Научная статья на тему 'Мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг выпускников специальности "Экономическая безопасность"'

Мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг выпускников специальности "Экономическая безопасность" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" / SPECIALITY "ECONOMIC SECURITY" / АНКЕТА / QUESTIONNAIRE / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА / SOCIOLOGICAL PORTRAIT OF THE STUDENT / ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗА / PLANNING FOR EMPLOYMENT AFTER GRADUATION / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / INFORMATIONAL AND METHODICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошевой Олег Сергеевич

Актуальность и цели. Специальность «Экономическая безопасность» продолжает оставаться одной из самых востребованных на рынке образовательных услуг в системе высшего образования, несмотря на ограниченность либо полное отсутствие бюджетного финансирования обучения, особенно в региональных вузах. Практический интерес представляет оценка качества представляемых образовательных услуг со стороны выпускников, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность». Данное положение определило цель и задачи исследования. Материалы и методы. В качестве метода исследования выбрано статистическое наблюдение. Форма наблюдения специально организованное. Вид наблюдения единовременное, сплошное. Способ наблюдения анкетный. Обработка результатов опроса производилась в компьютерной среде SPSS. Результаты. Получены ответы студентов по большинству показателей образовательной среды вуза. Сформирован социологический портрет студента-выпускника. Установлены статистически значимые различия в ответах студентов с учетом гендерных особенностей. Выводы. При формировании образовательной среды необходимо учитывать социологический портрет обучаемого, который позволит более объективно формировать методику изложения тех или иных дисциплин с учетом уровня начальной подготовки студентов, места проживания до поступления в вуз, социальной среды семейного окружения и т.п. Кроме того, установленные статистически значимые расхождения в ответах девушек и юношей по большинству поставленных в анкете вопросов требуют учета гендерных особенностей обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошевой Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING QUALITY SATISFACTION IN THE SPHERE OF EDUCATIONAL SERVICES FOR GRADUATES SPECIALIZING IN "ECONOMIC SECURITY"

Background. The subject «Economic security» remains one of the most popular on the market of educational services in the system of higher education, despite the limitation or total lack of budget for training, particularly in regional universities. Quality rating of the educational services for graduates studying the specialist field of "Economic security" is of practical importance. This provision defines the purpose and objectives of the research. Materials and methods. Statistical monitoring was chosen as the method of research. It is fulfilled in the form of specially organized monitoring. Its type is non-recurrent and complete. Method of monitoring is questionnaire. Processing of survey results was fulfilled in SPSS computer environment. Results. Students’ responses on most of indicators of the educational environment of the university have been got. Sociological portrait of a graduate has been formed. Statistically significant differences in the responses of students with regard to gender differences have been found... Background. The subject «Economic security» remains one of the most popular on the market of educational services in the system of higher education, despite the limitation or total lack of budget for training, particularly in regional universities. Quality rating of the educational services for graduates studying the specialist field of "Economic security" is of practical importance. This provision defines the purpose and objectives of the research. Materials and methods. Statistical monitoring was chosen as the method of research. It is fulfilled in the form of specially organized monitoring. Its type is non-recurrent and complete. Method of monitoring is questionnaire. Processing of survey results was fulfilled in SPSS computer environment. Results. Students’ responses on most of indicators of the educational environment of the university have been got. Sociological portrait of a graduate has been formed. Statistically significant differences in the responses of students with regard to gender differences have been found. Conclusions. During the formation of the educational environment it is necessary to consider sociological portrait of the student that will help to form better the methods of teaching various disciplines taking into account the level of primary knowledge of students, their places of residence before entering the university, social environment, family environment etc. In addition, statistically significant differences in the responses of girls and boys for the majority of questions in the questionnaire require consideration gender peculiarities of students. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг выпускников специальности "Экономическая безопасность"»

УДК 37.014.542

МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

О. С. Кошевой

MONITORING QUALITY SATISFACTION IN THE SPHERE OF EDUCATIONAL SERVICES FOR GRADUATES SPECIALIZING IN «ECONOMIC SECURITY»

