Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КУРСАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КУРСАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КУРСАНТЫ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ / ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбаренко Екатерина Алексеевна, Макеева Ирина Александровна, Бородин Михаил Павлович, Зуев Андрей Вячеславович, Платонов Андрей Владимирович

Для успешной самореализации в профессиональной деятельности человеку необходимо обладать развитым социальным интеллектом, который является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, стремящихся к реальным перспективам и успехам в общественнотрудовой деятельности. Существует мнение, что на развитие социального интеллекта значительное влияние оказывает будущая профессиональная деятельность, а именно предполагаемая интенсивность контактов с людьми. Авторами статьи была выдвинута гипотеза о том, что социальный интеллект у курсантов гуманитарных и технических направлений подготовки имеет свои особенности. Для проверки гипотезы было проведено исследование социального интеллекта среди курсантов технического и гуманитарного профилей обучения. Полученные результаты могут быть полезны для работы психологической службы с личным составом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горбаренко Екатерина Алексеевна, Макеева Ирина Александровна, Бородин Михаил Павлович, Зуев Андрей Вячеславович, Платонов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CADETS' SOCIAL INTELLIGENCE FEATURES OF TECHNICAL AND HUMANITARIAN PROFILES OF STUDY

For successful self-realization in professional activity, a person needs to have developed social intelligence, which is a professionally necessary quality for all specialists striving for real prospects and success in social work. There is an opinion that the development of social intelligence is significantly influenced by future professional activity, namely the expected intensity of contacts with people. The authors of the article hypothesized that social intelligence among cadets of humanitarian and technical training areas has its own characteristics. To test the hypothesis, the study of social intelligence among cadets of technical and humanitarian training profiles was conducted. The results obtained can be useful for the work of the psychological service with the personnel.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КУРСАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ»

ронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000. - 304 с.

8. Грехов Р.А. Роль тревоги в психофизиологии стресса / Р.А. Грехов, Г.П. Сулейманова, Е.И. Адамович // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. - 2017. - Т. 7, № 1. - С. 57-66.

9. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика / С.Л. Соловьева // Медицинская психология в России. - 2012. - № 6 (17). -URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 01. 10.2022).

REFERENCES

1. Starshenbaum, G.V. (2005), Psychosomatics and psychotherapy. Healing of the soul and body, Publishing House of the Institute of Psychotherapy, Moscow.

2. Chutko, L.S. (2010), "Anxiety disorders in children and adolescents", Anxiety disorders in general medical practice: a guide for physicians, ELSBI-SPb, St. Petersburg, pp. 55-74.

3. Nikolaeva, V.V., Nikolaev, V.V. and Arina, G.A. (1996), "From traditional psychosomatics to the psychology of physicality", Bulletin of Moscow University, Vol. 14 (2), Psychology. pp. 8-17.

4. Nikolaev, O.V., Baburin, I.N., Nikolaev, E.L. and Dubravina, E.A. (2009), "Crisis? Attack? Neurosis? Clinical case of an attack of psychovegetative disorders in a cardiological hospital", Bulletin of psychotherapy, No. 30. pp. 86-90.

5. Smoller, J., Block, S. and Young, M. (2009), "Genetics of anxiety disorders: the complex road from DSM to DNA", Depress Anxiety, Vol. 26 (11), pp. 965-975.

6. Noyes, R., Hen-Sarikm R. (1998), Anxiety disorders, Cambridge University Press.

7. Prihozhan, A.M. (2000), Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics, Moscow Psychological and Social Institute Moscow;: Publishing House MODEK,Voronezh.

8. Grekhov, R.A., Suleimanova, G.P. and Adamovich, E.I. (2017). "The role of anxiety in the psychophysiology of stress", Vestnik VolGU. Series 11, Natural Sciences, Vol. 7 (1). pp. 57-66

9. Solovieva, S.L. (2012). "Anxiety and anxiety: theory and practice", Medical psychology in Russia. Vol. 6 (17), available at: http://medpsy.ru (date accessed: 01.10.2022).

