УДК 37.013.78
МОТИВЫ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
О. С. Кошевой, В. С. Данилина, А. Е. Палагина
MOTIVES FOR CHOOSING A SPECIALTY «STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT»
O. S. Koshevoy, V. S. Danilina, A. E. Palagina
Аннотация. Представлены результаты социологического исследования мотивов поступления в вуз на специальность «Государственное и муниципальное управление». Выполнен статистический анализ различий в ответах студентов первого и третьего курсов. Установлен приоритет личных качеств специалиста в области государственного и муниципального управления.
Ключевые слова: абитуриент, специальность, профессия, государственное и муниципальное управление, обстоятельства поступления в вуз, личностные мотивы выбора специальности.
Abstract. The results of sociological research motives enter university on a specialty state and municipal management. A statistical analysis of the differences in the responses of students first and third courses. Set the priority of personal qualities of the expert in the field state and municipal government.
Key words: entrant, specialty, profession, state and municipal management, circumstances go to college, choosing a specialty personal motives.
Каждый год, по окончании приемной компании, многие вузы страны, подводя итоги, отмечают специальности и направления, которые возглавили списки популярности в текущем году, и те, которые оказались невостребованными.
В целом по Российской Федерации самыми популярными специальностями среди абитуриентов в 2013 г. стали «Экономическая безопасность», «Управление персоналом», «Торговое дело», «Государственное и муниципальное управление», «Медицинская биохимия», «Менеджмент», «Товароведение», «Реклама и PR», «Международные отношения» и «Экономика» [1].
В региональном разрезе ситуация сложилась следующим образом.
По данным пресс-службы Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), по итогам приемной кампании третье место среди предпочтений абитуриентов СПбГУ отдано специальности «Государственное и муниципальное управление» с 63,72 заявлениями на место [2].
В Амурском государственном университете специальность «Государственное и муниципальное управление» заняла второе место по популярности с конкурсом 22 человека на место [3].
По данным приемной комиссии, при поступлении в Пензенский государственный университет в 2013 г. на специальность «Государственное и муниципальное управление» конкурс составил 4,5 абитуриента на одно бюджетное место.
Следовательно, специальность «Государственное и муниципальное управление» продолжает оставаться одной из самых востребованных среди абитуриентов. Подобная ситуация позволяет сформировать цель настоящего исследования: выяснить начальную мотивацию абитуриентов выбора специальности, связанной с государственной и муниципальной службой.
Начальная мотивация оказывает существенное влияние на весь процесс дальнейшего профессионального становления. Она задает определенные профессионально-ценностные ориентиры, обусловливает специфическое отношение молодого человека к процессу освоения специальности.
Привлекательность профессии, осознанное желание абитуриента посвятить себя любимому делу способствуют более успешному и продуктивному обучению в вузе, помогают выработке профессионально значимых качеств. Это адекватная мотивация, которая придает всем аспектам профессиональной подготовки глубокий личностный смысл.
Поверхностная мотивация (связанная со стремлением следовать чужим советам, с прагматическими или сугубо престижными соображениями) может быть весьма сильной, но она не обеспечивает подлинного врастания личности в выбранную профессию.
В Пензенском государственном университете в 2013 г. было проведено социологическое исследование среди студентов первого и третьего курсов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». Выбор третьего курса для данного исследования был обусловлен тем, что именно на третьем году обучения происходит переосмысление выбора жизненного пути, связанного с выбранной специальностью.
Студенты принимали самое активное участие в формировании вопросов и ответов анкеты. Кроме того, вопросы и ответы отражали общие положения документа [4].
Результаты ответов на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту специальность?» представлены на рис. 1.
□ 1-курс ИЭ-курс
50,0 45,0 40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
по собст.желан. по совету родит. по с0вету дру3ей госслужба соотв.
личным наклон.
Рис. 1. Обстоятельства поступления в вуз
Из рис. 1 видно, что основными мотивами поступления на выбранную специальность являлись собственное желание и совет родителей. Кроме того, у студентов первого курса значительное число ответов касалось мотива, связанного с соответствием государственной службы личным наклонностям.
