УДК 316.628
В. Л. Примаков, И. А. Гаврилова
Примаков В. Л., доктор социологических наук; профессор кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-mail: [email protected]
Гаврилова И. А., магистрант кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ-СОЦИОЛОГОВ МГЛУ
В статье рассматриваются основные особенности и динамика профессиональной мотивации студентов-социологов МГЛУ, а также сравнивается уровень мотивации социологов-бакалавров и социологов-специалистов. На основе анализа эмпирических данных, полученных в ходе ежегодного мониторинга, проводимого кафедрой социологии ИМО и СПН МГЛУ, выявляются и обосновываются тенденции развития учебной и профессиональной мотивации студентов, а также направленность основных мотивов выбора профессии. Анализируются возможные факторы, влияющие на профессиональную мотивацию. Выделяются типы студентов-социологов в зависимости от выраженности их профессиональной мотивации. Автор демонстрирует актуальность изучения данных тенденций в условиях современного рынка труда.
Ключевые слова: профессиональная мотивация; учебная мотивация; уровень, динамика и особенности профессиональной мотивации студентов; внутренние и внешние мотивы; направленность мотивации; мотива-ционное ядро.
Primakov V. L.
Doctor of Sociology, (Dr.habil.), Professor, Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]
Gavrilova I. A.
Master's Program Student, Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]
PROFESSIONAL MOTIVATION OF SOCIOLOGY STUDENTS OF MSLU
The article gives an overview of the main features and dynamics of professional motivation of the sociology students of MSLU and also a comparison of the level of motivation of bachelors and specialists. The analysis
of the empirical data of the annual monitoring, which is carried out by the department of sociology, resulted in revealing the tendencies of development of educational and professional motivation of students and also the orientation of the main motives of the choice of profession. The possible factors influencing professional motivation are analyzed. Types of students sociologists depending on expressiveness of their professional motivation are allocated. The author shows relevance of studying of these tendencies in the conditions of modern labor market.
Key words, professional motivation; educational motivation; level, dynamics and features of professional motivation of students; internal and external motives; orientation of motivation; motivational core.
Изменения в профессиональной структуре общества, а также усовершенствование подготовки будущих специалистов, - сложные, многоуровневые процессы, обусловленные множеством факторов, среди которых существенным является мотивация студентов [Бакшаева, Вербицкий 2006]. Особый интерес представляет профессиональная мотивация студентов, выбравших направление подготовки «Социология», курс которой был введен в вузы в качестве обязательной общеобразовательной дисциплины только около 20 лет назад.
Повышенный интерес к данному направлению также обусловливает высокая успеваемость в учебной деятельности и как следствие - высокий уровень развития профессиональной мотивации. На успеваемость оказывают влияние и природные способности студента, недостаток которых может компенсироваться развитием мотивационной сферы, а именно профессионального самоопределения (интерес к выбранной профессии, осознание ее значимости для себя) [Образцов, Журавлева 2015].
На основе теоретической интерпретации основных понятий социологического исследования было выявлено авторское понимание изучаемого явления [Осипов, Москвичев 2008]. Так, профессиональная мотивация студентов-социологов - это совокупность мотивов, побуждающих к приобретению знаний, профессиональных навыков и умений в процессе учебной и научной деятельности, а также характеризующих намерение студентов по окончании вуза заниматься самоопределением и саморазвитием в социально-гуманитарной сфере.
Основная цель нашего исследования заключалась в изучении уровня, динамики и особенностей профессиональной мотивации
студентов-социологов МГЛУ. Для достижения данной цели необходимо было решить задачи по определению уровня их профессиональной мотивации, рассмотрению ее динамики и выявлению особенностей учебно-профессиональной мотивации студентов, выраженных в проявлении внутренних и внешних мотивов деятельности.
Изучению данных процессов посвящено ежегодное социологическое исследование, проводимое начиная с 2009 г. преподавателями, аспирантами и студентами кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ в форме сплошного анкетного опроса.
При анализе полученных результатов применялся метод сравнения данных, в частности с использованием индекса для равнения групп (для определения уровня социального явления у группы респондентов) [Татарова 1999]. В данном исследовании этот индекс модифицирован в индекс профессиональной мотивации студентов для определения ее уровня.
