Научная статья на тему 'Этапы и способы коррекции страхов в младшем школьном возрасте'

Этапы и способы коррекции страхов в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1732
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
страх / дети младшего школьного возраста / коррекция / игротерапия / fear / children of primary school age / correction / game-based rehabilitation.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Л. Б. Абдуллина, Н. Л. Гребенникова, Р. В. Канбекова, Л. С. Саттарова, Г. Ф. Сайфуллина

В статье раскрывается проблема увеличения числа детей младшего школьного возраста, испытывающих страхи различного вида. Появлению страха способствуют не только личностные характеристики ребенка, его индивидуальные особенности, но и в целом эмоциональное состояние среди взрослого контингента людей. Страх, как любая негативная эмоция, накладывает отрицательный отпечаток на личность ребенка, которая, в свою очередь, только начинает свое формирование в детском возрасте. Авторами статьи отмечается, что в младшем школьном возрасте, помимо страхов, которые имели место быть в более раннем возрасте, прибавляются еще ряд других: страх опозданий на урок, страх непонимания преподаваемого материала, ответа у доски в получении нехорошей оценки, в осуждении сверстниками, учителем, родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Л. Б. Абдуллина, Н. Л. Гребенникова, Р. В. Канбекова, Л. С. Саттарова, Г. Ф. Сайфуллина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES AND WAYS TO CORRECT FEARS IN CHILDREN AT PRIMARY SCHOOL AGE

The article reveals a problem of an increasing number of primary school children experiencing various types of fears. The appearance of fear contributes not only to the personal characteristics of the child, its individual characteristics, but also to the overall emotional state of the adult population. Fear, like any negative emotion, puts a negative imprint on the child’s personality, which in turn only begins its formation in childhood. The authors of the article note that in primary school age, in addition to the fears that occurred at an earlier age, a number of others are added: the fear of being late for a lesson, the fear of not understanding the taught material, the answer at the blackboard, getting a bad grade, being judged by peers, teachers, parents.

Текст научной работы на тему «Этапы и способы коррекции страхов в младшем школьном возрасте»

УДК 378

Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: abdullina_lb321@mail.ru

Grebennikova N.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: n.l.grebennikova@strbsu.ru

Kanbekova R.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: r.v.kanbekova@strbsu.ru

Sattarova L.S., teaching assistant, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: l.s.sattarova@strbsu.ru Sayfullina G.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: dekanat67@yandex.ru

Shmeleva N.G., Сand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: n.g.shmeleva@strbsu.ru

STAGES AND WAYS TO CORRECT FEARS IN CHILDREN AT PRIMARY SCHOOL AGE. The article reveals a problem of an increasing number of primary school children experiencing various types of fears. The appearance of fear contributes not only to the personal characteristics of the child, its individual characteristics, but also to the overall emotional state of the adult population. Fear, like any negative emotion, puts a negative imprint on the child's personality, which in turn only begins its formation in childhood. The authors of the article note that in primary school age, in addition to the fears that occurred at an earlier age, a number of others are added: the fear of being late for a lesson, the fear of not understanding the taught material, the answer at the blackboard, getting a bad grade, being judged by peers, teachers, parents.

Key words: fear, children of primary school age, correction, game-based rehabilitation.

Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: abdullina_lb321@mail.ru

Н.Л. Гребенникова, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: n.l.grebennikova@strbsu.ru

Р.В. Канбекова, д-р пед. наук, проф., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: r.v.kanbekova@strbsu.ru

Л.С. Саттарова, ассистент, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: l.s.sattarova@strbsu.ru

Г.Ф. Сайфуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: dekanat67@yandex.ru

Н.Г. Шмелева, канд. физ.-мат. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: n.g.shmeleva@strbsu.ru

ЭТАПЫ И СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В статье раскрывается проблема увеличения числа детей младшего школьного возраста, испытывающих страхи различного вида. Появлению страха способствуют не только личностные характеристики ребенка, его индивидуальные особенности, но и в целом эмоциональное состояние среди взрослого контингента людей. Страх, как любая негативная эмоция, накладывает отрицательный отпечаток на личность ребенка, которая, в свою очередь, только начинает свое формирование в детском возрасте. Авторами статьи отмечается, что в младшем школьном возрасте, помимо страхов, которые имели место быть в более раннем возрасте, прибавляются еще ряд других: страх опозданий на урок, страх непонимания преподаваемого материала, ответа у доски в получении нехорошей оценки, в осуждении сверстниками, учителем, родителями.

