Научная статья на тему 'Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля при мультимодальных перевозках товаров'

Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля при мультимодальных перевозках товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные органы / совершение таможенных операций / мультимодальные перевозки / таможенная процедура таможенного транзита / прямое смешанное сообщение / таможенный контроль / customs authorities / customs operations / multimodal transportation / customs procedure of customs transit / direct mixed communication / customs control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.А. Зятьков, Т.И. Белоусова

В статье рассмотрены особенности правового регулирования мультимодальных перевозок на всех уровнях права, а также особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в рамках мультимодальной перевозки. Проанализированы некоторые статистические данные в изучаемой области на примере таможенного поста Морской порт Владивосток. Предложены пути решения указанных выше проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Д.А. Зятьков, Т.И. Белоусова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Customs Operations and Customs Control during Multimodal Transportation of Goods

The article considers the features of the legal regulation of multimodal transportation at all levels of law, as well as the specifics of customs operations and customs control in relation to goods transported within the framework of multimodal transportation. Some statistical data in the studied area are analyzed using the example of the Vladivostok Seaport customs post. The ways of solving the above problems are proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля при мультимодальных перевозках товаров»

студентов направлений подготовки 08.03.01 «Строительство», 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» всех форм обучения / сост.: В. А. Солонина, Ю. Ф. Пан-ченко, Д. А. Панченко; Тюменский индустриальный университет. Тюмень: Издательский центр БИК, ТИУ, 2017. 40 с. URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/ uploads/2020/09/Metrologiya-Solonina-2017.pdf?ysclid=lptjsmks5b795092762 (дата обращения 06.12.2023).

3. Росконтроль официальный сайт. URL: https://roscontrol.com (дата обращения: 06.12.2023).

4. Хисамова Э. Д., Зайнутдинова Э. Э. Обеспечение качества продукции: учебник. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. 170 с. URL: https://kpfu.ru/staff_files/

F1627054872/Uchebnik_0KP_Hisamova_Zajnutdinova_dlya_pechati.pdf (дата

обращения: 06.12.2023).

5. Виды, способы фальсификации и методы ее обнаружения. URL: https:// www.productguide.ru/products-3237-1.html?ysclid=lv5xdnlqe6208559378 (дата обращения 06.12.2023).

6. ГОСТ Р 52196-2011 Изделия колбасные вареные. Технические условия. URL: https ://internet-law.ru/gosts/gost/51876?ysclid=lpw5ymgiam3 73 8 8927 (дата обращения: 23.11.2023).

7. ГОСТ 31460-2012 Кремы косметические. Общие технические условия. URL: https://internet-law.ru/gosts/gost/52618/?ysclid=lpw66tmlli96299273 (дата обращения: 23.11.2023).

УДК 339.543.4

Б01 10.24412/с1-36450-2023-4-43-48 Д. А. ЗЯТЬКОВ, Т. И. БЕЛОУСОВА

Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля при мультимодальных перевозках товаров

В статье рассмотрены особенности правового регулирования мультимодальных перевозок на всех уровнях права, а также особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в рамках мультимодальной перевозки. Проанализированы некоторые статистические данные в изучаемой области на примере таможенного поста Морской порт Владивосток. Предложены пути решения указанных выше проблем.

ЗЯТЬКОВ Дмитрий Андреевич, студент факультета таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

БЕЛОУСОВА Татьяна Ивановна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры таможенных операций, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Ключевые слова: таможенные органы, совершение таможенных операций, мультимо-дальные перевозки, таможенная процедура таможенного транзита, прямое смешанное сообщение, таможенный контроль.

D. A. ZYATKOV, T. I. BELOUSOVA

Features of Customs Operations and Customs Control during Multimodal Transportation of Goods

The article considers the features of the legal regulation of multimodal transportation at all levels of law, as well as the specifics of customs operations and customs control in relation to goods transported within the framework of multimodal transportation. Some statistical data in the studied area are analyzed using the example of the Vladivostok Seaport customs post. The ways of solving the above problems are proposed.

Keywords: customs authorities, customs operations, multimodal transportation, customs procedure of customs transit, direct mixed communication, customs control.

На данный момент международная торговля является наиболее существенным драйвером роста национальных экономик и такого агрегированного из вышеуказанных показателя, как развитие мировой экономики. Мировая экономика развивается благодаря международному разделению труда и развитию логистики для налаживания процессов обмена материальными потоками между странами и их объединениями, что выражается в процессе перевозки товаров.

