Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ'

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ СИМУЛЯТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аристов Роман Викторович, Зуев Андрей Вячеславович, Макеева Ирина Александровна, Медведев Виталий Александрович, Троц Анна Валентиновна

В статье рассматривается вопрос применения информационных технологий в процессе отработки решений профильных задач на кафедре социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ленинградского областного филиала СПб университета МВД России. Целью исследования является проверка гипотезы исследования по обеспечению эффективности внедрения информационных технологий (таких как компьютерные симуляторы или программное обеспечение с функциями искусственного интеллекта) для повышения качества курсантов вузов МВД России. Эксперимент по отслеживанию динамики усвоения учебного материала при различных методиках обучения проводился в трёх учебных группах в рамках учебного занятия по учебной дисциплине «Криминалистика». Тема занятия - «Осмотр места происшествия». В каждой из трех методик преподавания применялся метод моделирования в его различных вариациях. В последнем варианте методики -моделирование с применением информационных технологий. После внедрения информационных технологий, наблюдаются количественные и качественные сдвиги в экспериментальных группах респондентов. Результаты проведенного научного исследования позволяют утверждать, что внедрение компьютерных технологий способствует повышению качества обучения курсантов ВУЗов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аристов Роман Викторович, Зуев Андрей Вячеславович, Макеева Ирина Александровна, Медведев Виталий Александрович, Троц Анна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF COMPUTER TECHNOLOGIES AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article discusses the issue of using information technologies in the process of working out solutions to profile problems at the department of socio-economic and humanitarian disciplines of the Leningrad regional branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The aim of the study is to test the hypothesis of the study to ensure the effectiveness of the implementation of information technologies (such as computer simulators or software with artificial intelligence functions) to improve the quality of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The experiment to track the dynamics of learning the material assimilation with various teaching methods was carried out in three study groups within the framework of the training session on the discipline "Criminalistics". The topic of the lesson is “Inspection of the scene”. Each of three teaching methods used the modeling method in its various variations. The last version of the methodology is modeling with using the information technologies. After the introduction of information technology, there are quantitative and qualitative shifts in the experimental groups of respondents. The results of the research carried out allow us to assert that the introduction of the computer technologies contributes to the improvement of the quality of training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ»

И.А. Бунина, 2018. - С. 93-96.

2. Акопян А.В. Технико-тактическая подготовленность участников чемпионата России 2018 года по всестилевому каратэ дисциплины полный контакт / А.В. Акопян, А.А. Шахов // Интеграция науки и спортивной практики в единоборствах: материалы XVI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, посвященной памяти заслуженного мастера спорта СССР, заслуженного тренера СССР, профессора Евгения Михайловича Чумакова (Россия, Москва, 15 февраля 2019 года) / Под общ. Ред. С.Е. Табакова. - Москва : Лика, 2019. - C. 225-228.

3. Белый К.В. Сравнение распределения объемов тренировочной нагрузки по разделам подготовки в нормативных и методических документах киокусинкай / К.В. Белый, О.Г. Эпов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2916. - № 4 (13). - С. 13-19.

4. Сидоров А. Д. Управление процессом спортивной подготовки юных каратистов : дис. ... канд. пед. наук / Сидоров Андрей Дмитриевич. - Челябинск, 2006. - 171 с.

REFERENCES

1. Akopyan, A.V. and Shakhov, A.A. (2018), "Analysis of the competitive activity of athletes in the full contact karate", Modern technologies of physical education and sports in the practice of physical culture and sports organizations: materials of the All-Russian scientific and practical conference and the All-Russian competition of scientific works in the field ofphysical culture, sports and life safety, April 19, 2018, Bunin Yelets State University, Yelets, pp. 93-96.

2. Akopyan, A.V., and Shakhov, A.A. (2019), "Technical and tactical readiness of the participants of the Russian championship of 2018 in all-style karate discipline full contact", Integration of science and sports practice in single combats: materials of the XVI All-Russian with international participation scientific and practical conference of young scientists dedicated to the memory of the Honored Master of Sports of the USSR, Honored Coach of the USSR, Professor Evgeny Mikhailovich Chumakov (Russia, Moscow, February 15, 2019), Moscow, pp. 225-228.

3. Belyi, K.V. and Epov, O.G. (2016), "Comparison of the distribution of training load volumes by training sections in the normative and methodological documents of Kyokushinkai", Science and sports: modern trends, No. 4 (13), pp. 13-19.