Контактная информация: goncharova_n@bk.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2022

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КУРСАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Екатерина Алексеевна Горбаренко, старший преподаватель, Ирина Александровна Макеева, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург; Михаил Павлович Бородин, кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, Санкт-Петербург; Андрей Вячеславович Зуев, кандидат исторических наук, доцент, Андрей Владимирович Платонов, кандидат философских наук, доцент, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург; Сергей Николаевич Рубцов, доктор исторических наук, профессор, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург; Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при

Президенте РФ, Санкт-Петербург

Аннотация

Для успешной самореализации в профессиональной деятельности человеку необходимо обладать развитым социальным интеллектом, который является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, стремящихся к реальным перспективам и успехам в общественно-

трудовой деятельности. Существует мнение, что на развитие социального интеллекта значительное влияние оказывает будущая профессиональная деятельность, а именно предполагаемая интенсивность контактов с людьми. Авторами статьи была выдвинута гипотеза о том, что социальный интеллект у курсантов гуманитарных и технических направлений подготовки имеет свои особенности. Для проверки гипотезы было проведено исследование социального интеллекта среди курсантов технического и гуманитарного профилей обучения. Полученные результаты могут быть полезны для работы психологической службы с личным составом.

Ключевые слова: социальный интеллект, курсанты, технический профиль, гуманитарный профиль, поведение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p638-644

CADETS' SOCIAL INTELLIGENCE FEATURES OF TECHNICAL AND HUMANITARIAN PROFILES OF STUDY

Ekaterina Alexeevna Gorbarenko, the senior teacher, Irina Aleksandrovna Makeeva, the

candidate of law sciences, department chair, docent, Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg; Mikhail Pavlo-vich Borodin, the candidate of historical sciences, senior teacher, St. Petersburg University of

the Ministry of Emergency Situations ofRussia named after Hero of the Russian Federation Army General E.N. Zinichev, St. Petersburg; Andrey Vyacheslavovich Zuev, the candidate of historical sciences, docent, Andrey Vladimirovich Platonov, the candidate of philosophy sciences, docent, Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg; Sergei Nikolaevich Rubtsov, the doctor of historical sciences, professor, Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg; Northwest Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg

Abstract

For successful self-realization in professional activity, a person needs to have developed social intelligence, which is a professionally necessary quality for all specialists striving for real prospects and success in social work. There is an opinion that the development of social intelligence is significantly influenced by future professional activity, namely the expected intensity of contacts with people. The authors of the article hypothesized that social intelligence among cadets of humanitarian and technical training areas has its own characteristics. To test the hypothesis, the study of social intelligence among cadets of technical and humanitarian training profiles was conducted. The results obtained can be useful for the work of the psychological service with the personnel.

Keywords: social intelligence, cadets, technical profile, humanitarian profile, behavior.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в современном обществе, где количество контактов между людьми в самых разнообразных областях растёт в геометрической прогрессии, актуальным является вопрос, взаимосвязанный с фундаментальными проблемами и предъявляемыми условиями новейшего образования, вызванными потребностью подготовки дипломированных специалистов высшей школы к реальной практической работе и жизни [1-3], становлению их профессиональных инициатив в новых социально-экономических условиях. В связи с этим требуются актуальные исследования взаимосвязей социального интеллекта личности с его функционированием в разных жизненных сферах, в том числе и с профессиональной самореализацией. Сегодня для успешной трудовой деятельности необходимо не только профессиональное соответствие, но и умение создать вокруг себя благоприятный микроклимат и наладить взаимоотношения с коллегами.

Профессиональный успех личности, вне всяких сомнений, напрямую связан с умениями, знаниями, навыками, эрудицией и способностью мыслить - с уровнем общего интеллекта. Однако в большинстве случаев этого оказывается недостаточно. Если общий

интеллект отвечает за достижение академических успехов, быстрое решение сложных научных и практических задач, то социальный интеллект способствует достижению профессионального и жизненного успеха в целом. Социальный интеллект является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, стремящихся к реальным перспективам и успехам в общественно-трудовой деятельности.

Понятие «социальный интеллект» ввёл в практику психологии в 1920 году Э. Торндайк, который описывал его, как умение добиваться успеха в межличностных ситуациях взаимодействия, вести себя мудро и создавать прочные социальные связи [4]. Социальный интеллект включает в себя функции, которые контролируют адекватность и успешность социального взаимодействия, а также отвечают за самообучение, саморазвитие и мотивацию. Основная роль этих функций - в умении приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, а также в нахождении внутренних сих для самореализации.