Ключевые слова: страх, дети младшего школьного возраста, коррекция, игротерапия.

На сегодняшний день существует множество способов и методов коррекции страха. Под «коррекцией» понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности, которая направлена на исправление особенностей психического развития, не соответствующих норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза, с учетом принятых в возрастной психологии системе критериев [1].

При работе со страхами необходимо рассматривать не только их симптомы, но и, непосредственно, причины появления, т.к. детские страхи развиваются достаточно быстро и легко. Без проработки причины новые страхи могут возникнуть через очень короткое время. Поэтому в работе со страхом необходим комплексный подход.

Комплексный подход к коррекции детского страха включает в себя несколько этапов.

Начальным этапом коррекции является диагностика. Она может проводиться в виде беседы с ребенком. При этом очень хорошо использовать проективные методики (к примеру, рисуночные тесты) для детей, т.к. именно они наиболее полно отражают внутренний мир ребенка, его настроение на данный момент времени. До или после общения с ребенком выслушиваются жалобы родителей и задаются им определенные вопросы, касающиеся данной проблемы. В результате первичной консультации анализируется полученная информация и родителям объясняется, в чем заключается проблема страхов ребенка, каково их предметное содержание и, возможно, какова причина их появления. Полученная информация в ходе диагностики позволяет составить план коррекции и подобрать адекватные методики для конкретного случая.

Вторым этапом коррекции является установление контакта с ребенком. В течение первых нескольких встреч устанавливается контакт с ребенком для того, чтобы сформировать атмосферу доверия и принятия. Это необходимое условие для того, чтобы ребенок смог почувствовать себя в безопасности, рас-

слабиться и начать свободно выражать свои чувства в присутствии психолога. Особенно важно здесь доверие. Для глубокого понимания внутреннего мира ребенка, его фантазий необходимо стать наблюдателем и участником спонтанной детской игры.

На третьем этапе проводится коррекционная работа. В некоторых случаях для осуществления коррекции достаточно предоставить ребенку только безопасное пространство, где в игровой форме он сможет выразить и проработать свой внутренний конфликт. Психологический анализ детских страхов предполагает воспроизведение в игре всех амбивалентных и противоречивых чувств, которые могут мешать психике ребенка функционировать адекватно реальности. В зависимости от того, какие именно подавленные или вытесненные эмоции отражаются в игре, психолог может стимулировать отреагирование тех или иных эмоций, а также называть эти чувства для того, чтобы ребенок мог их осознать и переработать.

Четвертый этап коррекции является завершающим этапом. Если преодоление детских страхов проходит успешно, то уже через несколько встреч с психологом проявления страха у ребенка становятся менее заметным или же совсем исчезают. На этом этапе важно закрепить полученный результат, чтобы побежденный страх не вспыхнул с новой силой через какое-то время. В первую очередь, конечно же, необходимо создать возможность консультирования для родителей, параллельно с коррекционной работой, направленной на ребенка. Большинство страхов связаны с проблемами в детско-родительских отношениях. Поэтому, говоря с родителями о том, как бороться с детскими страхами, нельзя недооценивать их роль.

На этапе коррекции процесс может значительно различаться в разных случаях по своей форме, содержанию и длительности. Обычно коррекционная работа со страхом занимает от 3 - 4 до нескольких десятков сеансов у психолога.

В работе с детьми по коррекции страха популярны такие формы работы, как игровая терапия; танцевально-двигательная терапия; телесно ориентированная терапия; арт-терапия; песочная терапия; сказкотерапия.

Содержание сеансов может также быть весьма различным. Специалисты могут использовать такие приемы и методы, как:

- интерпретация - объяснение ребенку его чувств и переживаний, формирование более совершенных механизмов переработки;

- отреагирование - создание безопасной атмосферы для выражения эмоций ребенка, например, подавленной агрессии и гнева;

- десенсибилизация - постепенное снижение интенсивности страха у ребенка с помощью последовательного предъявления пугающих стимулов (используется для коррекции фобий);

- контейнирование - безусловное принятие чувств ребенка, с которыми он не может справиться самостоятельно.

