Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
534
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / УРОВЕНЬ БЛАГОПОЛУЧИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никифорова Е.С.

В статье рассматриваются особенности межличностных отношений младших школьников, причины затруднения в выстраивании взаимоотношений в классе; обосновывается необходимость в отношениях для школьников; выделяется ценность общения при построении общения; описывается процесс проведенного исследования межличностных отношений в коллективе детей младшего школьного возраста; приводятся и анализируются результаты исследования, формируется вывод об уровне межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INTERPERSONAL RELATIONS OF YOUNGER PUPILS

The article examines the peculiarities of interpersonal relations of younger students, the reasons for the difficulty in building relationships in the classroom; justifies the need for relationships for schoolchildren; the value of communication is highlighted when building communication; describes the process of the study of interpersonal relations in a team of children of primary school age; the results of the study are presented and analyzed, a conclusion is drawn about the level of interpersonal relations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Е.С. Никифорова, студент

Научный руководитель: С.С. Петрова, канд. пед. наук, доцент

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (Россия, г. Нижний Тагил)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-3-69- 71

Аннотация. В статье рассматриваются особенности межличностных отношений младших школьников, причины затруднения в выстраивании взаимоотношений в классе; обосновывается необходимость в отношениях для школьников; выделяется ценность общения при построении общения; описывается процесс проведенного исследования межличностных отношений в коллективе детей младшего школьного возраста; приводятся и анализируются результаты исследования, формируется вывод об уровне межличностных отношений.

Ключевые слова: межличностные отношения, дети младшего школьного возраста, особенности межличностных отношений, социометрический статус, уровень благополучия межличностных отношений.

Межличностные отношения - это отношения, которые возникают между людьми в процессе совместной деятельности и общения [1]. Они часто связаны с эмоциями, переживаниями и выражают внутреннее состояние человека. Межличностные отношения учеников представлены в виде их отношений с учителями, родителями и сверстниками. Однако в этой статье основное внимание уделяется взаимоотношениям со сверстниками, которые являются важной задачей развития в младшем школьном возрасте.

Среди младших школьников растут коллективные связи и отношения. Это связано с изменением основного направления деятельности. Если до школы это была игровая деятельность, то сейчас это учебная. Меняются окружение и коллектив ребенка. Приобретение навыков социального взаимодействия со сверстниками - одна из важнейших задач развития на данном возрастном этапе [2].

В настоящее время ученикам младших классов сложно налаживать отношения. Причина - недостаточная социальная компетентность, беспомощность в отношениях со сверстниками и неумение разрешать конфликты [3].

Одна из особенностей формирования межличностных взаимоотношений младших школьников - формирование ценностей, с которыми связана волевая и познавательная сторона деятельности ребёнка. Для учеников в данном возрасте большую роль имеют ценности, направленные на самого себя, на благополучие и успех. Это помогает расширить круг обязанностей, формировать характер, волю и межличностные отношения. Отличительной особенностью формирования межличностных отношений у младших школьников является формирование ценностей, которые связаны с волевой и познавательной деятельностью ребенка. Для учеников в этом возрасте очень важны свои ценности, благополучие и успех [4].

Задачей исследования было определить уровень межличностных отношений в классе через внеклассное занятие. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, был выделен следующий критерий исследования качества межличностных отношений: распределение социальных ролей (социометрический статус).

Исследование проводилось в МБОУ СОШ №5 г. Реж, в котором приняли участие учащиеся 1 <<А>> класса в количестве 25 человек.

Социометрия предоставляет информацию: о социальных и психологических отношениях в классе; о положении ученика среди сверстников; о психологической совместимости и сплоченности в коллективе.

Во время опроса каждый участник получил карточку с вопросами, на которые необходимо ответить, написав фамилии трех своих одноклассников и перечислить их в порядке убывания предпочтения.

Ученикам задавались следующие вопросы:

1. С кем бы ты не хотел(а) работать в одной группе?

2. Кому бы доверил(а) свою тайну?

3. Кого бы ты позвал(а) на свой день рождения?

Результаты обрабатывались в два этапа:

На первом этапе был определен социометрический статус учеников:

- подсчитаны выборы каждого школьника;

- выявлен социометрический статус учеников: лидеры - дети, которые имеют 5 и более выборов; «предпочитаемые» -набравшие 3-4 выбора; «принятые» - получившие 1-2 выбора; «изолированные» -те ученики, которые не имеют ни одного выбора.

На втором этапе был определен уровень благополучия межличностных отношений.

