Научная статья на тему 'Оценка социально-значимых фактров студентов высшего и среднего профессионального образования в образовательной среде негосударственного вуза'

Оценка социально-значимых фактров студентов высшего и среднего профессионального образования в образовательной среде негосударственного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБУЧАЕМЫЙ / ГЕНДЕРНЫЙ ПРИЗНАК / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STUDENT / GENDER-BASED FACTOR / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошевой О.С.

В работе представлены результаты анализа социально-значимых факторов студентов негосударственного вуза, которые не находят отражения при лицензировании и аккредитации образовательного учреждения, но оказывают существенное влияние на образовательную среду. К этим факторам относятся: тендерный состав обучаемых, социальный статус родителей, место проживания студента при обучении, место проживания студента до поступления в вуз. Исследования выполнены в разрезе высшего и среднего профессионального образования студентов, обучающихся по экономическим и юридическим специальностям. На базе выполненных исследований сформированы рекомендации по организации управляющих воздействий по повышению эффективности обучения в системе менеджмента качества образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошевой О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF SOCIALLY IMPORTANT FACTORS OF STUDENTS OF THE HIGHER AND SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF NON-STATE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In work results of the analysis of socially important factors of students of non-state higher education institution which do not find a reflection during the licensing and accreditation of educational institution are presented, but have significant effect on the educational environment. The factors are following: the tender list of the students, the social status of their parents, the place of residence of the student when getting training, the place of residence of the student before entering a higher education institution. Researches are executed by the higher and secondary professional education of the students studying on economic and legal specialties. Based on the executed researches recommendations about the organization of corrective actions about increase in learning efficiency in a quality management system of the educational environment are created.

Текст научной работы на тему «Оценка социально-значимых фактров студентов высшего и среднего профессионального образования в образовательной среде негосударственного вуза»

УДК 316.455

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ФАКТРОВ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА

Кошевой О. С.

Филиал Частного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте» в г. Пензе, г. Пенза, Российская Федерация

Аннотация. В работе представлены результаты анализа социально-значимых факторов студентов негосударственного вуза, которые не находят отражения при лицензировании и аккредитации образовательного учреждения, но оказывают существенное влияние на образовательную среду. К этим факторам относятся: тендерный состав обучаемых, социальный статус родителей, место проживания студента при обучении, место проживания студента до поступления в вуз. Исследования выполнены в разрезе высшего и среднего профессионального образования студентов, обучающихся по экономическим и юридическим специальностям. На базе выполненных исследований сформированы рекомендации по организации управляющих воздействий по повышению эффективности обучения в системе менеджмента качества образовательной среды.

Ключевые слова. Образовательная среда, обучаемый, гендерный признак, высшее профессиональное образование, среднее профессиональное образование.

При формировании образовательной среды вуза приходится учитывать значительное количество индикаторов, которые отражаются в основных образовательных программах (ОПОП) и реализация которых оценивается при проведении аккредитации и лицензирования образовательной среды вуза. Однако в рамках стандарта и (ОПОП) практически не прописаны характеристики субъекта обучения, а именно самого студента. Нет ответов, на такие вопросы как:

- тендерный состав обучаемых;

- социальный статус родителей;

- место проживания студента;

- место проживания студента до поступления в вуз.

Как показывают многочисленные исследования, данные показатели оказывают существенное влияние на эффективность подготовки обучаемого и, кроме того, должны учитываться при

формировании управляющих воздействий в системе менеджмента качества обучения.

Цель настоящего исследования состояла в формировании направлений адаптации процесса обучения студентов высшего профессионального образования (ВПО) и среднего профессионального образования (СПО) в рамках единой образовательной среды филиала негосударственного вуза. Технология организации и проведения социологического исследования подробно изложена в работе [1, 2].

Объект исследования студенты 1,2, 3 курсов, обучающиеся по направлениям экономики и юриспруденции ВПО и СПО ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте».

Метод сбора первичной информации - анкетный опрос с использованием электронной анкеты «Жизнь студенческая», разработанной академией информационных технологий (Санкт-

Петербург). Способ заполнения анкеты - индивидуальная форма ответов студента на вопросы анкеты в электронном формате в компьютерных классах.

