Научная статья на тему 'Причины и условия возникновения преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в Вооруженных Силах Российской Федерации'

Причины и условия возникновения преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в Вооруженных Силах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1188
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРУЖИЕ / ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕСТУПНОСТИ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОРГАН / КОНТРОЛЬ / ВОЕННОСЛУЖАЦИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фельде Георгий Евгеньевич

В статье анализируются причины и условия возникновения преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в Вооруженных Силах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фельде Георгий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины и условия возникновения преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в Вооруженных Силах Российской Федерации»

В ходе осмотре места происшествия необходимо произвести ряд измерений для установления расстояния от места травмирования пострадавшего до сооружения, с которого предполагаемо упал предмет, и осмотреть это место.

Если травма последовала в результате падения складируемых материалов, в этом случае необходимо основательно осмотреть все места складирования и сам складируемый предмет, обращая при этом внимание на способ укладки материала, уложен ли он на заранее подготовленную поверхность и правильность подготовки.

Если же падение предмета произошло во время транспортировки транспортом, механизмом, в этом случае эксперт должен рассмотреть версии отсутствия, применения и наличие грузозахватных устройств, преждевременного освобождения от удерживающих устройств, применение тросов, канатов, состояние которых является неудовлетворительным.

Проверяя все вышеизложенные версии, эксперт, основываясь на свои специальные знания, должен учитывать все возможные факторы и механизмы, которые могут повлиять на заключение.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 03.03.2014. N 9. Ст. 851.

2. Федеральный закон от № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», 2001.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.05.2016).

4. Бутырин А. Ю. Теория и практика судебной строительно-технической экспертизы. М., ОАО Издательский Дом «Городец», 2006.

5. Бутырин А. Ю. Сущность и формы взаимодействия эксперта-строителя со следственными органами и судом / А. Ю. Бутырин // Теория и практика судебной экспертизы. - М.: БСЭ РФЦСЭ при Минюсте России, 2009. № 4 (16). С. 58-62.

6. Корухов Е. Г. Судебная экспертиза в уголовном процессе: практическое пособие для судей и экспертов. М.: Судэкс, 2012.

Причины и условия возникновения преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в Вооруженных Силах Российской Федерации

Фельде Г. Е.

Фельде Георгий Евгеньевич /Felde Georgiy Yevgenyevich — магистрант, кафедра уголовного права, юридический факультет, Алтайская академия экономики и права, г. Барнаул

Аннотация: в статье анализируются причины и условия возникновения преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Ключевые слова: незаконный оборот, общественная безопасность, оружие, показатель преступности, специальный орган, контроль, военнослужаций.

Особое место среди всех видов преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена действующим уголовным законодательством Российской Федерации, занимает незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Ответственность за данное преступление предусмотрена статьей 222 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которой к незаконному обороту оружия относятся «незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему)»1.

Однако не следует считать, что такой вид преступления, как незаконный оборот оружия (приобретение, передача, сбыт, хранение), связан только с такими преступлениями, как ограбления, разбои, убийства, чаще всего эти преступления являются следствием того, что кто-то на незаконных основаниях осуществил

1 Российская газета. N 113. 18.06.1996, N 114. 19.06.1996, N 115. 20.06.1996, N 118. 25.06.1996.

104

реализацию оружия (орудий преступления) лицам, которые впоследствии совершили данные тяжкие преступления, направленные против личности и общественной безопасности.

Определенная доля незаконного оборота оружия приходится на Вооруженные Силы Российской Федерации, так как военнослужащие (рядовой состав и офицеры) также совершают данные правонарушения. Об этом неоднократно заявлялось в СМИ, по оценкам которых доля незаконного оборота оружия, приходящаяся на Вооруженные Силы РФ, составляет примерно треть от общих показателей.

В Российской Федерации создан специальный орган, который осуществляет контроль за оборотом оружия в Вооруженных Силах Российской Федерации. Таким органом является Служба по надзору за оборотом оружия в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Служба), положение о которой было утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 700'.

Служба в части осуществления контроля за оборотом оружия в Вооруженных Силах осуществляет следующие функции: методическое обеспечение, организация и проведение ревизий и проверок состояния оборота оружия в воинских частях; участие в совместных с правоохранительными органами проверках вопросов оборота оружия в Вооруженных Силах и др.

Кроме того, Служба осуществляет контроль за ведением номерного учета стрелкового оружия в войсках, а также за полнотой и достоверностью централизованного банка данных номерного учета стрелкового оружия за Вооруженными Силами, которая позволяет отследить весь путь оружия от завода изготовителя с присвоением ему номера до воинской части, в которую это оружие было направлено, кому передано на хранение и т.д.

