Научная статья
УДК 37.062
https://dpi.Org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-33-51
Влияние сказкотерапии на адаптацию младших школьников
Оксана В. Гнеушева*, Татьяна Н. Щербакова
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация *5иппу065@таИ.ги
Аннотация
В статье представлены результаты формирующего эксперимента, проведённого в рамках научно-исследовательской работы, направленной на написание магистерской диссертации. Новизна исследования заключается в расширении представлений о факторах школьной адаптации у детей младшего школьного возраста. Углубление научного знания о роли самооценки в адаптации детей к школе является целью одной из гипотез данного исследования. Во Введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены основные компоненты школьной адаптации и предпосылки её взаимосвязи с самооценкой младших школьников. В разделе «Методы» подробно описана постановочная часть исследования. Обозначена цель, предмет и эмпирический объект исследования. Раздел также содержит формулировки гипотез, описание методов и методик исследования. В исследовании использовались следующие методики: Методика «Лесенка» (в модификации И. М. Марковской); Методика «Проба Де Греефе»; Анкета «Мое отношение к школе» (Н. Г. Лусканова); Методика «Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн» (в модификации А. М. Прихожан). В разделе «Результаты» кратко изложены итоги констатирующего эксперимента, приведены данные, подтверждающие гипотезу 1. Основной акцент в разделе сделан на результаты формирующего эксперимента, целью которого была разработка программы психологической коррекции школьной адаптации и самооценки у детей младшего школьного возраста. Данные, полученные при статистической обработке результатов констатирующего и формирующего эксперимента, подтверждают эффективность коррекции школьной адаптации и самооценки у детей младшего школьного возраста. В разделе «Обсуждение результатов» рассмотрены позиции российских и зарубежных исследователей на тему того, является ли самооценка фактором адаптации к школе. Рассмотрены различные методы коррекции школьной адаптации и самооценки, предлагаемые другими авторами.
Ключевые слова
младшие школьники, школьная адаптация, самооценка, сказкотерапия, коррекционная программа, начальная школа
Гнеушева О.В., Щербакова Т.Н.
Влияние сказкотерапии на адаптацию младших школьников
Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4, 33-51 коррекционная педагогика
Для цитирования
Гнеушева, О. В., Щербакова, Т. Н. (2022). Влияние сказкотерапии на адаптацию младших школьников. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(4), 33-51. https://doi. org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-33-51
Research article
UDC 37.062
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-33-51
The influence of fairy tale therapy on the adaptation of younger schoolchildren
Oksana V. Gneusheva*, Tatiana N. Shcherbakova
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation *[email protected]
Abstract
The article presents the results of an educational experiment conducted as part of research work aimed at writing a master's thesis. The novelty of the study is to expand the understanding of the school adaptation factors in junior school children. Deepening scientific knowledge about the role of self-esteem in children's school adaptation is the goal of one of the hypotheses of this study. The Introduction substantiates the relevance of the research problem and identifies the main components of school adaptation and the prerequisites for its relationship with the self-esteem of younger schoolchildren. The «Methods» section describes in detail the staged part of the study. The aim, subject and empirical object of research are indicated. This section also contains formulations of hypotheses and descriptions of research methods and techniques. The following methods were used in the study: The method of "Ladder" (modified by I. M. Markovskaya); 'Test De Greefe"; Questionnaire "My school attitude" (N. G. Luskanova); The method of "Dembo-Rubinstein self-esteem research" (modified by A. M. Prikhozhan). The «Results» section summarizes the results of the ascertaining experiment and provides data confirming hypothesis 1. The main emphasis in this section is on the results of an educational experiment, purposed to develop a program for psychological correction of school adaptation and self-esteem in younger school children. The data obtained during statistical processing of the results of the ascertaining and formative experiment confirm the effectiveness of correction of school adaptation and self-esteem in younger school children. The «Discussion» section examines the positions of Russian and foreign researchers on whether self-esteem is a factor in school adaptation. Various methods of school adaptation and self-esteem therapy proposed by other authors are considered.
Keywords
younger schoolchildren, school adaptation, self-esteem, fairy tale therapy, intervention program, primary school
For citation
Gneusheva, О. V., Shcherbakova, T. N. (2022). The influence of fairy tale therapy on the adaptation of younger schoolchildren. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectoiogy, 5(4), 33-51. https://doi. org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-33-51
Введение
В настоящее время актуально и важно изучить внутренние психологические условия успешной адаптации, а также возможные способы коррекции качеств, затрудняющих оптимизацию взаимодействия, ребенок-социум. Младший школьный возраст отличается высокой сензитивностью к развивающим воздействиям, что повышает ресурсные возможности данного возрастного периода в развитии способности к адаптации. Всестороннее включение ребенка в новую общественно-важную и оцениваемую деятельность, с расширением круга общения, считаются необходимой базой, на которой выстраивается школьная и социальная адаптация и последующее становление личности ребенка. В связи с этим, очень важно правильно адаптировать ребенка к этой новой деятельности и школьной жизни, чтобы он мог полноценно развиваться как личность, используя все возможности, данные ему в школе.