Прежде чем выявить уровень профессиональной мотивации студентов-социологов МГЛУ, были рассчитаны индексы уровней профессиональной мотивации, которые, в свою очередь, были получены исходя из усредненных индексов уровней мотивации студентов, дифференцирующихся в группы по мотивам:
- профессиональных (которые включают в себя такие мотивы как желание работать по специальности и положительное отношение к выбранной профессии);
- учебных (удовлетворенность учебой в университете и значимость изучения дисциплин социологического профиля);
- морально-психологических (удовлетворенность моральным и психологическим климатом в группе).
Что касается профессиональных мотивов, то здесь мотивация выше у специалистов. Можно предположить, что это связано с разной длительностью обучения: если специалисты, отучившись 5 лет, в большинстве своем нанастроены на трудоустройство, то бакалавры (4 года), наоборот, по большей части - на продолжение образования в магистратуре. Этим же можно объяснить и разный уровень мотивации специалистов и бакалавров по морально-психологической группе мотивов: ориентированы на дальнейшее обучение бакалавры сплоченнее специалистов. Учебные мотивы так же более значимы для бакалавров.
При определении уровней мотивации студентов в 2016 г. был охарактеризован каждый из них по шкале от -1 до +11. Расчет индекса уровней мотивации двух выпусков студентов - бакалавров и специалистов - показал незначительное их различие, при этом уровень мотивации бакалавров (равен 0,61) выше уровня специалистов (равен 0,44). В целом индекс мотивации составляет 0,53, а значит уровень профессиональной мотивации студентов МГЛУ на сегодняшний день достаточно высок.
Необходимым элементом изучения профессиональной мотивации студентов, а также выработки рекомендаций для улучшения подготовки будущих специалистов, является рассмотрение мотивации в динамике, в связи с чем было проведено сравнение уровней профессиональной мотивации студентов с 2009 по 2016 г. (см. рис. 1). Динамика уровня мотивации не всегда носила положительный характер. Значительный спад студенческой замотивированно-сти наблюдался в 2011 и 2012 гг., после чего уровень мотивации постепенно возрастал вплоть до 2016 г. Стоит отметить, что в 2016 г. уровень профессиональной мотивации студентов достиг своего максимального значения по сравнению с предыдущими годами.
Рис. 1. Динамика развития профессиональной мотивации студентов-социологов МГЛУ с 2009 по 2016 гг., 1М2
Динамика развития профессиональной мотивации специалистов и бакалавров имеет разный характер (см. рис. 2). Если
1 Характеристика уровней профессиональной мотивации студентов с интервалами значений индекса в скобках: низкий (-1 - -0,8), достаточно низкий (-0,7 - -0,4), относительно низкий (-0,3 - -0,1), средний (0), относительно высокий (0,1 - 0,3), достаточно высокий (0,4 - 0,7), высокий (0,8 - 1).
2 Индекс мотивации.
у бакалавров после постепенного роста уровня мотивации наблюдается незначительное его уменьшение, то у специалистов совсем иная картина: к середине обучения наблюдается снижение уровня мотивации, а на V курсе резкий всплеск, что опять же можно объяснить преобладанием у них профессиональной группы мотивов, а у бакалавров, наоборот, - учебной. Важно отметить следующее: уровень мотивации бывших бакалавров резко увеличивается в магистратуре, и к ее окончанию она имеет максимальное значение. Можно пронаблюдать тенденцию, схожую с тенденцией развития профессиональной мотивации у студентов-специалистов.
Рис. 2. Динамика уровней мотивации студентов-социологов (специалистов, бакалавров и магистров) МГЛУ, 1М
Для анализа изменений мотивации студентов в процессе обучения потребовалось ее разделение на учебную и профессиональную. Первую характеризуют такие эмпирические показатели, как желание получать образование (по своей или другой специальности, в своем или другом вузе), заниматься научно-исследовательской деятельностью, удовлетворенность своей специальностью; а вторую - желание работать по специальности, получать практические навыки и умения. На основе проведенного сравнения можно заключить, что учебная и профессиональная мотивация расходятся: первая сильнее второй как на первом, так и на последнем курсах (см. рис. 3). Также нами было выявлено резкое ослабление профессиональной мотивации после третьего курса и постепенное
усиление учебной начиная со второго, что можно объяснить желанием большинства студентов-бакалавров продолжить свое образование и поступить в магистратуру.
