Никулова Татьяна Васильевна
адъюнкт кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России
Особенности совершения преступлений с применением взрывных устройств и взрывчатых веществ (по материалам СевероКавказского региона)
Нщ а территории Российской Феде-Щ рации Северный Кавказ можно определить как самый взрывоопасный этнически конфликтный регион. Недостаток природных земель при высокой плотности населения является одной из главный причин конфликтов. Потребность постоянной защиты «земли предков» выработала своеобразные формы закрепления родовых территорий и служила, с одной стороны - внутриэтнической сплоченности кавказских народов, с другой - формированию на относительно небольшой территории десятков национальностей, имеющих различные языки и традиции.
За последние 200 лет территории национальных образований характеризовались большой неустойчивостью. Некоторые республики образовывались, преобразовывались, упразднялись и вновь создавались. Во времена СССР на территории Северного Кавказа находились Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетин-ская, Чечено-Ингушская автономные республики, Адыгейская и Карачаево-Черкесская автономные области. В настоящее время в составе России находятся республики: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия-Алания, Чечня.
Столкновение интересов нескольких народов на малой территории при чрезвычайной плотности населения толкает экстремистов к насильственному заселению «своих» земель. Территориальные притязания множатся от сепаратистско-экст-ремистских стремлений к недосягаемой в данном регионе мононациональной государственности.
Особо конфликтным районом на Северном Кавказе остается Чечня. В ноябре 1990 г. на Съезде
чеченского народа было объявлено о суверенитете Чеченской республики. Но договор о разграничении полномочий между Россией и Чечней так и не был подписан. Примеру моноэтнических Чечни и Ингушетии готовы были следовать и другие кавказские народы, такие как лезгины, ногайцы, кабардинцы и др. В 1992 г. в одной только Карачаево-Черкессии было самопровозглашено пять национально-государственных образований после того, как Ельцин Б.Н. объявил республикам, находящимся в составе России: «Берите суверенитета столько, сколько проглотите». А каждое новое образование фактически ведет к переделу территории, средств производства и собственности, т.е. к насилию.
На этой почве разразился российско-чеченский конфликт. Чечня отделилась от Ингушетии и стала производить свое собственное огнестрельное оружие, а в 1993 г. правительство вновь провозглашенной республики потребовало у России вывести войска в течение 24 часов, оставив все оружие и технику. Таким образом, у Чечни было все, чтобы развязать вооруженный конфликт с Россией.
Чечня превращалась в криминальный анклав, терроризировавший российское население вокруг своих границ. Убийства, грабежи, насильственное выселение русских из Чечни стали невыносимы. И в 1994 г. под видом вооруженных формирований оппозиционных Дудаеву сил Федеральная служба контрразведки РФ и Министерство обороны РФ с плохо подготовленными военнослужащими пытались захватить Грозный. Они потерпели полный провал. Это привело к перерастанию чеченского конфликта из специальной операции в открытую войну.
Многие люди в Чечне были не согласны с дей-
150
ствующим режимом. Было создано общественно-политическое движение за восстановление конституционной законности, объединяющее оппозицию. В Чечне установилось двоевластие.
В то время чеченские бандиты были всевластны: они организовывали шариатские суды, практиковали публичные казни, избивали своих единоверцев палками, отрезали им уши, руки и головы. Чеченские боевики осуществляли вылазки и террористические нападения. На их счету нападение на город Буденновск Ставропольского края, дагестанский город Кизляр.
После проведения 12 ноября 1999 г. в Лондоне международного съезда исламистских террористов, на котором присутствовали Басаев и Хаттаб, России был объявлен джихад. В это время по территории России прокатилась волна терактов с применением взрывных веществ и взрывных устройств. Пострадало более тысячи человек1.
Меркушов А.Е., который в то время являлся заместителем Председателя Верховного Суда России, охарактеризовал положение в данной области следующим образом: «В настоящее время, в условиях развязанных вооруженных конфликтов, создания незаконных вооруженных формирований, растущей напряженности, незащищенности населения от преступных посягательств, отсутствия программ, направленных на выявление фактов незаконного оборота оружия, а также эффективных систем контроля за движением оружия проблема борьбы с преступностью этого рода еще более обострилась в связи с тем, что в стране образовалась исключительно высокая концентрация незаконно имеющегося среди населения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».
Актуальность проблемы побудила Государственную Думу принять Федеральный Закон «Об оружии», который вступил в силу 1 июля 1997 г., Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г., а Пленум Верховного Суда РФ принял специальное постановление от 12 марта 2002 г. «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств». В 2007 г. ФЗ «О борьбе с терроризмом» утратил силу. С учетом наработанной практики Государственной Думой 26 февраля 2006 г. принят Федеральный закон «О противодействии терроризму», а также внесены значительные изменения в Федеральный закон «Об оружии». Так, в соответствии с ФЗ от 18 июля 2006 г. № 121-ФЗ к боевому ручному стрелково-
1 Краткое описание событий составлено по книге: Лунев
му и холодному оружию отнесено оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение государственным военизированным организациям, а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства.
