Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. Специальный выпуск. С. 123-132.
УДК 159.99
СКАЗКОТЕРАПИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ, ВЫЗВАННЫХ ИНТЕРНЕТ-КОНТЕНТОМ
Елагина М. Ю., Коленова А. С.
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
Е-mail: [email protected]
В научной литературе достаточно подробно описано значимость эмоциональной сферы для детей младшего школьного возраста, но при этом, стоит учитывать, что современная включенность детей в различный Интернет-контент вносит свои коррективы. С нашей точки зрения, последствия эмоционального восприятия негативного интернет-контента младшими школьниками исследованы достаточно фрагментарно, в то же время с практической точки зрения, психологи достаточно часто отмечают возрастание тревоги, возникновение фобий и нервных тиков у младших школьников, что естественно накладывается на возрастной и личностные кризисы. В статье описаны исследования особенностей проявления страха у детей, после просмотра негативного интернет-контента, а также последующая динамика трансформации страхов под влиянием психокоррекционых мероприятий методом сказкотерапии.
Ключевые слова: младшие школьники, страхи, интернет, негативный контент, кибербуллинг, тревожность.
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом детские психологи все чаще встречаются с проблемами устойчивого ощущения тревожности и проявления страхов у детей младшего школьного возраста, а также на возрастание жалоб на нервную возбудимость, тики и проявление фобий, которые связаны с риском сопутствующих психических расстройств и социальных и академических нарушений [1].
В качестве негативного Интернет-контента, влияющего на эмоциональную сферу младшего школьника, мы можем выделить: сайты содержащий неприемлемый контент (призывы к суициду, сцены насилия, пропаганда вредных привычек, порнография, опасные диеты и т.д.); эмоционально заряженный контент (Хоррор-шутеры, жестокие видео игры и т.п.) [2].
Современная наука не может игнорировать, что возраст Интернет-пользователей стабильно уменьшается, а значит - возрастные границы вовлеченности в виртуальную реальность все расширяются. В многочисленных исследованиях установлено, что длительная сетевая активность может приводить к появлению разнообразных форм психологических зависимостей пользователя [3].
В тоже время, младшие школьники встречаются в Сети с внушаемыми страхами, в виде гнева, угроз в отношении ребенка, являются причинами проявления детских страхов. Свидетельством внушаемых страхов в сети является кибербуллинг. Кибербуллинг заключается в распространении конфиденциальной
123
информации, отправке сообщений с угрозами или оскорблениями, распространение слухов и ложной информации о человеке или намеренное исключение его из онлайн-коммуникации. Таким образом, младший школьник сталкивается с новым для себя вызовом, видом страха и чувствует себя не защищенным [4]. В работах ученых отмечается, что основные страхи детей обусловлены возрастными особенностями, исходя из этого, страхи имеют временной характер [5].
Младший школьный возраст — это возраст, когда пересекаются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивными, более чувственными формами страха являются непосредственно страх, как аффективно воспринимаемая угроза жизни, тогда как социальные формы страха являются ее интеллектуальной обработкой [6].
При этом, символизация страха является возрастной характеристикой младшего школьника. Зачастую в этом возрасте образы страха являются символами, преломляющимися в психике ребенка за счет функции знаково-символической [7]. Так, страхи, основанные на личном опыте и вдохновленные другими, добавляются к формам страха, которых нет в индивидуальном опыте. Таким образом, мы видим, что возрастающий интерес к эмоционально-значимому Интернет-контенту у детей младшего школьного возраста и невозможность родителей отсеивать негативную информацию, поступающую через гаджеты, приводит к возрастанию тревожности и переживаниям страха, с которыми самостоятельно справится они уже не могут [8].
У детей с определенным уровнем тревоги отношение к себе формируется как слабое и неумелое. В свою очередь это вызывает общее отношение к неуверенности в себе. Неуверенность в себе является одним из проявлений низкой самооценки. Возникает внутренний конфликт — это столкновение позиций сознания и установок в бессознательной сфере психики. Ребенок боится ошибиться, он не уверен в себе. Внутренний конфликт порождает беспокойство и депрессию [9]. Метод сказкотерапии представляется нам, как самый доступный и понятный для детей данного возраста, вызывает наименьшее сопротивление во время проведения комплекса психокоррекционных мероприятий [10].
