Научная статья на тему 'Анализ профессиональной мотивации студентов и выпускников учреждений высшего образования (на примере Вологодской области)'

Анализ профессиональной мотивации студентов и выпускников учреждений высшего образования (на примере Вологодской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / СТУДЕНТЫ / ВЫПУСКНИКИ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ СИЛЫ / ВЫБОРОЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ECONOMICS OF EDUCATION / MOTIVATION / JOB PLACEMENT / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL CHOICE / STUDENTS / GRADUATES / YOUTH / VOCATIONAL QUALIFICATION STRUCTURE OF LABOUR FORCE / SAMPLE SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольховик Александра Олеговна

Данная работа посвящена анализу профессиональной мотивации студентов и выпускников вузов на примере Вологодской области одного из типичных регионов РФ. Научная новизна исследования заключается в выявлении и анализе субъективных факторов, обуславливающих выбор студентами и выпускниками вузов специальности и места работы. Особую ценность представляют данные, полученные в результате проведенного автором социологического исследования. В частности, основными критериями выбора специальности являются ее престиж и репутация образовательного учреждения. Содержательные критерии, такие как сущность будущей работы и образовательного процесса, находятся на четвертом и шестом месте в рейтинге, соответственно. При этом доля студентов и выпускников, считающих данные критерии неважными близка к доле тех, кто считает их значимыми. Выделенные в результате исследования закономерности позволяют конкретизировать комплекс задач по согласованию высшего образования с потребностями экономики. Материалы работы могут использоваться в деятельности вузов и предприятий Вологодской области и других регионов РФ, а также в деятельности региональных и федеральных органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольховик Александра Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of professional motivation of students and graduates of higher educational institutions (in case of Vologda region)

The paper deals with the analysis of professional motivation of students and graduates of higher educational institutions in case of Vologda Region, which is a one of the typical Russian regions. The scientific novelty of research consists of identifying and analysis of the subjective factors that determine the professional choice of the university students and graduates. The data obtained as a result of the author’s sociological research is of interest. For example the main criteria determining the students’ choice of educational program are prestige of this program and reputation of the educational institution. Such criteria as the content of job and the process of education are holding the fourth and sixth place in the ranking, respectively. The share of students and graduates who consider these criteria unimportant is rather close to the share of those who consider them significant. The tendencies highlighted by the study provide further specification of concrete tasks in coordination the higher education and the labour market interaction. The results may be of use to higher educational institutions and companies-employers as well as regional and federal authorities.

Текст научной работы на тему «Анализ профессиональной мотивации студентов и выпускников учреждений высшего образования (на примере Вологодской области)»

news/1457/ / Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1992-2008 гг. (дата обращения 13.05.2015).

7. JohnsonH.G. The university and social welfare: a taxonomic exercise / Ed. K. Lumsden. - Amsterdam, 1974. - P. 25.

8.Мисько О.Н., ШишкинМ.В. Актуальные проблемы историко-экономической науки XXI века // Вестник УРФУ. Серия: Экономика и управление. - 2013. - № 4

List of literature:

1. Electronic resource. - URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/bse/174142 (date accessed 13.05.2015).

2. Qualification Handbook for managers, professionals and employees/Approved by the resolution of the USSR State Committee for labour and social Affairs and the all of 27 March 1986 № 102/6-142 [Electronic resource]. -URL: http://docs.cntd.ru/ document/901985225.

3. ShishkinM.V. Scientific schools in Russian economic

theory of the twentieth century // Bulletin of Saint Petersburg state University. - 1997. - Series 5. - Issue 2.

4. Electronic resource. - URL: http://library.kiwix.org/ wikipedia_m_all/A/html/%D0%9B/%D0%B8/%D1%8 5/%D0%B8/%D0%9B%D0%B8%D1%85%D0%B8% D0%B5_90%D0%B5.html (date accessed 13.05.2015).

5. Electronic resource. - URL: http://www.lib.tpu. ru/ fulltext/c/2013/C23/V1/013.pdf (date accessed 13.05.2015).

6. Electronic resource. - URL: http://mon-ru.livejournal. com/21227.html; http://www.foodmag.ru/news/1457/ / Socio-economic indicators of the Russian Federation in the years 1992-2008 (accessed on 13.05.2015).

7. Johnson H.G. The university and social welfare: a taxonomic exercise / Ed. K. Lumsden. - Amsterdam, 1974. - P. 25.

8. Misko O.N., Shishkin M.V. Actual problems ofhistorical and economic science of the XXI century // Bulletin of the Ural Federal University. Series: Economics and management. - 2013. - № 4.

