УДК 316.614-053.6:377 ББК 60.543.172 О 75
Н.В. Бородина
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и социальных коммуникаций Сочинского государственного университета; E-mail: [email protected]
А.Р. Симонян
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики Сочинского государственного университета; E-mail: [email protected]
И.И. Украинцева
Кандидат технических наук, проректор по непрерывному образованию и связям с общественностью Сочинского государственного университета; E-mail: [email protected]
Н.Ю. Хачатурова
Кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и философских дисциплин Сочинского государственного университета; E-mail: [email protected]
А.Л. Ховякова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и психолого-педагогического образования Сочинского государственного университета; E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА СТУДЕНТА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫМ И ПЕРСПЕКТИВНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. Осуществлен теоретический анализ понятий «социальный портрет», «социологический портрет»; приведены результаты социологического исследования студентов, обучающихся по программам СПО, обеспечивающим подготовку по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям. Студент рассматривается как субъект, осуществляющий профессиональное самоопределение на основе сформировавшихся ценностных ориентаций. Характеризуется как носитель социальных и социально-психологических качеств и элемент управления со стороны администрации и преподавательского состава учреждения СПО. Исследуются характеристики выпускника среднего специального учебного заведения как потенциального специалиста, востребованного на рынке труда. Результаты исследования расширяют содержательную характеристику социального портрета студента специальностей «ТОП-50».
Ключевые слова: портрет, социологический портрет, социальный портрет, ценностные ориентации, профессиональное самоопределение, жизненные планы, наиболее востребованные и перспективные профессии и специальности СПО.
N.V. Borodina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the General Psychology and Social Communications Department, the Sochi State University; E-mail: [email protected]
A.R. Simonyan
Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor of Department of Applied Mathematics and Informatics, the Sochi State University; E-mail: [email protected]
I.I. Ukraintseva
Candidate of Technical Sciences, Vice Rector for the continuous education and public relations, the Sochi State University; E-mail: [email protected]
N.Y. Khachaturova
Candidate of Philology, Associate Professor of Department of the Humanities, Social and Philosophical Disciplines, the Sochi State University; E-mail: [email protected]
A.L. Khovyakova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Pedagogical and Psychological Education, the Sochi State University; E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE SOCIOLOGICAL PORTRAIT OF A STUDENT STUDYING THE MOST POPULAR AND PROMISING SPECIALTIES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Abstract. The paper analyzes theoretical concepts of "social portrait" and "sociological portrait". The results of sociological research of students studying under the secondary vocational programs providing learning the most popular and promising professions and specialties are given. In the course of system analysis, the student is regarded as a subject performing professional self-determination on the basis of formed value orientations. The student is examined as a carrier of social and socio-psychological qualities and an element of management by the administration and faculty of the institution. The characteristics of a graduate of a secondary special educational institution as a potential specialist who is in demand on the labor market are studied. The results of the research significantly expand the content profile of the social portrait of a student specializing in TOP-50.
Keywords: Portrait, sociological portrait, social portrait, value orientations, professional self-determination, life plans, the most popular and promising professions and specialties of secondary vocational education.
Становление и развитие системы среднего профессионального образования предполагает подготовку кадров по востребованным и перспективным профессиям и специальностям, внедрение в профессиональных образовательных организациях инновационных техник и производственных технологий, соответствующих требованиям профессиональных
сообществ и перспективам развития страны.
Согласно распоряжению Правительства в марте 2015 года в рамках поручений по реализации Послания Президента России Федеральному собранию Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, подписан приказ №831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее
востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования». Предполагается, что «ТОП-50» востребованных и перспективных профессий будет использоваться для разработки и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и отдельных образовательных программ [1].
При всей прогрессивной направленности предположительных действий их практическая реализация задает необходимость учитывать особенности профессиональных предпочтений самих студентов, видеть их объективный социальный портрет на фоне реальных условий обучения в современном среднем профессиональном учреждении. Теоретическим осмыслением и актуализацией этой задачи занимаются многие современные исследователи (Л.А. Беляева, Ю.Р. Вишневский, М.П. Карпенко, М.В. Киба-кина, В.А. Лапшова, Л.Я. Рубина, Е.В. Шельпова и мн. др.) [2: 62-67; 3: 56-63].