Учитывая все вышесказанное, мы поставили перед собой задачу исследовать эффективность психокоррекционной работы методом сказкотерапии со страхами, вызванными негативным интернет-контентом у детей младшего школьного возраста [11].
Цель статьи - описать социальную и психологическую значимость влияния Интернета на формирование страхов ребенка, также нами представлены результаты исследования особенностей эмоционального восприятия негативного Интернет-контента и эффективности последующей психокоррекционной работы.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Исследование было проведено после получения этического одобрения представителей администрации школ (баз исследований) и письменных согласий родителей учеников.
Исследование проводилось в несколько этапов: 1 - диагностический этап -февраль 2022 года (проводилось анкетирование респондентов и обработка
124
результатов), 2 - коррекционный этап - март-апрель 2022 года (проводились психокоррекционные мероприятия), 3 - послекоррекционный этап - май 2022 года (проводилось повторное анкетирование респондентов с целью подтверждения эффектианости психокоррекционных мероприятий).
Эмпирическим объектом выступили 100 учащихся в начальных школах г. Ростова-на-Дону. Возраст испытуемых от 7 до 9 лет (из них 48 мальчиков и 52 девочки).
Методы исследования:
1. Наблюдение и анкетирование;
2. Проективная методика "Рисунок несуществующего животного" М. З. Дукаревич;
3. Проективная методика "Выбери нужное лицо" Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки;
4. Методика изучения детских страхов "Страхи в домиках" А. Захаров и М. Панфилова;
5. Статистическая обработка данных (U-критерия Манна-Уитни) была проведена с использованием Microsoft Excel 7.0 и SPSS (версия 22.0).
На начальном этапе диагностики был осуществлён метод наблюдения. Наблюдение являлось выборочным, так как исследовались определенные параметры поведения ребенка, на занятиях и вне занятий, а именно:
- поведение на уроке;
- действие, при затруднении выполнения какого-либо занятия;
- боится сделать что-то неправильно, допустить ошибку;
- ответы на вопросы учителя (речь очень быстрая, торопливая, затрудненная, тихим голосом);
- манипуляции с чем-либо при ответе на уроке (теребит руками одежду, манипулирует каким-либо предметом);
- поведение на перемене.
На втором этапе было проведено собеседование с младшими школьниками, проявившими наиболее тревожащие результаты. В дальнейшем исследовании остались те дети, которые при личном собеседовании поделились, что изначальными причинами их страхов стали:
1- герои страшных сериалов/игр/мультиков (они боятся героев, о которых узнали в Интернете);
2 - имели опыт неприятного общения в социальных сетях (обещали найти и пожаловаться их родителям, обзывали и угрожали - кибербуллинг);
3 - стали бояться привычных вещей: темноты/заходить за угол/прибывать в неизвестном месте (на основе выводов, сделанных после прохождения хоррор-шутеров).
Также были выявлен и суммарный эффект, когда младшие школьники описывали различные активности в сети Интернет как устрашающие. Распределение у респондентов описанных выше причин страхов представлено в таблице 1.
125
Таблица 1
Субъективные причины страхов младших школьников, связанных с
Интернет-контентом
Наименование Интернет-контента Респонденты мальчики, кол-во человек Респонденты девочки, кол-во человек
Страшные мультфильмы (устрашающие мульт-персонажи) 31 45
Сюжеты в Аниме (иллюстрирующие насилие) 12 24
Компьютерные/сетевые игры 16 4
Резкие звуки/смена сюжета в хоррор-шутерах 4 1
Переписка в комментариях в социальных сетях (угрозы) 9 12
Переписки в группах класса, кружках и т.д. (мессенджеры) 6 35
Также для эмпирического и статистического подтверждения полученных результатов по методу наблюдения и последующего отбора исследуемой выборки, была проведена проективная методика "Рисунок несуществующего животного" М. З. Дукаревич. Таким образом, нами были выявлены дети с наличием тревожности, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Наличие тревожности у детей младшего школьного возраста по итогам наблюдения и результатам методики М. З. Дукаревич.
