Научная статья на тему 'Развитие межличностных отношений у младших школьников'

Развитие межличностных отношений у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8040
614
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТАТУС ГРУППЫ / САМООЦЕНКА / ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова-Денисова С.В.

В современном мире велика роль общения, развития межличностных отношений, т.к. не одна деятельность не обходиться без коммуникации. Ребенок это личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит развитие его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап развития коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста. В статье рассматриваются особенности развития межличностных отношений у младших школьников. Представлены результаты по исследованию статуса ребенка в группе, выявлен уровень самооценки младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попова-Денисова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие межличностных отношений у младших школьников»

Для формирования у обучающихся положительной учебной мотивации, надо, опираясь на имеющиеся у подростков потребности (в активной деятельности, эмоциональном насыщении, в самоутверждении в коллективе и т.д.), побудить их к нужной деятельности и сделать так, чтобы эта деятельность приносила им самим положительные эмоциональные переживания, удовлетворяла их интерес, развивала их, вселяла в учащихся веру в возможность преодоления всех трудностей.

Список литературы:

1. Глессер У Школы без неудачников. - М.: Прогресс, 1991. - 184 с.

2. Математика. 5-11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках / авт.-сост. Козина М.Е., Фадеева О.М. - 2-е изд, стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 136 с.

3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. В.С.Кукушкина. - Серия «Педагогическое образование». - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2004. - 336 с.

РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Попова-Денисова С.В.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В современном мире велика роль общения, развития межличностных отношений, т.к. не одна деятельность не обходиться без коммуникации. Ребенок - это личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит развитие его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап развития коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста. В статье рассматриваются особенности развития межличностных отношений у младших школьников. Представлены результаты по исследованию статуса ребенка в группе, выявлен уровень самооценки младшего школьника.

Ключевые слова межличностные отношения, статус группы, самооценка, детский коллектив.

Проблема межличностных отношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов. Возникает необ-

* Магистрант кафедры Педагогики и психологии.

ходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте - наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений [1, с. 83].

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди выбираемых одноклассниками часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель. Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства. Следует учитывать и половую идентичность [2, с. 76].

Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных [3, с. 26].

Каждый ребенок - уникальная личность, и поэтому в общении каждый пользуется своим подходом. Однако психологами делаются попытки выделить и общие правила межличностного взаимодействия. Именно поэтому проблеме межличностных отношений посвящено немало исследований. Эту проблему исследовали такие зарубежные ученые как Д. Картрайт, Л. Фес-тингер, Л. Лотт, Э. Гофман и другие. Из отечественных исследователей этим вопросом занимались А. Фортунатов, С. Шацкий, и другие.

Цель исследования: изучить особенности развития межличностных отношений у младших школьников. В исследовании приняли участие ученики 3 классов МОУ СОШ № 2 города Майского КБР, в количестве 40 человек.

На первом этапе исследования были проведены диагностики, с целью выявления уровня развития межличностных отношений у младших школьников.

В исследовании были, использовали следующие методики:

1. исследования межличностных отношений в группе Дж. Морено;

2. тест Кеттелла, модифицированный вариант (адаптирован Э.М. Александровской);

3. методика изучения самооценки (Т. Дембо - С. Рубинштейн).

Была проведена диагностика с целью исследования межличностных отношений в группе младших школьников. Целью исследования межличностных отношений в группе Дж. Морено является выявить авторитет в группе по признакам симпатии и антипатии (лидер, звезды, изолированные). Инст-

рукция: Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 - кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 - кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». После подсчитывается количество + 1, + 2, + 3, -. Звездами являются те, кто набрал большее количество + 1. Принятыми являются те, кто набрал большее количество + 2. Предпочитаемыми являются те, кто набрал большее количество + 3. И изолированными считаются те, кто набрал -.

Результаты исследования в экспериментальной группе, в 3 «а» класса, в количестве 20 человек показали, что наблюдается низкий уровень благополучия взаимоотношений, так как в классе большее количество детей имели неблагоприятный статус. Коэффициент взаимности - индекс групповой сплоченности - 28 %, из чего следовало, что данный класс относился к среднему уровню взаимности. Значение коэффициента взаимности на основе вычисленных взаимных выборов свидетельствовали о разобщенности группы на отдельные группы по 3-2 человека. Индекс изолированности в классе - 19 %, т.е. класс можно было считать неблагополучным, статусную категорию «изолированные» имели три ребенка.