Ольховик А.О.

аспирант второго курса экономического факультета ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, г. Санкт-Петербург

УДК 33:378

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Данная работа посвящена анализу профессиональной мотивации студентов и выпускников вузов на примере Вологодской области - одного из типичных регионов РФ. Научная новизна исследования заключается в выявлении и анализе субъективных факторов, обуславливающих выбор студентами и выпускниками вузов специальности и места работы. Особую ценность представляют данные, полученные в результате проведенного автором социологического исследования. В частности, основными критериями выбора специальности являются ее престиж и репутация образовательного учреждения. Содержательные критерии, такие как сущность будущей работы и образовательного процесса, находятся на четвертом и шестом месте в рейтинге, соответственно. При этом доля студентов и выпускников, считающих данные критерии неважными близка к доле тех, кто считает их значимыми. Выделенные в результате исследования закономерности позволяют конкретизировать комплекс задач по согласованию высшего образования с потребностями экономики. Материалы работы могут использоваться в деятельности вузов и предприятий Вологодской области и других регионов РФ, а также в деятельности региональных и федеральных органов власти.

Ключевые слова: экономика образования, мотивация, трудоустройство, высшее образование, профессиональный выбор, студенты, выпускники, молодежь, профессионально-квалификационная структура рабочей силы, выборочное исследование.

THE ANALYSIS OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS AND GRADUATES OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

(IN CASE OF VOLOGDA REGION)

The paper deals with the analysis of professional motivation of students and graduates of higher educational institutions in case of Vologda Region, which is a one of the typical Russian regions. The scientific novelty of research consists of identifying and analysis of the subjective factors that determine the professional choice of the university students and graduates. The data obtained as a result of the author's sociological research is of interest. For example the main criteria determining the students' choice of educational program are prestige of this program and reputation of the educational institution. Such criteria as the content of job and the process of education are holding the fourth and sixth place in the ranking, respectively. The share of students and graduates who consider these criteria unimportant is rather close to the share of those who consider them significant. The tendencies highlighted by the study provide further specification of concrete tasks in coordination the higher education and the labour market interaction. The results may be of use to higher educational institutions and companies-employers as well as regional and federal authorities.

Key words: economics of education, motivation, job placement, higher education, professional choice, students, graduates, youth, vocational qualification structure of labour force, sample survey.

К числу ключевых причин профессионально-квалификационной несбалансированности относится объективное несовпадение интересов субъектов сферы образования и рынка труда. При этом ситуация обостряется из-за, во многом, ошибочных представлений субъектов о мотивации друг друга (подробнее о проблеме профессионально-квалификационной несбалансированности см., например, следующие работы автора [7, 8]). В этой связи особую значимость приобретают исследования, направленные на выявление и оценку субъективных аспектов функционирования сферы образования и ее взаимодействия с рынком труда (см., например, [1, 10]). Наиболее детально данное направление рассматривается с точки зрения психологии (см., в частности, [2, 3]). В экономическом контексте интерес представляет статистический анализ профессиональной мотивации квалифицированной молодежи.

Настоящее исследование посвящено выявлению субъективных факторов, обуславливающих выбор студентами и выпускниками вузов специальности и места работы на примере Вологодской области.

В качестве основных источников информации использованы данные Территориального органа Федераль-

ной службы государственной статистики по Вологодской области [9], а также результаты анкетного опроса.

Анкетирование проводилось среди студентов и выпускников вузов области в возрасте до 30 лет. Объем выборки рассчитан по формуле

^ w (1 - w) N

п = —-^---,

А2 N + г2 w (1 - w)

где п - объем выборки, чел.; t - коэффициент доверия для заданного уровня надежности, б/р; w - выборочная доля, б/р; А - ошибка выборки, б/р; N - объем генеральной совокупности, чел.

Объем генеральной совокупности определен на основании данных официальной статистики. Для 95 % доверительной вероятности при ошибке равной 5 % объем выборки составляет 381 человек. В ходе исследования опрошено 384 студента и выпускника различных специальностей и направлений подготовки; из них 260 студентов и 124 выпускника в возрасте до 30 лет.

Для целей исследования были выделены скорректированные укрупненные группы специальностей и направлений подготовки (УГС), их соответствие УГС, выделяемым в статистике, приведено в табл. 1.