126
Таким образом, в дальнейшем экспериментальном исследовании приняло участие 100 младших школьников, эмоционально воспринявших негативный Интернет-контент и испытывающие в последствии страх и тревогу.
В связи с тем, что для детей младшего школьного возраста ведущим видом мыслительного процесса является наглядно-образное мышление, то для психокоррекционной работы мы выбрали метод сказкотерапии.
После первого этапа диагностики, на основе полученных данных на наличие тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста была проведена коррекционная работа.
Основным методом, по данной программе является метод сказкотерапии.
Программа рассчитана на 2 месяца - 12 часов за весь период коррекции (2 часа в неделю).
Основные цели программы - способствовать снижению уровня страха; обучить распознанию и описанию своих чувств и чувств других людей.
Шаг 1 - разминка (дети вспоминают, когда им бывало страшно в темноте);
Шаг 2 - работа со сказкой «увлекательная страна Темноландия». Дети слушают сказку, в которой изначально страшная темнота скрывает невероятный и интересный мир.
Шаг 3 - участники группы рисуют и обсуждают прослушанную сказку.
Далее представим сравнительный анализ тревожности до и после психокоррекционного воздействия.
Для фиксирования динамики уровня тревожности мы использовали методику Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен "Выбери нужное лицо", которая является наиболее применимой для испытуемых исследуемого возраста. Результаты тестирования представлены на рисунке 2.
80
Высокий уровень
71
46
1
28
1
| До коррекцноннон работы
После коррекцноннон работы
Средний уровень
тревожности тревожности
Рис. 2. Результаты показателя Индекса тревожности (Методика тест тревожности
Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
127
На диаграмме показано, что 71% из детей младшего школьного возраста, которые участвовали в тестировании в начале, имеют высокий уровень тревожности, а 28% имеют средний уровень тревоги. В то же время, низкого уровня тревожности у детей по тестированию не было выявлено.
После проделанной коррекционной работы показатели в конце учебного года изменились. Высокий уровень тревожности наблюдался у 46% детей, средний уровень тревожности наблюдался у 53% детей. Низкий уровень тревожности у детей так же не был выявлен.
Таким образом, можно сказать о том, что к концу учебного года страхи детей значительно уменьшились и после коррекционной работы высокий уровень тревожности уменьшился на 25%, а средний уровень тревожности, наоборот, повысился на 25%. Так, коррекционная работа способствовала ослаблению тревожности у детей младшего школьного возраста, но не полному ее исчезновению, что говорит о тенденциях к снижению тревожности в исследуемой группе.
Далее сравним результаты двух зависимых групп по тесту «Страхи в домиках» А. Захаров и М. Панфилова. Результаты исследования позволили получить представление о выраженности тех или иных страхов в рассматриваемой выборке. Было выявлено 22 типа выраженных страхов учащихся младшего школьного возраста. Большинство детей имеют наиболее сильные страхи: страх смерти (93%), страх наказания (84%), страх опоздать в школу (78%), страх темноты (57%), страх нападения (51%). Наименьшие показатели имеют такие страхи как: страх сделать что-то не так (37%) и страх одиночества (32%). Результаты тестирования представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Характеристика страхов (Методика «Страхи в домиках» А. Захаров и М.
Панфилова).
128
Статистический анализ показателей средних значений по методике «Страхи в домиках» А. Захаров и М. Панфилова позволил утверждать, что выявленные нами результаты достоверны и показал, что после проведённой коррекционной работы характер проявления страхов у детей значительно изменился (U<0,01).
Таким образом, наиболее выраженным страхом у детей до и после коррекционной работы является страх смерти. До коррекционной работы страх смерти составлял 93%, после коррекционной работы он снизился на 11% и составляет 84%. По результатам можно заметить, что после коррекционной работы значительно снизился страх опоздать в школу. До коррекционной работы этот страх составлял 78%, после коррекционной работы он снизился на 16% и составляет 62%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интернет-ресурсы становятся наиболее востребованными среди юных пользователей, в возрастные границы вовлеченности в виртуальную реальность все расширяются [12]. В многочисленных исследованиях А.Е. Войскунский, Б.М. Величковский, B.C. Ротенберг, Ю.Д. Бабаева, Л.В. Черемошкина, О.Н. Арестова, О.В. Смыслова, А.Е. Жичкина, B.A. Лоскутова, К. Янг, И. Голдберг, М. Орзак, Р.К. Роджерс, Дж. и др. установлено, что длительная сетевая активность может приводить к появлению разнообразных форм психологических зависимостей пользователя [14, 15, 16].
