УДК 37
Эрдоган М.С.
магистрант
Томский государственный педагогический университет
(г. Томск, Россия)
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье рассматриваются особенности социальной адаптации детей младшего школьного возраста, включая факторы, влияющие на этот процесс, и методы поддержки адаптации в образовательной среде. Социальная адаптация является ключевым элементом развития личности и формирования социальной идентичности ребенка в условиях школы. Автор анализирует психолого-педагогические аспекты, определяющие успешность социальной адаптации, такие как уровень социальной компетентности, эмоциональная устойчивость и отношения со сверстниками и учителями. Результаты исследования подчеркивают важность комплексного подхода к социальной адаптации, который включает взаимодействие семьи, школы и общества в целом.
Ключевые слова: социальная адаптация, младший школьный возраст, социализация, образовательная среда.
В российском государстве развитию личности ребенка придается особое значение, т.к. социальный адаптация представляет собой важнейшее условие для успешной социализации человека. Формирование социальной адаптации рассматривается современной наукой как процесс воспитания, поэтому данный феномен имеет особую значимость в становлении личности подростков. Речь идет, прежде всего, о развитии у несовершеннолетних способности понимать самого себя, чтобы уметь корректировать собственное поведение в социуме и выстраивать успешные взаимосвязи с окружающими. [1]
Социальная адаптация детей младшего школьного возраста является неотъемлемой частью образовательного процесса, способствующей
гармоничному развитию личности, формированию социальных навыков и успешному взаимодействию с окружающим миром. Важно, чтобы образовательные учреждения и педагоги активно работали над созданием условий для социальной адаптации детей, учитывая их индивидуальные особенности и потребности.
Развитая социальная адаптация способствует эффективной вовлеченности младших школьников в систему социальных отношений, обеспечивая им полноценную адаптацию к различным ситуациям в реальной жизни. В результате они значительно быстрее усваивают социальные нормы поведения, что позволяет им избежать конфликтов с окружающими.
Понимая важность проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент. Целью констатирующего этапа эксперимента является выявление первоначального уровня социальной адаптации обучающихся начальной школы. Констатирующий этап эксперимента проводился с 15 сентября по 27 октября 2023 года. В исследовании принимали участие 21 обучающийся 3 класса.
В ходе исследования уровень социальной адаптации оценивался по следующим критериям: социальные навыки, коммуникативные навыки, личностные компетенции.
Первый критерий - социальные навыки, мы оценивали с помощью методики изучения степени социализации личности учащегося (разработана профессором М..И. Рожковым). Мы наблюдаем, низкий уровень развития обнаружен у семи обучающихся, что составляет 28% от общего числа детей. Это свидетельствует о наличии упрямства у этих учеников, они нередко могут ранить чувства своих одноклассников и упорно игнорируют советы взрослых. Средний уровень выявлен у девяти детей, что составляет 43%. Это указывает на то, что данные обучающиеся адекватно воспринимают замечания взрослых, однако сталкиваются с трудностями, когда необходимо обосновать свою точку зрения.
В ходе проведения диагностики выяснилось, что многим детям требовалась помощь. Они не знали, как верно оценить то или иное суждение.
Чаще это возникало в тех вопросах, где детям необходимо было оценить суждения, которые касались конкретно их поведения.
Следующий критерий - коммуникативные навыки. Критерий оценивался путём методики «Кто прав?» (Г.А. Цукерман и др.). В ходе обследования были получены следующие результаты. В ходе анализа результатов наблюдается, что у семи обучающихся третьего класса (33%) был зафиксирован низкий уровень понимания. Это свидетельствует о том, что в ходе беседы они не смогли адекватно оценить ситуацию, не учитывая разнообразия возможных точек зрения. Дети склонны были принимать одну из позиций, считая альтернативные мнения однозначно ошибочными.
Средний уровень показали 38% учеников (восемь детей). Они иногда отвечали правильно, однако их ответы не всегда были полноценными. На вопрос: «Как ты думаешь, кто из них прав?» они давали верный ответ, но сталкивались с трудностями, отвечая на более глубокие вопросы: «Почему?» и «Что бы ты предложил?».
Высокий уровень продемонстрировали шесть обучающихся, что составляет 29%. Несмотря на это, не все их ответы были точны, и они не всегда могли аргументировать свою позицию убедительно.
Третий критерий - личностные компетенции, изучали с помощью методики «Кто Я?» (модификация методики М. Куна). В ходе исследования мы получили следующие результаты: Высокий уровень продемонстрировали 5 обучающихся (24%,). По результатам опроса 6 обучающихся имеют средний уровень. И у 10 обучающихся (47%) наблюдается низкий уровень сформированности личностных компетенций, что говорит о том, что большинство обучающихся не знают свои социальные роли в обществе, отрицательно относятся к себе, и не характеризуют себя с положительной стороны.
Отметим, в ходе проведения диагностики некоторым обучающимся требовалась помощь. Помогали наводящими вопросами. Также иногда дети задавали вопросы по типу «А я точно могу быть...?».
Исходя из результатов констатирующего этапа исследования можно говорить о том, что большинство детей класса продемонстрировали низкие и средние показатели, что говорит об их недостаточной социальной адаптации. Обучающиеся не до конца осознают своё значение в обществе, не всегда придерживаются мнения других и не умеют отстаивать свою точку зрения, но при этом достаточно самокритичны к себе.
Обобщенный анализ результатов показал, что большинство обучающихся 3 класса на констатирующем этапе исследования показали низкий и средний уровень социальной адаптации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Войтко В.Т. Социальный интеллект как психологический феномен // Психология, социология и педагогика. 2018. № 2 // URL: https://psychology.snauka.ru/2018/02/8520;
2. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. — СПб. : СПбГУП, 2011. — 36 с.
Erdogan M.S.
Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russia)
FEATURES OF SOCIAL ADAPTATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Abstract: article examines the features of social adaptation of primary school children, including factors influencing this process and methods of supporting adaptation in the educational environment. Social adaptation is a key element of personal development and the formation of a child's social identity in a school setting. The author analyzes the psychological and pedagogical aspects that determine the success of social adaptation, such as the level of social competence, emotional stability and relationships with peers and teachers. The results of the study emphasize the importance of an integrated approach to social adaptation, which includes the interaction offamily, school and society as a whole.
Keywords: social adaptation, primary school age, socialization, educational environment.