Методологически их изыскания основываются на ключевых положениях конфликтологических парадигм К. Маркса, Л. Козера, Р. Дарендрофа, теории социальных ценностей, норм и идеальных типов М. Вебера, теории личности, социальных статусов и ролей Р. Мертона, теории социализации, теории социальной стратификации Т. Парсонса, теории социальной мобильности П. Сорокина. При этом в качестве основной социальной задачи исследователи видят необходимость выявлять «скрытый ресурс, а именно: что общество может дать и что может ожидать общество от молодежи» [4: 451].
Социальный портрет студента мы рассматриваем как интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся [5: 48-
51]. Деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, трудностям, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации. Основное в деятельности студента - учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью [6: 130-140].
В связи с этим наш практический интерес был направлен на исследование социологического портрета и предпочтений студента, обучающегося по наиболее востребованным и перспективным специальностям СПО.
Данное исследование проводилось авторским коллективом в рамках государственного задания № 28.4290.2017/НМ по теме «Формирование социологического портрета абитуриентов, студентов и выпускников образовательных программ СПО, обеспечивающих подготовку по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям СПО».
Базой исследования выступило Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет» (г. Сочи). генеральную совокупность исследования составили студенты шести учреждений СПО: Университетский экономико-технологический колледж Сочинского государственного университета, СПб ГБПОУ «Петровский колледж», ГБПОУ «Волгоградский энергетический колледж», Профессионально-педагогический колледж Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, КгБПОУ «Алтайская академия гостеприимства», ГБПОУ г. Москвы «Колледж связи №54 имени П.М. Вострухина».
Выборочная совокупность в исследовании была представлена студентами специальностей
«Компьютерные системы и комплексы», «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем», «Гостиничный сервис», «Информационные системы и программирование», «Гостиничное дело», «Поварское и кондитерское дело», «Технология машиностроения», соответствующих списку востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий. Всего в исследовании приняли участие 317 студентов, из них 29,83% юношей и 70,17% девушек; возрастной диапазон респондентов составил от 15 до 20 лет.
В ходе системного анализа студент как субъект и объект рассматривался нами в четырёх аспектах: 1) как субъект, осуществляющий профессиональное самоопределение на основе сформировавшихся ценностных ориентаций; 2) как носитель социальных и социально-психологических качеств; 3) как элемент управления со стороны администрации и преподавательского состава учреждения СПО; 4) как выпускник среднего специального учебного заведения и потенциальный специалист, востребованный на рынке труда.
С целью исследования отдельных аспектов социологического портрета студента посредством метода анкетирования студентов специальностей «ТОП-50» нами была составлена социологическая анкета, включавшая четыре основных блока:
1) профессиональное самоопределение;
2) ценностные ориентации;
3) характеристика учебно-воспитательного процесса;
4) жизненные планы.
В анкету были включены 28 открытых и закрытых вопросов с использованием различных шкал, с возможностью выбора нескольких из перечисленных вариантов ответа и поля для своего ответа. Для описания сегментов были включены
такие переменные, как «пол», «возраст», «образование», «состав семьи», «количество детей в семье», «социально-имущественное положение», «источники дохода», «эмоциональный фон при заполнении анкеты».
Рассмотрим некоторые полученные результаты исследования.
Среднестатистический студент, обучающийся по программам СПО, обеспечивающим подготовку по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям, воспитывается в полной семье (62,5%). В семье двое детей (61,54%), и её можно охарактеризовать как семью, в которой без труда приобретаются вещи длительного пользования, однако затруднительно приобретение действительно дорогих вещей (32,07%). Студент проживает в настоящий момент с родителями (69,38%), в своей квартире/частном доме (13,12%), его полностью содержат родители (52,53%). Вместе с тем студенту свойственно оптимистичное настроение (44,03%) и надежда на лучшее будущее (33,96%). Полученные результаты в таблице 1.
Отвечая на вопросы, определяющие мотивы выбора профессии, студент настаивает на вполне сознательном поступлении в колледж, обусловленном возможностью получить среднее образование и специальность (33,44%). Он пришел учиться в колледж, чтобы получить хорошую профессиональную подготовку (32,98%), что продиктовано стремлением к самостоятельности (15,3). Профессиональный выбор обусловлен, прежде всего, возможностью получить среднее образование и специальность (33,4%), а также интересом к выбранной профессии (31,21%).
