Научная статья на тему 'Влияние обучения взаимодействию с пациентами на эффективность учебного процесса на клинической кафедре'

Влияние обучения взаимодействию с пациентами на эффективность учебного процесса на клинической кафедре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMMUNICATION / COMMUNICATION SKILLS / DENTISTRY / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТОМАТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расулов Ибрагим Магомедкамилович, Грибков Денис Михайлович, Койчуев Расул Абакарович, Расулова Сайгибат Геланиевна

В статье представлены материалы обучения студентов на практических занятиях стоматологических дисциплин, которые проводились с учетом ориентированности на практику. Учет коммуникативных способностей студентов при проведении занятий повысил интерес к изучению дисциплины. Результаты исследований показывают, что усвоение учебного материала увеличивалось при проведении занятий в представленном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Расулов Ибрагим Магомедкамилович, Грибков Денис Михайлович, Койчуев Расул Абакарович, Расулова Сайгибат Геланиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние обучения взаимодействию с пациентами на эффективность учебного процесса на клинической кафедре»

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Для корреспонденции

Расулов Ибрагим Магомедкамилович — доктор

медицинских наук, заведующий кафедрой

стоматологических дисциплин ортопедической

стоматологии НОУ ВО «Дагестанский медицинский

стоматологический институт»

Адрес: 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала,

ул. Азиза Алиева, д. 25

Телефон: (8722) 63-87-00

E-mail: prof_rasulov@mail.ru

Расулов И.М., Грибков Д.М., Койчуев Р.А., Расулова С.Г.

Влияние обучения взаимодействию с пациентами на эффективность учебного процесса на клинической кафедре

Rasulov I.M., Gribkov D.M., Koychuev R.A., Rasulova S.G.

Targeted training and the ability to communicate with patients improves the efficiency of the educational process at the clinical department

'The Dagestan medical dental Institute, Makhachkala

2I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

3Russian medical Academy of continuing professional education, Moscow

The article presents the materials of training of students for practical training in dental disciplines, which was based orientation to practice. The consideration of communicative abilities of students during training have increased the interest in studying the discipline. The results show that learning increased with the classes as presented.

Keywords

• communication

• communication skills

• dentistry

1 НОУ ВО «Дагестанский медицинский стоматологический институт», Махачкала

2 ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России

3 ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования», Москва

В статье представлены материалы обучения студентов на практических занятиях стоматологических дисциплин, которые проводились с учетом ориентированности на практику. Учет коммуникативных способностей студентов при проведении занятий повысил интерес к изучению дисциплины. Результаты исследований показывают, что усвоение учебного материала увеличивалось при проведении занятий в представленном виде.

Ключевые слова

• коммуникация

• коммуникативные способности

• стоматология

Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредита-

ции специалиста. Об этом нам гласит ст. 69 закона № 323-ф3, который вступил в силу 1 января 2016 г. Одним из этапов аккредитации является оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях.

В связи с этим в образовательных учреждениях различной формы собствен-

ности появились симуляционные центры, позволяющие студентам проходить специализированное обучение для успешной сдачи итоговых экзаменов (объективного структурированного клинического экзамена — ОСКЭ) и лучшей практической подготовки.

Традиционно основой обучения в симу-ляционном центре является имитационная (учебно-ролевая) игра, где роль пациента играют манекены, тренажеры, компьютеризированные симуляторы, а также специально подготовленные люди — симулированные пациенты [1]. Каждое из этих специальных средств обучения уместно на своем этапе подготовки.

Поскольку общение с пациентом является неотъемлемым аспектом деятельности любого врача и медицинской сестры, очень важно делать акцент на его необходимости при клиническом обучении.

В.В. Колягин в своем пособии для врачей «Коммуникации в медицине. Основы трансакционного анализа» приводит слова русского психиатра Владимира Петровича Сербского: «Врач имеет дело не с болезнями, а с больными, из которых каждый болеет по-своему» [2].

Несомненным является тот факт, что для больного принципиально важным является создание психологически благоприятной среды. Одним из основных навыков, используемых врачами в повседневной клинической практике, являются коммуникативные навыки, т.е. навыки общения. Коммуникативные способности у врачей весьма различны, если одним не составляет никакого труда найти общий язык и войти в доверие к больному, то для других, наоборот, общение с пациентами бывает своего рода источником постоянного нервного стресса, что, в свою очередь, служит предпосылкой к развитию синдрома

профессионального выгорания, падению профессиональной мотивации [3].

Эффективность лечебно-диагностического процесса, степень удовлетворенности пациента оказанной ему помощью, оценка пациентом профессионализма врача, экономическая эффективность системы здравоохранения в целом во многом определяются способностью правильного построения общения врача с пациентом [2].

