Научная статья на тему 'Влияние различных видов печатных учебных материалов на мотивацию обучающихся и эффективность преподавания аспекта "практикум по профессиональной коммуникации" студентам неязыковых специальностей (на примере студентов, изучающих английский язык на направлениях подготовки "Социология" и "Реклама и связи с общественностью")'

Влияние различных видов печатных учебных материалов на мотивацию обучающихся и эффективность преподавания аспекта "практикум по профессиональной коммуникации" студентам неязыковых специальностей (на примере студентов, изучающих английский язык на направлениях подготовки "Социология" и "Реклама и связи с общественностью") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / МОТИВАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ПРАКТИКУМ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ / LEARNING MATERIALS / STUDY MATERIALS / MOTIVATION / EFFECTIVE LEARNING / STUDENTS OF NON-LINGUISTIC DEPARTMENTS / PROFESSIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валиулина Т.А., Тропкина А.О.

В статье представлены результаты опроса, посвященного влиянию различных видов печатных учебных материалов на заинтересованность и мотивацию студентов при изучении дисциплины «Практикум по профессиональной коммуникации» (направления подготовки «Социология» и «Реклама и связи с общественностью»). Внимание уделяется не только ранжированию таких материалов по популярности у студентов, но и конкретным факторам, которые играют роль в формировании как позитивного, так и негативного отношения обучающихся к тем основным материалам, по которым они изучают иностранный язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валиулина Т.А., Тропкина А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Different types of print materials used in teaching a professionally oriented language to students of non-linguistic departments and their influence on student motivation and learning effectiveness (with reference to the survey conducted among students studying sociology and public relations)

The article examines the results of the survey dedicated to the impact of using different types of print learning materials on the interest and motivation of sociology students and future PR practitioners when teaching them the subject “Practice of professional communication”. In addition to studying the popularity ranking of such materials among students, the authors address the reasons that shape certain attitudes of students towards educational resources used by their teachers.

Текст научной работы на тему «Влияние различных видов печатных учебных материалов на мотивацию обучающихся и эффективность преподавания аспекта "практикум по профессиональной коммуникации" студентам неязыковых специальностей (на примере студентов, изучающих английский язык на направлениях подготовки "Социология" и "Реклама и связи с общественностью")»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.111.1

Т. А. Валиулина, А. О. Тропкина

Валиулина Т. А., старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМО и СПН; e-maiL: tatiana.vaLiuLina@gmaiL.com

Тропкина А. О., старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМО и СПН; e-maiL: awestenfLuss@gmaiL.com

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПЕЧАТНЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА МОТИВАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ АСПЕКТА «ПРАКТИКУМ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ» СТУДЕНТАМ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (на примере студентов, изучающих английский язык на направлениях подготовки «Социология» и «Реклама и связи с общественностью»)

В статье представлены результаты опроса, посвященного влиянию различных видов печатных учебных материалов на заинтересованность и мотивацию студентов при изучении дисциплины «Практикум по профессиональной коммуникации» (направления подготовки «Социология» и «Реклама и связи с общественностью»). Внимание уделяется не только ранжированию таких материалов по популярности у студентов, но и конкретным факторам, которые играют роль в формировании как позитивного, так и негативного отношения обучающихся к тем основным материалам, по которым они изучают иностранный язык.

Ключевые слова: учебные материалы; мотивация; эффективное обучение; студенты неязыковых специальностей; практикум по профессиональной коммуникации.

T. A. Valiulina, A. O. Tropkina

Valiulina T. A, Senior Teacher, Department of Linguistics and ProfessionaL Communication in MediatechnoLogies, Institute of InternationaL ReLations and SociaL and PoLiticaL Sciences, MSLU; e-maiL: tatiana.vaLiuLina@gmaiL.com Tropkina A. O., Senior Teacher, Department of Linguistics and ProfessionaL Communication in MediatechnoLogies, Institute of InternationaL ReLations and SociaL and PoLiticaL Sciences, MSLU; e-maiL: awestenfLuss@gmaiL.com

DIFFERENT TYPES OF PRINT MATERIALS USED IN TEACHING A PROFESSIONALLY ORIENTED LANGUAGE TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC DEPARTMENTS AND THEIR INFLUENCE ON STUDENT MOTIVATION AND LEARNING EFFECTIVENESS (with Reference to the Survey Conducted among Students Studying Sociology and Public Relations)

The articLe examines the resuLts of the survey dedicated to the impact of using different types of print Learning materiaLs on the interest and motivation of socioLogy students and future PR practitioners when teaching them the subject "Practice of professionaL communication". In addition to studying the popuLarity ranking of such materiaLs among students, the authors address the reasons that shape certain attitudes of students towards educationaL resources used by their teachers.