4. Sidorov, A.D. (2006), Management of the process of sports training of young karateka, dissertation, Chelyabinsk.

Контактная информация: shakhov-art@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.04.2021

УДК 378.147:004

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Роман Викторович Аристов, кандидат философских наук, доцент, Андрей Вячеславович Зуев, кандидат исторических наук, доцент, Ирина Александровна Макеева, кандидат юридических наук, начальник кафедры, Виталий Александрович Медведев, преподаватель, Анна Валентиновна Троц, кандидат технических наук, доцент, Анна Александровна Савченко, кандидат филологических наук, доцент, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается вопрос применения информационных технологий в процессе отработки решений профильных задач на кафедре социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ленинградского областного филиала СПб университета МВД России. Целью исследования является проверка гипотезы исследования по обеспечению эффективности внедрения информационных технологий (таких как компьютерные симуляторы или программное обеспечение с функциями искусственного интеллекта) для повышения качества курсантов вузов МВД России. Эксперимент по отслеживанию динамики усвоения учебного материала при различных методиках обучения

проводился в трёх учебных группах в рамках учебного занятия по учебной дисциплине «Криминалистика». Тема занятия - «Осмотр места происшествия». В каждой из трех методик преподавания применялся метод моделирования в его различных вариациях. В последнем варианте методики -моделирование с применением информационных технологий. После внедрения информационных технологий, наблюдаются количественные и качественные сдвиги в экспериментальных группах респондентов. Результаты проведенного научного исследования позволяют утверждать, что внедрение компьютерных технологий способствует повышению качества обучения курсантов ВУЗов МВД России.

Ключевые слова: информационные технологии, педагогический эксперимент, качество обучения, компьютерный симулятор.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p9-15

IMPLEMENTATION OF COMPUTER TECHNOLOGIES AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF

RUSSIA

Roman Viktorovich Aristov, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Andrey Vyacheslavovich Zuev, the candidate of historical sciences, senior lecturer, Irina Aleksan-drovna Makeeva, the candidate of law sciences, head of the department, Vitaly Aleksandrovich Medvedev, the teacher, Anna Valentinovna Trots, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Anna Aleksandrovna Savchenko, the candidate of philological sciences, senior lecturer, Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal

Affairs of Russia, Saint-Petersburg

Abstract

The article discusses the issue of using information technologies in the process of working out solutions to profile problems at the department of socio-economic and humanitarian disciplines of the Leningrad regional branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The aim of the study is to test the hypothesis of the study to ensure the effectiveness of the implementation of information technologies (such as computer simulators or software with artificial intelligence functions) to improve the quality of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The experiment to track the dynamics of learning the material assimilation with various teaching methods was carried out in three study groups within the framework of the training session on the discipline "Criminalistics". The topic of the lesson is "Inspection of the scene". Each of three teaching methods used the modeling method in its various variations. The last version of the methodology is modeling with using the information technologies. After the introduction of information technology, there are quantitative and qualitative shifts in the experimental groups of respondents. The results of the research carried out allow us to assert that the introduction of the computer technologies contributes to the improvement of the quality of training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: information technologies, pedagogical experiment, quality of training, computer simulator.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время идет интенсивный процесс внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс вузов МВД России по всем направлениям подготовки. Как показывает практика, одной из проблем остается недостаточная подготовленность курсантов, поступивших в образовательную организацию МВД России, к использованию компьютерной техники и работе с ней. Во многом обучаемые воспринимают персональный компьютер как устройство для компьютерных игр, общения в социальных сетях, а также для поиска информации в сети Интернет, осуществляемого при этом простым вводом текста в соответствующее поле, без учета расширений и ограничений поиска с целью отсечения ненужной или неактуальной информации. Освоение компьютерной грамотно -сти, выработка соответствующих умений и навыков, а также осознание значимости ком-

пьютерной техники в профессиональной деятельности сотрудника полиции - задачи, которые впоследствии решаются на занятиях по информационным и телекоммуникационным технологиям.

Так, в соответствии с требованиями ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» [1], который реализует Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, общепрофессиональная компетенция (ОПК-8) «Информационные технологии» предполагает умение решать задачи профессиональной деятельности с применением информационных технологий.

Компьютер — это техническое устройство, которое может выполнять целый комплекс задач, облегчающих получение высшего профессионального образования [2]. Следует отметить, что при условии грамотного использования современных информационных технологий можно значительно повысить качество образовательного процесса не только для курсанта, но и для преподавателя. Учитывая, что у всеобщей компьютеризации образования имеются не только преимущества, но и недостатки, задача профессорско-преподавательского состава состоит в разработке оптимальных образовательных методик, обеспечивающих эффективное обучение. Внедрение инновационных форм обучения в образовательный процесс ориентировано, прежде всего, на совершенствование активных и интерактивных методов обучения, одним из которых выступает метод моделирования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Роль метода моделирования в современной педагогике сложно переоценить. Учебные, имитационные и иные модели являются средством обучения и особенно востребованы при освоении курсантами дисциплин профессионального цикла.