При этом, довольно мало встречается исследований относящих возникновение страхов с негативным интернет-контентом. Так, по мнению К. Изарда источниками страхов в младшем школьном возрасте принято считать инстинктивную настороженность, личный тяжелый опыт, влияние социальной среды [17]. А. И. Захаров подразумевает, что основные страхи детей обусловлены возрастными особенностями, исходя из этого, страхи имеют временной характер [18, 19, 20]. А. Маслоу, представитель концепции гуманистической психологии, предположил, что существует связь между причинами страха и разочарованием необходимости безопасности, которая препятствует самореализации личности. А ребенок, склонный к такому состоянию, постоянно пребывает в настороженном и подавленном настроении и испытывает трудности при контакте с внешним миром, который он воспринимает как враждебный [21]. В свою очередь Л. П. Баданина рассматривала различия по ряду эмоциональных состояний у мальчиков и девочек. У мальчиков ниже показатели тревожности, нежели чем у девочек. Так же у девочек в начальной школе в большей степени, чем у мальчиков отмечается неустойчивость настроения, грусть, застенчивость, плаксивость. А вот у мальчиков в возрасте семи лет преобладает межличностная тревожность и появляется гиперактивность, агрессивность [22]. Представленные данные, по мнению А. Венгера, показывают необходимость в данной ситуации психологу и социальному педагогу проводить профилактику, раннюю диагностику и исправлять существующие страхи [23].
Существуют исследования, иллюстрирующие как высокая пользовательская активность детей сочетается с их слабой осведомленностью об опасностях Интернет-пространства и способах их избегания или преодоления, в связи с чем очевиден риск попадания детей в небезопасные ситуации [24].
129
Особенное внимание исследователей, в последнее время, привлекает феномен -кибербуллинг. Он включает в себя использование электронной почты, мгновенных сообщений, веб-страниц, блогов, форумов и чатов, MMS- и SMS- сообщений, онлайн-игр и других информационных технологий коммуникации [25]. Немного менее изученной является тема влияния общения школьников в мессенждерах, так было показано, что встречаются случаи, когда специально создаются чаты, где одноклассники в целях развлечения публикуют подобные рейтинги и комментарии, часто грубые и неприятные, например, «Худшая парочка класса». При этом они пользуются высокой популярностью, так как дети посещают их для того, чтобы проверить, не стали ли сами очередным объектом клеветы и злобного развлечения знакомых [26].
Подобная зависимость от мнения других проявляется и в другом психологическом эксперименте, который показал, что исключение из Интернет-сообщества снижает самооценку участника и способствует тому, что в следующем сообществе он начинает вести себя более конформно.
Таким образом, мы можем говорить о том, что результаты наши исследования соответствуют общим тенденциям исследований влияния Интернет-контента на психологические особенности детей.
Анализ данных, полученных в ходе исследования, позволяют утверждать, что существует взаимосвязь между показателями уровня тревожности и уровнем страха. Параллельно доказано, что при уменьшении показателей страха, снижается показатель уровня тревожности. Реализованное эмпирическое исследование статистически подтвердило гипотезу о том, что коррекционная работа, направленная на преодоление страхов младших школьников будет эффективна, при использовании метода сказкотерапии.
Так же стоит отметить субъективную положительную обратную связь от родителей и педагогов детей, участвовавших в эксперименте. В итоге проведения групп дети стали более активны на занятиях, менее тревожны в общем, и намного увереннее в общении с другими.
Таким образом, психологическая коррекция страхов у детей младшего школьного возраста, вызванная эмоциональным восприятием негативного интернет-контента, посредством метода сказкотерапии доказала свою достаточно высокую эффективность.