Практикующим врачам необходимо постоянное совершенствование своих знаний и практических навыков в области эффективной коммуникации.

Компетентность в профессиональной сфере формируется на основе базовых медицинских знаний и навыков, а именно:

1) способности приобретать и использовать знания;

2) интеграции знаний с помощью клинического мышления;

3) реализации и передачи знаний в процессе коммуникации с пациентом и коллегами;

4) руководства этическими принципами [4].

В Российской Федерации традиционным является отдельное обучение этике и клинической психологии, которое преимущественно происходит в виде обсуждения теоретических аспектов, а навыки коммуникации получаются врачом обычно стихийно и благодаря долгой практике. Обучение происходит путем проб и ошибок, а опыт приходит только с годами. При этом обучение врача коммуникативным навыкам и тренировка в данной области способствуют личностному росту, повышают степень удовлетворенности своей повседневной работой и профессией в целом. Многие из приобретенных навыков общения оказываются полезны и за рамками профессии, в обыденной жизни [5].

Расулов И.М., Грибков Д.М., Койчуев Р.А., Расулова С.Г.

Влияние обучения взаимодействию с пациентами на эффективность учебного процесса на клинической кафедре

Современная медицина предъявляет высокие требования к квалификации врачей, в том числе и в коммуникативной сфере, и накопления жизненного опыта явно недостаточно для высокого уровня профессионализма.

А.А. Сонькина, врач-педиатр, имеющая многолетний опыт в паллиативной помощи детям и амбулаторной педиатрии, отмечает, что у большинства врачей установки правильные, однако навыки общения не выработаны, так как их никогда этому целенаправленно не учили [6]. Из-за этого «пациент часто чувствует себя обиженным и оскорбленным, хотя врач хорошо к нему относится» [6]. Как и любое практическое обучение, обучение навыкам общения наиболее эффективно, когда учебная ситуация позволяет провести практическую отработку изучаемых навыков, поэтому во всем мире «золотым стандартом» обучения навыкам общения для врачей являются тренинги с участием симулированных пациентов — специально подготовленных лиц с актерскими способностями, выполняющих две основные задачи:

1) с максимально возможной реалистичностью играть роль пациента;

2) дать обучающемуся обратную связь после игры, рассказывая о своем восприятии произошедшего и связанных с этим эмоциональных переживаниях, аналогичных тем, которые испытывают реальные пациенты.

Изучая опыт коллег из симуляционных центров (в частности учебно-виртуального комплекса «Mentor Medicus» при ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России), мы выяснили, что при работе с симулированными пациентами студенты в недостаточном объеме владеют клиническими знаниями, чтобы аргументированно общаться с пациентами, используя коммуникативные навыки.

Таким образом, видя потребность в организации обучения коммуникативным навыкам, в НОУ ВО «Дагестанский медицинский стоматологический институт» было принято решение начать внедрение системы коммуникативного обучения. Экспериментальный курс был добавлен

Рис. 1. Имитация реальной клинической ситуации

в программу обучения на кафедре стоматологических дисциплин.

Целью экспериментального курса было увеличение интереса студентов к изучению стоматологических дисциплин. Для этого основу обучения составила учебно-ролевая игра.

Одной из основных причин, которая побудила нас к этому, является рутинность учебного процесса, когда студенты изо дня в день, изучая стоматологические дисциплины, сталкиваются с единообразными дидактическими приемами: контроль присутствующих, устное обсуждение темы занятия, подведение итогов текущего и ориентация в теме следующего занятия. Введение такого интерактивного метода как учебно-ролевая игра должно было повысить мотивацию студентов к обучению.

Суть игры заключалась в следующем. Студентам 5-го курса стоматологического факультета было предложено на занятии имитировать реальную ситуацию из клинической практики. Один из студентов выступал в роли пациента, обратившегося в клинику ортопедической стоматологии.

Соответственно, он должен был предъявлять жалобы, характерные для данной клинической ситуации (рис. 1).

Другой студент выступал в роли врача, к которому обратился симулированный пациент. Он должен был собрать анамнез, поставить диагноз и составить план лечения.

Студентам, исполняющим обе роли, было дано четкое задание. Например, пациент должен был в силу различных обстоятельств настаивать на определенном виде ортопедической конструкции, более бюджетной. Врачу, в свою очередь, необходимо было предлагать оптимальную ортопедическую конструкцию, исходя из клинической ситуации, но рассказывать пациенту об этом, учитывая его пожелания.