Традиционная модель перевозки товаров предполагает использование одного или нескольких видов транспорта для перемещения товаров между отправителем и получателем при заключении отдельного договора перевозки с каждым перевозчиком, предоставляющим услуги по транспортировке товаров различными видами транспорта. В этом плане традиционная модель значительно уступает по своему качеству, скорости и финансовой затратности более современным методам грузоперевозок.

Мультимодальная же перевозка за свою основу берет модель взаимодействия при перевозочном процессе с привлечением третьей стороны: оператора муль-тимодальной перевозки (ОМП). При этом также происходит транспортировка несколькими видами транспорта, но уже с заключением единого договора перевозки для отправителя и ОМП. Затем составляется единый перевозочный докку-мент, который не переоформляется для каждого вида транспорта, а просто передается по цепочке или в нем проставляются определенные отметки при составлении такого документа в электронном формате.

Таким образом для организации международной торговли так или иначе необходимо взаимодействовать с множеством субъектов, помимо покупателя товаров, и при этом взаимодействие с третьими сторонами в лице экспедитора, перевозчика и государственных органов оказывает существенно большее влияние на успешность процесса международной торговли. Мультимодальные перевозки в данной ситуации как раз и могут стать фактором, снижающим издержки, увеличивающим вероятность успешного прохождения таможенных формальностей и в конечном итоге ускоряющим развитие мировой экономики, а значит стать все более и более востребованными.

Научный интерес представляют изучение практики организации проведения таможенных операций и таможенного контроля перемещения товаров при мульти-модальной перевозке.

Целью настоящей работы является анализ проблемных вопросов совершения таможенный операций, таможенного декларирования и таможенного контроля товарных партий, участвующих в мультимодальной поставке, перемещаемых участниками ВЭД для обоснования рекомендаций по совершенствованию таможенного регулирования данной сферы.

Перемещение товаров через таможенную границу связано с таможенным регулированием, основные положения которого закреплены в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) [3] и рядом иных нормативных документов [1; 2]. В настоящее время под мультимодальной, интермодальной и смешанной перевозкой чаще всего подразумевается одна и та же модель перевозки товаров, поскольку сам такой тип перевозки явление в рамках истории достаточно новое и не существует однородного устойчивого мнения ни в академической среде, ни в правовых рамках международной политической арены.

Остановимся на некоторых моментах.

Мультимодальная перевозка невозможна без таможенного транзита, поскольку предполагает перемещение товаров несколькими видами транспорта, а значит перемещение через территории нескольких стран по крупнейшим транспортным артериям. Для снижения затрат на перегрузку между транспортными средствами различных видом используются универсальные транспортные единицы: контейнеры. Далее для наглядности приведена схема на карте (см. рисунок), показывающая крупнейшие международные транспортные коридоры (МТК) в Евразийском регионе. В исследуемом регионе, а именно - в регионе деятельности таможенного поста Морской порт Владивосток, на данный момент не происходит таможенного оформления мультимодальных перевозок; все они проходят по маршруту, совмещающему транскаспийский маршрут на карте с переходом с территории Казахстана на территорию России (в Северный транспортный коридор по выделенной пунктирной линии).

Зачастую (и чем дальше во времени, тем чаще) при перемещении товаров от отправителя к получателю через территорию нескольких стран транзитом отправителем накладываются средства идентификации на контейнер, банальные механические запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) или более современные электронные навигационные ЗПУ. В вопросах минимизации рисков, связанных с представлением недостоверной информации и декларированием товаров, необоснованным занижением таможенных пошлин, предупреждением возникновения судебных споров, обеспечением доказательной базы, огромную роль играют как раз такие средства идентификации, поскольку они позволяют избавиться от иных форм таможенного контроля.

Таможенный контроль предполагает проверку документов и сведений, представляемых участником ВЭД. Таможенная декларация является основным

таможенным документом. В нашем случае используется транзитная декларация (ТД). В графе 44 ТД при мультимодальной перевозке должны быть указаны сведения о едином перевозочном документе. Как показывает анализ практического материала работы таможенного поста Морской порт Владивосток (ТП МПВ), среди оформляемых транзитных партий за последние годы не наблюдалось выполнения поставок в рамках мультимодальной перевозки. Как видим, в исследуемый географический регион не проходят мультимодальные коридоры в связи с отсутствием международных договоров об их организации.