Скорректированные направления подготовки (специальности)

Таблица 1

УГС

Скорректированные направления подготовки (специальности)

физико-математические науки

естественные науки

естественно-математическое

энергетика, энергетическое

машиностроение и электротехника

металлургия, машиностроение и материалообработка

морская техника

транспортные средства

приборостроение и оптотехника

инженерно-техническое (кроме IT)

Окончание таблицы 1

УГС Скорректированные направления подготовки (специальности)

информационная безопасность ГГ

автоматика и управление

информатика и вычислительная техника

гуманитарные науки социально-гуманитарное (кроме юридического и педагогического), сфера обслуживания

культура и искусство

социальные науки

сфера обслуживания

- юридическое

образование и педагогика образование и педагогика

экономика и управление экономика и управление

сельское и рыбное хозяйство сельское, рыбное и лесное хозяйство

воспроизводство и переработка лесных ресурсов

архитектура и строительство архитектура и строительство

безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

химическая и биотехнологии технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, химическая и биотехнологии

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

геодезия и землеустройство геодезия и землеустройство

Около 30 % выборки приходится на экономистов, 17 % на инженеров, 15 % на представителей социально-гуманитарного и юридического направлений, что в целом отражает структуру генеральной совокупности.

Таким образом, можно сделать вывод о репрезентативности выборки и надежности данных.

Основным критерием при выборе места работы для большинства опрошенных студентов и выпускников является уровень заработной платы, на втором месте находится возможность карьерного роста и возможность самореализации - на третьем.

Особый интерес в данном контексте приобретает распределение значимости отдельных факторов, обуславливающих профессиональный выбор, в разрезе отдельных специальностей (направлений подготовки).

На уровень заработной платы в первую очередь ориентируются 67 % опрошенных обучающихся по направлению «сельское хозяйство» и только 40 % экономистов, при этом данный критерий занимает первое место в общем рейтинге большинства специальностей. Для студентов, специализирующихся в сфере информационных технологий, важнее оказалась атмосфера в коллективе, а для обучающихся по направлению «образование

Рейтинг критериев выбора места

и педагогика» - возможность карьерного роста. Последний фактор занимает второе место по оценкам студентов большинства специальностей. Существенным критерием является для студентов также и возможность самореализации, занимающая первое место в личном рейтинге четверти опрошенных, проходящих профессиональную подготовку по направлениям «информационные технологии» и «образование и педагогика».

Уровень заработной платы и возможность карьерного роста для выпускников важны, так же как и для студентов. При этом выпускники всех направлений подготовки более высоко, чем студенты, ценят стабильность, социальные гарантии. В частности, данный критерий занимает второе место в рейтинге молодых специалистов экономического и социально-гуманитарного направлений и третье место в рейтинге инженеров. При этом треть опрошенных, получивших инженерно-техническое образование, помещает вышеуказанный фактор на первое место в личном рейтинге.

Приоритеты выпускников отдельных укрупненных направлений подготовки, работающих по специальности, однако, достаточно существенно отличаются от общих тенденций (табл. 2).

Таблица 2

работы молодыми специалистами

Позиция в общем рейтинге Критерий Позиция в рейтинге по направлениям подготовки среди работающих по специальности

экономика и управление социально-гуманитарное инженерно-техническое

1 уровень заработной платы 1 4 3

2 возможность карьерного роста 2 2 2

Окончание таблицы 2

Позиция в общем рейтинге Критерий Позиция в рейтинге по направлениям подготовки среди работающих по специальности

экономика и управление социально-гуманитарное инженерно-техническое

3 возможность самореализации 6 1 1

4 стабильность, социальные гарантии 3 3 4

5 атмосфера в коллективе 4 5 5

6 престиж места работы или должности 5 6 6

Источник: рассчитано автором.

На первом месте для молодых специалистов социально-гуманитарного и инженерно-технического направлений стоит возможность самореализации. При этом значимость уровня заработной платы отходит на третий и даже на четвертый план.

Рассмотрение профессиональной мотивации квалифицированной молодежи было бы неполным

Рейтинг критериев выбора специаль

без учета факторов, под влиянием которых происходит выбор специальности и направления подготовки. Основными критериями, которыми при выборе специальности руководствовались более половины респондентов, являются престиж специальности и профессии и репутация образовательного учреждения (табл. 3).

