Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ КУРСАНТАМИ МВД РОССИИ
'

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ КУРСАНТАМИ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рукопашный бой / курсанты / арсенал / средства / hand-to-hand combat / cadets / arsenal / means

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насадюк Евгений Валерьевич

Рассмотрены особенности технико-тактической подготовки рукопашного боя курсантов МВД России на начальном этапе подготовки. Определено, что использование в тренировочном процессе минимального необходимого арсенала технических приемов и тактической подготовки способствует быстрому выявлению индивидуальных особенностей курсантов и оптимальному стилю ведения схватки, а также позволяет добиться более стабильного и уверенного применения приемов в нападении и защитных действиях. Рассмотрены особенности классической методики обучения рукопашному бою и методики, предполагающей подготовку курсантов на протяжении периода обучения в вузе МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насадюк Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF IMPROVING THE TECHNICAL AND TACTICAL TECHNIQUES OF HAND-TO-HAND COMBAT CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The features of technical and tactical training of hand-to-hand combat of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the initial stage of training are considered. It has been determined that the use of the minimum necessary arsenal of technical techniques and tactical training in the training process helps to quickly identify the individual characteristics of cadets and the optimal style of fighting, and will also allow for a more stable and confident use of techniques in attack and defensive actions. The features of the classical method of teaching hand-to-hand combat and the method that involves training cadets during the period of study at the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ КУРСАНТАМИ МВД РОССИИ »

УДК 796.8 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-8-20-26

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ КУРСАНТАМИ МВД РОССИИ

Е.В. Насадюк

Рассмотрены особенности технико-тактической подготовки рукопашного боя курсантов МВД России на начальном этапе подготовки. Определено, что использование в тренировочном процессе минимального необходимого арсенала технических приемов и тактической подготовки способствует быстрому выявлению индивидуальных особенностей курсантов и оптимальному стилю ведения схватки, а также позволяет добиться более стабильного и уверенного применения приемов в нападении и защитных действиях. Рассмотрены особенности классической методики обучения рукопашному бою и методики, предполагающей подготовку курсантов на протяжении периода обучения в вузе МВД России.

Ключевые слова: рукопашный бой, курсанты, арсенал, средства.

FEATURES OF IMPROVING THE TECHNICAL AND TACTICAL TECHNIQUES OF HAND-TO-HAND COMBAT CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Nasadyuk E.V., senior lecturer, poliglot.76@ mail.ru, Russia, Vladivostok, Vladivostok branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The features of technical and tactical training of hand-to-hand combat of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the initial stage of training are considered. It has been determined that the use of the minimum necessary arsenal of technical techniques and tactical training in the training process helps to quickly identify the individual characteristics of cadets and the optimal style of fighting, and will also allow for a more stable and confident use of techniques in attack and defensive actions. The features of the classical method of teaching hand-to-hand combat and the method that involves training cadets during the period of study at the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered.

Насадюк Евгений Валерьевич, старший преподаватель, poliglot.76@mail.ru, Россия, Владивосток, Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России

Рукопашный бой - это вид спорта, который требует от спортсменов комплексного проявления физических качеств (силы, выносливости, быстроты), технических и тактических действий [1].

В системе МВД России рукопашный бой - это еще вид спорта, по которому ежегодно проводятся соревнования различного уровня, посвященные известным спортсменам. Также рукопашный бой входит в календарный план спортивно-массовых мероприятий спортивного общества «Динамо» Приморского края, в котором лучшие спортсмены силовых структур демонстрируют свою спортивную подготовленность, занимая самые высокие места, поднимаясь на пьедестал почета. Первоначальное знакомство курсантов образовательных организаций МВД России с процессом комплексного развития физических качеств в рукопашном бое необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с про -

Key words: hand-to-hand combat arsenal, means.

cadets,

цессом развития физических качеств во время учебных занятиях по дисци -плине «Физическая подготовка», а также с обучением необходимому комплексу технических действий и формированием оптимальной базы двигательных действий рукопашного боя [2].