Рассмотрим каждую форму работы, направленную на коррекцию страхов, подробно.

1. Игровая терапия (игротерапия). Игра, как известно, играет значительную роль в жизни ребенка. Поэтому коррекция детских страхов посредством игры является одним из основных и действенных методов в работе со страхом. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств [2].

В игротерапии используют свободную игру и директивную (управляемую). В свободной игре психолог предлагает детям различный игровой материал, провоцируя регрессивные, реалистические и агрессивные виды игр:

- регрессивная игра предполагает возврат к менее зрелым формам поведения;

- реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой ребенок оказывается, а не от его потребностей и желаний;

- агрессивная игра - это игра в насилие, войну и т.д. Для организации таких игр используют неструктурированный и структурированный игровые материалы.

Существует четыре основных вида и формы игротерапии:

1) если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить следующие виды: игротерапия в психоанализе; игротерапия, центрированная на клиенте; игротерапия отреагирования; игротерапия построения отношений; примитивная игротерапия; игротерапия в отечественной психологической практике;

2) по функциям взрослого в игре различают недирективную игротерапию; директивную игротерапию;

3) по форме организации деятельности различают индивидуальную и групповую игротерапию;

4) по структуре используемого в игротерапии материала - игротерапию с неструктурированным материалом и со структурированным материалом.

Возможности игротерапии практически неограничены. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы ребенка. В процессе игры ребенок социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.

2. Танцевально-двигательная терапия - это вид терапии, в которой движения приводят к экспрессивному освобождению чувств, снятию напряжения. Танцевально-двигательная терапия базируется на признании того, что тело человека и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании. Начав работу с мышечными паттернами, которые соотносятся с эмоциями, ребенок испытывает (через мускулатуру) обостренные чувства, ставшие осознанными в движении, а затем признанные или проясненные на когнитивном уровне. Эта связь, которая развивается между физическим действием и внутренним эмоциональным состоянием, является следствием мышечной памяти, связанной с чувствами. Так движение становится прямым выражением внутренних чувств. Танцевально-двигательная терапия является одним из видов телесно-ориентированной терапии [3].

3. Телесно ориентированная терапия - это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике. Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о детях. Данная терапия заключается в том, что связь тела человека и эмоций не односторонняя. Если эмоции влияют на тело, то и через тело можно влиять на эмоциональное состояние [4].

Условно работу в рамках данного направления можно разделить на активную и пассивную. Во время пассивной специалист создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены, смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение. При этом ребенок не теряет осознания происходящего, а всего лишь находится в состоянии расслабления, или, по-научному, «кинестетического транса». Пассивная работа представляет собой определенную технику воздействия, которая аккуратно, мягко и заботливо

дает детскому телу понять: все хорошо, все в порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы его тело расслабилось, и напряжение, которое его сковывало, ушло. Активное направление данного метода связано с телесным моделированием и выражением негативных эмоций. Для этого используются специальные активные мероприятия, в которых «отыгрываются» гнев, страх, обида и прочее.

4. Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства, как правило, изобразительного, ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания [5].

Применение арт-терапевтических упражнений в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты: обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование; облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей; оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний; существенно повышает личностную ценность, содействует повышению уверенности в себе.

Эта форма коррекционного воздействия напоминает народное искусство, ценностью которого является даже не результат, а сам процесс творения, акт самовыражения, вложения чувств и душевных сил. К видам его проявления можно отнести следующие:

1. Изотерапия - изобразительное искусство (работа с цветом, рисунком, пластилином, лепка из глины, аппликация, рисование песком). Упражняясь в рисовании, лепке, составлении аппликаций, ребенок понимает саму суть: любую проблему можно выразить на бумаге, в пластилине, глине, а главное - отделить ее при этом от себя. И если боязнь отделима от самого ребенка, то он запросто может от нее избавиться и жить дальше лишь позитивно.