В основе школьной адаптации ребенка лежит процесс интеграции его психических свойств и средств, которыми располагает ребенок. Среди них можно выделить самооценку, которая, в ряде исследований, демонстрирует положительную взаимосвязь с адаптацией ребенка в школе, рефлексию, социальные навыки, а также метакогнитивные знания и навыки, которые необходимо развивать для более эффективного обучения.
В младшем школьном возрасте возможно возникновение неадекватной, заниженной самооценки, прежде всего связанной с особенностями воспитания и школьными проблемами. В настоящее время очень быстро возрастает число детей с неадекватной самооценкой. По мнению специалистов, это связано и с проблемами существующей школьной программы, и со спецификой воспитания в современной семье.
Адекватная, стабильная и высокая самооценка младшего школьника является, с точки зрения современных психологов, субъективным фактором оптимизации адаптации младших школьников. Способность к рефлексии является полезным инструментом в обучении. Она позволяет ученику не бояться ошибиться, а стремиться к анализу своих ошибок и деятельности в целом. Отсутствие страха неудачи будет благотворно влиять на самооценку ребенка, а значит и на адаптацию к школе. В связи с этим, эмпирическая часть будет в основном направлена на измерение уровня адаптации и самооценки младших школьников.
Социальные навыки являются важным аспектом повышения самооценки и улучшения адаптации младшего школьника, поскольку, помимо обучения, ребенок также осуществляет социальное взаимодействие в группе сверстников. В этом плане сказкотерапия обладает определенным развивающим и корректирующим эффектом.
Метод сказкотерапии нередко выбирается для коррекционного воздействия именно на детей, поскольку он позволяет, в доступной им форме, донести до них цель этого воздействия и осуществить его.
Метод сказкотерапии позволяет предотвратить личностные, поведенческие, эмоциональные отклонения, способствует профилактике школьной и социальной дезадаптации, становлению самодостаточной и уверенной в себе личности с адекватной самооценкой (Бусловская, Ковтуненко, Рыжкова, 2020).
Гнеушева О.В., Щербакова Т.Н.
Влияние сказкотерапии на адаптацию младших школьников
Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4, 33-51 коррекционная педагогика
Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования, позволяющего корректировать адаптированность и самооценку детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии, и определяет выбор темы выпускной квалификационной работы «Влияние сказкотерапии на адаптацию младших школьников».
Методы
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей психологической коррекции адаптации детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии за счет развития и оптимизации самооценки.
Эмпирическим объектом исследования выступили 53 ребенка (29 мальчиков и 24 девочки) в возрасте 9-10 лет, являющиеся учащимися МБОУ Лицей № 102 г. Ростова-на-Дону.
Предметом исследования является динамика адаптации детей младшего школьного возраста в ходе психологической коррекции методом сказкотерапии.
Гипотезы исследования:
1. Различия в адаптации к школе может зависеть от особенностей самооценки младших школьников.
2. Уровень адаптации младших школьников может измениться в ходе реализации программы психологической коррекции с применением метода сказкотерапии.
Для подтверждения или опровержения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
7. Теоретические: анализ и обобщение научно-методической и психологической литературы, моделирование.
2. Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование по методикам: методика «Лесенка» (в модификации И. М. Марковской); «Проба Де Греефе»; Анкета «Мое отношение к школе» (Н. Г. Лусканова); Методика «Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн» (в модификации А. М. Прихожан).
Математико-статистические: Критерий знаковых рангов Вилкоксона (Т-критерий Вилкоксона); Н-критерий Краскела-Уоллиса.
Критерий знаковых рангов Вилкоксона (Т-критерий Вилкоксона) позволяет установить значимость и направление изменений, произошедших с признаками, измеряемыми у одной и той же выборки до и после определенного воздействия. Данный критерий был выбран нами для проверки статистической значимости изменений в уровне самооценки и адаптации респондентов-участников коррекционной программы, разработанной нами. Критерий Краскела-Уоллиса предназначен для оценки различий между выборками по уровню какого-либо признака, когда количество этих выборок больше двух. Данный критерий был выбран нами для проверки гипотезы о зависимости различий в адаптации к школе от особенностей самооценки младших школьников.
Результаты
Результаты констатирующего эксперимента продемонстрировали преобладание в изучаемой группе среднего уровня адаптации к обучению и самооценки. Дети в целом положительно относятся к школе, понимают учебный материал, усваивают основное в программе, самостоятельно решают типовые задачи, внимательны при выполнении заданий, поручений, указаний, но, при этом, требуют контроля. Они сосредоточены на материале по интересу,
готовятся к урокам, дружат со многими детьми в классе.
Около пятой части учеников исследованной группы имеют высокий уровень адаптации к школе. Эти дети легко усваивают учебный материал, наиболее полно овладевают школьной программой. На занятиях они внимательно слушают указания учителя, не нуждаются во внешнем контроле. Они также проявляют интерес к самостоятельной работе и занимают благоприятное статусное положение в классе.
