9. Елагина, В. С., Хайрулин, Ш. Ш., Хайрулина, Н. Н., Рогожин, В. М. Самостоятельная работа курсантов как ведущая форма учебной деятельности в военном вузе // Современные проблемы науки и образования. -2016. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24632 (дата обращения: 25.04.2018).
© Пушкарёва И.А., 2018
УДК 378
А. А. Рожков, А. П. Шалыгина
Особенности социокультурной направленности образования
в системе МВД России
Features of the sociocultural orientation of education in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia
РОЖКОВ, Антон Алексеевич, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел: 89218646030. E-mail: [email protected].
ROZHKOV, Anton Alexeevich, Associate Professor of the Department of Education and Psychology of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, lieutenant colonel of the police Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel. 89218646030. E-mail: [email protected].
ШАЛЫГИНА, Александра Павловна, адъюнкт кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел: 89119184744. E-mail: [email protected].
SHALYGINA, Alexandra Pavlovna, associate professor of the Department of Education and Psychology of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1, tel. 89119184744. E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу особенностей социокультурной направленности образования в системе МВД России в период преодоления культурного кризиса в России. В ней описываются причины, которые привели к появлению проблемы культурного кризиса в России, излагается позиция государства по ликвидации данных причин и нивелированию негативных последствий, описывается положительный опыт реализации государственной культурной политики в Санкт-Петербургском университете МВД России. Авторы не оставили без внимания проблемные вопросы организации воспитательной работы и указали на принцип их решения.
Ключевые слова: культурный кризис, культурные ценности, культурные традиции, государственная культурная политика, социокультурная направленность образовательного процесса, синергетические связи.
The article analyzes the features of socio-cultural orientation of education in the system of the Ministry of internal Affairs of Russia in the period of overcoming the cultural crisis in Russia. It describes the reasons that led to the emergence of the problem of cultural crisis in Russia, sets out the position of the state to eliminate these causes and neutralize the negative consequences, describes the positive experience of the implementation of the state cultural policy at the St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. The authors did not ignore the problematic issues of the organization of educational work and pointed to the principle of their solution.
Keywords: cultural crisis, cultural values, cultural traditions, state cultural policy, socio-cultural orientation of the educational process, synergetic relations.
Проблема культурного кризиса обозначилась в период государственного преобразования СССР и возникновения суверенных государств с различным политическим устройством на базе союзных республик. Общественное мнение граждан в конце 1980-х - начале 1990-х гг. выражало назревшую необходимость освобождения культуры от жёсткого контроля со стороны государства. Многие противоречия, которые определялись режимом политической системы Советского Союза в контексте исторических условий, стали предметом свободных дискуссий. В социальной жизни Российской Федерации произошел отказ от идеологических ограничений.
Крайняя либеральная позиция, господствовавшая в обществе в тот период и требовавшая тотального преобразования всех сфер жизни, за прошедшее тридцатилетие продемонстрировала свои уязвимые места. Рыночная экономика и рыночные отношения стали определять направления развития государства и общества. Отличительными чертами культурной парадигмы данного исторического периода стали: популяризация индустрии развлечений и её преобладание над художественным творчеством; активно навязывались ценности массовой западной культуры, некоторые из которых идут вразрез с ценностями, составляющими ядро национальной
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (78) 2018
самобытности народов России; осмеивались и искажались представления о чести, достоинстве, совести, справедливости, любви, семье; моделировались поведенческие стандарты, ориентированные на быстрое достижение экономической состоятельности любой ценой, невзирая на средства её достижения; происходила дифференциация общества по национальному и конфессиональному признакам; демонстрировались деструктивные типы реагирования на жизненные ситуации как социально приемлемые. Данные изменения поставили под угрозу содержание русской духовной традиции и систему воспроизводства русской культуры.
Общество, которое боролось с засильем государства в сфере культуры, в настоящее время стало настаивать на участии государства в формулировании единой государственной идеологии, требовать усиления контроля за контентом, размещаемым средствами массовой информации, развивать систему воспитания и образования, соответствующую культуре многонациональной России.