Результаты исследования в контрольной группе, в 3 «б» класса, в количестве 20 человек: выявлен высокий уровень благополучия взаимоотношений, так как в классе большее количество детей имели благоприятный статус. Коэффициент взаимности - индекс групповой сплоченности - 42 %, из чего следовало, что данный класс относился к высокому уровню взаимности. Значение коэффициента взаимности на основе вычисленных взаимных выборов свидетельствовали о сплоченности группы. Индекс изолированности в классе - 7,2 %, т.е. класс можно было считать благополучным, статусную категорию «изолированные» имел лишь один ребенок.

По результатам данной методики была составлена социограмма.

Так же, был проведен Тест Кеттелла, модифицированный. Целью данного теста является оценка индивидуально-психологических особенностей личности и межличностных взаимоотношений.

В 3 «а» классе результаты оказались следующие: высокий уровень межличностных отношений имеют 6 учащихся (28,6 %). Уверенный в себе, спокойный, стабильный, доминирующий, независимый, напористый безмятежный, спокойный, оптимистичный, открытый, доброжелательный, общительный, участливый. Средний уровень выявлен у 11 человек (52 %). Спокойный, равнодушный, независимый, полагающийся на себя, социально-смелый, непринужденный, решительный. Низкий уровень показали 3 учащихся (19,4 %). Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный, неуверенный в себе, легкоранимый, неустойчивый.

В 3 «б» классе результаты следующие: высокий уровень межличностных отношений имеют 9 учащихся (46,7 %). Уверенный в себе, спокойный, стабильный, доминирующий, независимый, напористый, безмятежный, спокойный, оптимистичный, открытый, доброжелательный, общительный, участливый. Средний уровень выявлен у 5 человек (24,7 %). Спокойный, равнодушный, независимый, полагающийся на себя, социально-смелый, непринужденный, решительный. Низкий уровень показали 6 учащихся (28,6 %). Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный, неуверенный в себе, легкоранимый, неустойчивый, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов.

- Завершающим этапом констатирующего эксперимента была проведена методика изучения самооценки (Т. Дембо - С. Рубинштейн).

- Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

- Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого, подсчитывается средний балл самооценки. «Средней» самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; «Высокой» - со средним баллом 4-5; «Низкой» - со средним баллом 0-2,5.

- В 3 «а» классе результаты проведенного нами исследования оказались следующими: высокий уровень самооценки показали 6 учеников (30 %), они получили 4-5 балла. Средний уровень самооценки был выявлен у 6 детей (30 %), их общий балл составил 2,5. А низкий уровень самооценки обнаружился у 8 учащихся (40 %), у них всего 0, 25 балла. Общее количество исследуемых 20 человек.

- В 3 «б» классе результаты следующие: было взято 20 человек 3 «б», из них высокий уровень самооценки показали 11 учеников (55 %), они получили 4-5 балла. Средний уровень самооценки был выявлен у 5 детей (25 %), их общий балл составил 2,5. А низкий уровень самооценки обнаружился у 4 учащихся (20 %), у них всего 0, 25 балла.

Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что уровень развития межличностных отношений значительно ниже в 3 «а» классе.

На втором этапе был проведен формирующий эксперимент. Разработана программа коррекции и развития межличностных отношений детей посредством формирования положительных личностных качеств учащихся, развития навыков общения, формирования адекватной самооценки и повышения

уровня развития группы как коллектива. Были использованы следующие психологические упражнения: «В лесу», «Гадкий утенок», «Дуремар и Тор-тилла», «Дюймовочка и майский жук», «Кто съел варенье?». Игры: «Молекулы», «Гусеницы», «Буриме», «На одну букву».

Так же был разработан тренинг. Цель: знакомство участников с основными приемами по обмену информацией и формирование умения ее обрабатывать, научить грамотно «выстраивать» свое общение и взаимные действия с окружающими, помочь осмыслить и понять через внешнее действие человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Возраст: 6-9 лет. Количество участников: 6-12 человек, Время и периодичность проведения: 3 встречи по 6070 минут 1 раз в неделю (желательно, в определенный день).

Таким образом, повторная диагностика показала, что в экспериментальной группе уровень развития межличностных отношений стал значительно выше. Цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М, 2008.

2. Калашникова В.А. Педагогические условия формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания // Вестник Московского университета МВД России. - 2010.

3. Наумова М.Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего возраста методами арт-терапии //Социосфера. - 2013.

4. Рубинштейн С.А. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 2012.

РОЛЬ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

© Сенникова К.В.*, Янковская О.В.*

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

В статье приводятся результаты работы по определению роли любительских коллективов в самоактуализации пожилых людей (на примере клуба лоскутного шитья «Чистый исток»). Актуальность статьи обусловливается необходимостью помочь пожилым людям успешно преодолеть возрастной кризис, поддержать процесс их личностной само-

* Студент кафедры Народного художественного творчества.

* Доцент кафедры Народного художественного творчества, кандидат филологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.