слесл. и примеч. Л. Е. Павловой]. - М.: Республика, 2003. - 278 с.
6. Захарова Л. Н. Организационная культура университета в контексте проблем диагностики и формирования готовности студента к работе в условиях современного предприятия // Унив. упр. - 2006. - № 2 (42). -С. 31- 39.
7. Ильин И. А. Основы христианской культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http://rusk.com.ru/lib/prav/iljin-osnovy_ kultury.html] (дата обращения 20.01.2016).
8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособ. -Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 509 с.
9. Кудрявцев В. Т. Психическое развитие ребенка: креативная доминанта // Магистр. -1998. - № 3. - С. 76-81.
10. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: дис. докт. пед. наук: 13.00.01; Московский гос. ун-т. - Москва. - 1997. - 193 с.
11. Назаренко Н. В. Формирование корпоративной культуры магистратуры как инновационного компонента образовательной среды вуза: монография. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2015. - 140 с.
12. Недорезова В. Л. Формирование социальной компетентности студентов в условиях межкультурного взаимодействия в образовательной среде гуманитарного вуза: авто-реф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. - Комсомольск-на-Амуре, 2009. - 24 с.
13. Рогачёва М. Причины и следствия изменений корпоративной культуры организации // Человек и труд. - 2006. - № 12. -С. 70-71.
14. Сергеева Т. Б. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения / Т. Б. Сергеева, О. И. Горбатько // Педагогика. - 2006. - № 10. - С. 11-21.
15. Черноушек М. Психология жизненной среды; пер. с чеш.; [вступ. ст. Л. А. Ки-таева-Смыка]. - М.: Мысль , 1989. - 174 с.
16. Шемякин Я. Г. Отличительные особенности «пограничных» цивилизаций (Латинская Америка и Россия в сравнительно-историческом освещении) // Общественные
науки и современность. - 2000. - № 3. -С. 96-114.
17. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 366 с.
А. А. Ковалевская
УДК 159.98:616.89-008.441.1-057.874
ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Пр облема страхов у детей младшего школьного возраста приобретает особую актуальность как в научном, так и в практическом плане. Нестабильность существования, социальная незащищенность граждан нарушают семейные отношения, вызывают у взрослых и детей неуверенность в будущем, чувство страха. Особенно уязвимы к негативным воздействиям страха дети младшего школьного возраста в связи с незрелостью механизмов психологической защищенности. Поэтому страх может наносить значительный ущерб их здоровью и развитию.
Основные аспекты рассмотрения проблемы страхов были изложены в работах зарубежных авторов, таких как Д. Уотсон, К. Бю-лер, К. Изард, З. Фрейд, К. Хорни, Ф. Риман, Г. Эберлейн и др. Проблемам диагностики и коррекции страхов у детей уделяется внимание многими исследователями (А. И. Захаров, Т. Г. Казакова, В. В. Лебединский, К. Д. Уши-
нский и др.). В работах В. К. Вилюнаса, К. Э. Изарда, А. Лазаруса, Ф. Римана, П. В. Симонова и других авторов страх рассматривали как эмоцию.
Эмпирический материал содержится в работах психологов-практиков Л. Е. Личко, Я. Рей-ковского, А. И. Захарова, которые рассматривали феномены личностного страха в норме и патологии, выясняли его возрастные особенности, взаимосвязь психических и физиологических оснований страха. Социальные аспекты страха, взаимообусловленность психических и социальных свойств индивида изучались Г. М. Андреевой, И. С. Коном, Д. Май-ерсом, Т. Шибутани.
В нашем исследовании акцент делается на изобразительной деятельности детей, потому что в младшем школьном возрасте одной из важнейших производительных деяте-льностей является рисование.
Изобразительная деятельность является для детей наиболее доступным и привлекательным видом деятельности, которая может быть средством не только педагогической, но и психологической коррекционной работы с детьми (Т. Р. Казакова, Т. С. Комарова, И. Пес-талоцци, К. Д. Ушинский, Н. Э. Фаас, Ф. Фре-бель, Л. Д. Лебедева, Л. А. Аметова и др.).
Различные аспекты проблемы детского изобразительного творчества исследованы такими учеными, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, З. В. Денисова, Е. И. Игнатьев, Г. В. Ла-бунская, В. С. Мухина, Е. С. Романова, С. С. Степанов, Д. Н. Узнадзе и др.
Относительно использования средств изобразительной деятельности для психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста, на основе проведенного нами анализа литературных источников можно сделать следующие выводы.
Практика использования рисования в психокоррекционной работе применяется повсеместно, в том числе и с целью коррекции детских страхов, опираясь при этом на общепризнанные утверждения специалистов в области арт-терапии. Однако число научных исследований по данной проблеме ограничено, среди специалистов в области
теории и практики психокоррекции детских страхов можно выделить следующие имена: А. И. Захаров, Л. Д. Лебедева, Л. В. Орлова, Е. Г. Макарова, А. И. Копытин и др. Практически отсутствуют достоверно подтвержденные данные относительно эффективности использования различных средств и материалов художественной деятельности для решения обозначенной проблемы.