Девять учеников обладают средним уровнем адаптации к школе с внешней мотивацией, что говорит о направленности детей скорее на общение со сверстниками, учителями, поощрение или одобрение за учебу со стороны родителей или проч. Такие ученики имеют, как правило, высокую самооценку, а их отношение к учебе нуждается в коррекции посредством методов, не несущих в себе развитие аспектов адаптации, связанных с внеучебными школьными занятиями.
Пятнадцать испытуемых продемонстрировали низкий уровень школьной адаптации и самооценки. Данные участники исследования нуждаются в психологической коррекции самооценки, и в будущем составили выборку для последующего формирующего эксперимента.
Для подтверждения гипотезы 1 мы проанализировали результаты, полученные по методикам, с помощью такого метода математической статистики, как Н-Критерий Краскела-Уоллиса. Критерий предназначен для оценки различий между выборками по уровню какого-либо признака, когда количество этих выборок больше двух. В нашем случае выделено три выборки, чем и обусловлен выбор данного критерия. Результаты применения критерия Краскела-Уоллиса представлены в таблице 1.
Таблица 1 Результаты проверки гипотезы 1 с помощью Н-критерия Краскела-Уоллиса
Статистики критерия"'ь
Адаптация
Хи-квадрат 32,394
ст. св. 2
Асимпт. знч. ,000
Примечание: а. Критерий Краскела-Уоллеса; Ь. Гоуппирующая переменная: Самооценка сред.
Согласно данным, приведенным в таблице 1, респонденты с разным уровнем самооценки имеют статистически значимые различия в показателях адаптации к школе. Следовательно, подтверждается гипотеза 1 о зависимости различий в адаптации к школе от особенностей самооценки младших школьников.
По результатам теоретического анализа и констатирующего эксперимента, нами была разработана программа психологической коррекции школьной адаптации и самооценки у детей младшего школьного возраста. Данная программа призвана решить следующие задачи: -Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
-Формирование социальной компетентности (проявления доброты, внимания, сопереживания и содействия);
Гнеушева О.В., Щербакова Т.Н.
Влияние сказкотерапии на адаптацию младших школьников
Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4, 33-51 коррекционная педагогика
-Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми;
-Повышение самооценки и уверенности в себе;
-Определение и развитие своих возможностей;
-Формирование умений преодоления напряжения и тревожности, связанных с посещением школы и оценками;
-Развитие «умения учиться».
Психокоррекционная работа проводилась по трем основным направлениям: во-первых, по формированию школьной мотивации и позитивного отношения к школе; во-вторых, по повышению самооценки ребенка; в-третьих, по обучению ребенка приемам конструктивной копинг-стратегии. Работа проводилась поэтапно: первый этап был посвящён самооценке, а второй - школьной адаптации и включал в себя элементы копинга.
Коррекционная программа составлена исходя из возрастных особенностей участников и результатов констатирующего эксперимента. Программа рассчитана на взаимодействие в течение четырех недель два раза в неделю по 1 часу. Конспекты занятий по программе психологической коррекции школьной адаптации у младших школьников с применением метода сказкотерапии представлены в Приложении 1.
Проанализируем данные, полученные в результате повторного тестирования детей, прошедших психологическую коррекцию методом сказкотерапии. Участниками стали 8 мальчиков и 7 девочек в возрасте 9-10 лет, которые продемонстрировали низкий уровень школьной адаптации и самооценки в результате констатирующего эксперимента.
По результатам повторного тестирования методикой «Лесенка» участников, прошедших коррекционную программу, были получены следующие результаты (рис. 1).
Факторы самооценки
14
Низкий до Низкий после Средний до Средннй после Высокий до Высокий после
■ Сила ■ Активность ■ Оценка
Рисунок 1. Результаты исследования самооценки прошедших коррекцию респондентов по факторам методики «Лесенка» в сравнении с данными констатирующего эксперимента.
Согласно данным, представленным на рисунке 1, оценки респондентов своих качеств, относящихся к факторам-компонентам их самооценки, после проведения с ними коррекци-онной работы, нормализовались. В ходе констатирующего эксперимента по факторам «Сила» и «Активность» 6 человек демонстрировали низкие показатели, 9 человек - средние, высоких баллов не наблюдалось. По фактору «Оценка» низкие показатели продемонстрировали 5 респондентов, средние - 10, высоких не наблюдалось. Повторные измерения, проведенные по окончании формирующего эксперимента, показали увеличение количества средних показателей по данным факторам - 12 человек продемонстрировали их по фактору «Сила», 9 по фактору «Активность» и 8 по фактору «Оценка». Появились высокие показатели по каждому фактору - 3 респондента высоко оценили фактор «Сила», б человек - фактор «Активность» и 7 человек - фактор «Оценка». Низких показателей по результатам формирующего эксперимента не обнаружено ни по одному фактору.
Результаты повторного тестирования с помощью методики «Проба Де Греефе» представлены на рисунке 2.
16 14 12 10
8 6 4 2
0
15
15
0 0
До коррекции
После коррекции
Низкий ■ Средний
Рисунок 2. Результаты методики «Проба Де Греефе» до и после коррекционного воздействия.