Для этой цели сравнено количество учеников, которые имеют высокий и средний статус (лидеры и «предпочитаемые»), с количеством учеников, которые имеют низкий статус («принятые», «изолированные»).

Высокий уровень благополучия - если большинство учащихся получили статус лидеров и «предпочитаемых», либо равно количеству обучающихся с более низким статусом.

Низкий уровень - если большинство обучающихся получили статус «принятых» и «изолированных».

Проанализировав ответы школьников, получились следующие результаты:

- Лидеры - 4 ученика (16%);

- «Предпочитаемые» - 11 учеников (44%);

- «Принятые» - 8 учеников (32%);

- «Изолированные» - 2 ученика (8%).

В первую группу «лидеры» вошли эмоционально привлекательные обучающиеся, пользующиеся популярностью и уважением одноклассников. Чаще всего это дружелюбные, общительные, эмпатичные и социально активные дети. Они ищут признания, уважения и одобрения со стороны других, обычно наиболее значимых людей, к мнению которых они прислушиваются.

Ко второй группе «предпочитаемые» относятся ученики, занимающие значимое место в классе. С ними охотно общаются и дружат.

Группа «принятые» включает малообщительных и неактивных школьников. Это дети, которые не пользуются популярностью у своих одноклассников. Они редко вовлекаются в процесс групповой деятельности и могут заниматься более интересными для них делом, такие ученики не соотносят действия других учащихся со своими.

Группу «изолированные» составили дети, занимающие наименее важное место в коллективе. В отличие от лидеров, изолированные школьники не видят разницы в одобрении своих действий людьми с разным социальным статусам. Они чаще всего уступают другим, избегают неудачи и конфликты.

Далее был определен уровень благополучия межличностных отношений в классе путем подсчета и сравнения количества учащихся, которые имеют статус лидеров и «предпочитаемых» - 60%, и количества детей, которые имеют статус «принятых», «изолированных» - 40%.

Так как число школьников со средним и высоким статусом превышает количество обучающихся с низким статусом, в классе был выявлен высокий уровень благополучия межличностных отношений.

Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод, что выявленное количество детей с высоким социометрическим статусом демонстрирует высокую степень гуманизации межличностных отношений в классе. В качестве рекомендаций, предложено поддерживать уровень благополучия межличностных отношений

путем организации работы класса таким образом, чтобы взаимные контакты приводили к увеличению взаимной доброжелательности. Оценка учителя очень важна при сплочении коллектива, взрослый показывает учащимся лучшие качества их сверстников, что, в свою очередь, влияет на их дружбу и укрепляет их уверенность в себе.

В настоящее время по-прежнему актуальны вопросы развития межличностных отношений. Психологи называют период школьного возраста пиком детства. Дети постепенно теряют детскую простоту поведения, возникает иная логика мышления, а обучение становится более значимой деятельностью. Помимо новых знаний и навыков, в школе дети также получают определенный статус.

Учитывая, что младшие школьники честны, отношения иногда бывают более жестокими, чем в случае со старшими школьниками, которые умело скрывают свои намерения по отношению к своим сверстникам. Опыт, полученный в таком коллективе, накладывает отпечаток на человека, и в определенной степени отражается в дальнейшей жизни.

Дети, которые пережили травму или жестокое обращение со стороны сверстников в школе или вне школы, страдают от определенного уровня психологических последствий. По этой причине школа должна направлять учебную деятельность на построение качественных отношений между учениками. Это возможно сделать с помощью поощрения групповой работы и мероприятий по развитию благоприятных

отношении внутри коллектива. Библиографический список

1. Межличностные отношения // Хелпикс.Орг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://helpiks.org/7-36290.html (Дата обращения: 25.10.2021).

2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2012. - 576 с.

3. Бодалев А. А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.

4. Шкуричева Н.А. Формирование позитивных межличностных отношений первоклассников. - М.: ИПЦ Маска, 2008. - 225 с.

PECULIARITIES OF INTERPERSONAL RELATIONS OF YOUNGER PUPILS E.S. Nikiforova, Student

Supervisor: S.S. Petrova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (branch) of the Russian State Professional Pedagogical University (Russia, Nizhny Tagil)

Abstract. The article examines the peculiarities of interpersonal relations of younger students, the reasons for the difficulty in building relationships in the classroom; justifies the need for relationships for schoolchildren; the value of communication is highlighted when building communication; describes the process of the study of interpersonal relations in a team of children of primary school age; the results of the study are presented and analyzed, a conclusion is drawn about the level of interpersonal relations.

Keywords: interpersonal relations, children of primary school age, peculiarities of interpersonal relations, sociometric status, level of well-being of interpersonal relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.