УДК 316.4
И. В. Образцов, Журавлева В. В.
Образцов И. В., профессор, доктор социологических наук, заведующий кафедрой социологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected] Журавлева В. В., студентка кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ АБИТУРИЕНТА МГЛУ
В статье рассматриваются основные тенденции в поведении, а также типичные социально-психологические черты абитуриентов МГЛУ, выявленные в ходе ежегодного мониторинга, проводимого кафедрой социологии ИМО и СПН МГЛУ в форме сплошного анкетного опроса. Анализируются причины выбора абитуриентами тех или иных специальностей подготовки. Авторы демонстрируют актуальность изучения данных тенденций в условиях современного рынка труда.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; профессиональная ориентация; абитуриенты; мотивы выбора; социально-психологический портрет; актуальные тенденции.
Obraztsov I. V.
Head of the Department of Sociology of Institute of International Relations and Social and Political Studies, MSLU, PhD, Professor of Sociology; e-mail: [email protected]
Zhuravleva V. V.
Student of the Sociology Department of Institute of International Relations and Social and Political Studies, MSLU; e-mail: [email protected]
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF THE TYPICAL ENTRANT OF MSLU
In this article the authors considers the main tendencies in behavior and the typical social and psychological features of entrants of MSLU revealed during annual monitoring. Monitoring is carried out since 2013 by the Sociology Department of Institute for Foreign Relations and Social and Political Studies of MSLU in the form of continuous questionnaire. In the article the choice reasons are considered by entrants of particular directions in high education. The authors shows relevance of studying of entrants in the conditions of modern labor market.
Key words: professional self-determination; vocational guidance; entrants; motives of a choice; social and psychological portrait; actual tendencies.
Сегодня профессиональное самоопределение рассматривается не только как выбор конкретной специальности, но и как непрерывный процесс поиска смысла в выбранной профессии [1].
При таком понимании профессиональное самоопределение -это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности [2]. При этом профессиональное самоопределение тесно связано с формированием активной жизненной позиции, особенно молодежи, ее участием в жизни страны [3].
Неотъемлемой частью профессионального самоопределения является информированность о спектре профилей и специальностей обучения, о степени соответствия его личностных качеств требованиям, предъявляемым той или иной профессией, об аспектах профессии (заработной плате, условиях труда и др.), а также о ситуации на рынке труда. Эти структурные элементы являются связующим звеном между ценностными ориентирами и готовностью к осуществлению выбора [4].
Изучению данных процессов было посвящено ежегодное социологическое исследование, проведенное преподавателями, аспирантами и студентами кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ. С использованием методов опроса (интервью) и включенного наблюдения изучались мнение и поведенческие реакции посетителей информационных мероприятий на днях открытых дверей, проводившихся в 2013-2015 гг.
Опрос проводился в форме интервью по сплошной выборке -члены исследовательской группы на выходе из университета обращались с просьбой об участии в опросе к каждому посетителю или совместно пришедшей группе посетителей, в составе которой присутствовал абитуриент1. От участия в интервью отказывался примерно каждый десятый респондент. При этом распределение посетителей по факультетским дням было неравномерно: лингвистические факультеты посетило более половины пришедших граждан:
1 В 2013 г. - 1 361 обращение; в 2014 г. - 1 237; в 2015 г. - 1 039. Учитывая тот факт, что посетители приходят семейными группами (в одиночку -не более 20 %), общая численность посетителей составила: в 2013 г. - не менее 3 400 чел.; в 2014 г. - 3 100 чел.; в 2015 г. - 2 800 чел.
Переводческий факультет, Институт иностранных языков им. Мориса Тореза - 56,6-58,2 %;
Институт международных отношений и социально-политических наук - 22,9-29,3 0%;
Институт права, экономики и управления информацией - 14,118,9 % (см. табл. 1).
Включенное наблюдение проводилось студентами старших курсов, которых находясь среди посетителей, фиксировали их поведенческие реакции в ходе проводимых информационных мероприятий. Результаты включенного наблюдения дополняли результаты массового опроса, позволяя выявить латентные явления и реакции.