Методами изотерапии являются: рисование на бумаге; рисование пальцами с использованием красок, гуаши; составление аппликаций; рисование на песке; лепка из пластилина, глины. Иногда, чтобы проследить, откуда взялся тот или иной страх, следует создать серию рисунков, образов, вылепить целый ряд фигурок.

2. Терапия музыкой и хореографией. Прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, выстукивание, ритмичные хлопки, танец - все эти способы несут ребенку новую гамму чувств и переживаний, которая постепенно замещает собой страх. Кроме того, новые движения обретают обучающую форму. Все внимание малыша уделяется постижению искусства, при этом он забывает о своей боязни. Как известно, музыкальное искусство расширяет сознание, соответственно, ум видит новые возможности и делает ребенка мудрее и сильнее внутренне. Происходит укрепление эмоциональной сферы ребенка [6].

3. Библиотерапия (чтение стихотворений, прозы, сказкотерапия) и имаго-терапия (театр, создание образов, кукол). Эти виды коррекции всегда идут рядом. Ребенку можно предложить додумать любое литературное произведение, в том числе и сказку, а после этого принять участие в инсценировке. Имаготерапия -это театрализация и перевоплощение. Когда ребенок становится на место героического персонажа, уверенность в себе и бесстрашие проявляются помимо его воли. Зарядившись таким настроением, он и в обычной своей жизни надолго сохраняет образ смельчака. Театральные представления лучше делать костюмированными, можно использовать кукол. Материалом для чтения и организации представлений могут быть произведения любых жанров: от сказок и рассказов до романов, поэм и стихов. Традиционно сказка занимает в лечении страхов первое место, благодаря возможности раздвинуть рамки сознания и более остро выразить внутренние переживания [7].

Психокоррекционные упражнения, в которых используются способы арт-терапии, библиотерапии, лечение музыкой, имеют свои преимущества: не утомляют детей на протяжении длительного времени; у детей сохраняется высокая работоспособность, личная заинтересованность; методы не требуют больших финансовых затрат. Страх, тревожность, недостаток коммуникативной активности легко устраняются творческим процессом и итоговым результатом [8].

4. Песочная терапия - один из самых эффективных методов коррекции страхов. Песок притягивает ребенка своей податливостью, способностью принимать причудливые формы в зависимости от того, сухой он или влажный. Ребенок готов часами пересыпать песок из формочки в формочку, строить замки, тоннели, дороги. Благодаря своей структуре он оказывает благотворное воздействие на тактильные ощущения, стимулирует нервные окончания. В символической форме ребенок во время занятий по песочной терапии сообщает о себе, опосредовано старается проанализировать свои эмоции. Занятия по песочной терапии строятся в игровой форме и таким образом, чтобы у ребенка формировалось положительное отношение к себе, развивалась адекватная возрасту самооценка, он овладевал чувством контроля над эмоциями. Позволяет преобразовывать агрессивные, тревожные, разрушительные чувства, предупреждая проявление их в поступках.

Песочная терапия способствует коррекции страхов, создавая на занятиях максимально комфортную ситуацию, ребенок чувствует себя защищено, поэтому проявляет творческую активность, фантазию, воображение. Ребенок не боится принимать решение, работать самостоятельно. В играх с песком ребенок неосознанно учится понимать и положительно принимать себя. Песок способен «заземлять» негативную энергию и эмоции ребенка. Проживание ребенком какой-либо социальной ситуации, ее проигрывание будет являться полезным жизненным

опытом, который, в свою очередь, очень пригодится ребенку в его дальнейшей взрослой жизни.

5. Сказкотерапия - метод позволяющий решать многие проблемы, возникающие у детей разных возрастов. Сказкотерапия - это и процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, и процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, и процесс активизации ресурсов, потенциала личности, и процесс экологического образования и воспитания ребенка, и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может осуществляться мечта. Однако такое определение сказкотерапии носит, скорее, функциональный характер и оставляет в тени сущность самого метода.