Место проведения - ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте» филиал в г. Пензе.

Тип выборки - квотная.

До настоящего времени, вся система построения образовательного процесса строилась без учета гендерных особенностей обучаемых. Однако практика организации учебного процесса свидетельствует о том, что к обучению студента необходимо подходить дифференцированно не только с позиции его интеллекта и социального статуса, но и половой принадлежности [3].

Обучение с учетом гендерных особенностей студентов требует отбора такого содержания учебного материала и применение таких методов и форм обучения, которые соответствовали бы разному типу восприятия учебной информации девушками и юношами, спецификой их потребностей и интересов.

При этом при формировании мотивационных установок на изучение дисциплины следует использовать:

- эмоциональные педагогические ситуации, предполагающие включение эмоционально-образного мышления у девушек и ассоциативно-логического у юношей;

- интеллектуальные педагогические ситуации с учетом будущей профессии - «для чего и как изучать». При этом, учитывая, что девушки предпочитают в своем мышлении выделять детали, материал им необходимо подавать методом анализа, а юношам - наоборот: они предпочитают «дробить» целое на детали;

- регулятивные педагогические ситуации, основанные для юношей на принципе соревновательности, а для девушек - умении работать в команде.

При организации учебно-методического обеспечения занятий необходимо [4] создавать гендерно сбалансированные учебные планы посредством введения новых знаний о женщинах в традиционные дисциплины (история, философия, социология, психология и др.);

в каждой дисциплине рекомендовать литературу, содержащую гендерную составляющую науки;

неукоснительно пропагандировать равные возможности в образовании для женщин и мужчин в течение всей жизни.

В результате выполненных исследований установлено, что для студентов обучающихся по направлению экономика на факультете ВПО и СПО ситуация по половому признаку примерно одинакова. На одного парня приходится две девушки. Исходя из этого, учебные планы проведения занятий с экономистами должны быть, ориентированы на девушек. В тоже время для студентов, обучающихся по направлению юриспруденция, наблюдается примерное равенство девушек и юношей как на факультете СПО, та и на факультете ВПО. В данном случае корректировка учебных планов не требуется, однако при непосредственном проведении занятий необходимо использовать рекомендации, изложенные выше.

Профессиональный статус родителей студентов также имеет важное значение, поскольку семья наряду с образовательной средой образовательного учреждения, оказывает влияние на формирование профессионально-значимых качеств будущего специалиста. Материальное благополучие семьи играет не последнюю роль в общей системе обучения и воспитания молодых людей. Реализация материальных ресурсов семьи может происходить различными способами. С одной стороны это инвестиций в дополнительное образование детей (дополнительные занятия, репетиторство и т. п.), либо возможность выбирать наиболее эффективные образовательные учреждения.

По результатам выполненных исследований можно сделать вывод о том, что социальный статус родителей экономистов ВПО выше, чем социальный статус родителей экономистов СПО и, наоборот, для студентов юристов наблюдается прямо противоположная картина. Учитывая установленные различия в социальном статусе родителей студентов ВПО и СПО, при организации образовательной среды для экономистов, следует больше внимания уделять процессу мотивации изучения учебного материала для студентов факультета СПО. И, наоборот, для студентов юристов необходимо больше мотивировать студентов ВПО.

Учитывая разнообразие компонентов социальной среды и их составляющих, можно утвер-

ждать, что процесс адаптации обучаемых является многогранным и многоаспектным.Так, например, первокурсник, проживающий до поступления в вуз в малом городе либо селе, должен адаптироваться и к образу жизни в крупном городе.

Абитуриент, закончивший обучение в крупном городе знаком со многими вузовскими формы организации учебного процесса, в результате чего его адаптация к вузовской образовательной среде протекает более легко. Для выпускников учреждений начального или среднего профессионального образования по профилю вуза, адаптация к будущей профессии, специальности начинается до поступления в институт и потому, как правило, идет безболезненнее и быстрее.

В результате выполненных исследований установлено, что около 95% студентов экономистов факультета ВПО до поступления в вуз проживали в городе. Около 82% студентов экономистов факультета СПО также поступили на учебу их города.