Среднестатистический студент, обучающийся по наиболее востребованным специальностям СПО, уверен в правильности выбора своей профессии (67,22%) и считает осваиваемую профессию престижной
Таблица 1
Сводные данные ответов респондентов (в %)
Характеристики выборки %
Пол Мужской 29,83
Женский 70,17
Возраст 15 лет включительно 1,34
16 лет включительно 14,77
17 лет включительно 38,26
18 лет включительно 34,23
19 лет включительно 10,06
20 лет включительно 1,34
Образование Основное общее 75,86
Среднее общее 4,02
Среднее профессиональное 10,12
Состав семьи Полная семья (воспитывает мама и папа) 62,5
Неполная семья (воспитывает только мама) 16,67
Неполная семья (воспитывает только папа) 2,38
Неполная семья (воспитывает 1 из родителей + отчим (мачеха)) 10,12
Живу без родителей 8,33
Количество детей в семье Единственный ребенок в семье 26,28
Двое детей 61,54
Многодетная семья (трое и более детей) 12,18
Социально-имущественное положение Едва свожу концы с концами. Денег не хватает даже на продукты 2,52
На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения 11,95
Денег хватает на продукты и на одежду, но вот покупка вещей длительного пользования является проблемой 17,61
Я могу без труда приобретать вещи длительного пользования. Однако для меня затруднительно приобретать действительно дорогие вещи 32,07
Я могу позволить себе достаточно дорогостоящие вещи — квартиру, дачу и многое другое 13,84
Затрудняюсь ответить 22,01
Источники дохода Меня полностью содержат родители (родственники) 52,53
В основном за счет родителей (родственников) и еще подрабатываю 29,75
Я работаю и живу в основном на заработанные деньги, но иногда мне помогают родители (родственники) 8,86
Я работаю и живу только на самостоятельно заработанные деньги 4,43
Свой ответ 4,43
Эмоциональный фон при заполнении анкеты Неуверенность в завтрашнем дне 5,03
Пессимизм 8,81
Надежда на лучшее будущее 33,96
Оптимизм 44,03
Свой ответ 8,17
(76,54%) . По его мнению, в будущей работе наиболее значимо и еенно еостижение высокого увввуя уро-((3,49%), (ввмож-ность получать большие заработки (22,55%) и возможность карьеры (22,1%). Для того чтобы сделать профессиональную карьеру, необходи-мовглиадпгб («разг-индам иниг.иативноваью (22Д4%), связко Ми
1)64И говиаитн в жизненных цениогтях, лг ]нк первом местл у слуденто находооля творчество и красот а орироды иискусства (пкрл-живание прекрасного в природе и в искусстве), а также счастье других.
Тачже аемаловажно л-ястуденнов общесввлкное пвглнание (уважвние окружающих, коллектива, коллег). Птедлтавим грвфичыски касающиеся разжчных жизненных ценн стей студента ссуза (рис. 1).
На выбор студентом специальности оказали такие утверждения, мрраквгрт^ющие профессию, как «овлягзег вртсгзжной», «даго ввы-можрости для роста профессио-навонопо мacтepствс», «явлгеввя выcнчooпыaкивaeмoй>c. Оценге рт-ыпoнобнермизнвчимиртиyтвepжвP( ной , хгл-ктерезующов прс^сб^ово^ю, по степени влияния на ее выбор приведена на рис. 2.
m
1Л
стГ
СТ1 о
Ol го
го (О
со
ID
СТ1 Г-.