O. S. Koshevoy

Аннотация. Актуальность и цели. Специальность «Экономическая безопасность» продолжает оставаться одной из самых востребованных на рынке образовательных услуг в системе высшего образования, несмотря на ограниченность либо полное отсутствие бюджетного финансирования обучения, особенно в региональных вузах. Практический интерес представляет оценка качества представляемых образовательных услуг со стороны выпускников, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность». Данное положение определило цель и задачи исследования. Материалы и методы. В качестве метода исследования выбрано статистическое наблюдение. Форма наблюдения - специально организованное. Вид наблюдения -единовременное, сплошное. Способ наблюдения - анкетный. Обработка результатов опроса производилась в компьютерной среде SPSS. Результаты. Получены ответы студентов по большинству показателей образовательной среды вуза. Сформирован социологический портрет студента-выпускника. Установлены статистически значимые различия в ответах студентов с учетом гендерных особенностей. Выводы. При формировании образовательной среды необходимо учитывать социологический портрет обучаемого, который позволит более объективно формировать методику изложения тех или иных дисциплин с учетом уровня начальной подготовки студентов, места проживания до поступления в вуз, социальной среды семейного окружения и т.п. Кроме того, установленные статистически значимые расхождения в ответах девушек и юношей по большинству поставленных в анкете вопросов требуют учета гендерных особенностей обучаемых.

Ключевые слова: специальность «Экономическая безопасность», анкета, социологический портрет студента, планирование трудоустройства после окончания вуза, информационно-методическое обеспечение учебного процесса.

Abstract. Background. The subject «Economic security» remains one of the most popular on the market of educational services in the system of higher education, despite the limitation or total lack of budget for training, particularly in regional universities. Quality rating of the educational services for graduates studying the specialist field of "Economic security" is of practical importance. This provision defines the purpose and objectives of the research. Materials and methods. Statistical monitoring was chosen as the method of research. It is fulfilled in the form of specially organized monitoring. Its type is non-recurrent and complete. Method of monitoring is questionnaire. Processing of survey results was fulfilled in SPSS computer environment. Results. Students' responses on most of indicators of the educational environment of the university have been got. Sociological portrait of a graduate has been formed. Statistically significant differences in the responses of students with regard to gender differences have been found. Conclusions. During the formation of the educational environment it is necessary to consider sociological portrait of the student

that will help to form better the methods of teaching various disciplines taking into account the level of primary knowledge of students, their places of residence before entering the university, social environment, family environment etc. In addition, statistically significant differences in the responses of girls and boys for the majority of questions in the questionnaire require consideration gender peculiarities of students.

Key words: speciality "Economic security", questionnaire, sociological portrait of the student, planning for employment after graduation, informational and methodical support of educational process.

Специальность «Экономическая безопасность» на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из самых востребованных среди абитуриентов российских вузов. Так, по данным Министерства образования и науки Российской Федерации [1], специальность «Экономическая безопасность» возглавляет список ТОП 10 самых востребованных направлений подготовки у абитуриентов. Аналогичная картина наблюдается и в Пензенском регионе при поступлении на данную специальность в Пензенский государственный университет, несмотря на полное отсутствие бюджетных мест на протяжении всего периода организации приема.

Феномен популярности данной специальности у абитуриентов скорее всего вызван тем, что при подготовке специалистов по данной специальности основное внимание уделяется рациональному сочетанию дисциплин экономического и правового блока, что вооружает выпускника знаниями современных основ экономики в рамках правового поля.

В Пензенском государственном университете в 2016 г. осуществляется выпуск первой в Пензенской области группы студентов по специальности «Экономическая безопасность». Отсюда возникает интерес в оценке взглядов самих студентов на учебную среду вуза. Чему научились? Как научились? Что устраивало и что не устраивало в процессе обучения?

Исходя из этого, в Пензенском государственном университете на факультете экономики и управления в октябре-ноябре 2015 г. было проведено социологическое обследование студентов выпускников специальности «Экономическая безопасность».

Цель исследования: выявить отношение студентов-выпускников к организации в университете подготовки специалистов в области экономической безопасности.

Объект исследования: студенты-выпускники специальности «Экономическая безопасность».

Предмет исследования: процессы, протекающие в образовательной среде вуза, формирующей специальность «Экономическая безопасность».

Форма наблюдения: специально организованное наблюдение.

Вид наблюдения: единовременное, сплошное.

Способ наблюдения: анкетный.

При обработке использовалась компьютерная система SPSS.

Существующие анкеты, используемые при проведении социологического обследования образовательной среды вуза [2, 3], на наш взгляд, являются достаточно громоздкими и содержат значительное число показателей, определяемых в рамках системы менеджмента качества вуза, что не позволяет оперативно, с наименьшими временными затратами проводить социологи-

ческое обследование образовательной среды. Поэтому нами была разработана собственная анкета, включающая двадцать вопросов с ответами на номинальных, дихотомических и порядковых шкалах.