Таблица 3

)сти молодежью Вологодской области

Номер Критерий Доля респондентов, руководствовавшихся данным критерием и считающих его важным, % Доля респондентов, не принимавших во внимание данный критерий, %

1 престиж специальности, профессии 59,64 20,31

2 репутация образовательного учреждения 57,29 22,92

3 доступность обучения (близость к дому, низкий конкурс, уровень оплаты и т. д.) 42,97 34,90

4 содержание работы 38,80 34,90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 ожидаемая заработная плата 37,76 37,24

6 содержание образовательного процесса 33,59 39,84

7 мнение родителей, родственников, учителей 31,25 38,28

8 большое количество вакансий 23,18 48,18

9 возможность отложить окончательный выбор 17,45 62,24

10 ориентированность на конкретное место работы (целевая подготовка, семейный бизнес и т. п.) 6,77 77,60

Источник: рассчитано автором.

На третьем месте в общем рейтинге находится доступность обучения (близость к дому, низкий конкурс, уровень оплаты и т. д.). Содержательные критерии, такие как сущность будущей работы и образовательного процесса, принимали во внимание и считают важными чуть больше трети респондентов.

Среди выделенных базовых групп специальностей престижными, согласно мнению опрошенных, считаются все, кроме сельского хозяйства, так как именно престиж специальности, профессии лидирует в рейтинге критериев профессионального выбора большинства названных групп (табл. 4).

Таблица 4

Рейтинг критериев выбора специальности молодежью Вологодской области в разрезе базовых укрупненных групп специальностей (направлений подготовки)

Номер Критерий Позиция в рейтинге по группам специальностей

1 2 3 4 5 6 7 8

1 престиж специальности, профессии 1 1 2 2 3 1 5 1

2 репутация образовательного учреждения 4 2 1 1 1 2 1 2

3 доступность обучения (близость к дому, низкий конкурс, уровень оплаты и т. д.) 2 4 5 6 2 4 2 6

Окончание таблицы 4

Номер Критерий Позиция в рейтинге по группам специальностей

1 2 3 4 5 6 7 8

4 содержание работы 5 5 3 3 5 3 - 3

5 ожидаемая заработная плата 3 3 6 5 - 5 - 4

6 содержание образовательного процесса 7 6 4 4 4 7 4 5

7 мнение родителей, родственников, учителей 6 9 7 8 6 6 3 7

8 большое количество вакансий 8 7 9 7 7 8 - 8

9 возможность отложить окончательный выбор - 8 8 9 8 9 - -

10 ориентированность на конкретное место работы (целевая подготовка, семейный бизнес и т. п.) - - - - - - -

В данной таблице «-» отмечаются позиции, являющиеся незначимыми для большей части респондентов. Группы направлений (специальностей): 1 - инженерно-техническое (кроме ИТ), 2 - ИТ, 3 - социально-гуманитарное (кроме юридического), 4 - юридическое, 5 - образование и педагогика, 6 - экономика и управление, 7 - сельское, рыбное и лесное хозяйство, 8 - строительство и архитектура. Источник: рассчитано автором.

Для представителей сельскохозяйственного направления основными факторами, определившими профессиональный выбор, стали репутация образовательного учреждения и доступность обучения, выделяемые как важные 41 % респондентов данного направления. Чуть больше четверти опрошенных представителей сельскохозяйственного направления руководствовались в выборе специальности и места учебы мнением родителей, родственников, учителей. Несмотря на то, что в рейтинге остальных укрупненных групп специальностей последний критерий занимает значительно более низкие позиции, он остается чрезвычайно важным для всех респондентов. В частности, мнением родителей, родственников, учителей руководствовались 36 % инженеров, 37,5 опрошенных социально-гуманитарного направления и 41 % экономистов. Репутация образовательного учреждения чрезвычайно важна для более 60 % респондентов каждой из выделенных групп специальностей. Доступность обучения принимали во внимание и считают важными от трети до половины опрошенных каждой из групп. При этом наиболее значимым данный критерий оказался для представителей социально-гуманитарного (52,5 % респондентов руководствовались данным критерием и считают его важным), инженерно-технического направлений (48,5 %) и сферы образования (46 %).

Содержательными критериями, в общем, также руководствовались от трети до половины опрошенных каждой из групп. При этом наиболее ориентированы на содержание образовательного процесса представители социально-гуманитарного и юридического направлений, среди которых около половины респондентов руководствовались данным критерием и считают его важным. Содержанием будущей работы руководствовались при выборе специальности 65 % юристов и 56 % строителей и архитекторов.

Наименее ориентированными на данный критерий оказались представители сельскохозяйственного направления и сферы образования, среди которых содержание будущей работы вообще не принимали во внимание 59 и 46 % респондентов соответственно.