rf со
г*, oi
со
Ol
о
со
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Рисунок1. Распределениецен ностей постепени значимоеит в жизни респорриетов (средние баллы)
1 - Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни),
2 - Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благо-
даряжизпенному опыту),3 — Здоровье (физическое и психическое), 4 — Интересная работа, 5 - Крискта п(ироды и ьекусства (иереживнииь ирезрасноьечпоирор) и в искусстееР,4р Лювярь (Оухезнзяз фииизосиаяЧлизостъс любимеом человеком0,7 ч Мате^ально оиеспочеодаи жизнь (отертстррн маткрсалкзых крсблем),8 - Налание яероших и оврно1х дзузер, л и Оащестоесное признаниу(учажозиеозрижающих, змл-лаотива, аилрег), 1Ян Позтанпс 7жемоту(соте рисшир(исрсвзеоо одризовасия, зру-гозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), 11 - Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), 12 -Рисеитие СииОозор иадсжбой, посаюянноя Зиезиоезкее о дуиовооо ое4(pшeрьоюонаиuо(, Са ( СооЗиЗа (самосоанаm7лгеосmс,доеaодоuмосmъд сужденияхизтезоипкапС, (4-Счастливая семейная жизнь, 15 - Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), 16 - Творчество (возможность заниматься творчеством), 17 - Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений), 18 - Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)
7,80 1
18 Ю 2
Рисунок 2. Важность характеристик профессиональной деятельности постепенивлияния навыборирофессии (средние баллы)
1 — Требует общения с разными людьми, 2 — Нравится родителям, 3 — Предполагает высокое чувство ответственности, 4 — Требует переезда на новое место жительства, 5 — Соответствует моим способностям, 6 — Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием, 7 — Дает возможность приносить пользу людям, 8 — Способствует умственному и физическому развитию, 9 - Является высокооплачиваемой, 10-Позволяетработатъ Слизко от домв, СО — Яоилетля престифнлу,92- Диетв-л-мооллооти длсиостппрофессионл-оиой- масаселетаа, 13^ ЕОилствеоно возмотнан о свойси-ыаихем обcоl9nmо9остаax, Мне — Пя-аолиет реаоизоватъ снвйоавйстл к руково-дсщей алвоолс, 15 — Ывляотсяnм9влскnmалълoй, С6 - Бииякае ЛФаФмoмyшкoлънемy n-одмemв, 5,0 Позволялт враз у пллулнтъ хо°)ош11й рео-оътет т^дъ (Улидругит, и8 - молмл Лрфоe5мn, л9 - Позволяеы исй-йо-авата npофeоеuoнйлъ-
ныеумеиа— воъ раиоты,н0 - Дает фoлъшue вломожнлсти npолиumе тъо^естно, 21 — Устраивает умеренная плата за обучение, 22 — Привлекло название специальности, 23 — Получить диплом об образовании (профессия не важна), 24 — Избежать службые армии, 25 - Все раыек, куда было геосигупатъ
Исследование также позволило выялать отношениесвддлнта к плыу-чению среднего профессионального обраоованию в цвлом. Плсвупвн у среднее специальное учебное заведение после 9-ого класса (75,86%), студент связывает СПО прежде все-леса ыюлучениемрасачей пдофессии, сорцнелснотти (69,43%) и личностным становлением (19,43%).
По мнению снуделтн, нече-ственное образование для студента заключается в получении высокого уровня знаний (67,43%) и приобретении востребованной профессии (20,57%). Он считает, что решающее влияние на качество
обрнеоваяия еказывают метовы преподавания (С7%) и каноытво учебных программ (19%). Представил понреенные ванные л каСлич-нлИ форме ръабр. 2).
Оценивая методы, технологии и формы, которые необходимо ис-поиьзниатапры ыЕриенои по сеецн-альности, студент ставит на 1-ое место практико-ориентированные заннсия, занял—я в сиециализиро-ванных лабораториях и мастерских (44,1%о), активные формы проведения учебных занятий (ролевые и деловые игры, игровое проектирование, тренинги) (24,62%), (см. табл. 3).
Таблица 2
Сводные данные ответов респондентов о факторах, влияющих на качество
образования (в %)
Фактор, влияющий на качество %
Наличие необходимой литературы и свободный доступ к ней 6,33
Качество учебных программ 19,00
Методы преподавания 27,00
Профессионализм преподавателей 18,00
Производственная практика 17,00
Опыт практической деятельности у преподавателей 11,00
Свой ответ 1,67
Таблица 3
Сводные данные ответов респондентов о методах и технологиях, которые необходимо использовать при обучении (в %)
Фактор, влияющий на качество %
Рейтинговая система оценки успеваемости студентов 8,23
Активные формы проведения учебных занятий (ролевые и деловые игры, игровое проектирование, тренинги) 24,62
Мультимедийные технологии (учебные аудио-, видеосредства, компьютерное моделирование и т.д.) 17,95
Практикоориентированные занятия, занятия в специализированных лабораториях и мастерских 44,10
Свой ответ 4,10
Отвечая на вопрос «Чему нужно уделять больше внимания при организации самостоятельной работы студентов?», студент предпочитает, чтобы его самостоятельная работа строилась на основе доступа к сети Интернет (32,77%), и отмечает, что основной трудностью в процессе обучения является высокая учебная нагрузка (39,58%).