Список литературы
1. Freidl E.K. Assessment and treatment of anxiety among children and adolescents / E.K. Freidl, O.M. Stroeh, R.M. Elkins, E. Steinberg, A.M. Albano, M. Rynn // Focus (Am Psychiatr Publ). - 2017. № 15 (2). - P. 144-156. doi: 10.1176/appi.focus.20160047
2. Valkenburg P.M., Plugged in How Media Attract and Affect Youth / P.M. Valkenburg, J. T. Piotrowski // Yale University Press New Haven and London. - 2017. - 328 p. ISBN 978-0-300-21887-9
3. Абраменкова В.В. Психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В.В. Абраменкова// Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 3-16.
4. Блонский П.П. Психология младшего школьника /П.П. Блонский// Воронеж. - 2016. - 632с.
5. Aike V. D. Fear. Anxiety and anxiety. Comp. and commonly. / Ed. Astapova V.M. // St. Petersburg. -2016. - 230 p.
130
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович // Москва. - 2008. -398 с.
7. Вайнер М.Э. Дети. Школа, Эмоции / М.Э. Вайнер // Москва. - 2014. - 137 с.
8. Венгер A. Л. Психологическое обследование младших школьников / A. Л. Венгер, Г.А. Цукерман // Москва. - 2015. - 159 с.
9. Carleton R.N. Fear of the unknown: One fear to rule them all. / R.N. Carleton //Journal of Anxiety Disorders. - 2016. - №41. - Рр. 5-21.
10. Vayzman N. P. Rehabilitation pedagogy / N. P. Vayzman // M.: PA "Stator". - 2002. - 160 p.
11. Chistyakova M. I. Psycho-gymnastics / Ed. M.I. Buyanova // M.: Education: VLADOS. - 2018. - 160 p.
12. Kendall F. Psychotherapy for children and adolescents / F. Kendall // St. Petersburg. - 2002. - 432 р.
13. Rosenberg M. Global Self-Esteem and Specific Self-Esteem: Different Concepts, Different / M. Rosenberg, C. Schooler, C. Schoenbach and F. Rosenberg // American Sociological Review. - 1995. - № 60 (1). - pp. 141-156 https://doi.org/10.2307/2096350
14. Raymond P. Virtual worlds and social networking: Reaching the millennials [электронное издание] / P. Raymond // Journal of Technology Research. - 2010. - №2. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/267936120_Virtual_worlds_and_social_networking_Reaching_the_mill ennials
15. Додонов Б. И. В мире эмоций / Б.И. Додонов // Киев. - 2011. - 214 с.
16. Запорожец А.В. Функции и структура эмоциональных процессов у ребенка / А.В. Запорожец //. -Москва. - 2007. - 429 с.
17. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров // СПб. - 2010. - 135 с.
18. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров // Москва. - 2016. - 112 с.
19. Захаров, А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А.И. Захаров // СПб. - 2015. - 128 с.
20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин // СПб. - 2013. - 784 с.
21. Ларченко Н. А. Учебный словарь по психологии / Н.А. Ларченко // Ростов-на-Дону. - 2012. - 213 с.
22. Прихожан A.M. Тревожность у детей: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан // Москва. - 2016. - 304 с.
23. Шишова Т.Л. Страхи — это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов / Т.Л. Шишова // М.: Искатель. - 2017. - 104 с.
24. Isard K. Psychology of emotions / K. Isard // St. Petersburg. - 2007. - 464 p.
25. Levis S. Child and stress / S. Levis // St. Petersburg. - 2016. - 208 p.
26. Vilnius V.K. Psychology of emotional attitude / V.K. Vilnius// M., Education. - 2015. - 245 p.
FAIRY TALE THERAPY IN THE CONTEXT OF OVERCOMING CHILDREN'S FEARS CAUSED BY INTERNET CONTENT
Elagina M. Yu., Kolenova A. S.
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation E-mail: [email protected]
The scientific literature describes in sufficient detail the significance of emotional spheres for children of primary school age, but at the same time, the current involvement of children in various Internet content makes its own adjustments. Unfortunately, parents, relatives, and teachers cannot guarantee a child's online security. From our point of view, the consequences of emotional perception of negative Internet content by younger schoolchildren are studiedbi rather fragmentally, while from a practical point of view, psychologists often note an increase in anxiety, phobias and nervous tics in younger schoolchildren, which naturally overlaps with age and personal crises. We have attempted to describe социальную the social and psychological significance of the influence of the Internet on the formation of a child's fears, and we have presented the results of a study of
131
the features of emotional perception of negative Internet content and the effectiveness of subsequent psychocorrective work.