Цель статьи - анализ методов и средств психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.
Психическое здоровье и эмоциональное благополучие - признаки нормального детского развития. В. А. Ананьев выделяет следующие черты психологически здоровой личности: соматическое здоровье; развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека; умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами «Я»: Я-желающим и Я-долженствующим; умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм [1]. Таким образом, психологическое здоровье - это состояние душевного благополучия как следствие отсутствия болезненных психических проявлений и адекватного приспособления к актуальным условиям жизни.
В Современном психологическом словаре психокоррекция определяется как «исправление» нарушенного гармоничного развития, оптимизация процесса психического развития личности [10].
При этом мы учитываем, что психологическая коррекция, осуществляемая психологом, не предполагает исправление недостатков, имеющих органическую основу, и дифференцируем психокоррекцию нормального и аномального развития.
Основную задачу психокоррекционного воздействия мы видим в формировании отсутствующих или недостаточно развитых психологических качеств.
Психокоррекция не ставит целью излечение от заболеваний, чем существенно отличается от психотерапии - системы медико-психологических средств. Психокоррекция опре-
деляется как совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков поведения психически здорового человека, а также способствующих раскрытию внутреннего потенциала субъекта, возможностей и ресурсов психики. Разграничивают также понятие психокоррекции в рамках специальной педагогики, определяемое как исправление недостатков психического развития у детей.
По мнению А. И. Захарова, наиболее успешно психологическому воздействию подвергаются страхи в дошкольном и младшем школьном возрасте. Исследователь также выделяет различные стратегии преодоления страхов в зависимости от механизма возникновения. Внушенные страхи устраняются в результате изменения неадекватно сформировавшихся отношений родителей.
В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции детских страхов различного происхождения. Многие заимствованы из практики лечения неврозов и являются разновидностью того или иного метода психотерапии, в частности поведенческая и когнитивная психотерапия, психоанализ, арт-терапия, гештальт-терапия и др.
В целом, по мнению Л. Д. Лебедевой, все предлагаемые методики условно можно разделить на три группы: игра со страхом; вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории); рисование страха.
В коррекции страхов эффективна сказко-терапия - самостоятельная психотерапевтическая методика [4]. Роль сказок в коррекции страхов проявляется в том, что посредством сказок ребенок учится распознавать жизненные аналоги отрицательных сказочных образов и в известной мере противостоять им, подобно тому, как он представляет при слушании или чтении сказок себя в роли главного героя [3].
Страшные истории могут рассматриваться как один из видов детского фольклора; в ходе их сочинения самостоятельно моделируется эмоциональное преодоление страхов. Вербализация страхов вызывает чувственный ответ, эмоциональное переключение.
Игра со страхом предполагает повышение общего уровня эмоциональных переживаний. Л. Д. Лебедева определяет задачу данного метода - научить ребенка испытывать положительные эмоции. Положительные эмоциональные состояния, возникающие у детей в процессе специально организованных ситуаций успеха, закрепляют потребность в переживаниях счастья, радости, удовольствия от игры и общения [7].
Игра - способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности.
Цель психологически направленных игр состоит в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения [3].
Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха помогает преодолеть его в символической форме, проигрывая свои эмоции. [7].
Принцип эмоциональных качелей заключается в переходе из одного состояния в противоположное, то есть представляет собой переход от состояния опасности к состоянию безопасности [7].
Метод куклотерапии основан на процессе идентификации ребенка с добрым, бесстрашным героем. Использование сказочных персонажей опирается на коллективное бессознательное [11].
Методика манипулирования предметом страха сходна с предыдущей тем, что ребенок получает материализованный в виде игрушки образ пугающего предмета, которым может манипулировать по своему усмотрению (управлять, усмирять, совершать агрессивные действия, уничтожить и др.) [7].
Смысл приема анатомирования страха состоит в подробном объяснении того, что представляет собой пугающий предмет, как устроен, из чего состоит и т. д. [7].
Прием привыкания (десенсибилизации) направлен на уменьшение чувствительности к пугающему объекту [7].
Рисование, как и игра, является отражением в сознании детей окружающей действительности, но, кроме того, это и ее моделированием, выражением отношения к ней. Рисование как психотерапевтический и психо-коррекционный метод широко используется в различных областях медицины, психологии и педагогики.
Применение методов изотерапии в медицине обусловлено лечебно-реабилитационными задачами, а в психологии - в большей мере коррекционно-профилактическими.
Использование изобразительной деятельности в качестве психокоррекционного инструмента дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами, в том числе и в работе по преодолению страхов.
Через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов.
Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания [3].
Рисование является способом узнавания и раскрытия своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и отреагирования эмоций, в том числе отрицательных, негативных.
Исследователи выделяют основными новообразованиями в возрасте от 6 до 10 лет произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексии поведения [2]. Рисование при этом способствует совершенствованию организма и психики, координирует конкретно-образное мышление, связанное с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие [9].
В первые годы обучения формируется контекстная и диалогическая ситуативная речь, совершенствуется общение. Поэтому, по мнению Л. Д. Лебедевой, именно у младших школьников по разным причинам могут возникать затруднения в коммуникативной деятельности, вербализации чувств и мыслей.