Однако несмотря на все вышеуказанные мероприятия ежегодно в России совершаются преступления, связанные с незаконным оборотом оружия в Вооруженных Силах РФ.

Тенденция роста данного вида преступления в Вооруженных Силах РФ продолжается вплоть до настоящего времени, хотя действительную картину преступлений трудно представить, учитывая высокую латентность данного вида преступления.

В Вооруженных Силах РФ сложились следующие условия для незаконного оборота оружия:

1) военные действия на территории Чечни (в связи с военными действиями на территории данного субъекта РФ скопилось большое количество оружия, в том числе «трофейного», которое продавалось военнослужащими чеченским боевикам либо захватывалось в результате военных действий со складов);

2) хищение оружия со складов воинской части:

Способ №1 - хищение оружия со складов с целью продажи оформляется в большинстве случаев простым пожаром на складе, в результате которого оружие уничтожено и его недостачу установить практически невозможно, либо правонарушители просто «делятся» с сотрудниками контролирующих органов, чтобы те пропускали мимо своего внимания документы, касающиеся выявления недостачи оружия на воинском складе. Данное преступление совершается лицами, осуществляющими хранение оружия на складах;

Способ №2- хищение оружия для личного использования - примером может служить уголовное дело №1-247/2015 от 19 октября 2015 г., по которому был вынесен приговор Советским районным судом г. Рязани2, согласно которому «Панин О. Н., находясь в г. Кизляр Республики Дагестан, точного места не установлено, обходя территорию дислокации военной части №, в кустах увидел коробку, при вскрытии которой Панин О. Н. обнаружил в ней две ручные осколочные гранаты №, которые являются промышленно изготовленными боеприпасами, пригодными для производства взрыва, и два штатных (промышленно изготовленных) взрывателя № ручных гранат, которые относятся к категории боеприпасов, пригодные для производства взрыва. В этот момент у Панина О. Н. возник преступный умысел, направленный на незаконное хранение указанных двух ручных осколочных гранат № и двух штатных взрывателей № ручных гранат.»;

3) нападения с целью хищения оружия на военнослужащих, которые совершаются с целью совершения в последующем других преступлений с использованием похищенного оружия(примером нападения с целью хищения оружия может служить уголовное дело, когда было совершено убийство военнослужащего (Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2002 N 73-о01-73): «Г., с обрезом в руках потребовал от часового передать ему автомат, а когда часовой попытался снять автомат с предохранителя, он же, Г., с внезапно возникшим умыслом на умышленное убийство с целью облегчить хищение оружия, предвидя возможное сопротивление, выстрелил из обреза в часового П.И.»3;

1 Служба по надзору за оборотом оружия в Вооруженных Силах Российской Федерации (электронный ресурс) URL: http://structure.mil.ru/structure/ministry_of_defence/details.htm?id=11259@egOrganization.

2 Приговор № 1-247/2015 от 19 октября 2015 г. по делу № 1-247/2015 (Электронный ресурс) URL: http://sudact.ru/regular/doc/nUFsF720I6Zx/ (дата обращения: 11.05.2016).

3

СПС «Консультант Плюс».

4) утрата оружия военнослужащими.

Основной причиной незаконного оборота оружия в Вооруженных Силах РФ является корыстный мотив, когда военнослужащие сами продают оружие, хранящееся на складе, террористам (сепаратистам) или организованным преступным группировкам. В 90-е годы прошлого века это было связано с наличием задолженности по заработной плате (довольствии) перед военнослужащими, когда последним приходилось продажей оружия содержать свои семьи, но в последнее время заработная плата выплачивается им регулярно и ее уровень повысили, а рост преступлений в этой сфере не сократился. Причем больше половины преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в Вооруженных Силах РФ, были совершены должностными лицами, которые осуществляют учет и хранение данного оружия.

Другой причиной является хищение оружия преступными элементами с целью его использования при совершении других преступлений (нападения на военнослужащих).

Расследованием преступлений, совершенных военнослужащими, занимается в том числе и военная прокуратура Российской Федерации (структура данного органа представлена в Приложении А), которая, соответственно, располагает информацией о количестве данных преступлений.

Согласно данным статистики по состоянию на январь 2013 года количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, составило - 2552 (Приложение Б).