Таблица 1
Количество опрошенных респондентов в ходе проведения дней открытых дверей в МГЛУ (2013-2015)
Факультеты (институты) Количество обращений к респондентам Отказались отвечать (чел.) Опрошено (чел.)
2013 2014 2015 2013 2014 2015 2013 2014 2015
ПФ и ИИЯ им. М. Тореза 751 715 668 72 60 64 679 665 605
ИМО и СПН 393 307 266 41 12 28 352 295 238
ИПЭ и УИ 217 215 231 47 16 35 170 199 196
ВСЕГО 1361 1237 1166 160 88 127 1201 1159 103
Качественная характеристика посетителей (обобщенные данные о респондентах)
Результаты исследования позволяют составить групповой портрет посетителей информационных дней открытых дверей в МГЛУ.
Состав участников. Прежде всего, следует отметить, что посетители прибывали на мероприятия, как правило, в составе дружеских и семейных групп, что свидетельствует о большой роли ближайшего окружения (родственников, друзей) в выборе абитуриентами, как учебного заведения, так и факультета, специальности (направления подготовки). В анализируемый период самостоятельно МГЛУ посетили только 5-20 % абитуриентов (см. табл. 2).
Таблица 2
Характеристика состава посетителей (в %)
Характеристика (групповой состав) посетителей 2013 2014 2015
Абитуриент с матерью (бабушкой) 36,1 33,0 32,7
Абитуриент с отцом (дедушкой) 24,8 8,0 9,8
Абитуриент с двумя родственниками 21,1 6,0 7,0
Абитуриент с подругой (другом) 9,3 27,4 26,7
Один абитуриент 5,0 21,0 18,9
Родители без абитуриента 3,7 4,0 4,8
По гендерному составу среди потенциальных абитуриентов преобладают девушки, однако фиксируется определенная тенденция к незначительному повышению числа юношей, заинтересовавшихся программами образования в МГЛУ (см. табл. 3).
Таблица 3
Динамика гендерного состава посетителей -потенциальных абитуриентов в 2013-2015 гг. (в %)
Пол будущих абитуриентов 2013 2014 2015
Девушки 80,4 75,8 76,8
Юноши 19,6 24,2 23,2
При этом данная тенденция в большей степени характерна для нелингвистических факультетов (институтов), прежде всего ИПЭ и УИ (см. табл. 4).
Таблица 4
Динамика гендерного состава посетителей -потенциальных абитуриентов в 2013-2015 гг. по факультетам (в %)
Факультеты (институты) Годы Девушки Юноши
ПФ и ИИЯ 2013 81,9 18,1
2014 78,0 22,0
2015 80,8 19,2
Факультеты (институты) Годы Девушки Юноши
ИМО и СПН 2013 81,2 18,8
2014 80,4 19,6
2015 75,2 24,8
ИПЭ и УИ 2013 72,6 27,4
2014 61,9 38,1
2015 66,7 33,3
В целом по МГЛУ 2013 80,4 19,6
2014 75,8 24,2
2015 76,8 23,2
Региональное представительство посетителей (по месту проживания и расположению общеобразовательного учебного заведения) свидетельствует о преобладании жителей Москвы и Московской области. Незначительная часть респондентов приехала на проводимые мероприятия из других регионов РФ, а также из Украины и Беларуси. Однако в 2015 г. обозначилась тенденция к некоторому увеличению среди посетителей жителей Московской области и других регионов (см. табл. 5).
Таблица 5
Региональное представительство посетителей (будущих абитуриентов, в %)
Регион постоянного места жительства посетителей (будущих абитуриентов) 2013 2014 2015
г. Москва 68,2 68,5 62,7
Московская область 23,7 23,1 27,3
Другие регионы (субъекты) РФ 7,8 7,8 9,1
Другие государства (Украина и Беларусь) 0,3 0,6 0,8
Данная тенденция оказалась наиболее характерной для факультетов (институтов) лингвистического профиля (см. табл. 6).
