Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
младший школьник / социометрический статус / межличностные отношения группы / junior high school student / sociometric status / interpersonal relations of the group

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Резепова М.А.

В статье рассматриваются теоретические аспекты изучения особенностей социометрического статуса детей дошкольного возраста. Авторы пришли к выводу, что особенно важно сформировать навыки положительных отношений у детей младшего школьного возраста, т.к. неспособность налаживания связей может явиться барьером для освоения в социуме. Важно учитывать особенности младшего школьного возраста и влиять на развитие межличностных отношений с учетом специфики поведения, интересов и ценностей переживаемого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Резепова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIOMETRIC STATUS IN JUNIOR SCHOOL AGE

The article discusses the theoretical aspects of studying the features of the sociometric status of preschool children. The authors concluded that it is especially important to develop positive relationship skills in primary school children, since the inability to establish relationships can be a barrier to mastering in society. It is important to take into account the peculiarities of primary school age and influence the development of interpersonal relationships, taking into account the specifics of behavior, interests and values of the period being experienced.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 37

Резепова М.А.

магистрант 2 курса института непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические аспекты изучения особенностей социометрического статуса детей дошкольного возраста. Авторы пришли к выводу, что особенно важно сформировать навыки положительных отношений у детей младшего школьного возраста, т.к. неспособность налаживания связей может явиться барьером для освоения в социуме. Важно учитывать особенности младшего школьного возраста и влиять на развитие межличностных отношений с учетом специфики поведения, интересов и ценностей переживаемого периода.

Ключевые слова: младший школьник, социометрический статус, межличностные отношения группы.

С приходом в начальную школу обозначается сокращение общественных взаимосвязей и отношений среди обучающихся младшего школьного возраста в сравнении с ДОУ. Данное объясняется новизной группы и новой для ребенка деятельностью и представляется временным феноменом.

Младший школьник — это человек, активно приобретающий навыки взаимодействия. В начальной школе возникают новые дружеские привязанности.

Приобретение опыта общественного взаимодействия с коллективом сверстников и способность заводить дружеские отношения являются одними из основных вопросов развития ребенка младшего школьного возраста

Новая общественная ситуация и новая деятельность ведут к тому, что в учебное время повышается уровень комфортности обучающихся, что выступает

естественным итогом интеграции в группу. Общение с ровесниками играет большую роль в этот период. Во взаимодействии со сверстниками формируется более адекватная самооценка и протекает адаптация обучающихся в новых обстоятельствах, что мотивирует их к обучению.

Статус лица определяется сначала общественными функциями, которые оно выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас играет не одну, а несколько ролей, разных в различных системах взаимоотношений. Но не всегда значимость легко определить. Если в случае специально выстроенных отношений это относительно просто, то там, где отношения развиваются сами, установить значимость и статус человека затруднительно. В школьном классе можно определить систему деловых отношений и систему личных. Обучающийся играет одновременно ряд ролей: он отличник либо троечник, спортсмен и так далее. Все эти роли открыты для прямого изучения, и статус обучающегося в этих областях отношений может измеряться: успеваемость -оценками, спортивные свершения - установленными разрядами.

Совсем иначе оценивается положение лица в личных взаимоотношениях. Несмотря на то, что мы можем его предполагать, оно может выглядеть весьма неопределенно.

Социометрический статус определяется по числу выборов обучающимися друг друга.

Отдавая свой выбор кому-либо из одноклассников, обучающийся показывает свое желание взаимодействовать с этим человеком, свое расположение к нему. Таким образом, чем больше членов коллектива хочет общаться с человеком, тем больше выборов он обретёт. Это количество и определяет положение обучающегося в системе межличностных отношений, чем оно больше, тем выше социометрический статус данного члена группы. Могут выявиться несоответствия между положением, что занимает учащийся в концепции деловых отношений, и его положением в межличностных связях.