Конечно, оптимальный возраст начала спортивной специализации в рукопашном бою начинается с 11-13 лет, но, учитывая тот факт, что на первом году обучения в вузе МВД России лишь единицы курсантов занимались рукопашным боем, то, соответственно, приходится из остальных курсантов проводить отбор для последующих тренировок в спортивной секции рукопашного боя [3, 4].

При этом многими тренерами спортивных секций ведется работа по выявлению приоритетных физических качеств и наиболее часто применяемых технических действий, влияющих на исход схватки [5].

Многие специалисты рукопашного боя недооценивают роль совершенствования таких значимых качеств, как оперативное мышление, трудолюбие, тактический склад ума, которые также необходимы и от проявления которых зависит конечный результат [6].

Учитывая, что начальный процесс физической и технико--тактической подготовки курсантов в секции рукопашного боя начинается на пер -вом курсе обучения и осуществляется, как правило, по общепринятым методикам подготовки, тем не менее необходимо проводить работу, направленную на выявление значимых с точки зрения повышения резуль -татов в рукопашном бое индивидуальных физических и психических качеств и способностей, которые, в свою очередь, будут способствовать повышению спортивного мастерства [7].

Отсутствие навыков выявления наиболее приоритетных индивидуальных способностей у курсантов начального уровня часто затрудняет процесс подготовки и тем самым снижает уровень их спортивного мастерства.

М.М. Магомедалиев в работе, посвященной особенностям развития силовых способностей спортсменов рукопашного боя на начальном этапе подготовки, отмечает, что необходимой базовой составляющей процесса подготовки на начальном этапе является оптимизация двигательных действий, приемов, которые будут способствовать повышению уровня тех -нико-тактической подготовки в рукопашном бое [8].

На втором и третьем годах специальной подготовки необходимо обращать внимание на использование подводящих упражнений, благодаря которым происходит согласованная активация двигательных центров головного мозга и нахождение в состоянии тренированности.

Технические действия в рукопашном бое могут быть систематизи -рованы на удары, контрудары, броски, передвижения и многое другое, тем самым свидетельствуя о том, что технических приемов в данном виде спорта большое множество.

Классические методики подготовки спортсменов в рукопашном бое включают различные виды технико-тактических комбинаций, в том числе те, которые применяются известными спортсменами [9].

Поэтому основной задачей тренера на этапе начальной подготовки является определение того, чему и как необходимо научить курсанта при -менять необходимые для этого средства и методы.

Учитывая ограниченный срок обучения курсантов в вузе МВД России, необходимо на первом году занятий рукопашным боем акцентировать внимание на минимальном, необходимом изучении технико -тактических действий, что, на наш взгляд, будет способствовать быстрому выявлению индивидуальных особенностей курсантов и подходящего для них стиля ведения схватки.

Применение на начальном этапе минимального арсенала технических приемов будет способствовать проявлению его сильных и слабых сторон в развитии физических качеств и в целом адаптации опорно-двигательного аппарата.

Проанализировав многолетний опыт подготовки курсантов, занимающихся рукопашным боем, выделили несколько основных составляю -щих минимального арсенала технико-тактических действий, на которые при изучении и совершенствовании необходимо делать акцент в первые два года спортивной подготовки:

1) боевые стойки;

2) различные виды перемещений в боевых стойках и в партере;

3) защитные действия в боевых стойках и партере;

4) основные удары рукой в голову и туловище с быстрым перемещением на дальнюю дистанцию в защиту и готовность принятия боевой стойки для отражения ударов;

5) прямой удар рукой и боковой удар ногой в голову, туловище с последующим быстрым уходом на дальнюю дистанцию.

Изучение и совершенствование вышеуказанных элементов имеет первостепенное значение на начальном этапе подготовки, многократное их выполнение способствует формированию двигательного навыка выполнения приемов, повышает эффективность атаки и защитных действий.

Целью исследования является выявление эффективных способов обучения технико-тактическим приемам рукопашного боя курсантов МВД России на начальном этапе подготовки.

Задачи исследования:

- определить эффективность использования минимального арсе -нала технико-тактических действий на занятиях по рукопашному бою с курсантами МВД России на начальном этапе подготовки;

- выявить особенности подготовки, способствующие повышению результативности выполнения технических приемов рукопашного боя.

Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагоги -ческий эксперимент, методы математической статистики.

Исследование предполагало проведение анализа показателей технических действий в спортивной схватке, таких как количество точных ударов и защитных действий, выполненных курсантами за один раунд, продолжительностью 3 минуты. Были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная, каждая из которых состояла из 10 курсантов начального уровня подготовки.

Контрольная группа занималась по классической методике, которая заключалась в постепенном изучении разнообразных технических и такти -ческих приемов, экспериментальная группа - по методике, предполагающей изучение и совершенствование минимально необходимого арсенала технических и тактических действий.

Результаты исследования и их обсуждения. Основными показателями, являющимися индикаторами эффективности методики подготовки всего арсенала технико-тактических действий и их результативности, являются количество точных ударов и своевременных защит, выполнен -ных в течение схватки продолжительностью 3 минуты. Итоговые показа -тели контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице.

Показатели эффективности технико-тактических действий в исследуемых группах, кол-во раз

Технические действия Группы Показатели эксперимента

В начале В конце

Нанесение точных ударов за 1 мин Контрольная 3,65±0,22 4,33±0,32

Экспериментальная 3,51±0,22 5,07±0,39

Нанесение точных ударов за время схватки (3 мин) Контрольная 6,55±0,52 7,55±0,98

Экспериментальная 6,40±0,47 8,55±0,66

Выполнение защитных действий за время схватки (3 мин) Контрольная 5,45±0,42 6,45±0,49

Экспериментальная 5,55±0,40 7,70±0,54

Проведенный эксперимент демонстрирует достоверные различия как по разнице показателей в начале и конце исследования, так и по результатам в целом между экспериментальной и контрольной группами.

Итоги эксперимента наглядно показывают, что методика подго -товки курсантов МВД России на начальном этапе, заключающаяся в освоении минимального, необходимого арсенала технико-тактических действий, способствует повышению количества точных ударов в нападении и количеству принятия своевременных защитных действий.

По нашему мнению, данный факт обусловлен повышением стабильности и надежности технических действий, выработанных за счет многократного повторения небольшого арсенала технических приемов.

В ходе проведенного эксперимента выявлены следующие особенности, способствующие повышению результативности выполнения технических приемов в схватке:

- оперативное и своевременное принятие решения ухода с ударной дистанции для выполнения защитных действий и подготовки к будущей атаке;

- применение различных передвижений и обманных действий для отвлечения внимания противника и создания ему препятствий в подготовке к атакующим действиям;

- быстрый переход к бросковой технике после применения атакующих действий руками, ногами.

В течение всего периода подготовки необходимо добиться стабильности, уверенности при выполнении минимального арсенала технико -тактических приемов, изменяя или усложняя различные условия выполнения данных приемов, только после этого следует постепенно расширять имеющийся у курсантов технико-тактический арсенал.

Выводы. Развитие физических качеств у курсантов в рукопашном бое необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с их технико-тактической подготовкой.

На данном этапе подготовки следует избегать применения энерго -затратных и сложнокоординационных продолжительных двигательных действий, так как это будет негативно сказываться на эффективности занятий, проявляющейся в повышенной утомляемости занимающихся, снижении у них внимания и точности в выполнении технических приемов.

В целом использование на занятиях минимального арсенала технико-тактических действий способствует повышению стабильности их выполнения, снижению у курсантов чувства страха при проведении первых боев или схваток, формированию четкого порядка выполнения атакующих действий и своевременного применения защитных действий.

Список литературы

1. Тарасенко А.А., Войнов П.Н. Рукопашный бой в условиях ограниченного пространства. М.: Науч.-издат. центр ИНФРА-М», 2021. 178 с.

2. Лопатин Д.А. Техника рукопашного боя как основа боевых прие -мов борьбы в обучении сотрудников системы МВД России // Modern Science. 2019. № 6-3. С. 162-165.

3. Усков С.В. Сравнительный анализ профессиональной рукопаш -ной подготовки учебных заведений полиции зарубежных стран и России // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6. № 2. С. 59-73.