Учебная мотивация —•— Профессиональная мотивация Рис. 3. Сравнение учебной и профессиональной мотивации студентов-социологов МГЛУ (в %)
Это также подтверждается изменениями учебно-профессиональных мотивов студентов по курсам обучения, динамика которых разнонаправлена (см. рис. 4). Положительную тенденцию можно отметить только у учебных мотивов, таких как продолжение образования и занятие научно-исследовательской деятельностью.
Рис. 4. Показатели мотивации студентов-социологов МГЛУ по курсам (в %)
В ходе проведения исследования и анализа полученных результатов было выявлено, что отличительными чертами профессиональной мотивации студентов-социологов является преобладание внешних или внутренних учебно-профессиональных мотивов. Одной из основных методик диагностики профессиональной и учебной мотивации является методика изучения мотивов учебной деятельности в модификации А. А. Реана и В. А. Якунина, в основе которой лежит концепция о внутренней и внешней мотивации [Реан 1999]. Когда для личности важна деятельность сама по себе, стоит говорить о внутренних мотивах. Если же в основе профессиональной мотивации лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы зарплаты, престижа и т. д.), то принято говорить о внешних мотивах. Данная методика была положена в основу нашего социологического исследования.
Ниже в таблице представлено распределение основных мотивов учебно-профессиональной деятельности бакалавров и специалистов (см. табл. 1). Наиболее значимыми для всех являются внутренние мотивы (возможность реализовать свой потенциал, творческий характер профессии, соответствие способностям). Наименее значим для студентов высокий престиж профессии. Такие мотивы, как возможность получать высокий доход и творческий характер профессии совпадают по степени своей значимости и для бакалавров, и для специалистов.
Таблица 1
Направленность основных мотивов бакалавров и специалистов (в %)
Мотивы Бакалавры Специалисты
I II III IV I II III IV V
курс курс курс курс курс курс курс курс курс
Возможность
реализовать свой потенциал 37,1 50 33,3 50 25 20 33,3 25 44,4
Возможность получать высокий доход 22,9 54,4 40,7 15 21,9 36 40,7 28,6 37
Творческий характер профессии 31,4 40,9 22,2 30 31,3 20 22,2 35,7 44,4
Соответствие способностям 42,9 18,2 10 25 56,3 40 37 50 37
Возможность уехать за границу 22,9 31,8 25,9 15 43,8 40 25,9 21,4 18,5
Мотивы Бакалавры Специалисты
I II III IV I II III IV V
курс курс курс курс курс курс курс курс курс
Возможность прине-
сти пользу людям 25,7 9,1 18,5 25 18,8 24 18,5 32,1 48,1
Возможность занять
высокий пост 17,1 13,6 14,8 20 3,1 20 14,8 21,4 14,8
Высокий престиж 2,9 4,5 7,4 0 15,6 12 7,4 14,3 7,4
Ничего значимого нет 8,6 0 11,1 15 0 8 11,1 7,1 0
На основании полученных данных были выявлены преобладающие мотивы у бакалавров и специалистов и расположены по степени своей значимости. Несмотря на наличие внешних мотивов, таких как возможность уехать за границу и получать высокий доход, внутренние мотивы учебно-профессиональной деятельности преобладают как у специалистов, так и бакалавров, и составляют мотиваци-онное ядро выбора профессии студентами МГЛУ (рис. 5).
Рис. 5. Преобладающие мотивы студентов-социологов (бакалавров и специалистов) МГЛУ
Что касается тех мотивов, которые находятся дальше от центра мотивационного ядра, то они, в основном, внешней направленности. Это такие мотивы, как возможность занять высокий пост и высокий престиж. Также необходимо отметить, что число студентов, для которых ничего значимого в профессии нет, оказалось наименьшим.