Эмоциональная стабильность учащегося в системе личных отношений, образовавшихся в группе, зависит не только от того сколько одноклассников

выбирает его, но и от того на сколько эти выборы взаимны. Другими словами, для учащегося принципиально не только лишь число выборов, однако и то какие одноклассники его выбрали. Данные сведения имеют ценность и для раскрытия структуры отношений в коллективе, и для исследования удовлетворенности учащегося общением с одноклассниками. Во взаимоотношениях младших школьников эмоциональное расположение доминирует над абсолютно всеми другими.

Выделяют 2 вида выборов:

1. Непрочные - выборы, которые показывают не стабильные кратковременные отношения.

2. Постоянные - выборы, которые показывают длительные привязанности.

Положение обучающегося в коллективе зависит от личностных особенностей и также от особенностей коллектива сравнительно, с которым просчитывается статус.

Из этого можно сделать вывод, что статусное положение обучающегося зависит от взаимных симпатий, основанных на его индивидуальных особенностях и особенностях коллектива относительно которого проводится исследование.

В отношениях со сверстниками школьник может принимать различные позиции:

1. Быть в центре внимания.

2. Общаться с большим числом ровесников.

3. Стремиться к лидерству.

4. Общаться только с узким кругом.

5. Находиться в стороне.

6. Придерживаться позиций партнерства.

7. Ко всем проявлять благожелательность.

8. Занимать конфликтные позиции.

9. Во всех видеть недостатки и промахи.

10. Внешне проявлять содействие другим.

Какую позицию займет ребенок, зависит от семьи с ее установками, от его индивидуальных особенностей, от ровесников с их ожиданиями, позициями, аспектами, в которых оказывается ребенок. Подтверждено, что разумная практика общения благоприятно влияет на становление личности ребенка.

Исследования показывают, что обучающиеся с благополучным положением в группе охотнее ходят в школу, участвуют в жизни класса, энергичны во всех видах деятельности.

Для обучающихся с неблагоприятным положением в классе характерно:

1. Эти обучающиеся имеют сложности в общении, что проявляется в конфликтности, замкнутости, проявлениях агрессии.

2. Для них характерно ябедничество, скупость.

3. Эти обучающиеся могут быть не аккуратны.

Те, кто, напротив, получил выборы от одноклассников («звезды»), выделяются противоположными свойствами:

1. Они общительны, доброжелательны, с богатой фантазией.

2. Как правило хорошо учатся.

Названные нами особенности проявляются в разные периоды школьного обучения.

Для первоклассников значение имеет приятный внешний вид, причастность к жизни школы, участие в мероприятиях, щедрость. На втором месте в этом возрасте хорошая учеба и мотивация к обучению. Среди популярных мальчиков выделяются физически крепкие.

Неблагоприятный статус у обучающихся со следующими чертами: не аккуратный внешний вид, низкая успеваемость, непостоянство в дружбе, ябедничество.

Получается, что в первом классе обучающиеся чаще всего оценивают друг друга по тем признаком, которые легко увидеть либо, их выделяет педагог.

Позднее, в 3-4 классе критерии привлекательности уже усложняются. При оценке сверстников уже учитывается настоящая социальная активность, а не просто выполнение задач, поставленных педагогом, и по-прежнему хорошая успеваемость. В этом возрасте значение имеют уже черты характера, например, такие как самостоятельность, ответственность, честность, уверенность в себе и смелость. Можно отметить, что характеристики связанные со школьными оценками уже менее важны, они постепенно уходят на задний план.

Третьеклассникам с низким статусом свойственны социальная инертность, лень, по-прежнему доносительство.

То, как младшие школьники оценивают своих одноклассников, на прямую связано с особенностями восприятия в этом возрасте: неумение выделить ключевое в объекте, ограниченность, впечатлительность, опора на сиюминутные факторы, проблемы в установлении причин и следствий.