От 40 до 50 % опрошенных каждой из групп (кроме сферы образования) при выборе специальности ориентировались на размер будущей заработной платы. Большинство (67 %) представителей направления «образование и педагогика», однако, совсем не учитывали данный критерий.

Большая часть респондентов не принимала во внимание при выборе специальности ее востребованность со стороны работодателей. На конкретное место работы ориентировались меньше 7 % опрошенных. При этом 17,5 % от общего числа респондентов рассматривали получение высшего образования как возможность отложить окончательный выбор. Преимущественно последним критерием руководствовались представители социально-гуманитарного (37,5 % респондентов) и юридического (25 %) направлений, а также сферы информационных технологий (23 %). Необходимо отметить, что 22 % опрошенных определились со своей специальностью лишь по факту поступления.

Вышесказанное согласуется с тем фактом, что работать по специальности планируют чуть больше половины опрошенных студентов, а 9 % респондентов точно уверены, что не собираются работать по специальности (см. рис.).

Выделенные закономерности позволяют конкретизировать комплекс текущих задач по согласованию высшего образования с потребностями экономики. Потенциальные конфликты интересов субъектов не могут быть разрешены с помощью методов, предполагающих прямое директивное воздействие. В данном контексте перспективным направлением дальнейших

5615%

В собираются работать по специальности ■ не собираются затруднились ответить

54,62%

9,23%

Распределение студентов по профессиональным планам на период после получения образования

исследований представляется использование для анализа взаимодействия субъектов сферы высшего обре-зования теоретико-игровых моделей. Аппорат тоории игр дает возможность описывать, интерпретировать и предсказывать поведение экономических агентов, действующих в условиях различных рынков (см., например, [4, 5, 12]). Для решения задач, возникающих в сфере образования, теоретико-игровые подходы и методы применяются в работах [6, 11 и др.].

Среди других нагфявлений иссллдования, также представляющих интерес в рамках рассматриваемой области, можно отметить, в частности, вопросы, связанные с образовательными и профессиональными стандартами, построение профилей профессий, критерии эффективности работы учреждений профессионального образования, профессиональные траектории и индивидуальные образовательные траектории и др.

Результаты исследования могут быть применены при решении задач перспективного планирования деятельности высших образовательных учреждений. Информация о трудовой мотивации и ожиданиях молодежи также будет представлять интерес для работодателей при определении кадровой политики. Кроме того, полученные результаты могут быть использованы в деятельности органов государственного и муниципального управления, занимающихся решением задач согласования системы высшего образования с потребностями экономики и содействия трудоустройству молодых специалистов.

Список литературы:

1. Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования. - 2006. -№ 4.- С. 1-22.

2. Валуев О.С. Стратегии образования человека как путешествия в пространстве метамира (90-летию со дня рождения А.Н. Стругацкого) // Наука и образование: современные тренды. - 2015. - № 7 (7). - С. 100-110.

3. Варданян Ю.В., Валуев О.С. Субъект психологической безопасности в инновационном образовании: стратегия саморазвития // Российский научный журнал. - 2014. - № 5 (43). - С. 80-85.

4. Конюховский П.В. Применение стохастических кооперативных игр в исследованиях процессов взаимодействия экономических субъектов // Международный экономический симпозиум - 2015: Материалы II Международное научно-практической конференции, посвященной 75-летию экономического факультета Санст-Петербургского государственного университета; П11 Международной научной конференции

- Соколовские чтения «Бухгалтерский учет: взгляд из прошлого в бадущее; Межецународной весенней конференции молодых ученых-экономистов «Наука молодая». - СПб: ООО «Скифия-принт». - 2015. -С.507-508.

5. Конюховский П.В. Применение стохастических кооперативных игр при обосновании инвестиционных проектов // Вестник С.-Петерб. ун-та. - Сер. 5 «Экономика». - 2012. - Выпуск 4 (декабрь). - C. 134-143.

6. Мэтьюз Р., Карпухина Е. Стратегические альянсы в высшем образовании: теория игр и сложности воплощения // Экономическая политика. - 2007. - № 4.

- С. 102-125.

7. Ольховик А.О. Анализ механизмов, направленных на согласование системы образования с потребностями экономики (на примере высшего образования в Вологодской области) [Электронный ресурс] // Креативная экономика. - 2015. - Т. 9 - № 5 - C. 645-658.

- Режим доступа: http://journals.creativeconomy.ru/ index.php/ce/article/view/268.