В целях удовлетворения данных запросов общества был издан Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Были определены наиболее опасные для будущего России последствия проявления кризиса государственной культурной политики. К ним относятся: снижение интеллектуального и культурного уровня российского общества; девальвация общечеловеческих ценностей и искажение ценностных ориентиров; рост асоциального поведения, которое характеризуется в т.ч. агрессией и нетерпимостью; деформация исторической памяти, которая представлена негативной оценкой значительных периодов отечественной истории и распространением ложного представления об исторической отсталости России; атомиза-ция общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами и законными интересами других людей.
В целях нивелирования данных последствий были сформулированы следующие задачи, которые приобрели статус государственных: систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе; усиление роли таких организаций культуры, как музей, библиотека, архив, театр, филармония, концертный зал, дом культуры, в деле исторического и культурного просвещения и воспитания [1].
Ожидаемыми результатами государственной культурной политики стали: повышение интеллектуального потенциала граждан; повышение статуса семьи в глазах граждан и осознание семейных ценностей как основы личного и общественного благополучия; увеличение числа граждан, считающих Россию наиболее благоприятным местом проживания и стремящихся жить и работать на родине; знание истории России, владение русским литературным языком; способность понимать и ценить искусство и культуру; раскрытие творческих, созидательных способностей; качественный рост культурных и до-суговых запросов у людей; гармонизация социально-
экономического развития регионов России и активизация культурного их потенциала.
Таким образом, в общественное сознание вернулось понимание того, что на протяжении всей истории именно культура позволяла сохранять, накапливать и передавать новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивать единство многонационального народа России, воспитывать чувства патриотизма и национальной гордости, укреплять авторитет страны на международной арене, а обеспечение единства науки, образования и культуры является мощным инструментом для достижения этих целей.
1 декабря 2016 г. в своём ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию В.В. Путин ещё раз обратил внимание федеральных государственных служащих и общественности на базовые задачи образования. Он отметил, цитируя слова академика Д.С. Лихачёва, что «образование должно давать не только знания, но и воспитывать нравственного человека. Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества» [2].
Столь авторитетное заявление может быть расценено как безусловный аргумент, подтверждающий идею о том, что образование должно иметь не только профессиональную, но и социокультурную направленность.
Обратимся к положительному опыту реализации данного направления в Санкт-Петербургском университете МВД России. Воспитательная работа в университете строится в соответствии с приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», Планом МВД России по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.», Программой морально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в Санкт-Петербургском университете МВД России и другими ведомственными и локальными приказами и распоряжениями.
В 2017 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России проведено более 750 мероприятий и организовано участие личного состава в мероприятиях воспитательной направленности: из них 4 - международного уровня, 22 - общероссийского уровня, 26 - ведомственного, свыше 200 - общеуниверситетского, свыше 500 - на уровне факультетов [3].
Университет славится своими культурными традициями. Ежегодно в День знаний проводится торжественная церемония передачи символического «Ключа знаний» курсантам и слушателям первого курса, а также присвоение слушателям пятых курсов первого офицерского звания «младший лейтенант полиции». Знаковым событием для каждого первокурсника является участие в ритуале приведения к Присяге, который проходит у Монумента героическим защитникам Ленинграда. Накануне Дня сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в университете проводится торжественное собрание личного состава университета, ветеранов и гостей. Ежегодно в университете проходит торжественная церемония чествования отличников учёбы, а в целях проверки и демонстрации приобретённых за период обучения знаний и навыков проводится конкурс профессионального мастерства «Я - полицейский».
9 мая курсанты и слушатели принимают участие в Параде Победы, проводимом на Дворцовой площади. С 2013 г. торжественная церемония вручения дипломов и нагрудных знаков выпускникам Санкт-Петербургского университета МВД России проходит на Дворцовой площади.