Однако следует отметить, что после громких скандалов, связанных с махинациями с имуществом Министерства обороны РФ, на сайте Минобороны перестали публиковаться статистические данные, касающиеся совершения преступлений в Вооруженных Силах РФ.

Более того, в настоящее время специально не выделяется статистика военных преступлений в незаконном обороте оружия из общей статистики по данному виду преступлений, о чем свидетельствуют данные, размещенные Генеральной прокуратурой РФ на специально созданном сайте - crimestat.ru.

В январе 2016 года на территории России отмечается снижение на 3,3% количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. В ряде регионов динамика данного показателя не соответствует общероссийской тенденции к ее снижению. Рост выявляемости таких преступлений характерен для в Еврейской автономной области (с 2 до14; +600%), Самарской области (с 19 до 64; +236,8%), Республики Мордовия (с 9 до 27;+200%), Архангельской (с 3 до 8; +166,7%), Нижегородской (с 19 до 38; +100%) областей, Республики Дагестан (со 113 до 178; +57,5%)'.

О некоторой секретности данной информации свидетельствует и размещение 26 апреля 2016 года на сайте Главной военной прокуратуры РФ следующей информации: «В течение 26 апреля с.г. в ряде средств массовой информации опубликованы отдельные данные о состоянии законности и правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях. В связи с этим Главная военная прокуратура отмечает, что некоторые показатели в этих сообщениях не соответствуют положению дел и неверно интерпретированы.. ,»2.

Таким образом, фактически Главная военная прокуратура подтверждает наличие преступлений в Вооруженных Силах РФ, но не конкретизирует официально информацию о показателях преступности, в том числе незаконного оборота оружия.

По данным МВД РФ за период с января по ноябрь 2015 года количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем - ноябрем 2014 года увеличилось на 1,7% и составило 24,9 тыс.; количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств возросло на 7,3% (1,4 тыс. фактов). При этом в 2015 году судами было осуждено по ч. 1 ст. 222 УК РФ - 5 203, по ч. 2 ст. 222 УК РФ - 179, по ч. 3 ст. 222 УК РФ - 18, по ч. 4 ст. 222 УК РФ -402.

В феврале 2016 года выявлено преступлений в области незаконного оборота оружия - 5198, из них выявлено следственными органами Следственного комитета РФ - 83, органами внутренних дел - 4909, таможенными органами - 4. Учитывая, что ранее уровень незаконного оборота в Вооруженных Силах РФ составлял треть от общих показателей, и его снижение незначительно, то можно предположить, что по состоянию на февраль 2016 года на долю Вооруженных Сил приходится примерно 1732 выявленных преступления в сфере незаконного оборота оружия.

Исходя из этих показателей можно сделать вывод о том, что уровень преступлений по незаконному обороту оружия в Вооруженных Силах РФ нисколько не снизился, реальные показатели властями умалчиваются, что требует особого внимания к этому факту общественности, так как незаконный оборот оружия влияет на совершение других преступлений.

1 Ежемесячный сборник о состоянии преступности в России (электронный ресурс) URL: http://crimestat.ru/analytics.

2 Главная военная прокуратура уточняет: заголовки и оценки ряда СМИ не соответствуют положению дел. (электронный ресурс) URL: http://gvp.gov.ru/news/view/1523/.

106

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 // Российская газета. N 113. 18.06.1996, N 114. 19.06.1996, N 115. 20.06.1996, N 118. 25.06.1996.

2. Военная прокуратура огласила статистику преступлений в российской армиию [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/novosti/48715 (дата обращения: 27.04.2016).

3. Главная военная прокуратура уточняет: заголовки и оценки ряда СМИ не соответствуют положению дел. [Электронный ресурс]. URL: http://gvp.gov.ru/news/view/1523/ (дата обращения: 27.04.2016).

4. Ежемесячный сборник о состоянии преступности в России. [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/analytics. (дата обращения: 27.04.2016).

5. Приговор № 1-247/2015 от 19 октября 2015 г. по делу № 1-247/2015. [Электронный ресурс]. URL: http://sudact.ru/regular/doc/nUFsF720I6Zx/ (дата обращения: 11.05.2016).

6. Савкин А. Контроль за оборотом оружия в Вооруженных Силах РФ // Преступность в изменяющемся мире и проблемы оптимизации борьбы с ней. М., 2006.

7. Служба по надзору за оборотом оружия в Вооруженных Силах Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: http://structure.mil.ru/structure/ministry_of_defence/details.htm?id=11259 @egOrganization (дата обращения: 27.04.2016).

8. Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2002 N 73-о01-73 // СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.