Таблица 6
Региональное представительство посетителей (будущих абитуриентов, в %) по факультетам
Факультеты (институты) Годы г. Москва Московская область Другие регионы (субъекты) РФ Украина и Беларусь
ПФ и ИИЯ 2013 65,3 24,6 9,7 0,4
2014 66,9 24,1 8,1 0,9
2015 58,5 27,4 13,2 0,8
ИМО и СПН 2013 73,5 21,0 5,2 0,3
2014 70,4 22,3 7,3 0
2015 70,2 24,7 4,7 0,4
ИПЭ и УИ 2013 68,8 25,9 5,3 0
2014 71,2 20,7 7,6 0,5
2015 66,7 30,3 2,0 1,0
В целом по МГЛУ 2013 68,2 23,7 7,8 0,3
2014 68,5 23,1 7,8 0,6
2015 62,7 27,3 9,1 0,8
Среди типов общеобразовательных учебных заведений,
названных респондентами, преобладают общеобразовательные школы (около 50 %) и специализированные общеобразовательные учебные заведения - гимназии, лицеи, в том числе лингвистического профиля (см. табл. 7). Явно просматривается тенденция снижения количества потенциальных абитуриентов, обучающихся в специализированных учебных заведениях лингвистического профиля (среди ориентированных на лингвистические факультеты - в 2 раза: с 22,1 о% в 2013 г. до 10% в 2015 г.) (см. табл. 8).
Таблица 7
Динамика распределения потенциальных абитуриентов по типам образовательных учреждений (в %)
Тип общеобразовательного учебного заведения будущих абитуриентов 2013 2014 2015
Средняя общеобразовательная школа 46,3 47,8 50,9
Спецшкола, гимназия, лицей с лингвистическим уклоном 22,0 18,7 12,6
Гимназия 18,0 19,2 23,1
Лицей 11,4 11,1 10,3
Другое 2,3 3,2 3,1
Таблица 8
Динамика распределения потенциальных абитуриентов по типам образовательных учреждений, ориентированных на поступление на различные факультеты (институты) МГЛУ (в %)
Факультеты (институты) Годы Средняя общеобразовательная школа Гимназия Лицей Спецшкола, гимназия, лицей с лингвистическим уклоном Другое
ПФ и ИИЯ 2013 46,3 19,8 5,1 22,1 6,7
2014 49,8 19,5 10,7 16,5 3,6
2015 50,5 25,2 11,7 10,0 2,3
ИМО и СПН 2013 46,3 16,1 8,6 22,7 6,3
2014 47,4 18,4 11,6 19,5 3,1
2015 47,7 18,7 9,8 18,7 5,1
ИПЭ и УИ 2013 45,9 20,6 10,6 20,0 2,9
2014 41,5 19,5 11,8 24,6 2,6
2015 56,1 20,9 6,6 13,3 3,1
В целом по МГЛУ 2013 46,3 18,8 6,8 22,0 6,1
2014 47,8 19,2 11,1 18,7 3,3
2015 50,9 23,1 10,3 12,6 3,1
Выявленная тенденция требует специального исследования, но можно предположить либо снижение количества школьников с углубленной лингвистической подготовкой, либо их
переориентацию на специальности нелингвистического профиля в других вузах. Возможно, в будущем это может сказаться на качественном составе абитуриентов, ориентированных на специальности лингвистического профиля, - снижение их уровня владения иностранными языками, что потребует внесения коррективов в учебный процесс.