Особенности социальной перцепции в школьном возрасте выражаются так же в особенностях принятия другого. В целом, делаясь более точным и дифференцированным к третьему классу, первое представление отличается у ребят ситуативностью, стереотипностью, направленностью на внешние черты. Внешний вид представляет для младших школьников основу, на которой строится представление о другом человеке. Следовательно, взрослые, работающие со школьниками, должны учитывать уклон ребят на образ и уделять особое внимание своему виду.

Следует отметить, что, чем старше обучающийся, тем яснее он понимает, какое занимает место в коллективе. Но в конце младшего школьного возраста эта ситуация меняется, адекватность оценки своего места становится даже ниже, чем у дошкольников: школьники с высоким статусом часто его оценивают как низкий, а дети из неблагополучной статусной группы считают что все нормально. Это говорит о том, что в конце возраста происходит переоценка отношений на качественном уровне. Это может быть связано с тем, что обучающиеся испытывают необходимость занять прочное положение в

команде сверстников. Эта новая потребность и становится причиной неадекватности оценки своего положения.

Растет значение группы сверстников, это можно увидеть и в том, что замечания, сделанные в присутствии сверстников, принимаются болезненнее и начинают, стыдится не только незнакомых взрослых, но и ровесников.

Система межличностных отношений значима для каждого, так как она связана с самооценкой и уровнем притязаний, принятием себя как личности.

Но если у обучающегося есть хоть одна обоюдная симпатия, он уже чувствует себя сильнее.

Даже один, но взаимный выбор, переводит ребенка их «отверженного» в «принимаемого» и усиливает его психологически.

Неблагоприятное положение переживается детьми остро и может стать причиной неадекватных реакций.

Положение ребенка в группе оказывает влияние на его ощущения. Ученые Криг и Лэрд давали оценку чувства одиночества, общественной боязни и общественной обособленности, а помимо того, установили причины, что вызывают такие итоги в соответствии с опросами обучающихся третьих классов. Данные исследования обнаружили то, что ощущение ребят и то, кого они обвиняют в собственных низких итогах связано с их навыками взаимодействия с ровесниками. Не принимаемые ребята сообщали о сильном чувстве одиночества и были предрасположены объяснять свои промахи в отношениях с ровесниками внешними условиями, в отличие от ребят, принятых в группу сверстников.

Таким образом:

1. Ребята занимают различные положения в концепции личных связей, не все эмоционально благоприятны.

2. Положение ребенка в группе не только зависит от его личностных характеристик, но и влияет на формирование и развитие этих характеристик.

3. Определив статус каждого ребенка, можно проанализировать и общую систему взаимоотношений в данном коллективе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте СПб., М., Харьков: Питер, 2012. с.220;

2. Ефимкина Р.П. Детская психология. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2014. с.177;

3. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2013. с.435;

4. Михайлов С.Л. Исследование статусной позиции среднестатусного дошкольника в период окончания детского сада и перехода в начальную школу. Современные гуманитарные исследования. М., Просвещение, 2015. с.49;

5. Практическая психология образования: учебное пособие для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. 4-е издание, переработанное и дополненное СПб., М., Харьков: Питер, 2007. с.323;

6. Шибутани Т. Социальная психология - М.: АСТ, Ростов н/Д: Феникс, 1999. с. 539

Rezepova M.A.

Khakass State University named after. N.F. Katanova (Abakan, Russia)

FEATURES OF SOCIOMETRIC STATUS IN JUNIOR SCHOOL AGE

Abstract: the article discusses the theoretical aspects of studying the features of the sociometric status of preschool children. The authors concluded that it is especially important to develop positive relationship skills in primary school children, since the inability to establish relationships can be a barrier to mastering in society. It is important to take into account the peculiarities of primary school age and influence the development of interpersonal relationships, taking into account the specifics of behavior, interests and values of the period being experienced.

Keywords: junior high school student, sociometric status, interpersonal relations of the

group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.