The empirical object was 100 students in primary schools in Rostova-on-Don. The age of the subjects is from seven to 9 years (of which 48 boys and 52 girls). The study was conducted after completing the school adaptation period (diagnostic stage-February 2022 years, correctional stage-March-April 2022, post-correction stage-May 2022 years).
The article describes studies of the features of fear manifestation in children after viewing negative Internet content, as well as the subsequent dynamics of fear transformation under the influence of psychocorrection measures using fairy-tale therapy. Statistically significant efficiency of work with fears that arose after the emotional perception of negative Internet content by children of primary school age is shown.
Keywords: primary school-aged children, fears, Internet, negative content, cyberbullying, anxiety.
References
1. Freidl E.K. Assessment and treatment of anxiety among children and adolescents, Focus (Am Psychiatr Publ), 15(2), 144 (2017). doi:10.1176/appi.focus.20160047
2. Valkenburg P.M., Plugged in How Media Attract and Affect Youth, 328 p. (Yale University Press New Haven and London, 2017). ISBN 978-0-300-21887-9
3. Abramenkova V.V. Psychology of childhood in the context of the development of child relations in the world, Questions of psychology, 1, 3 (2002).
4. Blonsky P. P. Psychology of a junior school student, 632 p. (Voronezh, 2016).
5. Aike V. D. Fear. Anxiety and anxiety. Comp. and commonly, edited by V.M. Astapova, 230 p. (St. Petersburg, 2016).
6. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood, 398 p. (Moscow, 2008).
7. Weiner M.E. Children. School, Emotions, 137 p. (Moscow, 2014).
8. Wenger A. L. Psychological examination of junior schoolchildren, 159 p. (Moscow, 2015).
9. Carleton R.N. Fear of the unknown: One fear to rule them all, Journal of Anxiety Disorders, 41, 5 (2016).
10. Vayzman N. P. Rehabilitation pedagogy, 160 p. (M.: PA "Stator", 2002).
11. Chistyakova M. I. Psycho-gymnastics, 160 p. (M.: Education: VLADOS, 2018).
12. Kendall F. Psychotherapy for children and adolescents, 432 p. (St. Petersburg, 2002).
13. Rosenberg M. Global Self-Esteem and Specific Self-Esteem: Different Concepts, Different, American Sociological Review, 60(1), 141 (1995). https://doi.org/10.2307/2096350
14. Raymond P. Virtual worlds and social networking: Reaching the millennials [electronic edition], Journal of Technology Research, 2 (2010). - access mode: https://www.researchgate.net/publication/267936120_Virtual_worlds_and_social_networking_Reaching_the_milI ennials
15. Dodonov B. I. In the world of emotions, 214 p. (Kiev, 2011).
16. Zaporozhets A.V. Functions and structure of emotional processes in a child, 429 p. (Moscow, 2007).
17. Zakharov A. I. Day and night fears in children, 135 p. (SPb, 2010).
18. Zakharov A. I. How to overcome fears in children, 112 p. (Moscow, 2016).
19. Zakharov A. I. How to help our children get rid of fear, 128 p. (St. Petersburg, 2015).
20. Ilyin E. P. Emotions and feelings, 784 p. (St. Petersburg, 2013).
21. Larchenko N. A. Educational dictionary of psychology, 213p. (Rostov-on-Don, 2012).
22. Prikhozhan A. M. Anxiety in children: psychological nature and age dynamics, 304p. (Moscow, 2016).
23. Shishova T. L. Fears are serious. How to help a child get rid of fears, 104 p. (M.: Iskatel, 2017).
24. Isard K. Psychology of emotions, 464 p. (St. Petersburg, 2007).
25. Levis S. Child and stress, 208 p. (St. Petersburg, 2016).
26. Vilnius V.K. Psychology of emotional attitude, 245 p. (M., Education, 2015).
132