Key words: Learning materiaLs; study materiaLs; motivation; effective Learning; students of non-Linguistic departments; professionaL communication.

Опрос, положенный в основу данной статьи, проводился в электронной форме в ноябре 2016 г. среди студентов-бакалавров и магистров ИМО и СПН МГЛУ, обучающихся по направлениям подготовки «Социология» и «Реклама и связи с общественностью» (уровень B2-C1 по субъективной оценке студентов). Всего в опросе приняли участие 75 человек. Целью исследования являлось выявление влияния качества и содержания печатных учебных материалов на мотивацию и заинтересованность студентов в целом, а также выявления наиболее эффективных и увлекательных учебных материалов по мнению студентов. Изучение потребностей и ожиданий студентов от учебной литературы представляется нам чрезвычайно важным, поскольку подавляющее большинство (98 %) респондентов признались, что недовольство учебными материалами так или иначе снижает их заинтересованность в предмете и, как следствие, мотивацию изучать иностранный язык.

По мнению Н. Д. Гальсковой, «в самом содержании обучения должны быть заложены механизмы, раскрывающие возможность практического использования изучаемого языка как важного средства развития и удовлетворения интересов учащихся, в том числе и неязыковых» [Гальскова 2003]. Следовательно, при преподавании профессионально ориентированного иностранного языка на неязыковых специальностях важно особое внимание уделять как лексической

и грамматической составляющим учебных текстов, так и их новизне, релевантности, полезности для обучающихся, при этом воспринимая последних не только как студентов, изучающих язык, но и как будущих специалистов.

Согласно опросу, практикум по профессиональной коммуникации чаще всего преподается по раздаточным материалам, статьям из прессы и научной литературы (86,7 %), что в целом одобряется студентами, главным образом потому, что в статьях рассматриваются актуальные проблемы (почти 63 % студентов указали на важность данного фактора) и используется профессиональный сленг наряду с научной терминологией (57,3 % сочли это значимым). Стоит отметить, что только 8 % студентов не хотели бы использовать статьи в качестве учебных материалов на занятиях профессионально ориентированным иностранным языком; 46,7 % студентов считают такие материалы интересными, а почти 35 % полагают, что именно изучение статей позволяет им достичь максимального прогресса при освоении иностранного языка. Тем не менее у данного вида материалов есть существенный недостаток, который упомянули 72 % респондентов: отсутствие системности, т.е. лексические единицы и грамматика, изучаемые на основе разных статей, не всегда перекликаются, что не создает оптимальных условий для закрепления знаний, умений и навыков.

Вторым по популярности использования среди преподавателей (данный факт отметили 58,7 % студентов) и первым в рейтинге популярности среди учащихся являются иностранные учебники по профильной дисциплине, предназначенные для студентов бакалавриата и магистратуры зарубежных вузов. Почти 79 % студентов считают занятия по таким учебникам наиболее интересными и почти 71 % бакалавров и магистров полагают, что при использовании данных материалов они достигают максимального прогресса в изучении профессионально ориентированной лексики, что, в свою очередь, является важным фактором при изучении иностранного языка, ведь, как заметила Н. В. Чурилова, «большое значение для формирования мотивации имеет осознание учащимися успешности изучения иностранного языка и ощущения прогресса» [Чурилова 2016, с. 229]. Несмотря на такие недостатки, как высокая сложность аутентичных текстов и отсутствие рабочей тетради с упражнениями (учебник разработан для изучения определенной дисциплины, а не языка), 84 % студентов