В настоящее время в университете активно развивается деятельность по работе с общественными формированиями, такими как: Совет курсантов, слушателей и адъюнктов Санкт-Петербургского университета МВД России, Советы курсов, Советы факультетов, Советы общежитий, Движение имени Виктора Михайловича Новикова, военно-историческое общество курсантов и слушателей; актив межвузовской ассоциации «Покров», корреспондентские посты газеты университета «На страже закона», редакционные коллегии факультетов. Организована работа «Школы актива», в рамках которой проводится обучение актива университета взаимодействию с общественными формированиями и проведению мероприятий различного уровня.
В университете функционируют общеуниверситетские и факультетские творческие коллективы курсантов и слушателей, объединяющие более 400 человек. Творческие коллективы университета являются постоянными участниками конкурсов, фестивалей, концертов всероссийского и международного уровней. Они являются лауреатами и дипломантами престижных форумов самодеятельного художественного творчества, проводимых Министерством внутренних дел Российской Федерации, таких как Всероссийский фестиваль музыкального творчества МВД России «Щит и Лира», фотоконкурс МВД России «Открытый взгляд», литературный конкурс МВД «Доброе слово», Всероссийская благотворительная акция «Милосердие белых ночей».
За университетом закреплено около 10 детских подшефных учреждений. Курсанты и слушатели принимают активное участие в организации и проведении праздничных концертов, познавательных викторин, спортивных игр в подшефных учреждениях [3].
Широкий спектр социокультурных направлений Санкт-Петербургского университета МВД России позволяет каждому курсанту и слушателю найти то направление (помимо учёбы), в котором он смог бы себя проявить и развиваться.
Анализ данного опыта позволяет констатировать сохранение и развитее социокультурной направленности образовательного процесса в Санкт-Петербургском университете МВД России. Важным не с культурной, а с научной точки зрения является выявление и обоснование психолого-педагогических условий эффективности проведения таких мероприятий, что позволит оптимизировать процесс воспитательной работы с курсантами и слушателями. Важной задачей в этой работе является обнаружение и описание синергетических связей, которые имеются между проводимыми социокультурными мероприятиями и мероприятиями профессиональной направленности.
Синергетические связи невозможно обнаружить непосредственно. Процесс синергетического взаимодействия между элементами образовательного процесса свернут и недоступен для наблюдения со стороны организаторов и участников системы образования, поэтому результаты воспитания и образования на завершающем этапе обучения воспринимаются как данность, как часть современной реальности. При таком подходе все усилия направлены на анализ проводимых мероприятий, их описание и дальнейшее использование как положительного опыта. Следует обратить внимание на то, что в этом случае организационные идеи в области воспитательной работы соприкасаются с поверхностными факторами и приводят к умозрительным, линейным построениям, что может дать только кратковременный эффект. Поиск решений идёт в направлении наращивания количества проводимых мероприятий и их вариантов, но не учитывает синергетическую составляющую. Таким образом, в практику воспитательной работы не внедряются инновационные проекты, направленные на создание кооперативного эффекта проводимых мероприятий, что может сделать их более эффективными.
Список литературы
1. Об утверждении Основ государственной культурной политики : указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 // СЗ РФ. - 2014. - № 52 (ч. I). - Ст. 7753.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1.12.2016 [Электронный документ] // Официальный сайт Президента России. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/53379 (дата обращения: 12.05.2018).
3. Отчёт Санкт-Петербургского университета МВД России о проведённой работе по морально-психологическому обеспечению служебной деятельности (по итогам 12 месяцев 2017 г.). - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2018.
4. Витольник, Г. А., Душкин, А. С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел : учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 126 с.
5. Душкин, А. С., Юренкова, В. А. Современные тенденции модернизации системы образования в Российской Федерации // Современные проблемы профессионального образования: перспективные идеи и технологии (к 15-летию Санкт-Петербургского университета МВД России) : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013. - С. 150-155.
6. Педагогика высшей школы : учебник / под общ. ред. А.А. Кочина. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России; ООО «Р-Копи», 2017. - 288 с.
7. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) : учебник. - В 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - Ч. 1. - М.: ДГСК МВД России, 2014. - 228 с.
© Рожков А.А., Шалыгина А.П., 2018