Научная статья на тему 'Активные методы обучения студентов'

Активные методы обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деревянченко С. П., Денисенко Л. Н.

Активные методы обучения способ активного взаимодействия студентов с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деревянченко С. П., Денисенко Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE METHODS OF TEACHING STUDENTS

Active methods of teaching the way of active interaction of students with the problem-presented content of training, in the course of which he becomes attached to the objective contradictions of scientific knowledge and the methods of solving them, learns to think, creatively absorb knowledge.

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения студентов»

The reactive anxiety allows evaluating anxiety as a transient clinical condition. It was moderate in most patients with primary hypothyroidism, regardless of its cause and severity. However, the average index of reactive anxiety was higher in patients with AIT and amounted to 45.13 ± 9.20 points, and in patients with hypothyroidism without AIT - 32.72 ± 9.20 points. The reactive anxiety was also more pronounced in patients with subclinical hypothyroidism and amounted to 45,95 ± 8,10 points, and in patients with clinical hypothyroidism - 33,80 ± 8,20 points.

Conclusions.

Neurosis-like syndrome in patients with primary hypothyroidism was practically obligatory. Patients in most cases complained of mild irritability, tearfulness, emotional lability. In the majority of patients with primary hypothyroidism, regardless of its cause and severity, there was a high personal anxiety, and the reactive one was moderate. One of the features of neurosis-like syndrome in primary hypothyroidism is the prevalence of its manifestations in patients with autoimmune thy-roiditis and in patients with subclinical hypothyroid-ism.

References

1. Association of MRI markers of vascular brain injury with incident stroke, mild cognitive impairment, dementia, and mortality / S. Debette, A Beiser, C. De-Cardi et al.// Framingham Offspring Study. Stroke. -2010. - № 41(4). - 574 p.

2. Rare Manifestation of Hypothyroid Myopathy: Hoffmann's Syndrome /Lee, Kang Won; Kim, Sun Hwa; Kim, Kyoung Jin A et al // Endocrinology and metabolism (Seoul, Korea). -2015. - T. 30 (4). - P. 626630.

3. Hoffmann's disease: MR imaging of hypothy-roid myopathy / Chung, Jeewon; Ahn, Kyung-Sik; Kang, Chang Ho et al // Skeletal radiology. - 2015. -T. 44 (11). P. 1701-1704

4. Circulating Irisin Concentrations in Rat Models of Thyroid Dysfunction - Effect of Exercise / Samy, Doaa M.; Ismail, Cherine A.; Nassra, Rasha A. // Metabolism-clinical and experimental. - 2015. - T. 64 (7). - P. 804-813.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Деревянченко С.П.

Волгоградский государственный медицинский университет

Денисенко Л.Н.

Волгоградский государственный медицинский университет

ACTIVE METHODS OF TEACHING STUDENTS

Derevyanchenko S.P.

Volgograd State Medical University Denisenko L.N.

Volgograd State Medical University

АННОТАЦИЯ

Активные методы обучения способ активного взаимодействия студентов с проблемно -представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

ABSTRACT

Active methods of teaching the way of active interaction of students with the problem-presented content of training, in the course of which he becomes attached to the objective contradictions of scientific knowledge and the methods of solving them, learns to think, creatively absorb knowledge.

Ключевые слова: активные методы, ролевые игры, компетентностный подход.

Keywords: аctive methods, role play, competence approach.

Активные методы обучения - это система методов, которые обеспечивают активность и многообразие мыслительной и практичной деятельности студентов при освоении учебного материала. Студенты обязаны получать глубокие теоретические знания по медицинским дисциплинам, а также овладевать профессиональными мануальными умениями и навыками. Педагогическая технология это модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для преподавателя и студента

[1,2]. Совершенствование профессиональной подготовки кадров на основе компетентностного подхода определяют необходимость разработки и применения инновационных образовательных технологий. Внедрение активных инновационных методов обучения на стоматологическом факультете приводит к тому, что обучающийся становится активным участником образовательного процесса. Это позволяет формировать активную личность, обладающую всеми нужными навыками и качествами современного квалифицированного специалиста. Обучаемый усваивает информацию быстрее,

если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы.

