ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.98:616.89-008.441.1-057.874
А.А. Ковалевская
аспирант, кафедра психологии, РВУЗ «Крымский гуманитарный университет», г. Ялта, Украина
СТРАХИ ДЕТЕЙ младшего школьного возраста И СПОСОБЫ ИХ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
Аннотация. В статье рассмотрена проблема страхов в теоретической и прикладной психологии. Опре-
делены виды страхов и условия их возникновения у детей младшего школьного возраста, основные методы исследования страхов учащихся начальной школы, а также приемы и способы их психокоррекции.
Ключевые слова: страх, младший школьный возраст, психодиагностическая методика, психологическая коррекция, изобразительная деятельность.
A.A. Kovalevskaya, Crimean University for the Humanities, Yalta, Ukraine
FEARS PRIMARY SCHOOL CHILDREN AND METHODS OF THEIR PSYCHOCORRECTION
Abstract. The article deals with the problem of fear in theoretical and applied psychology. The kinds of fears and conditions of their occurrence in primary school children. The main research methods and methods of psychological correction fears.
Keywords: fear, primary school age children, psycho-diagnostic technique, psychological adjustment, representational activities.
На сегодняшний день отмечается увеличение числа детей, испытывающих страхи. При этом на каждый случай открыто выраженного страха приходится несколько случаев скрытого страха (В. Оклендер). Проблематика возрастных страхов, способов их диагностики и психологической коррекции встречается в исследованиях А.И. Захарова, К. Изарда, А.М. Прихожан, Е.В. Лисиной, Н.С. Карпенко, М.В. Осориной, Л.С. Акопян, А.И. Тащевой, О.М. Скляренко и др. Некоторые вопросы проблемы страхов изучались отечественными и зарубежными психологами, особенно дифференциация отдельных видов страхов и их причин (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Леви, В.К. Вилюнас, Ф. Риман, П.В. Симонов, С. Гроф, Г. Эберлейн, З. Фрейд, К. Хорни). Накопленные знания уже сегодня позволяют достаточно эффективно выявлять и корректировать страхи у детей младшего школьного возраста. Но, вместе с тем, недостаточная разработка этой проблемы может привести к негативным последствиям.
Страх является объектом изучения в различных отраслях науки - философии, психологии, педагогики, психиатрии, физиологии и т.д. С целью дифференциации феномена страха от схожих психологических состояний (тревоги, посттравматического стрессового нарушения, фобии) мы определяем страх как в целом негативное эмоциональное состояние, связанное с отражением в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия, подразумевающее переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.
Младший школьный возраст, согласно А.И. Захарову, - это период перехода от инстинктивных к социально-опосредованным страхам, которые в подростковом возрасте трансформируются в социальные страхи как угрозу собственному благополучию в контексте отношений с окружением. Возрастает количество страхов не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения семьи и школы [1].
Согласно дифференциации причин страхов по уровням социализации ребенка, детерминанты страхов соотносятся с уровнем социализации. Детерминантами страхов на первом уровне социализации - в семье - являются неудовлетворенные потребности в понимании, привязанности, безусловной любви, физические наказания, запугивание, дефицит позитивного об-
щения с родителями, тревожность родителей, гиперопека, страшные мультфильмы и сказки. Детерминантами страхов у детей на втором уровне социализации - в школе - могут быть: преобладание критики над похвалой, высмеивание недостатков и насмешки ровесников, запугивание, отсутствие общения, разлука с объектом привязанности. На третьем уровне социализации - мезосреда - детерминантами детских страхов могут стать негативный опыт, стихии, военные действия, просмотр телепередач с пугающим содержанием [2].
По мнению А.И. Захарова, наиболее успешно психологическому воздействию подвергаются страхи в дошкольном и младшем школьном возрасте. Психологическая коррекция определяется как «исправление» и оптимизация процесса психического развития личности, предполагающая использование естественных движущих сил психологического и личностного развития. При этом мы учитываем, что психологическая коррекция, осуществляемая психологом, не предполагает исправления недостатков, имеющих органическую основу, и дифференцируем психокоррекцию нормального и аномального развития. Основную задачу психокоррекционного воздействия мы видим в формировании отсутствующих или недостаточно развитых психологических качеств.
В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции детских страхов различного происхождения. Многие из них заимствованы из практики лечения неврозов и являются разновидностью того или иного метода психотерапии, в частности поведенческая и когнитивная психотерапия, психоанализ, арт-терапия, гештальт-терапия и др.
В целом, по мнению Л.Д. Лебедевой, все предлагаемые методики условно можно разделить на три группы: игра со страхом, вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории), рисование страха.
Практика использования рисования в психокоррекционной работе применяется повсеместно, в том числе и с целью коррекции детских страхов, опираясь при этом на общепризнанные утверждения специалистов в области арт-терапии. Однако число научных исследований по данной проблеме ограничено. Среди специалистов в области теории и практики психокоррекции детских страхов можно выделить следующие имена: А.И. Захаров, Л.Д. Лебедева, Л.В. Орлова, Е.Г. Макарова, А.И. Копытин и др. Практически отсутствуют достоверно подтвержденные данные относительно эффективности использования различных средств и материалов художественной деятельности для решения обозначенной проблемы.
Для эффективного преодоления детских страхов в первую очередь необходимо четко определить источник страхов - то, с чем связано их возникновение. Методика выявления страхов, разработанная А.И. Захаровым, позволяет установить наличие страхов у младших школьников, определить характер этих страхов, сравнить установленное нами количество страхов с возрастными нормами, определенными автором данной методики [1].
Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (авторы методики - А.И. Захаров и М. Панфилова), проводится с первоклассниками для выявления и уточнения преобладающих видов страхов [5]. Результаты, полученные с помощью теста школьной тревожности Б. Филлипса, позволяют установить наличие школьных страхов, а также выделить преобладающие страхи. Данный опросник использовлся в работе с учащимися 2-4-х классов. В ходе исследования изучаются те факторы неблагополучия ребенка в школе, которые описывают исследуемую проблему, а именно: страх самовыражения, страхи ситуаций проверки знаний, страхи не соответствовать ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
В исследовании на констатирующем этапе принимали участие 325 учащихся 1-4-х классов (три первых, третьих, четвертых классов и два вторых классов). Из них 155 девочек и 170 мальчиков. Исследование проводилось на базе Ялтинского учебно-воспитательного комплекса «Школа-лицей № 9».
Наиболее часто встречающимися страхами среди младших школьников, принявших
участие в исследовании, являются следующие: страх смерти своей и родителей; школьные страхи - ситуации проверки знаний, самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих; боязнь животных и группа страхов, связанных с причинением физического ущерба.
С целью реализации задач исследования была составлена и проведена программа психологической коррекции страхов средствами изобразительной деятельности с детьми младшего школьного возраста. Психокоррекционные занятия проводились с двумя группами детей. В первой группе программа носила комплексный характер. В ее реализации принимали непосредственное участие, помимо психолога и учителя начальных классов, и родители детей. Во второй группе программа по преодолению детских страхов реализовывалась только силами психолога, при минимальной помощи учителей и родителей.
В состав обеих групп детей входили учащиеся начальных классов ЯУВК «Школа-лицей № 9» (г. Ялта), у которых в ходе проведенного исследования были выявлены повышенное количество страхов, в сравнении с возрастными нормами, и высокий уровень страхов, в том числе связанных и со школой. Всего было привлечено 67 учащиеся 1-4-х классов в возрасте от 6 до 10 лет.
Цель коррекционной программы - преодоление страхов у младших школьников средствами изобразительной деятельности. Применялись методики и техники психологической коррекции страхов средствами изобразительной деятельности с детьми младшего школьного возраста, описанные рядом специалистов (Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина, А.И. Захаров, Л.В. Орлова, Л.Д. Лебедева и др.). К ним относятся следующие:
1. дорисовка «защитного объекта»;
2. видоизменение рисунка: превращение «страшного» в «смешное» или в «доброе и веселое»;
3. отождествление ребенка с героем сказок, фильмов и мультфильмов, который мог бы успешно справиться со страхами и пугающими ситуациями;
4. приемом изменения отношения к пугающему объекту является предложение познакомиться и подружиться с объектом страха;
5. развитие (дорисовка) ситуации, с возможными последующими решениями;
6. украшение мрачного, преобразование его в красивое;
7. метод экспрессивного рисования: изображение ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой ребенок одерживает над ним победу;
8. дорисовка интересных и интригующих деталей («сюрприз»);
9. «заглядывание в темноту» (расчищение темного пространства) и др.;
10. закрашивание «страшного»;
11. уничтожение «страшного» (скомкать, порвать, выбросить и т.д.);
12. прием «воспитай свой страх»;
13. прием «чужие рисунки»;
14. рисование «талисмана»;
15. заключительный прием «мне не страшно» (ребенок рисует свой страх и себя самого так, будто он его совсем не боится - в активной и противостоящей страху позиции).
Таблица 1 - Влияние психокоррекционных программ на преодоление страхов младших школьников
№ п/п Исследуемые показатели (среднее значение) Вид прог раммы
Обычная Комплексная
До после до после
1 Количество страхов 15,9 11,1 17,9 9,8
2 Уровень переживания чувства страха 2,4 1,7 2,2 1,3
С целью проверки эффективности реализации психокоррекционной работы по преодо-
лению страхов младших школьников, в рамках реализации двух видов программ был проведен количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Данные представлены в таблице 1.
Показатели количества страхов и уровня их переживания, после проведения обоих видов программ с использованием средств изобразительной деятельности, снизились. Но сопоставление результатов подтвердило большую эффективность комплексной программы в преодолении страхов младших школьников. Опрос и обсуждение результатов психокоррекционных занятий с родителями детей, участвовавших в реализации комплексной программы, показал следующее. Родители стали более внимательно относиться к страхам детей. Они начали делиться с ними своими переживаниями чувства страха и в детстве, и в настоящее время и опытом их преодоления, чем помогали детям преодолевать их собственные страхи.
Проведенное исследование хорошо подтверждает эффективность применения средств изобразительной деятельности с целью преодоления страхов младших школьников и доказывает преимущества их применения, но при условии комплексного характера психокоррекции, с привлечением родителей учеников и их учителей. Дальнейших исследований требуют вопросы учёта психологических особенностей проявления детских страхов и эффективности в применении условий и средств их психологической коррекции.
Список литературы:
1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: СОЮЗ, 2000. - 448 с.
2. Карпенко Н. Диферен^а^я та дiагностика окремих видiв страху у д^ей // Початкова школа. - 2002. - № 3. - С. 4-7.
3. Лебедева Л.Д. Велики ли глаза у страха? // Школьный психолог. - 2000. - № 19. -С. 8-17.
4. Оклендер В. Окна в мир ребенка. - М.: Класс, 1997. - 336 с.
5. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. - 1999. - № 8. - С.10-12.
6. Шишова Т.Л. Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. -М.: Искатель, 1997. - 94 с.