Как видно из рисунка 2, все участники, прошедшие психологическую коррекцию методом сказкотерапии, ранее оценивали свои способности низко. Коррекционная программа помогла нормализовать их самооценку - все испытуемые, принявшие в ней участие, демонстрируют теперь средние показатели самооценки.
По методике «Дембо-Рубинштейна» результаты самооценки участников оказались такими же: ранее все 15 участников демонстрировали низкую самооценку, а после коррекционного воздействия уровень их самооценки стал адекватным.
Также по данной методике был повторно измерен уровень притязаний участников, прошедших коррекционную программу. Полученные данные представлены на рисунке 3.
Гнеушева О.В., Щербакова Т.Н.
Влияние сказкотерапии на адаптацию младших школьников
Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4, 33-51 коррекционная педагогика
Притязания участников 14
12
8
о
4 3 3 2
2 1 ■ ■-. _
До После
■ Заниженный ■ Норма Оптимальный Завышенный
Рисунок 3. Показатели уровня притязаний испытуемых до и после коррекционного воздействия по методике «Дембо-Рубинштейна».
Данные свидетельствуют об адекватизации оценки своих способностей и возможностей испытуемыми после прохождения коррекционной программы с применением метода сказкотерапии. До коррекционного воздействия уровень притязаний участников был разным - от заниженного до завышенного, но преобладал относительно нормальный, тогда как коррекция привела притязания большинства участников к оптимальному уровню.
Обобщённый уровень самооценки данных участников был низким - все 15 испытуемых демонстрировали низкие показатели оценки своих способностей по большинству измеряемых факторов. После коррекционного воздействия, общая картина самооценки участников позволяет причислить их к большинству детей в их классе - обладателям среднего уровня самооценки.
Целью коррекционного воздействия было повышение адаптации младших школьников, демонстрирующих низкий уровень данного фактора. Сравним данные констатирующего эксперимента с показателями, полученными в результате повторного тестирования (рис. 4).
16 15
9
6
0 0 0 0 0
До После ■ Низкий ■ Средний ■ Средний с внешней мотивацией Высокий
Рисунок 4. Сравнение показателей адаптации младших школьников, полученных в результате констатирующего эксперимента и повторного тестирования после коррекционного воздействия.
Согласно рисунку 4, все участники коррекционных мероприятий стали демонстрировать более высокую адаптацию к школе. Девять участников теперь обладают средним уровнем адаптации к школе - положительно относятся к школе, лучше понимают учебный материал, самостоятельно решают типовые задачи, более внимательны при выполнении заданий, поручений, указаний, но всё ещё требуют контроля, сосредоточиваются на материале по интересу, подружились со многими детьми в классе.
Ещё шестеро участников демонстрируют менее стабильный уровень адаптации, однако, более высокий, чем ранее - средний уровень с внешней мотивацией. Они проявляют интерес к школе, но скорее всего он обусловлен общением с друзьями и учителем. Им нравится скорее ощущение и атрибутика ученичества, их привлекают внеурочные занятия. Познавательные мотивы у этих детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Для проверки эффективности разработанной и проведенной нами коррекционной программы, необходимо сравнить данные, полученные в ходе констатирующего и формирующего эксперимента, с помощью критерия знаковых рангов Вилкоксона (Т-критерий Вилкоксона). Данный критерий позволяет установить значимость и направление изменений, произошедших с признаками, измеряемыми у одной и той же выборки до и после определенного воздействия. В нашем случае такими признаками являются школьная адаптация и самооценка, а воздействием - коррекционная программа, разработанная и проведенная нами.
По результатам данного анализа были установлены статистически значимые различия между данными участников коррекционной программы, полученными входе констатирующего и формирующего экспериментов по факторам, представленным в таблице 2.
Таблица 2
Результаты статистического анализа различий межлу показателями шкал в констатирующем
и формирующем экспериментах
Факторы Сила Асимпт. Знач. ,006 Результаты статистического анализа Положительные Отрицательные ранги ранги 9 0 Связи 6
Активность ,001 12 0 3
Оценка ,001 15 0 0
Самооценка
по методике «Проба ,000 15 0 0
Де Греефе»
Самооценка
по методике «Дембо- ,000 15 0 0
Рубинштейна»
Средний уровень самооценки ,001 15 0 0
Уровень адаптации ,001 15 0 0
Гнеушева О.В., Щербакова Т.Н.
Влияние сказкотерапии на адаптацию младших школьников
Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4, 33-51 коррекционная педагогика
Результаты статистической обработки данных подтверждают результативность проведенного коррекционного воздействия на адаптацию и самооценку младших школьников с помощью сказкотерапии. По всем трем факторам самооценки по методике «Лесенка» наблюдается высокая статистическая значимость изменений, зафиксированных у испытуемых. По данным факторам наблюдается положительная направленность изменений - отрицательные ранги отсутствуют, наблюдается от 3 до 6 связей и от 9 до 15 положительных рангов.
По показателям уровня самооценки по методикам «Проба Де Греефе» и «Дембо-Рубинштейна», а также по среднему уровню самооценки по всем примененным методикам наблюдается высокая статистическая значимость изменений с положительной направленностью сдвига - все ранги по данным факторам положительные.
