восприятия клинико-диагностической роли лучевых методов исследования и роли врача лучевой диагностики. Системность, комплексность, профессиональная ориентация, опора на знания анатомии, нормальной и патологической физиологии, пропедевтики внутренних болезней, общей хирургии, способствует продуктивному взаимодействию и единой доминантности образовательного процесса [1]. На современном этапе развития лучевой диагностики, по данным в Всероссийские и международные съезды специалистов лучевой диагностики, всемирного общества врачей лучевой диагностики, международного конгресса по радиологии в Вене (2019 год) по представленным моделям специалистов врач лучевой диагностики обязан владеть двумя, в некоторых случаях тремя, инструментальными методами, что позволяет соблюдать принципы взаимозаменяемости методик, возможность ротации кадрового состава. Для того, чтобы соответствовать этой модели необходимо в момент обучения рассказывать, развивать в обучающихся эту направленность [2, 3, 7]. Новое поколение обучающихся обладают новым мышлением и мотивировано к инновационному поведению, поэтому важно сформировать ключевую компетенцию «умение

- 74 -

учиться и активно познавать новое» [5, 6]. В связи с этим к преподаванию лучевой диагностики предъявляются высокие требования, так как эта область медицины включает в себя: классическую рентгенологию, компьютерную томографию (КТ), магнитно-резонансную томографию (МРТ), ультразвуковое исследование (УЗИ), интервенционную радиологию. Вышеперечисленные методы входят в понятие комплексной лучевой диагностики. Важнейшей задачей современного образования является повышение мотивации к обучению [4]. Формирование мотивации к изучению лучевой диагностики является актуальной задачей как в отечественных, так и зарубежных вузах.

Цель: определить роль активных методов обучения на практических занятиях по лучевой диагностике комплексного обучения студентов 3-его курса лечебного, стоматологического и педиатрического факультетов в развитии мотивации к обучению комплексной лучевой диагностики.

Научная новизна данной статьи заключается в разработке и применении ролевых игр, задач продуктивного и репродуктивного уровней на практических занятиях по специальности «лучевая диагностика».

Материалы и методы. Была проанализирована заинтересованность групп обучающихся в дисциплине «лучевая диагностика». На первом этапе проведен опрос 18-ти групп лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, о том, что включает в себя понятие «лучевая диагностика». Все студенты при упоминании о лучевой диагностике в 100% случаев на первом месте указывали классическую рентгенологию, 50% - указывали на следующие этапы диагностических алгоритмов: КТ, МРТ; 30% - добавляли УЗИ, 20% - затруднялись в ответе. Интересен тот факт, что такое направление как интервенционная радиология обучающие не указывали в своих ответах. На следующем этапе 100 студентам были предложены рентгенологические снимки с нозологическими формами при заболеваниях дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, пищеварительной системы; 116 обучающим были предложены аналогичные нозологические формы, но отраженный в ролевых играх, задачах продуктивного и репродуктивного уровней, с представлением дополнительных пакетов МР - томограмм, КТ - томограмм, снимков УЗИ.

Результаты и их обсуждения. В первой группе без помощи преподавателя невозможно было правильно, четко сформулировать алгоритмы ведения больных, что приводило к большому количеству дополнительных вопросов, интересен тот факт, что только 30 (30%) обучающих задали вопросы о возможных данных анамнеза, клинической картине, 70 (70%) студентов пытались решить этот вопрос только используя знания о лучевых методах диагностики.

Второй группе были предоставлены ролевые игры, задачи, что способствовало более быстрому решению в определении тактики ведения пациентов при помощи лучевых методов диагностики, способствуя продуктивному развитию клинического мышления. Во второй группе обучающихся появлялись вопросы для дискуссии, что позволяло активно работать в команде и приходить к единому, правильному решению поставленной задачи. Использование фонда оценочных средств в представленном объеме во второй группе способствовало увеличению количества участников общества молодых ученых кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии на 15%. Заинтересованность обучающихся отражается на разнообразии представленных докладов на заседаниях общества молодых ученых кафедры, публикационной активности, активном посещении вебинаров и съездов по лучевой диагностике.

Следует отметить, что на практических занятиях и лекциях по лучевой диагностике необходимо акцентировать внимание обучающих на роль методов лучевой диагностики в постановке клинического диагноза и правильной тактике ведения пациентов.

Заключение

Использование в контактной работе с обучающимися ролевых игр, задач продуктивного и репродуктивного уровней способствует развитию клинического мышления, с последующей правильной тактикой ведения пациентов.

Активные методы обучения способствуют достижению целей практических занятий, направлены на вовлечение всех учащихся в процесс обучения.

Дополнительные пакеты с результатами КТ -, МР -, УЗ - исследований приводят к систематизации знаний о лучевых методах диагностики в алгоритмах обследования пациентов.

Комплексный подход в обучении, включающий анализ лучевых методов диагностики, построение алгоритмов, с обязательным анализом клинических и анамнестических данных является благоприятным критерием для формирования профессиональной направленности будущих врачей.

Литература (references)

1. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

2. Генике Е.А. Активные методы обучения: новый подход. - М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. - 176 с.

3. Педагогические технологии: учебное пособие; под ред. В.С. Кукушина. - 4-е изд. - Ростов н/Д.: Изд-во «МарТ», 2010.

4. Эффективные образовательные технологии. - URL : http:// www.moi-universitet.ru/efFective-school2/.

5. Современное педагогическое проектирование. - URL : http://www.moi-universitet.ru/effective-school1/.

6. Эффективная мотивация обучающихся. - URL : http://www. moi-universitet.ru/effective-school3/.

7. Профессиональные секреты интерактивного обучения. - URL : (http://www.moi-universitet.ru/etobook/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.