Во всем мире при подготовке врача на современном уровне все большее внимание уделяется качеству образования, подготовке высококвалифицированных кадров для системы здравоохранения. Компетентностный подход к образованию в медицинских вузах позволяет создать условия подготовки специалистов нового поколения [3,4].

Целью ролевой игры является формирование познавательных и профессиональных мотивов, системного мышления будущего врача-стоматолога, и в соответствие с основными компетенциями -коллективной практической работы и навыков взаимодействия.

На практических занятиях по пропедевтики стоматологических заболеваний можно выделить следующие цели и области применения игровых технологий:

- закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях;

- отработка навыков практического использования алгоритмов диагностики и лечения;

- отработка навыков группового анализа проблемы и принятия решения («консилиум»);

- оценка знаний, полученных в ходе теоретической части занятия;

- развитие навыков анализа и критического мышления;

- связывание теории и практики;

- представление примеров принимаемых решений в отношении той или иной клинической ситуации;

- представление примеров последствий таких решений;

- представление различных точек зрения;

- формирование навыков рационального поведения при разрешении многопараметрических, комплексных проблем;

- формирование представления о том, какие клинические данные могут понадобится для решения аналогичных практических задач.

Междисциплинарная интеграция в высшей медицинской школе является одним из факторов оптимизации изучения медико-биологических, фундаментальных, а позже клинических (профильных) дисциплин, и каждая последующая опирается на предшествующие путем усвоения необходимых знаний, навыков и умений [5,6,7]. Поэтому важной задачей работы кафедры является выработка и доведение до степени автоматизации у студента учебных алгоритмов по всем видам профессиональной и речевой деятельности, в том числе через демонстрацию манипуляций преподавателем на клиническом приеме пациентов. Это кропотливая индивидуальная работа с каждым студентом, требующая от преподавателя больших профессиональных педагогических знаний и определенной социально-психологической подготовки.

Значительное место в развитии клинического мышления студентов отводится интерактивным методам обучения, повышающих мотивацию студента к практическому освоению профессиональной деятельности. Активные формы обучения стимулируют познавательную деятельность обучающихся и побуждающиет их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе изучения учебного материала. Неоспоримым достоинством этого есть значительная степень самостоятельности, инициативности, формирование социальных навыков, умение добывать знания, анализировать их и применять на практике. Свобода выбора методов лечения делает обучение осмысленным, продуктивным и более действенным. Особенностью этих знаний является то, что студенты приобретают их в процессе личной активности на занятиях.

На практических занятиях преподаватели используют современные методы проблемного обучения: метод анализа конкретных диагностических ситуаций, метод дискуссий, деловые игры, кейс-метод, метод деловой игры. При использовании данных методов обучения студентам необходимо иметь определенный уровень знаний по пропедевтике стоматологических заболеваний, физиологии, гистологии и анатомии.

Сочетание проблемного метода обучения с деловой игрой применяется при необходимости смоделировать тот или иной процесс и опробовать различные способы поведения в нем, для дальнейшего переноса этого опыта в реальную профессиональную ситуацию на клиническом приеме. Проблемный метод и деловая игра являются родственными методами обучения, что создает благоприятные возможности для их сочетания. На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Например, по методологии проведения выделяют луночные, ролевые, имитационные, организационно - деятельностные игры. Для обучения, закрепления и выявления уровня знаний студентов больше всего подходит ролевая игра. Ролевая игра дает возможность объективно оценить подготовку студента к практическому занятию; развивает умение формулировать свои мысли с использованием профессиональных терминов; позволяет вырабатывать навыки публичных выступлений; уменьшает время приобретения профессионального опыта [8,9]. Поэтому задачей ролевых игр есть создание коммуникативной составляющей профессиональной деятельности врача стоматолога, выработка стереотипов поведения на рабочем месте. Значимой составляющей такого метода обучения является умение доктора работать в команде специалистов, обращаться за советом и помощью к коллегам.