Таким образом, удавалось имитировать реальную ситуацию, когда пациент не очень понимает все тонкости ортопедического лечения, а врач, принимая во внимание сложившуюся ситуацию, должен был найти подход к пациенту и убедить его согласиться с его планом лечения (рис. 2).

На первых занятиях студенты не очень охотно принимали участие в симуляцион-

Рис. 2. Имитация клинической ситуации

Расулов И.М., Грибков Д.М., Койчуев Р.А., Расулова С.Г.

Влияние обучения взаимодействию с пациентами на эффективность учебного процесса на клинической кафедре

Рис. 3. Помощь преподавателя в ходе имитации врачебной консультации

ной игре, однако к концу курса практически все обучающиеся изъявляли желание сыграть роль врача или пациента. Особенно следует отметить, что в ситуации ролевой игры студенты, видя, что для обоснования «пациенту» нужного плана лечения и достижения успеха недостаточно знаний, самостоятельно стали искать дополнительные источники знаний.

Преподаватель выступал в роли наблюдателя, вступая в полемику лишь при возникновении затруднительных ситуаций (рис. 3).

В результате внедрения экспериментального курса коммуникативного обучения мы получили следующие результаты:

• студенты охотнее шли на занятия, что выражалось в своевременном присутствии на занятии;

• повышение интереса к теме в виде вопросов, которых было в разы боль-

ше, что свидетельствует о том, что тема разбиралась и шел процесс подготовки к занятию; • отведенного на занятия времени, как правило, стало не хватать, так как студенты жаждали получения новых знаний путем имитации новых реалистичных клинических ситуаций. Обучение взаимодействию с пациентом стимулирует интерес студентов, повышает интерес к предмету, дисциплину и ответственность, вырабатывает клиническое мышление, что очень важно в дальнейшей профессиональной деятельности. Постановка работы таким образом, на наш взгляд, дает положительные результаты и совершенствует уровень подготовки будущих специалистов, что позволяет сделать вывод о повышении эффективности учебного процесса на нашей кафедре.

Сведения об авторах

Расулов Ибрагим Магомедкамилович — доктор медицинских наук, заведующий кафедрой ортопедической стоматологии НОУ ВО «Дагестанский медицинский стоматологический институт», Махачкала E-mail: prof_rasulov@mail.ru

Грибков Денис Михайлович — заместитель руководителя Центра непрерывного профессионального образования ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России E-mail: gribkovdenis@mail.ru

Койчуев Расул Абакарович — ассистент, заместитель начальника Управления докторантуры, аспирантуры, ординатуры и интернатуры НОУ ВО «Дагестанский медицинский стоматологический институт», Махачкала

Расулова Сайгибат Геланиевна — аспирант хирургического факультета кафедры глазных болезней ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования», Москва

Литература

1. Шубина Л.Б. Имитационное обучение в центре непрерывного профессионального образования в структуре медицинского университета // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011. № 3 (5). С. 85-91.

2. Колягин В.В. Коммуникации в медицине. Основы трансакционного анализа : пособие для врачей. Иркутск, 2012. 63 с.

3. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатрова О.В. Практикум по психологии общения. СПб. : Речь, 2008. 272 с.

4. Телеуов М.К. Сферы компетентности выпускника медицинского вуза. Компетентность. Коммуникативные навыки: методические рекомендации. Караганда, 2010. 46 с.

5. Евсегнеев Р.А. Психиатрия для врачей общей практики. Минск : Беларусь, 2001. 430 с.

6. Сонькина А.А. Навыки профессионального общения в работе врача // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2015. № 1. С. 101-107.

7. Silverman J., Draper J., Kurz S. Skills for Communicating with Patients. 3rd ed. Oxford University Press, 2013.

References

1. Shubina L.B. Simulation training in the center for continuing professional education in the structure of medical university. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2011: (3): 85-91. (in Russian)

2. Kolyagin V.V. Communication in medicine. the basics of transactional analysis. Manual for doctors. Irkutsk, 2012: 63 p. (in Russian)

3. Arbuzova E.N. Practical guide on psychology of communication. Saint Petersburg, 2008: 272 p. (in Russian)

4. Teleuov M.K. The sphere of competence of graduates medical students. Competence. Communication skills: methodical recommendations. Karaganda. 2010: 46 p.

5. Evsegneev R.A. Psychiatry for general practitioners. Minsk, 2001: 430 p. (in Russian)

6. Son'kina A.A. Skills of professional communication in doctor profession. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie [HEALTHCARE MANAGEMENT: news, views, education]. 2015; (1): 101-7. (in Russian)

7. Silverman J., Draper J., Kurz S. Skills for communicating with patients. 3rd ed. Oxford University Press, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.