УДК 378 ББК 74 У 45
И.И. Украинцева
Кандидат технических наук, доцент кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, проректор по непрерывному образованию и связям с общественностью Сочинского государственного университета; E-mail: [email protected]
С.С. Новикова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и социальных коммуникаций Сочинского государственного университета; E-mail: [email protected]
И.А. Мушкина
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогического и психолого-педагогического образования Сочинского государственного университета; E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ АБИТУРИЕНТОВ СПО: ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВЫБОР СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ИЗ СПИСКА ТОП-50
(Рецензирована)
Аннотация. Рассматривается социальный портрет абитуриентов СПО, ориентированных на выбор специальностей из числа «топ 50», что позволит выявить проблемные стороны и создать возможность корректировки учебной программы. Выявлена эффективность управления образовательным процессом в контексте совершенствования политики вуза, направленной на разработку методов повышения мотивации абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов вуза.
Ключевые слова: социальный портрет, социологический портрет, специальности СПО «топ-50», ценностные ориентации, профессиональное самоопределение.
I.I. Ukraintseva
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Department of Management and Technologies in Tourism and Service, Vice Rector for Continuous Education and Public Relations, Sochi State University; E-mail: [email protected]
S.S. Novikova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of the General Psychology and Social Communications, Sochi State University; E-mail: [email protected]
I.A. Mushkina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Pedagogical and Psychological Education of Sochi State University; E-mail: [email protected]
SOCIAL PORTRAIT OF ENTRANTS OF VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION: FEATURES OF THE VALUE ORIENTATIONS FOCUSED ON THE CHOICE OF SPECIALTY FROM THE TOP-50 LIST
Abstract. The paper discusses the social portrait of entrants of vocational secondary education focused on the choice of specialties from "the Top-50" list. Researches in this field will make it possible to reveal problem areas and to create a possibility of updating the training program. Effective management of educational process is developed in the context of improvement of the policy of higher education institution directed to development of methods of increasing motivation of entrants and attracting potential students of higher education institution.
Keywords: Socialportrait, sociological portrait, specialtiesof vocational secondary education, "top-50", value orientations, professional self-determination.
Совершенствование системы среднего профессионального образования включает подготовку кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году.
Ориентир на «топ-50» - это создание конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, увеличение числа выпускников, продемонстрировавших уровень подготовки по профессиям и специальностям, соответствующим стандартам. Целью нашей работы является подробное исследование социального портрета абитуриента СПО, ориентированного на специальности из списка «топ-50». Данное исследование позволит выявить острые проблемные стороны и создаст возможность как для корректировки учебной программы, развития эффективности управления образовательным процессом, так и для совершенствования политики вуза, направленной на разработку методов поиска, повышения мотивации абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов вуза.
Понятия «социальный портрет» и «социологический портрет» стали применять в социологической науке в 70-х годах прошлого столетия, когда составление аналогичного портрета было продуктивным
для выявления общих характеристик какой-либо группы или класса. В социологической науке портрет применяется в исследовании отличительных сторон манеры и характера тех или иных представителей какой-либо группы. Термин «социальный» представляет собой результат единых действий разных людей, которые проявляются во время их коммуникации и взаимоотношений. Категориями подобного рода социологического исследования являются социальный статус, где учитываются половозрастной характер, экономическо-материальное положение, а также социологическое влияние или так называемый авторитет или престиж, образ жизни, что охватывает качество жизни, потребление как культурных, так и жизненных благ, и социальная роль, куда входят условия труда и объем властных полномочий. В зависимости от цели исследования и поставленных задач социальный портрет может включать разные критерии.
Изучив многочисленные исследования, проведенные за последний период, мы пришли к выводу, что структура жизненных целей и ценностей, уровень духовно-нравственного развития является одним из критериев для построения социального портрета абитуриента, ориентированного на специальности из списка «топ-50».
В ряду основных факторов выбора профессии обычно называются следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности), способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности), темперамент, характер. Эти факторы часто относят к субъективным.
Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает: уровень подготовки (учебная успеваемость), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей.
Особое внимание уделяется таким факторам, как мотивы профессиональной деятельности, жизненные ценности индивида, прошлый опыт, представления о будущем. Кроме того, в последнее время ряд авторов подчеркивает значение общей активности, самооценки, уверенности в достижении успеха, уровня сформиро-ванности осознанной психической саморегуляции.
Профессиональное самоопределение детерминируется системой ценностных ориентаций в отношении к профессиям, в чем обнаруживается проявление интересов, склонностей, потребностей, убеждений, идеалов личности. Ценностные ориентации - это важные элементы структуры самосознания, которые характеризуют содержательную сторону его направленности. Ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные образования индивидуального сознания, основные его идеи, понятия, «целостные блоки», смысловые компоненты мировоззрения.
Изучение проблемы ценностных ориентаций самосознания представляет безусловный интерес, сложно по своей структуре и детерминирует многие личностные параметры.
При создании социального портрета необходимо привлечь к исследованию наиболее обширную базу из большого числа респондентов.
Количество нашей выборки составило 500 человек. В их число вошли учащиеся 9-х классов Сочинских гимназий №8, №76, а также учащиеся, посещающие Межшкольный комбинат центрального района г. Сочи. Из данной выборки, для первичной и вторичной обработки результатов, были отобраны бланки ответов старшеклассников, рассматривающих в перспективе обучение по специальности из списка «топ-50» (135 чел).
Учитывая важное значение мотивации к участию в исследовании, для получения достоверных результатов мы заинтересовывали учащихся тем, что:
а) допускалось анонимное участие в исследовании (в этом случае респондент указывал только свои инициалы);
б) после обработки данных результаты были доведены до участников исследования в индивидуальной форме.