Клинические дисциплины позволяют вырабатывать у студентов клиническое мышление при непосредственном контакте студента-врача с больным. Ни одно техническое средство, учебник, ситуационные задачи, тесты, фантомы не способны

смоделировать все разнообразие клинических проявлений заболевания, с которым может столкнуться будущий специалист. В этом смысле большую роль играет использование в процессе обучения ролевых игр, которые позволяют не только дополнить учебную литературу, которая, предлагая лишь теоретическую информацию, не содержит в полной мере наглядных материалов и не успевает за новейшими технологиями, но и смоделировать клинические ситуации.

Ролевые игры используются в рамках педагогического процесса и выступают как средство самовыражения и самореализации и благодаря им студент учится использовать полученные знания на практике. Ролевое моделирование различных клинических ситуаций помогает имитировать обстановку и условия будущей профессиональной деятельности, тем самым совершенствуя умения и навыки врача-стоматолога [10].

Ролевая игра способствует отработке речевых умений и мануальных навыков, к тому же благодаря функциональному подходу можно помочь преодолеть психологический барьер [11,12].

Многое в подготовке ролевой игры зависит от самого преподавателя, его выдержки, мимики, речи, создания атмосферы, а главное способности обеспечить максимальную активность студентов и творческий подход в подготовке ролей.

Правила ролевой игры достаточно простые. Студентам раздаются определенные роли, для которых требуется выполнить определенные задания. Преподаватель называет «пациенту» его диагноз, неизвестный другим участникам игры, «пациент» предъявляет жалобы, характерные для заданного клинического диагноза и смоделированной клинической картины. Преподаватель выдает «врачу» данные различных методов обследования, согласно тексту задачи, «врач», проанализировав полученные данные должен поставить и обосновать диагноз, назначить лечение, «ассистент врача» - принести все необходимые материалы и инструменты для осуществления предполагаемого вмешательства. Студентам с высоким уровнем подготовки отводится роль «контролирующей организации», например, заведующего отделением, который наблюдает за происходящим и корректирует действия участников игры. По окончании игры возможно бальное оценивание выявленных знаний студентов - участников игры.

Сценарии ролевых игр могут быть различными в зависимости от изучаемого раздела дисциплины «Стоматология». Так при изучении раздела «Стоматологический инструментарий» закрепить изучаемый материал помогает игра «Стоматологический инструментарий». Её суть состоит в следующем: на столе находятся наборы инструментов, студенты делятся на 2 команды, представители команд должны быстро и точно отобрать инструменты: для осмотра полости рта, для препарирования зубов при лечении кариеса, для удаления зубных отложений, для удаления зубов.

Выигрывает команда, которая быстрее отобрала и наиболее полно описала выбранные инструменты.

Ролевые игры студентов между собой - это очень эффективный метод, дающий возможности для практики навыков и обратного ответа. Студенты могут работать по трое, меняясь ролями друг с другом (врач — пациент — эксперт) в нескольких медицинских сценариях. Данный подход позволяет студентам побывать в положении пациента — а значит, помогает стать более восприимчивым к его нуждам, усиливает их интуицию в отношении впечатлений пациента от медицинского сценария, по которому ведется ролевая игра, дает им возможность для немедленной обратной связи от «пациента», которого они интервьюировали.

По характеру моделируемых ситуаций при ролевой игре по клиническим темам, включающим семиотику, диагностику, лечение заболевания от участников требуются знания основных симптомов болезни, умения анализировать результаты основных и дополнительных методов исследования, умения вовлечения пациента (студента выполняющего его роль) в соучастие для правильной постановки диагноза.

В этапе проведения игры основным принципом должно быть соблюдение этики и деонтологии, правовых норм врача и больного, последовательности при обследовании.