4. Кравчук А.И. Рукопашный бой в системе МВД России: значимость и перспективы первого тура соревнований // Ученые записки уни -верситета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 6(184). С. 169-174.

5. Амелин С.Г., Козлов Л.Н., Мухин И.А. Повышение эффективности тренировок по рукопашному бою курсантов МВД России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3. С. 82-87.

6. Боренов А.Ю., Овчинников В.А., Полунин В.П. Содержание полосы препятствий рукопашного боя в Волгоградской академии МВД России // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2022. № 2(40). С. 13-18.

7. Пашута В.Л., Пугач П.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования готовности курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности, с использованием средств физиче -ской подготовки // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 9(103). С. 127-131.

8. Магомедалиев М.М. Особенности развития силовых способностей у рукопашников на начальном этапе подготовки // Евразийский юридический журнал. 2021. № 9(160). С. 489-490.

9. Филимонцев Н.М., Козырева Е.Н. Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки курсантов (слушателей) образова -тельных организаций высшего образования МВД России по рукопашному бою // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 4(170). С.350-355.

References

1. Tarasenko A.A., Vojnov P.N. Rukopashnyj boj v usloviyah ogranichennogo pro-stranstva [Hand-to-hand combat in confined spaces]. M.: Scientific publishing house. INFRA-M center", 2021. 178 p.

2. Lopatin D.A. Tekhnika rukopashnogo boya kak osnova boevyh priemov bor'by v obuchenii sotrudnikov sistemy MVD Rossii [Hand-to-hand combat technique as the basis of combat techniques in training employees of the Russian Ministry of Internal Affairs] // Modern Science. 2019. No. 6-3. P. 162-165.

3. Uskov S.V. Sravnitel'nyj analiz professional'noj rukopashnoj podgotovki ucheb-nyh zavedenij policii zarubezhnyh stran i Rossii [Comparative analysis of professional hand-to-hand training in police educational institutions of foreign countries and Russia] // Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya [Scientific result. Pedagogy and psychology of education]. 2020. Vol. 6. No. 2. P. 59-73.

4. Kravchuk A.I. Rukopashnyj boj v sisteme MVD Rossii: znachimost' i perspektivy pervogo tura sorevnovanij [Kravchuk A.I. Hand-to-hand combat in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: the significance and prospects of the first round of competitions] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2020. No. 6(184). P. 169-174.

5. Amelin S.G., Kozlov L.N., Muhin I.A. Povyshenie effektivnosti trenirovok po rukopashnomu boyu kursantov MVD Rossii [Increasing the effectiveness of training in hand-to-hand combat for cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Izvestiya Tul'skogo

gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2021. Iss. 3. P. 82-87.

6. Borenov A.Yu., Ovchinnikov V.A., Polunin V.P. Soderzhanie polosy prepyatstvij rukopashnogo boya v Volgogradskoj akademii MVD Rossii [Maintenance of the hand-to-hand combat obstacle course at the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [Physical education and sports training]. 2022. No. 2(40). P. 13-18.

7. Pashuta V.L., Pugach P.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya, neobhodimye dlya formirovaniya gotovnosti kursantov vuzov MVD Rossii k operativno-rozysknoj deya-tel'nosti, s ispol'zovaniem sredstv fizicheskoj podgotovki [Psychological and pedagogical conditions necessary for developing the readiness of university cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia for operational investigative activities, using physical training means] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2013. No. 9(103). P. 127-131.

8. Magomedaliev M.M. Osobennosti razvitiya silovyh sposobnostej u rukopashnikov na nachal'nom etape podgotovki [Features of the development of power abilities in hand-to-hand fighters at the initial stage of training] // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal [Eurasian legal journal]. 2021. No. 9(160). P. 489-490.

9. Filimoncev N.M., Kozyreva E.N. Psihologo-pedagogicheskie aspekty sover-shenstvovaniya podgotovki kursantov (slushatelej) obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya MVD Rossii po rukopashnomu boyu [Psychological and pedagogical aspects of improving the training of cadets (listeners) of educational organizations of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia in hand-to-hand combat] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2019. No. 4(170). P. 350-355.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.