8. Ольховик А.О. Составление баланса спроса и предложения специалистов с высшим образованием в регионе (на примере Вологодской области) [Электронный ресурс] // Системное управление: электрон. журн. - 2015. - № 2 (27). - Режим доступа: http:// sisupr.mrsu.ru/2015-1/PDF/0lkh0vik_A_0_2015-1.pdf.

9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://vologdastat.gks.ru.

10. Требования работодателей к системе профессионального образования / Е.М. Авраамова, И.Б. Гурков, Г.Ю. Карпухина [и др.]. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 128 с.

11. Шиян А.А. Теоретико-игровая модель для управления эффективностью взаимодействия «преподаватель

- вуз» // Управление большими системами. - 2007. -№ 18. - С. 141-159.

12. KonyukhovskiyP.V., MalovaA.S. Stochastic cooperative games application to the analysis of economic agent s interaction // Contributions to Game Theory and Management. - 2015. - Vol. 8. - P. 137-148.

List of literature:

1. Avramova E.M. Employers and Graduate Students in the Labor Market. Mutual Expectations Gender Studies / E.M. Avraamova, Yu.B. Verpakhovskaya // Sociological studies. - 2006. - № 4. - P. 1-22.

2. Valuev O.S. Strategies of Education as a Human Travel in the Metaworld Space (Commemorating the 90 Anniversary of A.N. Strugatsky) // Science and Education: Current Trends. - 2015. - № 7 (7). - P. 100-110.

3. Vardanyan Yu.V., Valuev O.S. Subject of Psychological Safety in Innovative Education: Self-Development Strategy // Russian Scientific Journal. - 2014. - № 5 (43). - P. 80-85.

4. Konyukhovskiy P. V. Application of Stochastic Cooperative Games in Researches of Processes of Interaction of Economic Agents // International Economic Symposium 2015: Materials of the II International Scientific Conference dedicated to the 75th anniversary of the Faculty of Economics of St. Petersburg State University; III International Scientific Conference - Sokolov Reading; International Spring Conference of Young Economists «Young Science» SPb: «Skifia-print» Ltd. - 2015. - P. 507-508.

5. Konyukhovskiy P.V. Application of Stochastic Cooperative Games in Investment Projects Evalution // Vest-

nik of St. Petersburg University. - Part 5 «Economics».

- 2012. - Issue 4 (december). - P. 134-143.

6. Matthews R., Karpukhina E. Strategic Alliances in Higher Education: Game Theory and the Complexity of Realization // Economic Policy. - 2007. - № 4. -P. 102-125.

7. Olkhovik A.O. The Analysis of Mechanisms Aimed at Adjusting the Education System to the Needs of the Economy (evidence from higher education in Vologda Region) [Electronic resource] // Creative Economy. -2015. - Vol. 9. - № 5. - P. 645-658. - URL: http://jour-nals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/268/.

8. Olkhovik A.O. Drawing up the Balance of Demand and Supply for Specialists with Higher Education in a Region (in case of Vologda Region) [Electronic resource] // System Management. - 2015. - № 2 (27). - URL: http:// sisupr.mrsu.ru/2015-1/PDF/0lkhovik_A_0_2015-1.pdf.

9. Federal State Statistics Service in the Vologda Region [Electronic resource]: the official website. - URL: http:// vologdastat.gks.ru.

10. Employers' Requirements to Vocational Education / E.M. Avramova, I.B. Gurkov, G.Yu. Karpukhina [Et al.].

- M.: MAKS Press, 2006. - 128 p.

11. Shiyan A.A. Game-theoretic Model for Performance Management Interaction «Teacher - University» // Large-scale Systems Control. - 2007. - № 18. - P. 141-159.

12. Konyukhovskiy P.V., Malova A.S. Stochastic Cooperative Games Application to the Analysis of Economic Agent's Interaction // Contributions to Game Theory and Management. - 2015. - Vol. 8. - P. 137-148.

Хайретдинова О.А.

аспирант очного отделения,

ассистент кафедры «Туризм и гостеприимство» ФГБОУВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса» Россия, г. Уфа

УДК 37.091.8: 334: 338.48

О СТУДЕНЧЕСКОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

Современная российская молодежь в условиях социальных трансформаций оказывается в ситуации перехода от «спокойного» к эволюционному этапу развития общества, что влечет за собой противоречивое отношение к жизненным устоям и ценностным ориентирам у молодого поколения. Любой этап реформирования характеризуется изменением общественных ценностей и канонов в первую очередь в молодежном поколении. В данном контексте студенческое общество может выступить в качестве проводника новых ценностей и ориентиров современного рыночного общества, а в даль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.