Для развития коммуникативных навыков предлагается использовать игру «Диалог», суть которой состоит в том, что создается проблемная ситуация, оперативно решаемая в ходе консультации. При этом рекомендуется дома самостоятельно изучить материал по данной теме по предлагаемым вопросам, затем на занятии разыгрывается ситуация. При этом выявляется базовый уровень знаний студента по симптоматике различных стоматологических заболеваний; умение врача (студента) вести диалог с пациентом; умение врача (студента) провести субъективное и объективное обследование пациента, умение врача (студента) провести внешний осмотр пациента, осмотр полости рта, провести инструментальное обследование твердых тканей зубов; умение врача (студента) обобщить результаты проведенных основных методов обследования при данной клинической ситуации и поставить «предварительный диагноз». Умение врача (студента) назначить необходимые для подтверждения или опровержения «предварительного диагноза» дополнительные методы обследования - Ro-графию и ЭОД, обосновать применение данных методов и проинтерпретировать полученные результаты.

Важно совмещать монологический элемент (ответ по теме занятия) с диалогическим (врач-пациент, врач-помощник врача и т.д.), активно использовать записи услышанного на практическом занятии.

Таким образом, применение активных методов обучения в процессе обучения позволяет проводить

практические занятия близкие к реальным ситуациям работы врача. Студенты свободно высказывают и отстаивают свою точку зрения, что значительно повышает увлечение студентов выбранной профессией.

Литература

1. Аверченко, Л.К. Имитационная деловая игра как метод развития профессиональных компетенций [Текст] / Л.К. Аверченко, И.В. Доронина, Л.Н. Иванова // Высшее образование сегодня. -2013. - № 10. - С. 35-40.

2. Лосева Л. П. Качество подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования как объект управления // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 152-155.

3. Молотков, О.В. Мнение студентов об эффективности применения инновационных и традиционных методов обучения [Текст] / О.В. Молотков, О.В. Халепо, М.А. Евсеева, Т.Д. Козлова, В.В. Решедько, О.А. Лучкина, Я.В. Тишкова, Т.А.Виноградова, Т.Е. Сосина. Смоленский медицинский альманах. - 2015. - № 2. - С.116-121.

4. Ананьева Е. С., Быкова В. А. Использование методов проблемного обучения в ходе изучения дисциплины «неврология» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLП междунар. науч.-практ. конф. № 7(42). - Новосибирск: СибАК, 2014.

5. Конопля А.И. Компетентностная модель подготовки специалиста-медика/ А.И. Конопля // ВО в России. — 2010. — № 1. — С. 98—101.

6. Афанасьева О.Ю., Малюков А.В., Сербин А.С., Денисенко Л.Н., Алешанов К.А. Гарантии и

гарантийные обязательства на стоматологическое лечение//Медицинский алфавит. -2014. -Т. 3, № 13. -С. 57-59.

7. Москалева А.С. Организация научно-исследовательской работы обучающихся в образовательном учреждении // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2011. № 2. С. 55-61.

8. Денисенко Л.Н., Деревянченко С.П. Использование интерактивных методов при обучении студентов стоматологического факультета // The scientific heritage, No 7 (7), 2016 р. 42-44.

9. Голубчикова М.Г., Горбачева С.М., Мань-ков А.В. Проект системы стандартов контроля качества обучения в дополнительном медицинском образовании: Методические рекомендации. - Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2011. - 43 с.

10. Троицкая Ю.И., Деревянченко С.П. Формирование ценностных ориентаций в процессе профессиональной подготовки студентов - стоматологов // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2012. Т. 14. № 4. С. 330.

11. Казачихина, М. В. Формирование у педагогов установки на инновационную деятельность/М. В. Казачихина//Инновационные проекты и программы в образовании. -2011. -№ 6. -С. 31-36.

12. Гадаев А.Г., Гулямова Ш.С. Современные педагогические технологии в организации учебного процесса на клинических кафедрах в медицинских вузах. // Руководство для преподавателей высших медицинских учебных заведений и студентов медико-педагогического факультета. Ташкент, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.