В результате анализа и обработки анкет был сформирован социологический портрет студента-выпускника.

Это студенты преимущественно из муниципальных образований Пензенской области, поступившие на специальность по совету родителей (примерно 50 %) и самостоятельно принявшие решение (примерно 50 %), из семей, где родители трудятся в коммерческих и государственных структурах, при достаточно малом проценте родителей, работающих в государственном и муниципальном управлении (ГМУ) (около 10 %), и при отсутствии родителей, проходящих службу в силовых структурах. Гендерный состав исследуемой статистической совокупности одинаков: 50 % юношей и 50 % девушек.

Более 90 % опрошенных студентов-выпускников оценили качество подготовки специалистов как высокое.

Однако на вопрос анкеты «Насколько Ваши ожидания относительно учебы совпали с тем, что Вы получили?» результаты ответов получились иными. Более 60 % опрошенных ответили, что ожидания оправдались в полной мере, и около 40 % студентов отметили, что ожидания скорее оправданы, чем оправданы в полной мере. При ответах на этот вопрос установлены статистические расхождения в ответах юношей и девушек по критерию хи-квадрат (%2). Девушки ответили, что в основном ожидания оправдались, в то время как для юношей они оправдались в полной мере.

На ключевой вопрос анкеты «Думаете ли Вы работать по специальности после окончания вуза?» около 80 % опрошенных студентов-выпускников ответили утвердительно, чуть более 7 % - отрицательно, а остальные пока не приняли решения.

Результаты вопроса «Где Вы территориально думаете устраиваться на работу?», логически связанного с предыдущим, приведены на рис. 1.

70

60

50

40

30

20

10

Москва

0

Рис. 1. Где территориально Вы думаете устраиваться на работу?

Из рис. 1 видно, что выпускники в основной своей массе думают устраиваться на работу в г. Пензе и Пензенской области. При ответах на этот вопрос установлены статистические расхождения в ответах юношей и девушек по критерию хи-квадрат (х2). Если ответы юношей относительно равномерно распределены между Пензой и Пензенской областью, то ответы девушек четко ориентированы на трудоустройство в г. Пензе.

Результаты ответов на вопрос «Где Вы планируете работать после окончания вуза?» представлены на рис. 2. Вопрос предусматривал несколько вариантов ответа.

70

60

и 50 о

Й 40 о

5 зо * 20 10 о

Рис. 2. Где Вы планируете работать после окончания вуза?

Из анализа данных, представленных на рис. 2, видно, что ответы студентов относительно равномерно распределились по шкале ответов: коммерческие структуры, государственные структуры и МВД в сумме с другими силовыми структурами. При ответах на данный вопрос также установлено статистически значимое различие между юношами и девушками. Так, основная масса девушек планирует работать в государственных структурах.

Результаты ответов на вопрос «На чью помощь Вы рассчитываете при трудоустройстве?» представлены на рис. 3.

Из рис. 3 видно, что в основном студенты при трудоустройстве рассчитывают на собственные силы и помощь родителей. При этом некоторая часть студентов рассчитывает на помощь кафедры. На помощь университета студенты практически не рассчитывают. При ответах на данный вопрос установлено статистически значимое различие между юношами и девушками. Так, основная масса девушек рассчитывает на помощь родителей при трудоустройстве. Вопрос предусматривал несколько вариантов ответа.

Следующая группа вопросов касалась непосредственного анализа студентов образовательной среды факультета.

На рис. 4 представлены результаты ответов студентов по вопросу недостатков в качестве организационно-, информационно-методического обеспечения учебного процесса.

со

ш о

^ ш ^ X

1- X

X X

с! ш

о со

о. 13

с!

о

о.

го .0

ш т > 1-ш 1-

X ш

и ¡^ го

ш

со

X

X

>

Рис. 3. На чью помощь Вы рассчитываете при трудоустройстве?

Рис. 4. Недостатки в качестве организационно-, информационно-методического обеспечения учебного процесса

Из рис. 4 видно, что существенных недостатков организационно-, информационно-методического обеспечения учебного процесса студенты не отмечают. Такие критерии, как удобство расписания и комфорт учебных аудиторий, прямого отношения к факультету экономики и управления не имеют, поскольку относятся к компетенции университета.