Для студентов юристов как для ВПО, так и СПО городских жителей до поступления на учебу гораздо меньше. Исходя из установленного различия, при организации образовательной среды следует больше внимания уделять процессу адаптации в новой социальной среде студентам юристам, как для факультета ВПО, так и для факультета СПО.

Следующий момент, касающийся адаптации первокурсников к учебному процессу, к новым формам культурно - досуговой деятельности, к особенностям студенческой жизни (особенно -для проживающих в общежитии или на частной квартире), к новому коллективу (группы, специальности, факультета, института) будет идти разными темпами и завершаться неодновременно

[5].

В результате исследований установлено, жилищные условия для студентов юристов факультета СПО, с точки зрения комфортности, значительно лучше, так как боле 70% студентов проживают с родителями. Однако, с точки зрения адаптации к образовательной среде, более адаптированными являются студенты юристы факультета ВПО, так как около 60% проживают отдельно от родителей, что позволяет им больше времени общаться между собой и следовательно процесс адаптации для них протекает гораздо быстрее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кошевой О. С. Мониторинг образовательной среды негосударственного вуза как средство повышения качества образовательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2012. - №3 (Март). - С. 11-15. - URL: http://e-koncept.ru/2012/1219.htm. (дата обращения 7.12.2016).

2. Кошевой О.С., Карпова М.К. Образовательная среда вуза глазами студента: социологический анализ. Статья в электронном научном журнале «Известия иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011 г., № 6. Информация по сайту: http://eizvestia.isea.ru/(дата обращения 7.12.2016)

3. С.Л.Рыков. Учет гендерных особенностей студентов при организации учебно- образовательного процесса в вузе. URL: http://www.muh.ru/teaching/teaching_pps.php (дата обращения 7.12.2016).

4. М.В. Аристова. Гендерный фактор и его учет в руководстве самообразовательной деятельностью студентов. URL: http://www.muh.ru/teaching/teaching_pps.php (дата обращения 7.12.2016).

5. Социально- психологические аспекты адаптации первокурсников. pstu.ru/files/file/UVR/aspekty.doc (дата обращения 7.12.2016).

ASSESSMENT OF SOCIALLY IMPORTANT FACTORS OF STUDENTS OF THE HIGHER AND SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF NON-STATE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Koshevoy O.S.

Branch of Private educational institution of the higher education "Moscow Witte University" in Penza, Penza, Russian Federation

Annotation. In work results of the analysis of socially important factors of students of non-state higher education institution which do not find a reflection during the licensing and accreditation of educational institution are presented, but have significant effect on the educational environment. The factors are following: the tender list of the students, the social status of their parents, the place of residence of the student when getting training, the place of residence of the student before entering a higher education institution. Researches are executed by the higher and secondary professional education of the students studying on economic and legal specialties. Based on the executed researches recommendations about the organization of corrective actions about increase in learning efficiency in a quality management system of the educational environment are created.

Key Words: educational environment, student, gender-based factor, higher professional education, secondary professional education

REFERENCES

1. Koshevoy O. S. Monitoring of the educational environment of non-state higher education institution as means of improvement of quality of educational pro-cess//Scientific and methodical online magazine "Kontsept". - 2012. - No. 3 (March). - Pages 11-15. -URL: http://e-koncept.ru/2012/1219.html. (date of the address 12/7/2016).

2. Koshevoy O. S., Karpova. Educational environment of higher education institution from student's point of view: sociological analysis. Article of the online scientific magazine "News of Irkutsk state economic academy (Baikal state university of economy and the right). 2011,

No. 6. information about the website: http://eizves-tia.isea.ru/ (date of the address 7/12/2016)

3. Rykov S. L. The accounting of gender features of students at the organization of educational process in higher education institution URL: http://www.muh.ru/teaching/teaching_pps.php (date of the address 12/7/2016).

4. Aristova M. V. A gender factor and its accounting in a management of self-educational activities of students. URL: http://www.muh.ru/teaching/teaching_pps.php (date of the address 7.12.2016).

5. Social psychological aspects of adaptation of first-year students. pstu.ru/files/file/UVR/aspekty.doc (date of the address 12/7/2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.