При возникновении затруднений в словесном описании или выражении сильных переживаний невербальные средства служат единственной возможностью их прояснения. Что в одинаковой степени важно и в работе с детьми младшего школьного возраста, и в психологической диагностике и коррекции их страхов, где художественные символы выступают в качестве заместителей реальных объектов.
При этом, как отмечает Л. Д. Лебедева, изобразительная деятельность для ребенка наиболее естественна, интересна, приятна, не требует исключительных волевых и интеллектуальных усилий, близка к игре и поэтому не вызывает тревожных переживаний [8].
При этом символический язык изобразительного творчества наиболее адекватный, более точный, чем слова (К. Юнг). Запечатленные в виде образов сильные переживания и чувства становятся доступными для восприятия, анализа и понимания (М. Наум-бург). С одной стороны, чувство включается в соответствующие образы, с другой - само воображение влияет на чувство (Л. С. Выготский).
Следовательно, через художественное творчество можно моделировать различные эмоции [6].
Эффективной составляющей психокоррек-ционного процесса посредством изобразительной деятельности становится работа с создаваемым художественным образом, благодаря чему отношение человека к значимому событию и собственному опыту может меняться, что влечет развитие нового типа эмоционального реагирования и поведения (Е. Kramer, М. Naumburg) [6].
Изобразительные образы могут быть изменены на физическом уровне. Визуальные образы направлены на отработку желаемых проекций и изменений путем создания рисунков (С. Malchiodi, Т. Dalley) [6].
Изобразительную деятельность как форму арт-терапии можно рассматривать в качестве инструмента психологической помощи, который способствует формированию здоровой и творческой личности, выполняя адапта-
ционную, коррекционную, мобилизирующую, профилактическую и другие функции [5].
Арт-терапевтическая практика, и в частности коррекция страхов средствами изобразительной деятельности, основаны на том, что наиболее значимые мысли и чувства могут выражаться, проецироваться в виде образов (Naumburg 1958) [6].
Существуют возрастные ограничения использования рисунка и живописи в качестве диагностического и коррекционного методов. Так в возрасте от 3 до 5 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь начинают осваивать материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается менее эффективной формой коррекции; преимущество отдается игротерапии. Дети в возрасте от 6 до 10 лет уже способны использовать символические материалы для экспрессии и коммуникации.
А. И. Захаров объясняет механизм психо-коррекционного воздействия рисования следующим образом. Оживление страхов в процессе их рисования является одним из условий их устранения, благодаря тому, что сам факт получения задания организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. В процессе рисования объект страха сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания [3].
По мнению исследователей, наилучший результат от рисования страхов достигаются в 5-12 лет, в возрасте активного интереса к данному виду деятельности, когда дети рисуют непринужденно и свободно, выбирая темы и представляя воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами [3].
Детские страхи служат механизмом внутренней регуляции психической деятельности и поведения, выполняют мотивацион-ную, адаптационную, сигнальную функции, а также социализирующую и обучающую роль в процессе формирования личности. Однако развитие неадекватных ситуации и обстоятельства стратегий совладания со страхами, чрезмерно интенсивные формы выражения страха, устойчивое и труднообратимое проявление являются основой психологических нарушений и поведенческих отклонений. Существуют различные способы коррекции страхов, среди которых средства изобразительной деятельности занимают особое место по характеру воздействия, эффективности и способам применения в младшем школьном возрасте. Психологическая коррекция определяется как «исправление» и оптимизация процесса психического развития личности и предполагает использование естественных движущих сил психологического и личностного развития. Следовательно, изобразительная деятельность является наиболее приемлемым средством психокоррекции страхов младших школьников в возрасте наиболее активного интереса к рисованию. Дальнейшего изучения требуют вопросы о доминирующих видах страха, степени распространенности страхов у детей, определении факторов их возникновения в современных условиях, а также эффективных технологий психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ методов психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста. Акцент делается на исследовании возможностей и механизмов психокоррекции детских страхов средствами изобразительной деятельности.
Ключевые слова: страх, психологическая коррекция, младший школьный возраст.
SUMMARY
The article presents the analysis of methods of psychological treatment of fears in children of primary school age. Attention is paid to the opportunities and mechanisms of psychological
correction of children's fears means of graphic activity.
Key words: fear, psychological correction, primary school children.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев В. А. Практикум по психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с.
2. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. - М.: Генезис, 2001. - 128 с.
3. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000. - 448 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006. - 240 с.
5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. - СПб.: Речь, 2007. - 160 с.
6. Копытин А. И. Основы арт-терапии. -СПб.: Лань, 1999. - 256 с.
7. Лебедева Л. Д. Велики ли глаза у страха? // Школьный психолог. - 2000. - №19. -С. 8-17.
8. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: монография. -СПб.: ЛОИРО, 2001. - 318 с.
9. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 243 с.
10. Современный психологический словарь / ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. -СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. - 490 с.
11. Шишова Т. Л. Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. -М.: Искатель, 1997. - 94 с.