В сказкотерапии различается директивный и недирективный подходы. В директивной терапии происходит руководство терапевтическим процессом: задаются темы, организуется наблюдение за поведением ребёнка и его интерпретация. В недирективной сказкотерапии роль психотерапевта снижается: основная функция сводится к созданию атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спонтанного проявления его чувств.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. Данная концепция базируется на пяти видах сказок:

- художественные (сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории; именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами): авторские, народные;

- психокоррекционные (создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; под их воздействием происходит «замещение» неэффективного стиля

Библиографический список

поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего);

- психотерапевтические (особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий; они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны; эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути);

- медитативные (создаются для накопления положительного образного опыта, снятия эмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса; эти сказки сообщают нашему бессознательному позитивные «идеальные» модели взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми, отсюда и отличительная особенность медитативных сказок - отсутствие в них конфликтов и злых героев);

- дидактические (создаются и используются педагогами; в форме дидактических сказок подаются учебные задания, при этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут).

Сказкотерапия является одним из оптимальных приемов при работе с детьми, испытывающими страхи различного характера.

Таким образом, для эффективного преодоления страхов у детей младшего школьного возраста используются множество разработанных психологами методов и стратегий преодоления страхов, среди которых выделяются: игровая терапия; танцевально-двигательная терапия; телесно ориентированная терапия; арт-терапия; песочная терапия; сказкотерапия.

1. Колпакова А.С. Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего школьного возраста. Москва: Флинта, 2014.

2. Спиваковская А. Психотерапия. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2014.

3. Кочетова Ю.А. Психологическая коррекция детских страхов. Москва: Генезис, 2012.

4. Голутвина В.В. Детские страхи. Москва: Гелеос, 2017.

5. Климанова Ю. Нарисуй свой страх. Москва: Академический проспект, 2010.

6. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Москва: «Академия», 2011.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Санкт-Петербург: Речь, 2010.

8. Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. Москва: Школа-Пресс, 2011.

References

1. Kolpakova A.S. Detskie strahi i sposoby ih korrekcii u detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Moskva: Flinta, 2014.

2. Spivakovskaya A. Psihoterapiya. Moskva: 'EKSMO-Press, 2014.

3. Kochetova Yu.A. Psihologicheskaya korrekciya detskih strahov. Moskva: Genezis, 2012.

4. Golutvina V.V. Detskie strahi. Moskva: Geleos, 2017.

5. Klimanova Yu. Narisuj svoj strah. Moskva: Akademicheskij prospekt, 2010.

6. Dubrovina I.V. Psihokorrekcionnaya irazvivayuschaya rabota s det'mi. Moskva: «Akademiya», 2011.

7. Zinkevich-Evstigneeva T.D. Praktikumpo skazkoterapii. Sankt-Peterburg: Rech', 2010.

8. Makarova E.Ch. Preodolet' strah ili iskusstvo terapiya. Moskva: Shkola-Press, 2011.

Статья поступила в редакцию 20.03.20

УДК 37.026.7

Kachalova L.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: lada7.54@mail.ru

Babukhin M.A., postgraduate, Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: bobmaxx8@rambler.ru

THE CONTENT FILLING OF THE STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF FORMATION OF RESEARCH INDEPENDENCE OF STUDENTS. The article reveals a problem of meaningful filling of the structural-functional model of pedagogical support for the formation of students' research independence, which contributes to the effectiveness of the process of forming one of the demanded personal qualities that a modern highly qualified specialist should possess. The authors' edition of the blocks is presented, which form the basis of the content of the structural-functional model. The goals and tasks of the allocated blocks that require implementation are identified. The article allows to conclude that the effective implementation of the structurally-contentive model of pedagogical support for the formation of students' research independence will be facilitated by the qualitative implementation of the goals and objectives of the selected blocks that make up its meaningful content.

Key words: modeling, model, research independence.

Л.П. Качалова, д-р. пед. наук, проф., зав. каф. педагогики Шадринского государственного педагогического университета, г. Шадринск,

E-mail: lada7.54@mail.ru

М.А. Бабухин, аспирант, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: bobmaxx8@rambler.ru

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье раскрывается проблема содержательного наполнения структурно-функциональной модели педагогического сопровождения формирования исследовательской самостоятельности обучающихся, способствующей эффективности процесса формирования одного из востребованных личностных качеств, которым должен обладать современный высококвалифицированный специалист. Представлена авторская редакция блоков, составляющих основу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.