Характерной особенностью на протяжении всего периода наблюдений является тот факт, что реальную возможность поступления в МГЛУ ежегодно имеют только 50-58 % потенциальных абитуриентов (оканчивающие школы в год проведения опроса), остальные от 42 до 50 % - учащиеся 8-10 классов. В определенной степени это свидетельствует о долговременной ориентации части потенциальных абитуриентов на наш университет, осмысленном выборе ими конкретной специальности (направления подготовки)1. Об этом также свидетельствует и тот факт, что 18 % респондентов подтвердили, что уже посещали Дни открытых дверей, проводившиеся в МГЛУ в предыдущие годы. В основном это учащиеся старших классов с родителями, которые начали посещать подобные мероприятия за 1-3 года до окончания общеобразовательного учреждения. Так среди участников информационных мероприятий 2015 г. уже посещали МГЛУ в прежние годы - 18,5 %, в том числе в 2014 г. - 10 % (отсюда критические высказывания типа: «У вас все также, как и в прошлые годы, ничего нового» и т. п.).
Ежегодно при опросе респондентов просят указать номер среднего образовательного учреждения, в котором они обучаются, те, кто соглашаются ответить на этот вопрос, называют от 250 до 400 учебных заведений (см. табл. 9).
1 Эти данные позволяют говорить о том, что определенная часть потенциальных абитуриентов, серьезно относится к выбору вуза и специальности (направления подготовки). И с целью принятия наиболее правильного для себя решения, пытаются заблаговременно собирать необходимую информацию. Скорее всего, эти люди посетят и другие аналогичные по возможностям (специальностям обучения, престижу и т. п.) вузы. Не исключено, что для такой категории именно качество проведения дней открытых дверей может сыграть решающую роль при принятии окончательного решения, учитывая уровень удовлетворения их ожиданий от посещения вуза и получения всей необходимой информации.
Кроме того, каждый год по 1-2 абитуриента указывают следующие учебные заведения общего среднего образования: ГБОУ СОШ, ЦО, Гимназии и Лицеи № 126, 171, 654, 771, 1106, 1206, 1212, 1223, 1225, 1231, 1234, 1242, 1260, 1262, 1264, 1266, 1268, 1273, 1286, 1310, 1359, 1414, 1439, 1471, 1502, 1506, 1508, 1516, 1521, 1532, 1546, 1553, 1568, 1573, 1575, 1584, 1587, 1599, 1666, 1799, 1874, 2006, 2017 и др.
Таблица 9
Динамика распределения потенциальных абитуриентов по средним образовательным учреждениям (наиболее часто встречающиеся в 2014-2015 гг.) в %
Наименование учебного заведения 2014 2015
ГБОУ Лингвистический лицей №1555 (ЦАО) 15 15
ГБОУ СОШ №1267 (ЮЗАО) с углубленным изучением французского языка 6 4
ГБОУ СОШ №1307 (ЗАО) с углубленным изучением информатики и английского языка 5 3
ГБОУ ЦО №548 «Царицыно» 4 4
ГБОУ СОШ №1935 (ЮВАО) с углубленным изучением английского языка 4 2
ГБОУ СОШ №1944 (СЗАО) с углубленным изучением английского языка 4 2
ГБОУ Лингвистический лицей №1535 (ЦАО) 3 4
ГБОУ СОШ №1592 3 3
ГБОУ СОШ №1246 3 2
ГБОУ СОШ №1370 3 2
Очевидно, что целенаправленная и регулярная работа со школами, гимназиями и лицеями позволит в будущем сформировать устойчивый контингент абитуриентов, ориентирующихся на обучение в МГЛУ.
Среди участников проведенных мероприятий было выявлено очень незначительное количество посетителей, принявших участие в информационных мероприятиях на разных факультетах (институтах). Так в 2015 г. среди участников дня открытых дверей в ИМО
и СПН (19 апреля) и ИПЭ и УИ (26 апреля) прежние мероприятия посещали не более 5 % респондентов.
Чаще всего перекликались потенциальные абитуриенты ИМО и СПН и ИПЭ и УИ, что может свидетельствовать либо о специализации целевых аудиторий каждого факультета (группы факультетов), либо о недостаточной осведомленности посетителей относительно подобных мероприятий на других факультетах.