ценят в этом виде учебных материалов то, что они написаны носителями языка и специалистами в конкретной области, так как это позволяет расширить словарный запас и выучить самый актуальный профессиональный вокабуляр. Кроме того, помимо работы над лексикой, такие учебники позволяют повторить пройденный материал по специальности, расширить и углубить знания, сравнить теоретические подходы в российских и англоязычных учебниках по специальности. Осознание того, что уровень владения языком позволяет читать учебники, написанные носителями и для носителей, и обсуждать профессиональные темы, является важным мотивирующим фактором почти для половины студентов, ведь часто «в профессионально ориентированном обучении иностранному языку определяющим фактором становится «внешняя социальная необходимость», т. е. интеграция в профессию посредством коммуникации с иностранными коллегами, вхождение в языковое профессиональное сообщество другой страны» [Чурилова 2016, с. 227], поэтому понимание, что эта социальная необходимость больше не является для студентов проблемой, воодушевляет их и мотивирует на достижение дальнейших результатов в изучении языка.

К непопулярным учебным материалам среди студентов неязыковых специальностей можно отнести отечественные учебники. Несмотря на такие очевидные преимущества, как структурированность и наличие послетекстовых упражнений, больше половины респондентов хотели бы реже заниматься по таким материалам или не заниматься вообще. Опрошенные, отмечая, что всё зависит от конкретного учебника, в целом настороженно относятся к подобным материалам, поскольку их составители не являются носителями языка и не всегда, по мнению студентов, учитывают современные языковые тенденции, профессиональный лексикон и его перевод. Кроме того, не все тексты в отечественных учебниках кажутся студентам интересными и актуальными, а это снижает их вовлеченность в обсуждение материала и препятствует развитию навыка говорения.

В отличие от «русских», иностранные учебники для изучения профильной лексики с грамматическими и лексическими упражнениями, рабочей тетрадью и аудиофайлами вызывают интерес и одобрение у 70 % студентов. 57 % респондентов полагают, что подобные материалы позволяют им достичь максимального прогресса в изучении профессионально ориентированной лексики. По мнению опрошенных,

иностранные учебники для изучения профильной лексики заслуживают доверия, поскольку написаны носителями языка, что предполагает более высокое качество подбора специализированных текстов и тематического вокабуляра (84,5 %). Обучающимися высоко ценится системный подход, выражающийся в том, что в каждом юните актуализируется лексический и грамматический материал, однако больше половины опрошенных одним из минусов иностранных учебников считают недостаточное количество упражнений для отработки каждой лексической единицы, в связи с чем у преподавателя появляется необходимость разработки дополнительных дидактических материалов.

В качестве развернутого открытого вопроса респондентам было предложено описать идеальный учебник практикума по профессиональной коммуникации. Большинство студентов хотели бы видеть такие качества, как системность и структурированность, т. е. каждый раздел учебника должен соответствовать теме, выносимой на экзамен, содержать список вокабуляра, обязательного для освоения, текст с данной лексикой, большое количество послетекстовых упражнений на закрепление знаний, умений и навыков. Среди видов деятельности, которые студенты считают наиболее интересными и полезными для усвоения профессионально ориентированной лексики были отмечены (в порядке убывания) фронтальные дискуссии, творческие задания, реферирование русских текстов на иностранном языке; диалоги на профессионально ориентированные темы.

Иностранный язык является не только целью, но и средством обучения, ключевым аспектом профессиональной подготовки, поэтому содержание профессионально ориентированного курса иностранного языка должно соответствовать познавательным и коммуникативным потребностям учащихся и будущих специалистов. Поскольку наиболее положительную реакцию студентов вызывают иностранные учебники по профильной дисциплине, предназначенные для студентов магистратуры и бакалавриата зарубежных вузов, логичным представляется взять такие учебники за основу при изучении профессионально ориентированной лексики и самостоятельно подготовить для каждого из них рабочую тетрадь, что позволило бы преодолеть указанные выше недостатки данного вида учебных материалов. Таким образом студенты будут углублять теоретические познания в профильной дисциплине и развивать лингвистические компетенции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.

Чурилова Н. В. Формирование мотивации при изучении иностранного языка студентов неязыковых специальностей (на примере немецкого языка). -М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2016. - С. 224-237. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 9 (748). Серия Педагогические науки. Режим доступа : http://www.vestnik-mslu.ru/Vest-2016/9_748_internet.pdf).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.