Для детализации и уточнения позиции студентов по данному вопросу анкетой был предусмотрен ряд дополнительных вопросов.

Результаты ответов студентов по выявлению дисциплин, вызвавших наибольшие трудности в изучении, представлены на рис. 5.

ш ОС X -—. го

.0 с а:

X ¡^ ь 1-

о ^ го

го 1-X X и о ОС |_ си 1—

го о ^ о го

>

|_

ш ^

В о

ю и

I-

ш о

X

о ^

т

о

X

о

X

о

Рис. 5. Дисциплины, вызвавшие наибольшие трудности в изучении

Из рис. 5 видно, что в ответах наблюдается явное несоответствие в качестве и методике изложения учебных вопросов по ряду дисциплин. На наш взгляд, такие дисциплины, как математика, статистика и особенно эконометрика, при правильной и понятной методике изложений должны быть относительно равномерно распределены по шкале ответов. Блок общегуманитарных дисциплин по определению не может быть по трудности изучения соизмерим с математикой, статистикой и эконометрикой.

Учитывая, что специалисты в области экономической безопасности должны обладать серьезными теоретическими и особенно практическими навыками, учебный план специальности должен рационально сочетать теоретические вопросы с практикой, при ведущей роли последней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается вопроса «Представлялась ли Вам возможность в достаточном объеме получить теоретические знания для предстоящей деятельности по выбранной специальности?», то около 85 % респондентов утвердительно ответили на него.

Ответы на вопрос «Представлялась ли Вам возможность в достаточном объеме получить практические навыки для предстоящей деятельности по выбранной специальности?» распределились несколько иначе. Так, утвердительно ответили на данный вопрос чуть более 60 % студентов, и около 40 % ответили, что возможности предоставлялись частично. При этом установлено статистически значимое различие в ответах юношей и девушек. Девушки в основной своей массе отметили, что возможность получить достаточные практические навыки предоставлялась лишь частично.

На следующий логически связанный с предыдущим вопрос «На Ваш взгляд, достаточно ли практических занятий запланировано в программе обучения?» около 85 % обучаемых ответили, что достаточно, и 15 % -не в полной мере достаточно. При этом опять же установлено статистически значимое различие в ответах юношей и девушек. Так, девушки ответили более критично, чем юноши.

Учитывая, что практические навыки формируются не только в ходе аудиторных занятий, но и в процессе практик, студентам был задан вопрос «Что Вас не устраивает в организации системы практик?», на который более 90 % студентов ответили, что все устраивает.

Пожелания студентов по организации мест практик представлены на рис. 6.

В отличие от существующей на факультете организации мест практик целесообразно увеличить представительство государственных структур в качестве базы практик.

> ш м ф .0

s ^ и о. .Q .

1_ >• 1- X X ш СП • 1-

15 X ш т >• •

ü . .

го |_ ш % 1- и и . Ь

О % го

о et

• и 0 1_

со

ш -Ü СП

о

и

си >

Рис. 6. Пожелания по организации мест практик Заключение

Таким образом, при формировании образовательной среды необходимо учитывать социологический портрет обучаемого, который позволит более объективно формировать методику изложения тех или иных дисциплин с учетом уровня начальной подготовки студентов, места проживания до поступления в вуз, социальной среды, семейного окружения и т.п. Кроме того, установленные статистически значимые расхождения в ответах девушек и юношей по большинству поставленных в анкете вопросов требуют учета ген-дерных особенностей обучаемых.

Список литературы

1. Топ-10 самых востребованных специальностей у абитуриентов. - URL: http://4ege.ru/vybor/4189-top-10-samyh-vostrebovannyh-specialnostey-u-abiturientov.html (дата обращения: 03.01.2016).

2. Социологическое исследование «Преподаватель глазами студента» // Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Центр менеджмента качества. - М., 2014.

3. Маслов, Д. Оценка качества образовательных процессов ИГЭУ / Д. Маслов, Ю. Волыгина, Ю. Крупнова. - Иваново, 2006.

Кошевой Олег Сергеевич доктор технических наук, профессор, кафедра экономики и финансов, Пензенский государственный университет E-mail: olaa1@yandex.ru

Koshevoy Oleg Sergeevich

doctor of technical sciences, professor,

sub-department of economics

and finance,

Penza State University

УДК 37.014.542 Кошевой, О. С.

Мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг выпускников специальности «Экономическая безопасность» / О. С. Кошевой // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. - № 1 (17). -

C. 69-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.