Высокую статистическую значимость и положительную направленность сдвига демонстрируют и показатели уровня школьной адаптации участников коррекционной программы. По данному фактору также все ранги являются положительными.
Обсуждение результатов
Зарубежными авторами школьная адаптация определяется как готовность к обучению, выполнению обязанностей, требуемых школой и классом, способность устанавливать позитивные социальные отношения (Onder, Gulay, 2010). Среди процессов и явлений, сопровождающих адаптацию, зарубежные авторы выделяют позитивное взаимодействие учеников друг с другом и с учителями в классной и внеклассной деятельности, школьные успехи, социальное взаимодействие, интерес и комфорт (Birch, Ladd, 1997; Ladd, Birch, Buhs, 1999).
Важность своевременного формирования и коррекции адекватной самооценки у младших школьников обусловлена широким влиянием уровня самооценки на школьную адаптацию, а также риском формирования других психических отклонений, обусловленных неадекватной самооценкой (Бакушкина, Невзорова, 2020; Погосян, Медведева, 2019).
Э. В. Шелиспанская и Ю. Ю. Юдина утверждают, что адекватный уровень самооценки способствует установлению межличностных отношений с преподавателями и сверстниками, более уверенному осваиванию знаний и навыков, и ориентированию в пространстве школы, и в том числе формированию позитивного отношения к себе и школе (Шелиспанская, 2019).
В. А. Кудаева провела эмпирическое исследование взаимосвязи школьной адаптации и уровня самооценки первоклассников, и установила, что они связаны по эмоциональному компоненту (Кудаева, 2022). В связи с этим, мы можем полагать, что, при оказании коррекционного воздействия на детей с проблемами в школьной адаптации, необходимо уделить особое внимание адекватизации самооценки учеников.
О важности роли самооценки в адаптации также упоминает Т. В. Красникова. Среди детерминант высокого уровня адаптации она выделяет адекватную оценку своего положения, что является частным случаем самооценки (Красникова, 2020). И. Э. Басаран также утверждает, что более успешная психологическая адаптация ученика к школе происходит при преодолении трудностей и принятии себя (Basaran, 1994).
В психологической практике существует несколько техник для коррекционного воздействия на уровень самооценки детей младшего школьного возраста.
Э. Н. Заровняева и Т. А. Шергина в качестве метода психологической коррекции самооценки используют метод арт-терапии. Данный метод известен как междисциплинарный подход к решению различных поведенческих и эмоциональных проблем, черпающий знания как
из психологии и педагогики, так и из медицины и культурологии. Процесс коррекции особенностей поведения и эмоциональной сферы ребенка в арт-терапии происходит через его погружение в изобразительную деятельность. Данный метод также работает со страхами, тревожностью, и другими отрицательными эмоциональными проявлениями (Заровняева, Шергина, 2019).
С. В. Крюкова отводит главную роль в адекватизации самооценки детей младшего школьного возраста игровым методикам (Крюкова, 2019). Причем, важно разрабатывать и применять игры не по отдельности, а комплексно, выбирая игры на самонаблюдение, самоконтроль, и те из них, которые предусматривают активные действия детей. При этом игры моделируют ситуации, в которых ребенок обращает внимание на самого себя, оценивает себя, свои поступки и их последствия, отслеживая причинно-следственные связи и неэффективные стратегии. Однако на наш взгляд, в контексте самооценки как фактора школьной адаптации, этот метод не вполне подходит. Есть риск, что психологическая коррекция с применением только игровых методик повысит самооценку детей в сфере взаимодействия с одноклассниками, что вызовет повышение уровня адаптации лишь до среднего уровня с внешней мотивацией. Применение только игровых методик не сможет повысить именно учебную мотивацию и адаптацию к постоянному получению знаний и развитию навыков.
По нашему мнению, для коррекционного воздействия на самооценку детей младшего школьного возраста наиболее подходящим является метод сказкотерапии. Во-первых, он позволяет актуализировать и осознать проблемы и пути их решения доступным для ребенка языком (Киселева, 2006). В детстве у детей доминирует образное мышление. В связи с этим наиболее значимая информация для человеческого становления и социализации должна быть передана в детстве через какие-либо яркие образы. Вследствие этого, сказочные и мифологические истории становятся наилучшим способом передачи ребенку знаний об окружающем его мире.
Успешная адаптация призвана, в том числе, помочь ребенку установить здоровые социальные связи с одноклассниками и учителями. В результате всех этих процессов резко меняется образ жизни ребенка, что является самым настоящим кризисным периодом, приводящим к повышению тревожности, трудностям в управлении своим эмоциональным состоянием и неуверенности в себе (Damon, Lerner, Eisenberd, 2006; Эльконин, Венгера, 2007).
Результат прохождения ребенком процесса адаптации влияет на школьную успеваемость ребенка, на его поведение и участие во внеклассных мероприятиях, а также позволяет сформировать позитивное отношение к собственным компетенциям (Entwisle, Alexander, 1998).