Основным эмпирическим признаком профессиональной мотивации студентов является желание работать по специальности, и в ходе исследования выяснилось, что наличие опыта работы отрицательно влияет на это желание. На основании всех выше представленных результатов можно заключить, что на профессиональную мотивацию влияет длительность обучения. Было выявлено, что студенты, обучавшиеся по программе пятилетнего специали-тета, в значительно большей степени тяготеют к профессиональной деятельности, чего нельзя сказать о бакалаврах, проучившихся четыре года: их больше интересует продолжение образования по специальности даже после прохождения практики. Соответственно они придают большую значимость изучению дисциплин социологического профиля, так как хотят углубить свои знания в магистратуре.
Учитывая тот факт, что на уровень профессиональной мотивации студентов-социологов МГЛУ и их ориентацию на будущую профессию влияют личные установки студентов на осуществление учебно-профессиональной деятельности, их жизненные ценности, значимость отдельных компонентов выбранной специальности и планы на будущее, было выделено пять типов студентов-социологов по выраженности их профессиональной мотивации (при этом использовались те же эмпирические признаки профессиональной мотивации студентов, что и при выделении ее уровней):
1) высоко профессионально-мотивированные;
2) профессионально-мотивированные;
3) средне профессионально-мотивированные;
4) низко профессионально-мотивированные;
5) профессионально-немотивированные.
По данным исследования была распределена численность социологов-бакалавров по каждому из типов (см. рис. 6). Первый тип студентов оказался наиболее распространенным по сравнению с другими.
1
■ Высоко професспонально-
мошвированные ■ Профессионально-немотивированные
■ Средне профессионально-
монтированные - Низко профессионально-
монтированные ■ Профессионально-могнвированные
Рис. 6. Распределение социологов-бакалавров МГЛУ по типам профессиональной мотивации (в %)
Итак, в ходе проведения исследования была достигнута основная его цель - изучение уровня, динамики и особенностей профессиональной мотивации студентов-социологов МГЛУ. В результате мы пришли к следующим выводам:
1) уровень профессиональной мотивации бакалавров достаточно высок по сравнению с уровнем мотивации специалистов, который незначительно ниже;
2) особенности учебно-профессиональной мотивации студентов-социологов МГЛУ заключаются в том, что учебная мотивация в отличие от профессиональной увеличивается к последнему курсу обучения;
3) определена основополагающая внутренняя направленность групп мотивов, структурирующих учебно-профессиональную деятельность студентов-социологов МГЛУ (как бакалавров, так и специалистов);
4) уровень профессиональной мотивации достиг своего максимального значения по сравнению с предыдущими годами только в 2016 г. после резкого сокращения в 2011-2012 гг. При сравнении динамики развития мотивации бакалавров и специалистов, было выявлено, что у первых профессиональная мотивация на последнем курсе обучения сокращается, а у вторых, наоборот, -
увеличивается. При этом уровень мотивации бакалавров резко увеличивается в магистратуре.
5) выявлена обратная зависимость между наличием опыта работы по специальности и профессиональной мотивацией студентов, т. е. желанием работать по специальности;
6) выделены 5 типов студентов-социологов МГЛУ по выраженности их мотивации. Самым распространенным типом оказались высоко профессионально-мотивированные студенты.
Необходимо отметить, что полученные результаты могут послужить стимулом для совершенствования учебного процесса и изменения подходов к подготовке будущих специалистов. Данная работа может повысить уровень разработанности темы, тем самым расширив знания о профессиональной мотивации как студентов, так и других возрастных и социальных групп. Эмпирические результаты проведенного исследования послужат базой для дальнейшего исследования профессиональной мотивации студентов МГЛУ в 2017-2018 гг., что позволит провести сравнение студентов разных лет обучения и проследить динамику их профессиональной мотивации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов. М. :
Логос, 2006. 184 с. Образцов И. В., Журавлева В. В. Социально-психологический портрет абитуриента МГЛУ // Актуальные проблемы внешней и внутренней политики Российской Федерации. М. : МГЛУ, 2015. С. 165-176. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 2 (713). Сер. Общественные науки).
Осипов Г. В., Москвичев Л. Н. Социологический словарь. М. : Норма-
Инфра-М, 2008. 608 с. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии: учебник для
вузов. М. : NOTA BENE, 1999. 224 с. Реан А. А. Психология изучения личности: учеб. пособие. СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.