В указанных документах содержатся определение и характеристика базовых понятий, употребляемых в уголовном законодательстве. Это, прежде всего, относится к таким понятиям, как ношение, хранение, приобретение, изготовление и сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В постановлении Пленума отмечается, что при оценке степени общественной опасности содеянного необходимо учитывать цели и мотивы действий виновного, источник и способ завладения, вид, количество, боевые свойства боеприпасов и взрывчатых веществ.
При решении вопроса о наличии в действиях лица составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 218, 222, 223, 225, 226 УК РФ, необходимо установить, относятся ли изъятые предметы и устройства к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам. При квалификации данных преступлений необходимо установить юридическое тождество состава, содержащегося в совершенном общественно опасном деянии, и состава, установленного в той уголовно-правовой норме, которая предусматривает ответственность именно за данное деяние. Тождественными должны быть все юридически значимые признаки состава преступления и состава, содержащегося в уголовно-правовой норме, подлежащей применению.
Так как оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства в указанных преступлениях являются обязательным признаком, т.е. предметом преступления (элементом объекта преступления), то от правильного определения признаков предмета, устройства или вещества зависит квалификация совершенного деяния.
Необходимость точного определения относи-мости указанных предметов и веществ к оружию, боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам возникает и при расследовании преступлений, в которых указанные объекты являются орудиями и средствами совершения убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, террористических актов и т.п., т.е. обязательными либо факультативными признаками объективной стороны.
В.В. Преступность ХХ в. М., 2005. С. 731-739.
151
Имеются примеры из судебно-следственной практики, когда один и тот же материальный объект выступал последовательно в качестве предмета одного преступления и орудия совершения другого. Например, лицо, незаконно изготовившее взрывное устройство (предмет преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ), совершает убийство (орудие убийства, предусмотренного ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Если оружие включено в диспозицию уголовно-правовой нормы в качестве основного или квалифицирующего признака, его применение преступником полностью охватывается данным составом и не требует дополнительной квалификации содеянного по совокупности со ст. 222 УК РФ. Так, наличие оружия является обязательным признаком бандитизма (ст. 209 УК РФ), а хулиганство признается особо злостным, если оно совершено с его применением (ч. 3 ст. 213 УК РФ).
Оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства являются источниками повышенной опасности и, зачастую, многократно превышают достаточную для поражения объекта силу, мощь и интенсивность, облегчают возможность достижения преступной цели, повышая, таким образом, общественную опасность посягательства. Указанный аспект учитывается законодателем, который значительно усиливает ответственность за преступления, совершаемые с помощью указанных средств.
Применение взрывных устройств отличается от иных способов совершения преступления двумя взаимосвязанными свойствами: высокой поражающей способностью взрыва и достаточно низким уровнем управляемости поражающих свойств, так как в отличие от применения холодного или огнестрельного оружия она не носит строго направленного характера. Вышеперечисленные особенности позволяют квалифицировать применение взрывных устройств как способ убийства, опасный для жизни многих людей, т.е. обстоятельство, предусмотренное п. п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство, совершенное общеопасным способом).
Рассматривая факультативный признак объективной стороны посягательства, в отношении всей группы насильственных преступлений, по мнению ряда авторов точнее использовать термин «орудие преступления», а относительно всех ненасильственных деяний — «средства их совершения». Таким образом, взрывные устройства, боеприпасы, взрывчатые вещества, применяемые в указанных насильственных противоправных деяниях, следует именовать орудиями пре-
ступления.
При производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве для решения вопроса об отнесении предметов и устройств к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам необходимы специальные познания в науке и технике, т.е. должна быть назначена взрывотехническая экспертиза. Она проводится для установления относимости материалов, веществ и изделий к взрывчатым веществам и боеприпасам, выяснения обстоятельств взрыва, определения его природы, а также решения иных вопросов, связанных с применением взрывных устройств и взрывчатых веществ.
В отличие от многих других экспертиз перечень разрешаемых взрывотехнической экспертизой вопросов весьма широк, поскольку взрывчатые вещества и взрывные устройства, используемые преступниками при подготовке и совершении криминальных взрывов, характеризуется большим разнообразием.
Экономическое положение в России во время проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе породило целый комплекс социальных, политических, демографических и других проблем, в котором нашел свое отражение рост количества преступлений, связанных со взрывом:
рост психологических нагрузок, стрессов и эмоциональных срывов, порождаемый необходимостью адаптации к новым экономическим условиям. Все усиливающийся культ насилия и жестокости, авторитета силового решения любых конфликтов;
высокий научный, профессиональный и производственный потенциал в сфере взрывных технологий в России (военно-промышленный комплекс, добыча полезных ископаемых, металлургия и др.) позволили сформировать широкую сеть специалистов разной квалификации практически во всех регионах страны;
информационный прогресс, связанный с широким внедрением компьютерных (цифровых) технологий, глобальной сети Internet, а также бесконтрольные публикации, в том числе экстремистского толка, коснулись и темы взрывных технологий. Информация, касающаяся вопросов изготовления и боевого применения взрывных устройств, традиционно считавшаяся закрытой (как правило, секретной), стала доступной для всех.