Среди всего многообразия возможных сфер самореализации личности наибольший интерес вызывает профессиональная деятельность. Самореализация в выбранной профессиональной деятельности является одной из важнейших установок успешного жизненного пути, который характеризует высокий уровень реализации потенциала личности работника в избранной профессии, поступательное развитие его умений и навыков, личное соответствие необходимым качествам его рода занятий, реальную востребованность квалификации сотрудника, возможности безграничного использования его профессиональных знаний, опыта, компетенций другими специалистами. Профессиональное развития личности невозможно без наличия развитого социального интеллекта.

В своей профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством реальных ситуаций.

Существует мнение, что на развитие социального интеллекта значительное влияние оказывает будущая профессиональная деятельность курсанта, а именно предполагаемая интенсивность контактов с людьми. Можно предположить, что выпускники гуманитарных направлений обладают более развитым социальным интеллектом, по сравнению с курсантами, обучающимися техническим специальностям, что может сказаться на профессиональной самореализации будущих специалистов.

Тем не менее упомянутое выше утверждение порой не находит практического подтверждения. Актуальность данного исследования заключается в том, что сегодня прослеживается снижение уровня профессиональной компетентности населения, очевидно снижение уровня эмоционального благополучия, явными становятся трудности в установлении межличностных контактов, которые требуют профессионального анализа и своевременной коррекции. Эффективные профилактические меры будут положительно сказываться на снижении невротизации общества только в том случае, если будут учтены индивидуальные и профессиональные качества человека. Изучение социального интеллекта и его особенностей у курсантов различных направлений подготовки может повысить результативность работы психологической диагностики по решению вопросов межличностных контактов и самореализации личности в выбранной профессии.

Это создаёт проблему данного исследования, которая заключается в противоречии между значимостью социального интеллекта для профессионалов и недостаточной изученностью данных психологических феноменов в зависимости от профессиональной принадлежности специалистов и тех, кто обучается профессии.

Итак, нами была выдвинута гипотеза: социальный интеллект у курсантов гуманитарных и технических направлений подготовки имеет свои особенности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проверки сформулированной нами гипотезы мы используем следующие методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по про-

блеме исследования, анализ данных, как количественный, так и качественный, методику математической статистики.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Военного института Железнодорожных войск и военных сообщений Военной Академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва (ВИ ЖДВ и ВОСО) и Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России (ЛОФ СПб У МВД России). Выборки составили курсанты разных направлений подготовки. В первую выборку вошли курсанты ЛОФ СПб У МВД России (юристы), во вторую выборку вошли курсанты ВИ ЖДВ и ВОСО (инженеры-мостостроители). Выборка испытуемых: юноши, являющиеся курсантами второго курса, в общем количестве 60 человек.

Целью эмпирического исследования было установление специфики социального интеллекта курсантов разных профилей обучения (гуманитарного и технического).

Для того чтобы достигнуть поставленной цели и задач эмпирического исследования, была использована методика «Социальный интеллект».

Тестирование Социальный интеллект Гилфорда (Four Factor Test of Social Intelligence) - психодиагностическая методика Дж. Гилфорда. Методика включает набор стандартных тестов, помогающих диагностировать аспекты социального интеллекта. Тесты показывают способности в понимании и прогнозировании поведения личности в разнообразных жизненных обстоятельствах, определение желаний, чувств и эмоций персоны по невербальным и вербальным характеристикам [5].

Тест Гилфорда, обладающий ясным алгоритмом осуществления и интерпретации, представляет собой стандартизированный измерительный инструмент. Он достаточно прост в применении и принадлежит к ведущим в психодиагностической практике мира. В методике объединены данные четырёх субтестов, основанных на невербальном и вербальном стимульном материале, осуществляющих диагностику четырёх умений системы социального интеллекта: распознание классов и систем, преобразований и результативности поведения. Авторы: Дж. Гилфорд, М. О'Салливан (J.P. Guilford, Maureen O'Sullivan, 1976). Адаптация: Е.С. Михайлова (на основе французской адаптации).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведя исследование, собрав и проанализировав результаты, мы пришли к следующим заключениям.