Не менее интересны характеристики студента как выпускника ссуза и потенциального специалиста, востребованного на рынке труда. Среднестатистический студент связывает свою будущую работу с получаемой специальностью (рабочей профессией) (60,69%). Он считает, что трудоустроиться по специальности можно будет, приложив небольшие усилия (60,34%). Помешать при трудоустройстве ему может правовая некомпетентность и незнание рынка труда. После
окончания ссуза студент хочет работать в собственном бизнесе (41,63%) и рассчитывает на собственный выбор места работы (72%). Выбирая между высокой зарплатой и интересной работой при трудоустройстве, студент выбирает неинтересную работу с высокой заработной платой (41,62%). Вместе с тем он имеет опыт работы не по специальности (51,11%) и осознает, что среднее профессиональное образование учитывается работодателем, но для работодателя важнее опыт работы (53,14%). По мнению студента, среднее профессиональное образование недостаточно, для успешного трудоустройства необходимо высшее образование (53,85%). Вместе с тем студент хотел бы продолжить образование по той же специальности (35%).
Таким образом, теоретический анализ и эмпирическое
исследование значительно расширяют содержательную характеристику социологического портрета студента, обучающегося по программам, обеспечивающим подготовку по наиболее востребованным специальностям и профессиям (ТОП-50).
Современный студент среднего специального учебного заведения осознает, что образование является инструментом, позволяющим добиться успеха. Наибольшая часть студентов довольна обучением и получаемой профессией, потому что учебное заведение выбрали самостоятельно.
Исследование показало, что у большей части студентов выбор профессии является осознанным, основанным на видении своей будущей профессии как престижной в социуме. Вместе с тем в сознании студента престиж профессии не связан с возможностью построения карьеры и реализацией своих творческих способностей в этой сфере профессиональной деятельности. Гораздо важнее достижение высокого профессионализма для получения больших доходов.
Интересно отметить, что студенты не соотносят жизненные ценности с ценностями будущей работы. Наиболее значимыми ценностями в жизни студент считает возможность заниматься творчеством и
переживание прекрасного в природе и искусстве. Уверенность в себе для него не является приоритетной ценностью, т.к. он уже обладает ею в достаточной степени.
На выбор специальности решающее влияние оказывает лич-
О ТЛ О
ный интерес. В дальнейшем он предпочитает работать в собственном бизнесе. Он привык рассчитывать на собственные силы, уверен в том, что необходимо повышать свой профессиональный уровень, продолжая обучение по выбранной специальности.
Прослеживается четкая ориентация на практико-ориен-тированные занятия в специализированных лабораториях и мастерских, а успешность определяется методами преподавания. Интерактивные формы самостоятельной работы для него являются предпочтительными.
Результаты исследования свидетельствуют о ценности исследования социологического портрета студента. Дальнейшее исследование предполагает охват наибольшего количества специальностей СПО и математико-статистическую обработку результатов с целью определения причинно-следственных связей между различными характеристиками студента как субъекта и объекта в системе среднего профессионального образования.
Примечания:
1. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования: приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. // СПС Консуль-тантПлюс. М., 2017.
2. Шельпова Е.В., Петьков В.А. Организация профессионального воспитания обучающихся колледжа// Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2017. Вып. 1. С. 62-67.
3. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 56-63.
4. Маннгейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. С. 451.
5. Жабрев А.А. Современный российский чиновник (наброски к социологическому портрету) // Социс. 1996. № 8. С. 48-51.
6. Голосенко И.А. Социальная идентификация рядового чиновничества в России начала XX века: историко-социологический очерк // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. № 3. С. 130-140.
References:
1. On the approval of the list of the 50 most demanded in the labor market, new and promising professions requiring secondary vocational education: the order of the Ministry of Labor of Russia. No. 831 of November 2, 2015 // SPS ConsultantPlus. M., 2017.
2. Shelpova E.V., Petkov V.A. Oganization of students' professional education in college // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2017. Iss. 1. P. 62-67.
3. Vishnevsky Yu.R., Shapko V.T. Student of the 90es: sociocultural dynamics // Sociological studies. 2000. No. 12. P. 56-63.
4. Mannheim K. The diagnosis of our time. M.: Lawyer, 1994. P. 451.
5. Zhabrev A.A. The modern Russian official (sketches to the sociological portrait) // Socis. 1996. No. 8. P. 48-51.
6. Golosenko I.A. Social identification of ordinary officials in Russia at the beginning of the 20th century: a historical and sociological essay // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2000. No. 3. P. 130-140.