Научная статья на тему 'Инновационные методы в образовании, как фактор, формирующий личность врача-профессионала'

Инновационные методы в образовании, как фактор, формирующий личность врача-профессионала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ИНТЕРАКТИВ / INTERACTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расулов Ибрагим Магомедкамилович, Асадулаева С. К.

В статье освещены актуальные проблемы подготовки специалистов в медицинских вузах. Представлен и обобщен материал, основанный на собственных наблюдениях, который с успехом применяется на одной из клинических кафедр ДГМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS IN EDUCATION AS A FACTOR FORMING PERSONALITY OF A PROFESSIONALDOCTOR

The article highlights the actual problems of training specialists in medical universities. The material, based on personal observations, is presented and summarized; it is successfully applied in one of the clinical departments of the DSMU.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы в образовании, как фактор, формирующий личность врача-профессионала»

3 Указ Президента РФ № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (от 24.12.14 г.).

4 Социальная концепция Русской Православной Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 2000. - 189 с.

5 Выступление Президента России В.В. Путина на заседании Архиерейского собора Русской православной церкви 1 декабря 2017 года. URL: www.kremlin.ru (дата доступа - апрель 2018).

6 «Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Русской Православной Церковью» (от 18.06.15 г.).

7 Политика Медицинского университета «Реавиз» в области качества образования. URL: www.Reaviz.ru (дата доступа - апрель 2018).

8 Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине. Овьедо, 4 апреля 1997 г. URL: www.humanrts.umn.edu (дата доступа - апрель 2018).

9 Всеобщая декларация о геноме человека и о правах человека. URL: www.docs.cntd.ru (дата доступа - апрель 2018).

10 Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации от 21.11.11 г. № 323-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

11 Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: учебник / под ред. П.В. Лопатина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 272 с.

12 Лысов Н.А., Пензина О.П., Прохоренко И.О., Супильников А.А., Девяткин А.А. Профессиональный отбор среднего медицинского персонала в лпу госпитального типа на основе психодиагностики по методике кет-тела // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 10-3. - С. 524-528.

Рукопись получена: 10 апреля 2018 г. Принята к публикации: 12 апреля 2018 г.

УДК 614.253:378.1

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ, КАК ФАКТОР, ФОРМИРУЮЩИЙ ЛИЧНОСТЬ ВРАЧА-ПРОФЕССИОНАЛА

© 2018 И.М. Расулов, С.К. Асадулаева

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Махачкала

В статье освещены актуальные проблемы подготовки специалистов в медицинских вузах. Представлен и обобщен материал, основанный на собственных наблюдениях, который с успехом применяется на одной из клинических кафедр ДГМУ.

Ключевые слова: образование, компетенция, коммуникация, интерактив.

Образование - это ценностно-смысловое самоопределение личности в пространстве культуры (ее значений, смыслов, образов). На этом пути исканий происходит культивирование в человеке человеческого, его «второе» рождение. Результатом выступает формирующийся образ личности, человека, самого себя образующего в данное мгновение, сегодня и сейчас [3].

Огромное значение в образовании имеет текст (носитель информации). Если в прошлые эпохи это были письменные, словесные источники, то в современную эпоху к ним прибавились аудио-визуальные, компьютерные тексты [3].

Высшее образование - это образование, обеспечивающее активную социальную позицию субъекта, успешную интеллектуальную деятельность в избранной общественной жизни, не имеющую полного предписания, и осуществляемую на научной основе, а также потенциал творческого развития избранной сферы деятельности и самостоятельного усвоения новых объектов этой сферы [3].

По отношению к студенту образование - это одновременно и процесс, и результат обучения, воспитания и его развития.

В содержании образования выделяются два аспекта:

- внешний - образовательная среда, учебные планы, учебники, методические пособия, различные средства наглядности (в медицинском вузе - пациент);

- внутренний - личностные изменения и приращения, уникальные для каждого студента (знания, способы деятельности, способности, смысл и ценности) [3].

Система медицинского образования может рассматриваться как носитель культуры, опыт человечества в области медицины, врачевания. Социологи утверждают, что формируется поколение молодежи, для которого существенным и значимым становится их личностное и профессиональное развитие в ходе получения образования [1].

Эти четко проявляющиеся тенденции требуют качественных преобразований, в частности в сфере высшего профессионального медицинского образования, которые по своему духу согласуются с необходимостью конвертируемости дипломов в нашей стране и странах Европейского сообщества в связи с подписанием с Россией Болонской декларации. Согласно ее требованиям цели и результаты образования на языке компетентностного подхода определяются как готовность и способность к практической деятельности, и ответственность за ее результат [4].

Понятие «компетенция» создает возможность для отражения единства теоретической и практической готовности выпускника-врача к осуществлению профессиональной деятельности. Это означает не только усвоение профессиональных знаний, формирование навыков и профессионально полезных качеств будущего специалиста, но и реальную готовность к осуществлению практической деятельности. Готовность к профессиональной деятельности обеспечивается как профессиональной подготовкой, так и надпрофессиональными (ключевыми) компетенциями, которые включают в себя общекультурные компетенции и общепрофессиональные компетенции, и являются выражением становления личности врача в ходе получения высшего медицинского образования [2].