Литература
Бакушкина, Е. О., Невзорова, М. С. (2020). Психолого-педагогическая коррекция самооценки
младших школьников. Наука и Образование, 3(2), 339. Бусловская, Л. К., Ковтуненко, А. Ю., Рыжкова, Ю. П. (2020). Эмоциональное состояние ребенка как критерий адаптации к новым социальным условиям. Современные проблемы науки и образования, 6, 53. Заровняева, Н. Э., Шергина, Т. А. (2019). Формирование адекватной самооценки у младших школьников посредством арт-терапии. В: Реализация ФГОС в начальной школе: инновационные подходы к организации образовательного процесса. Сборник трудов Республиканской научно-методической конференции (С. 181-183). Киров: Межрегиональный
Гнеушева О.В., Щербакова Т.Н.
Влияние сказкотерапии на адаптацию младших школьников
Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4, 33-51 коррекционная педагогика
центр инновационных технологий в образовании.
Киселева, М. Б. (2006). Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь.
Красникова, Т. В. (2020). Адаптация младших школьников к школе: факторы, уровни, показатели, этапы. Проблемы современного педагогического образования, 68-2, 434-437.
Крюкова, С. В. (2019). Развитие самооценки и самосознания младших школьников с умственной отсталостью. Проблемы педагогики, 3(42), 46-49.
Кудаева, В. С. (2022). Особенности адаптации к школе первоклассников с разным уровнем самооценки. Общество, 3-2(26), 55-59.
Погосян, А., Медведева, Н. И. (2012). Взаимосвязь адаптации младших школьников к учебной деятельности с типом детско-родительских отношений. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 7, 136-137.
Шелиспанская, Э. В., Юдина, Ю. Ю. (2019). Формирование адекватной самооценки воспитанников как фактор успешной адаптации к условиям обучения в суворовском военном училище. Вопросы науки и образования, 5(50), 206-212.
Эльконин, Д. Б., Венгера, А. Л. (1998). Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. М.: Педагогика.
Basaran, I. Е. (1994). Education psychology. Ankara: Kalem.
Birch, S. H., Ladd, G. W. (1997). The teacher-child relationship and children's early school adjustment. Journal of School Psychology, 35(1), 61-79. doi: https://doi.org/10.1016/S0022-4405(96)00029-5
Damon, W., Lerner, R. M., Eisenberd, N. (2006). Handbook of Child Psychology: Social, Emotional, and Personality Development. Hoboken: Wiley.
Entwisle, D. R., Alexander, K. L. (1998). Facilitating the transition to first grade: The nature of transition and research of factors affecting it. Elementary School Journal, 98(4), 381-397. doi: https://d0i.0rg/l 0.1086/461901
Ladd, G. W., Birch, S. H., Buhs, E. S. (1999). Children's social and scholastic lives in kindergarten: related spheres of influence? Child Development, 70(6), 1373-1400. doi: https://doi. org/10.1111/1467-8624.00101
Onder, A., Gulay, H. (2010). Reliability and validity study of the school adaptation teacher assessment scale for 5-6 aged children. International Online Journal of Educational Scienes, 2(1), 204-224.
References
Bakushkina, E. O., Nevzorova, M. S. (2020). Psychological and pedagogical correction of self-assessment in younger schoolchildren. Science and Education, 3(2), 339. (in Russ.).
Basaran, I. E. (1994). Education psychology. Ankara: Kalem.
Birch, S. H., Ladd, G. W. (1997). The teacher-child relationship and children's early school adjustment. Journal of School Psychology, 35(1), 61-79. doi: https://doi.org/10.1016/S0022-4405(96)00029-5
Buslovskaya, L. K., Kovtunenko, A. Yu., Ryzhkova, Yu. P. (2020). Psychological and pedagogical correction of self-assessment of younger schoolchildren. Modern problems of science and education, 6, 53. (in Russ.).
Damon, W., Lerner, R. M., Eisenberd, N. (2006). Handbook of Child Psychology: Social, Emotional, and Personality Development. Hoboken: Wiley.
Elkonin, D. В., Vengera, A. L. (2007). Features of mental development in 6-7-year-old children. M.: Pedagogika. (in Russ.).