Крупнейшие МТК Евразии

Тем не менее стоит рассмотреть динамику перемещения транзитных партий в регионе деятельности таможенного поста Морской порт Владивосток как таможенного органа отправления. Данные представлены в таблице.

Динамика оформления таможенного транзита товарных партий в таможенному посту Морской порт Владивосток

Вид транспорта Автомобильный Железнодорожный Морской Всего

Транзитные декларации, шт.

2018 г. 4 594 24 502 1 531 30 627

2019 г. 4 649 24 790 1 549 30 988

2020 г. 4 679 24 954 1 560 31 193

2021 г. 6 355 33 893 2 118 42 366

2022 г. 5 189 27 678 1 730 34 597

В данной таблице можно наблюдать уверенный рост транзитного потенциала ТП МПВ от года к году с сильным ростом 2021-2022 гг. Такой рост связан

с переориентированием транспортной системы России на Азиатский регион в связи с мировым экономическим кризисом из-за пандемии, объявленной ВОЗ, и региональными вызовами.

Возрастающий транзитный потенциал Дальневосточного региона России ставит необходимость развития данного региона и решения выявленных ранее проблем для развития экономики Российской Федерации и единого экономического пространства ЕАЭС.

Для решения выявленных проблем предлагаются следующие направления.

1. Реализация принятой «Транспортной стратегии России на период до 2030 г.» в направлениях по развитие опорной транспортной сети на принципах национальных транспортных коридоров; стыковку национальных транспортных коридоров с МТК европейской и азиатской транспортных систем.

2. Обновление и дополнение таких документов транспортного законодательства, как федеральные законы «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ, «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 № 24-ФЗ, «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ, приказ Росморфлота от 22.10.1996 № 39 «Об утверждении и введении в действие "Правил перевозки грузов в контейнерах морским транспортом"» и иных правил организации международной перевозки. Вместе с тем требуется доработка и принятие проекта федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», в котором будут определены основные принципы и правила организации смешанных перевозок, а также введена единая терминология, права и обязанности, ответственность ОМП.

3. Разработка особого порядка таможенного декларирования мультимодаль-ной (комбинированной, смешанной) перевозки. Этот пункт должен также детализировать требования к контейнерной перевозке и ее формам контроля.

4. Создание института операторов мультимодальной перевозки как элемента развития эффективной системы таможенного контроля на основе субъектно-ориентированного подхода, внедряемого в настоящее время в таможенном деле

ЕАЭС.

Таким образом, таможенное администрирование международных мультимо-дальных перевозок должно сопровождаться определенными таможенными операциями. В то же время таможенные операции охватывают широкий спектр разных мероприятий, осуществляемых должностными лицами таможенных органов и заинтересованными сторонами, связанными с импортом и экспортом товаров и транспортных средств, что требует развития материальной и правовой инфраструктуры.

Осуществление на практике улучшения порядка перемещения товаров и транспортных средств в рамках международных мультимодальных коридоров, обеспечивает наличие возможностей для участников внешнеэкономической деятельности для развития потенциала своей деятельности и улучшения экономической ситуации, а также деятельности таможенных органов, которые отражаются на эффективности результатов работы.

Список литературы

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 (Киото, 18 мая 1973 г.) (в ред. Протокола от 26.06.1999). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124 (дата обращения: 26.11.2023).

2. Стандартные (общие) условия оборотного коносамента перевозки груза в смешанном сообщении 1992 г. (Мультимодальный транспортный коносамент (ФИАТА)). URL: http://www.tamognia.ru/doc_base/document.php?ID=1554310 (дата обращения: 26.11.2023).

3. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли от 23.06.2005. URL: http://www.wcoomd.org/~/media/50518838DCAD4D4B9600B3 E94F37C663.ash (дата обращения: 26.11.2023).

4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС). URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_215315 (дата обращения: 26.11.2023).

4. Об основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов Евразийского экономического союза: решение Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 № 19. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_215305/ (дата обращения: 26.11.2023).

5. Проект Закона РФ о смешанных (комбинированных) перевозках. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 14.11.2023).

6. О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита: решения КТС от 17.08.2010 № 438. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/10sr0438/7 (дата обращения: 26.11.2023).

7. О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года: распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402052 (дата обращения: 26.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.