Исследование проводилось в два дня, что позволило исключить влияние временных и ситуационных факторов.
С целью выявления особенностей профессионального самоопределения мы применяли методику «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), автор Климов Е.А. Результаты, полученные по ДДО, помогают ограничить круг выбираемых профессий теми или иными областями в соответствии с профессиональным самоопределением испытуемого. Исследование ценностных ориентаций мы проводили с помощью методик: «За и против» Н. Пряжникова и «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два вида ценностей: а) терминальные - убеждения в том, что какая-то
конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу; б) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации; характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Добавим, что подобное деление ценностей достаточно условно, ибо на определенных, особенно ранних, этапах формирования личности инструментальные ценности, выражающие в основном качества личности, могут выступать и как цели жизни, играя роль терминальных.
Для конкретизации критериев ранжирования испытуемым предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности. Для получения групповых результатов для каждой из ценности подсчитывалось среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы, а затем полученные усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировались в порядке возрастания: ценности с наименьшим рангом приписывался вторичный ранг 1, следующей 2 и т.д. Результатом этой процедуры являлась групповая иерархия ценностных ориентаций, представленная в той же форме, что и индивидуальные результаты. Ценности, попавшие в верхнюю часть иерархии, интерпретировались как предпочитаемые, в среднюю и нижнюю часть - как незначимые. Кроме того, нами анализировалась направленность ценностных ори-ентаций данной профессиональной группы.
Для вторичной обработки данных, полученных в эмпирическом исследовании, мы применяли статистический метод «^критерий
Стьюдента», а при анализе зависимости показателей ценностных ориентаций и профессионального самоопределения мы применили метод простого количественного сравнения полученных данных.
Анализируя иерархию ценностей, мы обратили внимание, что средние данные по выборкам гимназии и М.К. статистически достоверно не отличаются друг от друга, так как 1 < 1 кр для числа степеней свободы, 40 критическое значение 1 - критерия 2,028 при вероятности допустимой ошибки 0,05.
Обратили внимание на их группировку испытуемыми в содержательные блоки. Как у учащихся гимназий, так и у посещающих М.К., выделяются ценности профессиональной самореализации и альтруистические ценности (о чем свидетельствуют предпочитаемые ценности: интересная работа, познание, счастье других, высокие запросы образованность и чуткость). При этом основные цели девятиклассников совпадают со средствами их достижения. Так, например, ценности-цели «счастье других» совпадают с ценностями-средствами «чуткость».
Наглядный сравнительный анализ данных, полученных в эмпирическом исследовании с помощью методик ДДО и «За и против», позволяет представить распределение ценностных ориентаций по гипотетическим группам профессиональной ориентации «гуманитарные» и «технические» следующим образом:
Гуманитарной профессиональной ориентации типов «человек-человек», «человек-природа»,
«человек-художественный образ» соответствуют такие ценностные ориентации, как чувство полезности, здоровье, общение и духовный поиск.
Технической профессиональной ориентации типов «человек-знаковая система» и «человек-техника» соответствуют такие
ценностные ориентации как престиж и азарт.
Такие же ценностные ориентации, как власть и деньги, оказались малозначимыми в профессиональных ориентациях девятиклассников центрального района г. Сочи.
Полученные в эмпирическом исследовании данные и их анализ в сочетании с выводами, сделанными в теоретической части работы, подтверждают предположение, сделанное в гипотезе о том, что выбор профессий «гуманитарного» типа определяется ценностными ориента-циями, имеющими терминальный характер, т.е. содержательный, це-леполагающий. А выбор профессий т.н. технического типа осуществляют люди, более ориентированные
не на цель, а на средства её достижения, т.е. люди, ориентированные на процесс.
Подводя итоги, следует отметить, что статистический анализ данных позволил проанализировать один из критериев социального портрета абитуриентов, ориентированных на выбор специальности из списка «топ-50».
Предпринятое исследование указало на необходимость всестороннего рассмотрения и дальнейшего изучения данной тематики, так как научные изыскания важны для повышении мотивации абитуриентов и привлечение потенциальных абитуриентов, ориентированных на специальности из списка «топ-50».
Примечания:
1. Андреева О.Н. Социальный портрет студентов, обучающихся в таможенном вузе // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2016. Вып. 1 (74). С. 83-87.
2. Белинская Д.В, Задонская И.А., Томилин В.Ф. Социальный портрет современного студента (на примере студентов ТГУ им Г.Р. Державина) // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9, № 7. С. 76-85.
3. Дзиов А.Р. Российское студенчество: черты социального и духовно-нравственного облика // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Культурология. 2014. № 17 (346), вып. 33. С. 95-100.
4. Сысоев Ю.Ю. Социально-психологический портрет студента в условиях модернизации современного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2015. Вып. 1. С. 251-253.
References:
1. Andreeva O.N. Social portrait of students of the customs college // Russian customs policy in the Far East. 2016. Issue 1 (74). P. 83-87.
2. Belinskaya D.V., Zadonskaya I.A., Tomilin V.F. Social portrait of a modern student (based on the example of students of TSU of G.R. Derzhavin) // Socioeconomic phenomena and processes. 2014. Vol. 9, No. 7. P. 76-85.
3. Dziov A.R. Russian students: features of social, spiritual and moral identity // Bulletin of Chelyabinsk State University. Ser. Philosophy. Sociology. Culturology. 2014. No. 17 (346), Iss. 33. P. 95-100.
4. Sysoev Yu.Yu. Socio-psychological portrait of a student in the context of modernization of modern education // Vector of science of Togliatti State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 1. P. 251-253.