На рисунке 1 представлен график распределения средних значений для составляющих элементов социального интеллекта.

--4,38_ 4,76 _ ä- 4,87 А ■___ 4,04

3,27 3,8 ______ 3,77 -----

■--

2,84

2,15 2,66 2,7

CBI результаты CBC классы поведения CBT преобразования CBS системы поведения поведения поведения

• M-p ■ M * M+p

Рисунок 1 — График средних значений со стандартными отклонениями (M±p) для компонентов социального интеллекта (факторов познания поведения) в группе курсантов гуманитарного направления

6

0

Рисунок 1 наглядно подчеркивает разницу между дисперсиями распределения факторов познания поведения, полученных с помощью теста Гилфорда. Можно отметить, что наименьшей дисперсией обладает уровень развития фактора познания систем поведения, в то время как самый большой разброс данных наблюдается по переменной «фактор познания результатов поведения» (стандартные отклонения указанных переменных составляют 0,67 и 1,11 соответственно).

Наиболее сильное развитие в группе гуманитарной направленности получает фактор познания классов поведения (СВС), среднее значение параметра в данной выборке -3,8. Хуже всего у курсантов гуманитарного направления оказался развит такой компонент социального интеллекта как познание результатов поведения, который к тому же имеет наибольшую дисперсию и колеблется по выборке в пределах от 2 до 5.

На рисунке 2 мы видим, как распределены в нашей выборке технической направленности средние значения показателей социального интеллекта. Глядя на график, можно утверждать, что наибольший разброс значений наблюдается по показателю «фактор познания результатов поведения». 6

5

4

3

CBI результаты CBC классы поведения CBT преобразования CBS системы поведения поведения поведения

■M-a

■M

■M+a

Рисунок 2 - График средних значений со стандартными отклонениями (М±а) для компонентов социального интеллекта (факторов познания поведения) в группе курсантов технического направления

У курсантов технического направления лучше всего развиты способности к распознаванию классов поведения (3,73), а наиболее низкий средний балл имеет показатель «фактор познания систем поведения» (3). Именно познание систем поведения, так же, как и в группе курсантов гуманитарного направления, имеет наименьший разброс относительно средних значений (стандартное отклонение составляет в данном случае 0,67, что даже меньше, чем в первой выборке). Интересно так же, что СВ1, который среди других компонентов развит у курсантов второй выборки лучше всего, по показателям описательной статистики оказывается выше, чем развитие этого качества в среднем по группе курсантов гуманитарного направления. Значимость этого различия нам предстоит выяснить впоследствии, в процессе проведения сравнительного анализа.

Таблица - Результаты сравнения социального интеллекта и успеваемости у курсантов гу-

Показатель Гуманитарное (сумма рангов) Техническое (сумма рангов) Эмпирическое значение U-критерия p-value

CBI - Фактор познания результатов поведения 811,5 1018,5 346,5 0,12781

СВС - Фактор познания классов поведения 922 908 443 0,92344

СВТ - Фактор познания преобразований поведения 1062,5 767,5 302,5 0,02976*

CBS - Фактор познания систем поведения 1018,5 811,5 346,5 0,12781

0

4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

3

Курсанты гуманитарного направления

Курсанты технического направления

Одной звёздочкой (*) отмечен показатель, значимо различающиеся на уровне 5%. Для объёмов выборок по 30 человек критическое значение и-критерия с вероятностью ошибки первого рода 5% равно 338.

Из таблицы видно, что лишь один показатель получает эмпирическое значение критерия Манна-Уитни меньше критического, а это значит, при сравнении составляющих социального интеллекта у нас имеется только одно статистически значимое различие между курсантами гуманитарного и курсантами технического направления.

Анализ показывает, что Фактор познания преобразований поведения (СВТ) значимо сильнее развит у курсантов гуманитарного направления.

Ниже, на рисунке 3 в гистограмме приводится наглядное отражение разницы между уровнями СВТ у курсантов из двух выборок. Хотя для расчёта критерия Манна-Уитни важен анализ суммы рангов, для визуализации лучшим вариантом стало использования средних значений.