Криминологические вопросы, касающиеся криминалистической взрывотехники, представляют особое значение при рассмотрении субъективной стороны преступлений, связанных с применени-
152
ем ВВ и ВУ.
Со стороны субъектов преступления ВУ обладают рядом выгодных качеств, способствующих подготовке, осуществлению и сокрытию преступления. С одной стороны, эти качества выражаются в природе самого взрыва (большая разрушительная сила), с другой стороны, широкий арсенал и большое разнообразие взрывных устройств позволяет реализовывать самый широкий спектр преступных замыслов.
1. Быстрый эффект поражения или разрушения объекта преступного посягательства. Так, совершение террористического акта может осуществляться с применением взрыва за короткий промежуток времени, чем достигается, с одной стороны, внезапность и быстрота действий на месте преступления, с другой, - ошеломляющий эффект, подчеркивающий дерзость и демонстративность преступных намерений.
2. Отпадает необходимость находиться рядом с объектом поражения в момент взрыва. В зависимости от конструкции приводного устройства и взрывателя взрывные устройства могут быть контактными и бесконтактными. Различают взрыватели ударные, т.е. срабатывающие от удара или нажатия; дистанционные, т.е. механического или электрического воздействия; неконтактные (вибрационные, акустические, радиолакационные и т.п.); исполнительные, которые срабатывают по кодированному сигналу. Заблаговременная установка ВУ на объекте позволяет производить взрыв дистанционно. Поэтому при автономном режиме работы присутствие человека исключается. Наиболее ярко выражается это качество на таких объектах, где имеется служба безопасности или охраны, способных быстро и эффективно применять меры по оцеплению района происшествия.
3. При осуществлении взрыва остается минимум следов по сравнению с другими способами воздействия на объект. При взрыве практически любого ВУ происходит разрушение или сильная деформация всех элементов его конструкции. Из-за сильного температурного воздействия и высокого давления продуктов взрыва уничтожаются следы биологического происхождения (следы пальцев рук, кровь, волосы и др.) на корпусе и деталях ВУ. При взрыве большой мощности, например, если масса ВВ более 1кг, происходит сильное разрушение элементов конструкции как взрывателя, так и корпуса ВУ, сильный разброс фрагментов и частичное их сгорание, что может приводить к уничтожению следов изготовления, установки и маскировки ВУ.
4. Широкая (объемная) зона поражения взры-
вом. Зона поражения при взрыве определяется конструкцией ВУ и может иметь круговую и направленную зону поражения. Зона действия взрыва позволяет эффективно поражать или разрушать динамичные объекты (люди, транспорт и т.п.), а также производить разрушения на большой площади. Кроме того, взрывом могут поражаться объекты, находящиеся за различными преградами в зоне действия ударной волны и разлета осколков. При взрывах, для совершения которых, как правило, используются взрывные устройства с зарядами до 10 кг взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте, обычно вы-делается четыре зоны локализации следов: первая - центр (эпицентр) взрыва или места закладки ВУ - площадь радиусом до 2 м; вторая - ближняя - до 5-10 м; третья - средняя - до 10-50 м; четвертая - дальняя - свыше 50 м.
5. Заблаговременная подготовка взрыва. Выбор выгодного по месту взрыва участка местности или объекта (участки дорог, газо- и нефтепроводов, жилые и производственные помещения и т.п.) и заблаговременная установка и маскировка взрывного устройства позволяет: заминировать объект до прибытия на него охраны (оцепления), сопровождающей важную персону, общественно-политическую акцию и другие мероприятия; подготавливать несколько мест установки ВУ в наиболее вероятных местах движения объекта поражения.
6. Управление взрывом на расстоянии в условиях как визуального контакта с объектом поражения, так и без такового. Визуальный контакт с использованием оптических средств наблюдения с объектом поражения может достигать по дальности нескольких километров, что обеспечивает скрытность действий преступников.
Природа и характер протекания взрыва создают дополнительные сложности, заставляющие преступника действовать по невыгодной для него схеме. К ним относится: сильное демаскирующее действие взрыва; опасность близкого контакта с объектом поражения в момент взрыва; высокая степень опасности изготовления самодельного ВУ, нежелательное попадание в зону поражения взрывом посторонних лиц и т.п.
Использование взрывного устройства, сопряженное с выдвижением преступных требований к физическим и юридическим лицам, существенно отличается от других видов угроз. Прежде всего, это скрытный характер применения инструмента угрозы - взрывного устройства, возможность заблаговременной подготовки его к установке, управление состоянием взрывного устройства на расстоянии от заминированного объекта,
153
минимальное количество оставленных следов на месте взрыва.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что преступления, связанные с применением взрывных устройств, отличаются подготовленностью замысла и конкретных действий. Ука-
занные преступления достаточно специфичны в реализации своей объективной и субъективной стороны, которые выражаются в многообразии конструкций взрывных устройств, уровней их изготовления и способов применения.
154