К общим надпрофессиональным компетенциям относятся такие значимые для профессии врача навыки, как работа с самопознанием, работа с социумом, работа с информацией. Они также предусматривают знания деонтологии, умения и качества более широкого личностного плана, которые помогают будущему врачу узнать, что такое быть и работать врачом, показывают, как научиться этому, а главное, как стать хорошим врачом [1].

Цели высшего медицинского образования связаны с формированием личности будущего врача, компетентного и ответственного, способного оказывать помощь, человека милосердного и сострадающего. Они отражают две главные составляющие врачебной деятельности: первая из них - ценностно-смысловая, связанная с развитием гуманистического профессионального самосознания, профессиональной идентичности, принятием гуманистических установок; вторая заключается в технологическом овладении основами профессиональной культуры и деятельности [2].

Эти общие глобальные направления обусловливают промежуточные задачи на всех этапах обучения в вузе. Они ставятся всеми кафедрами, участвующими в подготовке будущих врачей, влияют на понимание студентами основополагающих концепций обучения. Такая стратегия общих и частных целей называется целеполаганием. Чем понятнее студентам эта стратегия, тем осмысленнее, а, следовательно, и эффективнее будет учебно-воспитательный процесс [1].

Высшее профессиональное стоматологическое образование в настоящее время включается в единое образовательное и профессиональное пространство и испытывает на себе мощнейшие европейские и интеграционные процессы, направленные на формирование профессиональной компетентности будущих врачей-стоматологов [2, 4].

Профессиональная компетентность - это интегральное качество специалиста, в котором выражается сплав знаний и умений, опыта и способностей, направленный на решение профессиональных задач [2].

В настоящее время в России документом основополагающим в определении профессиональной подготовки врача-стоматолога является «Стандарт высшего стоматологического образования». На основании данного документа современный выпускник-стоматолог должен:

• получить развернутое академическое и стоматологическое образование и быть способным практиковать во всех областях клинической стоматологии;

• быть достаточно обученным основам стоматологической науки;

• быть способным работать в системе здравоохранения совместно с другими специалистами - стоматологами и клиницистами; должен иметь хорошие коммуникативные навыки;

• быть готовым совершенствоваться в течение всей жизни и продолжать профессиональный рост;

• быть способным работать, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной стоматологии, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических навыков [2, 4].

Внутренний аспект образования подразумевает не только подготовку профессиональной компетентности выпускников-стоматологов, но и личностные изменения и приращения, уникальные для каждого студента (знания, способы деятельности, способности, смысл и ценности). Больший прогресс в усвоении знаний достигается путем подключения в процесс обучения студента интерактивных методов. Информированность и достаточно четкие представления о современных подходах и концепциях необходимы как студентам, так и врачам в процессе реальной практической деятельности, важно на этапах саморазвития и самовоспитания и в ходе работы с пациентами. Учитывая современные тенденции, профессорско-преподавательский состав кафедры ортопедической стоматологии ДГМУ внедрил, как одну из форм обучения студентов на клинических кафедрах, интерактивные методы формирования профессиональной компетентности, в частности имитационные и неимитационные. В проведение практических занятий вошли: решение производственных и ситуационных задач; метод «мозговой штурм»; «разыгрывание» ситуации в ролях; ролевые игры; подготовка и представление студенческой научно-исследовательской работы в виде презентации (видеоролика) и межгрупповых Олимпиад по тематике пройденного профессионального модуля [2, 5].

В ходе обучения в вузе, что касаемо коммуникации с пациентом, то студент не всегда понимает зачем ему это нужно. Но по истечении какого-то времени на старших курсах он начинает понимает важность умения находить контакт с пациентом, входить в доверие к па-

циенту, сталкивается с нюансами, которые можно постичь только на соответствующих практических занятиях, которые не раскрываются в полной мере на теоретических.

Что касаемо научно-исследовательской работы, то тут у студента формируются фундаментальные навыки, которые способствуют его дальнейшему совершенствованию в профессиональном плане, и формируются компетенции, необходимые для реализации его в научно-медицинской сфере, что, в свою очередь, способствует более осознанному выбору при поступлении в ординатуру, аспирантуру и докторантуру.

Выводы. Результаты внедрения вышеописанной методики дали свои плоды уже на этапах проведения процедуры первичной аккредитации. Если в первый год проведения процедуры первичной аккредитации выпускник на втором этапе объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) испытывал некоторые трудности при налаживании контакта с «пациентом», то на следующий год, после внедрения представленных в статье методов обучения, данный этап аккредитации не вызывал у выпускника особых трудностей.

Таким образом, можно сделать заключение, что внедренная методика обучения дала свои положительные результаты и имеет право на существование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

1 Кудрявая Н. В. Психология для стоматологов: учебник. - М., 2007.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060201 стоматология (квалификация (степень) «специалист»). -М., 2011.

3 Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение». В 2-х книгах. - Брянск, 2003.

4 Болонская декларация, 2003.

5 Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе: учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». - Нижний Новгород, 2009.

Рукопись получена: 2 апреля 2018 г. Принята к публикации: 6 апреля 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.