Entwisle, D. R., Alexander, K. L. (1998). Facilitating the transition to first grade: The nature of transition and research of factors affecting it. Elementary School Journal, 98(4), 381-397. doi: https://d0i.0rg/l 0.1086/461901 Kiseleva, M. B. (2006). Art therapy in working with children: A guide for child psychologists, educators, doctors, and specialists working with children. St. Petersburg: Rech'. (in Russ.). Krasnikova, Т. V. (2020). Adaptation of junior schoolchildren to school: factors, levels, indicators,
stages. Problems of modern pedagogical education, 68-2, 434-437. (in Russ.). Kryukova, S. V. (2019). Development of self-esteem and self-awareness of younger schoolchildren
with mental retardation. Problems of Pedagogy, 3(42), 46-49. (in Russ.). Kudaeva, В. C. (2022). Features of adaptation to the school of first-grade students with different
level of self-assessment. Society, 3-2(26), 55-59. (in Russ.). Ladd, G. W., Birch, S. H., Buhs, E. S. (1999). Children's social and scholastic lives in kindergarten: related spheres of influence? Child Development, 70(6), 1373-1400. doi: https://doi. org/10.1111/1467-8624.00101 Onder, A., Gulay, H. (2010). Reliability and validity study of the school adaptation teacher assessment scale for 5-6 aged children. International Online Journal of Educational Scienes, 2(1), 204-224. Poghosyan, A., Medvedeva, N. I. (2012). The correlation of younger schoolchildren's adaptation to educational activities and the type of child-parent relations. International Journal of Applied and Fundamental Research, 7, 136-137. (in Russ.). Shelispanskaya, E. V., Yudina, Yu. Yu. (2019). Formation of adequate self-esteem level of students as a factor of successful adaptation to the conditions of study at the Suvorov military school. Questions of Science and Education, 5(50), 206-212. (in Russ.). Zarovnyaeva, N. E., Shergina, T. A. (2019). Formation of reasonable self-esteem in younger schoolchildren through art therapy. In: Implementation of the Federal State Educational Standard in Primary School: Innovative Approaches to the Organization of the Educational Process. Collection of proceedings of the Republican Scientific and Methodological Conference (pp. 181-183). Kirov: Interregional Center for Innovative Education Technologies, (in Russ.).
Информация об авторах Оксана Владимировна Гнеушева - студент магистратуры. Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Татьяна Николаевна Щербакова - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и консультативной психологии, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Author Information
Oksana Vladimirovna Gneusheva - master student, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation.
Tatiana Nikolaevna Shcherbakova - Dr. Sci. (Psychology), Professor, Professor of the Department of General and Counseling Psychology, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation.
Информация о конфликте интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Гнеушева О.В., Щербакова Т.Н.
Влияние сказкотерапии на адаптацию младших школьников
Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4, 33-51 коррекционная педагогика
Приложение 1
Конспекты занятий программы психологической коррекции школьной адаптации у младших школьников с применением метода сказкотерапии
№ П.П. Тема Цели/содержание; № занятия
«Я» (№1)
Вступительная часть Повторное представление психолога перед детьми, установление правил группы в игровой форме.
Приветствие «Представься с помощью куклы» Снять напряжение и неуверенность, позволить детям лучше узнать друг друга.
Чтение «Сказка о вороненке» О. В. Хухлаева Сохранение психологического здоровья; дать ребенку почувствовать свою значимость; умение сотрудничать.
• Вспомни, что почувствовал вороненок, когда мама сказала, что ему пора летать?
Рефлексия сказки • Как ты думаешь, вороненок хотел летать? • Чего он боялся? Почему Вороненок все-таки полетел? • Хочется ли тебе измениться? В чем?
Игра «Здравствуй, сосед!» Научить детей правилам самоконтроля, приемам сопоставления своих действий с образом; способность развитию координации сложных движений.
Завершающее упражнение «Карусель» Подведение итогов занятия, сплочение участников.
«Моя самооценка» (№2)
Приветствие «Комплимента Способствовать повышению уверенности в себе.
«Какой я?» Продолжать упражнять детей принимать себя таким какой есть.
Чтение «Медвежонок и баба Яга» О. В. Хухлаева Развитие уверенности в себе; создание положительного настроя; помогать детям преодолевать свои страхи.
Рисование «Моя Баба Яга» Формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение; развивать фантазию и творческие способности.
Рефлексия • Кого ты нарисовал? • Какая у тебя баба Яга добрая или злая? • Вспомни, а как медвежонок справился со страхом? • Что ему помогло? • Почему Баба Яга превратилась из злой в добрую?
Завершающее упражнение «Телефон эмоций» Завершить занятие на дружественной ноте, формировать основы эмоционального интеллекта.
«Я и лругие» (№3)
Приветствие «Кидаемся добротой» Способствовать доброжелательной атмосфере, научиться проявлению доброты, наладить позитивное взаимодействие.
Чтение «Гномик» О. В. Хухлаева Сохранение психологического здоровья; умение понимать чувства других людей; умение сотрудничать.
Рефлексия сказки • Почему мама отругала гномика? • Была ли она права? • За что гномик обиделся на маму? • Обиделся бы ты на его месте? • Зачем гномик простил маму? • Мог бы он этого не делать? • Что бы тогда было?
Рисование по 4 человека «Три поросенка» Создание доброжелательной атмосферы на занятиях; повышение самооценки; стимулирование творческого самовыражения.
Рефлексия • Нравится ли тебе ваш совместный рисунок? • Трудно было рисовать вчетвером? • Как вы распределяли, что будете рисовать? Если вам предложат рисовать вместе. Вы выберите такое задание? Почему?
Завершающее упражнение «Подарок» Положительное завершение занятия, сплочение участников.
Гнеушева О.В., Щербакова Т.Н.
Влияние сказкотерапии на адаптацию младших школьников
Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4, 33-51 коррекционная педагогика
«Я и лружба» (№4)
Приветствие «Эстафета дружбы» Укрепить дружеские отношения между участниками, настроить участников на позитивный лад.