Мы видим, что курсанты-гуманитарии имеют значимо более высокий фактор познания преобразований поведения, чем курсанты с технического направления. Слушатели гуманитарного направления, согласно полученным данным, лучше распознают экспрессию речи в текущем моменте и имеют более широкий арсенал ролевого поведения, т. е. способны проявлять большую ролевую гибкость в общении с другими людьми. Такую разницу можно с легкостью объяснить предположением, что курсанты гуманитарных направлений, по сути, изучают разные уровни функционирования гуманитарных систем (на примере социологии, психологии, философии и др.), что и даёт им более глубокие познания в названной сфере.

Таким образом, сравнительный анализ подтверждает логическую обоснованность разделения совокупной выборки по признаку направленности обучения - это действительно разные группы, и статистические расчеты выявили различия в признаках между представителями гуманитарного и технического направления. Выборки исследования значимо различаются по фактору познания преобразования поведения (компонент социального интеллекта).

ВЫВОДЫ

В связи с актуальностью подготовки профессионалов необходимы исследования взаимосвязей социального интеллекта личности с его функционированием в разных жизненных сферах. Сегодня для успешной трудовой деятельности необходимо не только профессиональное соответствие, но и умение создать вокруг себя благоприятный микроклимат и наладить взаимоотношения с коллегами.

В нашем исследовании изучались курсанты технического и гуманитарного направлений подготовки. Целью исследования стало изучение особенностей социального интеллекта у курсантов технического и гуманитарного профилей обучения. Мы предположили, что социальный интеллект у курсантов гуманитарных и технических направлений подготовки имеет свои особенности.

В результате эмпирического исследования было выявлено, что курсанты гуманитарного направления значимо опережают выборку курсантов технического направления.

Рисунок 3 - Гистограмма средних значений показателя

«Фактор познания преобразований поведения» для курсантов гуманитарного и технического направления

Таким образом, гипотеза подтвердилась. Полученные результаты могут использоваться в психологической службе вузов в процессе работы с личным составом.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Реализация возможностей искусственного интеллекта в образовании с применением квантовых компьютеров / А.В. Зуев, И.А. Макеева, В.А. Медведев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 161-166.

2. Гражданское и патриотическое воспитание через образование в деятельности кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России / Р.В. Аристов, А.В. Зуев, И.А. Макеева [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 9-12.

3. Внедрение компьютерных технологий как средство повышения качества обучения курсантов вузов МВД России / Р.В. Аристов, А.В. Зуев, И.А. Макеева [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 9-15.

4. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии - Москва : Юрайт, 2021. -

270 с.

5. Тест Гилфорда // Психология : [сайт]. - URL: http://pcyhologia.ru/test-gilforda.html (дата обращения 27.11.2022).

REFERENCES

1. Zuev, А.У, Makeeva I. A., Medvedev V. A. et al (2022), "Implementation of the possibilities of artificial intelligence in education using quantum computers", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 2 (204), pp. 161-166.

2. Aristov, R. V., Zuev, А.У and Макеeva, 1.А., et al (2021), "Civic and patriotic education through education in the activities of the Department of Socio-Economic and Humanitarian Disciplines of the Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 9-12.

3. Aristov, R. V., Zuev, А.У and Макеeva, 1.А., et ak (2021), "The introduction of computer technology as a means of improving the quality of education of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (196), pp. 9-15.

4. Torndajk E. (2021), Principles of learning based on psychology, Youwrite, Moscow.

5. The Guildford Test, available at: http://pcyhologia.ru/test-gilforda.html (date of access 14.11.2022)

Контактная информация: kaf.seigd.lof@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.12.2022

УДК 159.96

ФОБИИ: ИХ РАЗНОВИДНОСТИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ

НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Александр Анатольевич Гофман, доцент, преподаватель, Кирилл Сергеевич Колочи-хин, преподаватель, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Владимир

Аннотация

Статья посвящена такому явлению, как фобия. Авторы анализируют причины возникновения фобий, их виды, как они влияют на жизнь человека, в чем их отличие от страха. Детально описан механизм зарождения страха и проявления его в физиологии и поведении человека. Анализируются причины и разновидности фобий, их отличие от страха - базовой сильнейшей эмоции человечества. Логически завершают статью методы терапии фобий.

Ключевые слова: страх, фобия, фактор, мозг, защитный механизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.