Около 90 % опрошенных обоих курсов видят себя в будущем в выбранной специальности. Свыше 80 % студентов знают требования, которые предъявляются к государственному и муниципальному служащему.
Результаты ответов на вопрос «Выбирая специальность, на что Вы ориентировались в первую очередь?» представлены на рис. 2, откуда видно, что основным мотивом выбора специальности являлся мотив, связанный с престижностью профессии. При этом у студентов третьего курса этот мотив выражен в большей степени, чем у студентов первого курса.
Дальнейший опрос показал, что около 50 % опрошенных имели твердое убеждение в правильности выбора специальности. Более 70 % опрошенных студентов ответили, что их личные черты характера соответствуют требованиям выбранной профессии. Подавляющее число опрошенных в будущем хотели бы работать в сфере государственного и муниципального управления. При этом практически 100 % студентов считают, что выбранная специальность является востребованной в современных условиях.
.о
£ 60,0
I 50,0
£ 40,0
<5 30,0
¡2 20,0
§ 10,0
* 0,0 о £
Рис. 2. Личностные мотивы выбора специальности
Большинство опрошенных считают, что в государственной и муниципальной службе пол не имеет значения. Однако в ответах на этот вопрос было установлено статистически значимое различие по критерию хи-квадрат (%2) между студентами первого и третьего курсов. Студенты третьего курса считают, что выбранная специальность больше соответствует мужчинам, чем женщинам. Около 100 % опрошенных считают, что менеджер государственного и муниципального управления должен быть прежде всего широким специалистом.
На рис. 3 представлены результаты ответов студентов по приоритету личных качеств, которыми должен обладать специалист в области государственного и муниципального управления.
Из данных, представленных на рис. 3, видно, что результаты ранжирования качеств у студентов первого и третьего курсов практически одинаковы. При этом преобладают имиджевые, общечеловеческие и общепрофессиональные качества, и наоборот, меркантильные качества проявляются в гораздо меньшей степени.
X
X
ф
3
о
Q. С
О га с. о s
X I-
о
30 -, 25 20 15 10 5
Рис. 3. Приоритет личных качеств специалиста в области государственного и муниципального управления
0
В целом выполненные исследования показали, что абитуриенты осознанно выбирают специальность «Государственное и муниципальное управление», руководствуясь при этом престижностью будущей профессии и соответствием ее личным наклонностям. При этом установленные в работе различия практически по всему спектру вопросов являются статистически незначимыми для первого и третьего курсов обучения, что свидетельствует об устойчивости полученных выводов и неизменности социально значимых качеств студентов.
Список литературы
1. Газета. ru. - URL: http://www.gazeta.ru/social/2013/08/22/5601921.shtml (дата обращения: 18.02.2014).
2. Абитуриенты СПбГУ выбирают управленческие специальности // РИА Новости. -URL: http://ria.rU/spb/20130726/952311289.html#ixzz2w7XTaSK l (дата обращения: 25.02.2014).
3. Амурские абитуриенты выбирают экономику и управление. - URL: http://www.ampravda.ru/2013/07/27/039145.html (дата обращения: 12.03.2014).
4. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих : одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).
Кошевой Олег Сергеевич
доктор технических наук, профессор,
кафедра государственного управления
и социологии региона,
Пензенский государственный университет
Данилина Вероника Станиславовна
студентка,
Пензенский государственный университет
Koshevoy Oleg Sergeevich doctor of technical sciences, professor, sub-department of public administration and sociology of the region, Penza State University
Danilina Veronika Stanislavovna student,
Penza State University
Палагина Алина Евгеньевна Palagina Alina Evgenevna
студентка, student,
Пензенский государственный университет Penza State University E-mail: [email protected]
УДК 37.013.78 Кошевой, О. С.
Мотивы выбора специальности «Государственное и муниципальное управление» / О. С. Кошевой, В. С. Данилина, А. Е. Палагина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 2 (10). - С. 235-239.