Упражнение «С кем я дружу». Снятие психоэмоциональных барьеров; установление доброжелательной обстановки для общения
Чтение «Маленький медвежонок» О.В.Хухлаева Помочь найти внутренние ресурсы для преодоления потребительского отношения к окружающим.
• Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть?
Рефлексия сказки • Почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить? • Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами? • Что бы ты еще ему посоветовал сам?
Рисование «Мои друзья» Развитие творческого воображения, оригинальности мышления; воспитание жизнерадостного отношения к миру.
• У тебя много друзей?
Рефлексия • Иметь друга — это хорошо или плохо? • А ты можешь стать хорошим другом? • Что для этого нужно?
Завершающее упражнение «Ты мне нравишься, потому что...» Упражнение способствует повышению самооценки, адекватному самовосприятию, применению навыков делать и принимать комплименты, уважению друг к другу.
«Я и школа» (№5)
Приветствие «Животные в волшебных сказках» Помочь детям овладеть элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образом.
Чтение «Создание лесной школы» Панфилова М. А. Сформировать познавательную мотивацию и интерес к школьным мероприятиям, урокам.
Рисование «Лесная школа». Закрепление представлений о школе, развитие творческих способностей
Игра «Пилим» Объяснить детям, насколько важно стремление к школе, умение писать; научить детей рассказывать о событиях своей жизни, своих мечтах, планах на будущее
• Какое задание тебе понравилось больше всего или меньше?
Рефлексия • Нравишься ли ты себе? Почему? • Как ты себя чувствуешь сейчас? • Какое у тебя настроение?
«Я - учению) (№6)
Приветствие «Путаница имен» Создать положительный эмоциональный фон. Развивать внимание, память. Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.
Сказка о царевне Любе, которой не хотелось учиться Формирование интереса к учебе, демонстрация позитивных сторон учебы
• Почему Любе не нравилось учиться?
• Может быть, есть еще причины, о которых не написано в сказке?
Рефлексия сказки • Перечисли все, что сказал Любе Великий учитель. Подумай над каждой мыслью из четырех. Как ты себе ее понимаешь? • Согласен ли ты с ней? • Что бы ты сказал Любе на месте Великого учителя?
Рисование «Страна Знаний» Создание доброжелательной атмосферы на занятиях; повышение самооценки; стимулирование творческого самовыражения.
• Опишите, что вы нарисовали?
Рефлексия • Трудно было рисовать страну Знаний? • У вас все задуманное получилось? • Хотели бы еще получать такие задания?
Игра «Веселые звуки» Развивать стремление к новым знаниям; помочь глубже узнать окружающее; научить детей интонационно выделять гласные звуки в слове.
Гнеушева О.В., Щербакова Т.Н.
Влияние сказкотерапии на адаптацию младших школьников
Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4, 33-51 коррекционная педагогика
«Я люблю учиться» (№7)
Приветствие «Способы приветствий» Способствовать развитию взаимопонимания между детьми, развивать познавательный интерес.
Игра «Медведь Мишенька» Цель: сформировать стремление к новым знаниям; научить способам установления речевых контактов со взрослыми.
Чтение «Котенок Маша» Найти способы преодолеть трудности обучения в школе; снизить стрессовые реакции на посещение занятий.
• Зачем котенку Маше понадобилось Знание?
Рефлексия сказки • Перечисли горы, про которые рассказывала Яга. В чем смысл каждой из них? Тебе приходилось с ними встречаться? • Перечисли все подсказки. Что значит каждая из них? Как их можно использовать в жизни? Как ты думаешь, что дальше случилось с котенком? Согласен ли ты с тем, что интересно и радостно много знать? Если да, то почему?
Завершающее упражнение «Хорошие новости» Подвести итоги занятия, вспомнить позитивные моменты
«Я умею учиться» (№8)
1. Игра-приветствие «Доброе утро» Настроить детей на сотрудничество, взаимодействие, развивать дисциплину в классе.
Чтение «Шустрик и Обжорик» Сформировать здоровое отношение к неудачам, побудить детей к продолжению обучения без страха получить плохую оценку снова.
Рефлексия сказки Почему Обжорик, получая плохие оценки, отличился, а Шустрик — наоборот? Что сказала Ежиха про оценки, согласен ли ты с ней?
Чтение «Сказка по кругу» Дети сочиняют сказку на тему: мой класс, добавляя каждый 2-3 предложения. Цель: сплочение детского коллектива; научить детей выражать свои замыслы доходчиво и понятно для окружающих; развитие памяти и воображения.
Рисование {(Что я возьму с собой в школу» Развитие интереса к школе, творческого воображения, оригинальности мышления; стимулирование творческого самовыражения.
Рефлексия • Для чего нужны школы? • Что ученики делают в школе? • Тебе хочется в школу?
Игра «Дровосек» Помочь детям осознать свои умения; рассказать о необходимости укрепления здоровья, оздоровительных упражнений; развивать правильное речевое дыхание.
Завершающее упражнение ((Рука дружбы» Закрепить хорошие отношения между участниками, подвести итоги работы, завершить коррекционную программу на позитивной ноте.