Что касается профессионального самоопределения посетителей, то примерно половина респондентов в ходе дня открытых дверей уже определилась с конкретной специальностью (специальностями, направлениями подготовки), на которую собираются поступать. Больше всего определившихся было на направлениях подготовки лингвистического профиля. Среди других специальностей (направлений подготовки) традиционно наибольшей популярностью пользуются: международные отношения, реклама и связи с общественностью, гостиничное дело и зарубежное регионоведение, что в целом отражает конкурсную ситуацию, ежегодно складывающуюся в период проведения приемных компаний в МГЛУ (см. табл. 10).
Таблица 10
Характер выбора потенциальными абитуриентами конкретных специальностей (направлений подготовки) в ходе проведения дней открытых дверей в МГЛУ
Специальность (направление подготовки) Кол-во (чел.)
2013 2014 2015
Перевод и переводоведение 231 271 408
Лингвистика 84 199 202
Международные отношения 85 94 107
Реклама и связи с общественностью 92 67 102
Лингвистическое обеспечение военной деятельности (спец.) 94
Гостиничное дело 42 49 58
Юриспруденция 35 44 58
Теоретическая и прикладная лингвистика - - 57
Зарубежное регионоведение 37 47 52
Экономика 28 49 47
Социология 33 50 36
Журналистика 35 12 28
Культурология 30 39 27
Международный менеджмент 11 50 26
Политология 21 27 21
Информационная безопасность 6 17 16
Правовое обеспечение национальной безопасности 5 6 16
Психология 24 9 11
Другое 17 11 6
Психолого-педагогическое образование 2 9 5
Библиотечно-информационная деятельность 2 2 4
Теология 9 4 3
Документоведение и архивоведение 1 2 3
Примечание: в разделе «другое» специальность (направление подготовки) респондентами либо не конкретизировалась, либо называлась группа специальностей (лингвистические, гуманитарные, экономические и т. п.).
Итак, при подведении итогов ежегодного мониторинга нами были определены тенденции в формировании аудитории типичных абитуриентов МГЛУ и их поведении.
1. Социально-демографический состав потенциальных абитуриентов отражает характерные особенности студентов обучающихся в МГЛУ (преимущественно девушки из Москвы и Московской области, окончившие обычные общеобразовательные школы и частично - общеобразовательные учреждения с лингвистическим уклоном).
2. Значительная часть посетителей - потенциальных абитуриентов подходит к выбору вуза основательно и заблаговременно, знакомясь с условиями приема и обучения в нескольких профильных вузах параллельно, и часто - за 2-3 года до поступления. Сравнивая организацию дней открытых дверей с другими вузами, такие абитуриенты отдают предпочтение в позитивных оценках МГЛУ.
3. В процессе профессионального самоопределения важную роль играет ближайшее окружение потенциальных абитуриентов.
Близкие родственники, друзья и знакомые не только совместно с будущим абитуриентом посещают дни открытых дверей, но и оказывают ключевое влияние на его выбор вуза и специальности.
4. Желание поступать именно в МГЛУ у большинства опрошенных сформировалось по рекомендации и советам не только родственников, знакомых, но и учителей, студентов и выпускников МГЛУ, т. е. основным проводником продвижения бренда МГЛУ выступают люди, каким-либо образом связанные с университетом и позитивно оценивающие его деятельность.
5. Главным источником получения информации о МГЛУ для большинства будущих абитуриентов выступает Интернет (официальный сайт университета и другие ресурсы Сети), в связи с чем представляется целесообразным дальнейшая работа по оптимизации его функциональной структуры повышению информационной насыщенности.
6. Подавляющее большинство посетителей демонстрировали удовлетворение, как организацией дней открытых дверей, так и их информационной насыщенностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 512 с.
2. Мордовская А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. - М. : Академия, 2000. - 176 с.
3. Станевич А. Ю. Политические настроения студентов вузов Москвы: социологический анализ // Актуальные проблемы внешней и внутренней политики Российской Федерации. - М. : МГЛУ, 2014. - С. 183-192. -(Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 2 (688). Сер. Исторические науки. Политические науки).
4. Ткаченко В. В. Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы // Молодой ученый. -2012. - № 12. - С. 429-432.