Так, в трёх учебных группах был проведен педагогический эксперимент по отслеживанию динамики усвоения учебного материала при различных методиках обучения. Эксперимент проводился на примере практического занятия по учебной дисциплине «Криминалистика». Тема занятия - «Осмотр места происшествия». В каждой из трех методик преподавания применялся метод моделирования в его различных вариациях. В последнем варианте методики - моделирование с применением информационных технологий (Фото 1, Фото 2, фото 3).

В первой группе занятие проводилось в классической форме на учебном полигоне, созданном для отработки навыков фиксации криминалистических следов на месте происшествия. Во время занятия были задействованы стандартные средства и криминалистическое оборудование, повседневно используемое специалистами-криминалистами. Следует отметить, что подобная методика проведения занятия, несомненно, эффективна, однако предполагает существенные временные затраты (не менее 6 академических часов работы на полигоне), а также финансовые затраты на приобретение и поддержание комплектов (чемоданов) экспертов-криминалистов в надлежащем состоянии с учетом многократного использовании реактивов и специальных криминалистических средств. Кроме того, проведение занятия по классической методике потребовало участия двух преподавателей для консультирования обучающихся по тактике осмотра. Недостатком данного метода ведения занятия можно назвать и то, что предварительно, до начала занятия в каждой учебной группе, преподавателю необходимо имитировать следы преступника на учебном полигоне. По мере выполнения курсантами практических заданий на учебном полигоне имитированные следы затираются либо остаются видимые признаки наличия следов, оставленных предыдущим курсантом. В связи с этим положительный результат профессиональной подготовки зачастую не достигается в равной степени всеми обучающимися.

Во второй группе была применена следующая методика: учебная группа было разделена на две части, одна из которых самостоятельно имитировала следы преступления, а

другая пыталась найти их и зафиксировать. После выполнения задания группы менялись местами. При использовании данной методики было отмечено повышение эффективности обучения по сравнению с первой методикой, связанное с тем, что курсанты осуществляли практическую деятельность в роли не только сотрудника-криминалиста, но и воображаемого преступника. Соответственно, каждый обучающийся был задействован в двух плоскостях учебного процесса, а именно подготовке и выполнении задания, что позволило более детально разобраться в тонкостях изучаемой темы. В качестве недостатка данной методики можно отметить еще более значительное увеличение времени, необходимого на проведение занятия по такому сценарию. Также отмечено, что в связи с отсутствием необходимого опыта и практических навыков по данной теме курсанты зачастую допускают ошибки, как в имитации следов преступления, так и в их поиске и фиксации. Следовательно, во время занятия необходимо обеспечивать постоянную контактную работу между преподавателями и курсантами, что в свою очередь уменьшает количество реальной самостоятельной работы курсанта в рамках выполнения поставленной задачи, так как большую часть времени он выполняет команды или повторяет действия за преподавателем.

В третьей группе применённая методика включала внедрение в образовательный процесс информационных технологий в рамках первичной отработки задач учебного занятия на компьютерном симуляторе.__

Фото 1 - Процесс отработки обучаемым учебного задания по дисциплине «Криминалистика» - Начальный этап

В качестве симулятора была выбрана демоверсия программы, позволяющей получать и отрабатывать навыки работы с криминалистическим оборудованием в процессе осмотра места происшествия. Данная программа предполагает большой спектр возможных ситуаций, локаций и следов; в ней также представлена возможность самостоятельно, в режиме редактора, создавать виртуальный макет места происшествия. Суть методики, использованной в третьей группе, заключалась в том, что, заранее разделившись на две подгруппы, курсанты с помощью программы-симулятора одновременно создавали виртуальное место преступления и имитировали на нём следы преступления. После этого подгруппы обменивались сохраненными файлами и далее пытались найти и зафиксировать эти следы. В ходе работы с программой курсанты могли автоматически заполнить фототаблицу изъятых следов, заполнить протокол осмотра. При этом программа в автоматическом режиме исправляла мелкие недостатки в оформлении документации, а после окончания занятия все файлы передавались преподавателю для последующей проверки. Среди достоинств данной методики можно отметить как уменьшение количества учебных

часов, необходимых для проведения занятия по данной теме, так и отсутствие необходимости наличия второго преподавателя на данном занятии. Кроме того, отмечено, что компьютерное сопровождение практического занятия позволяет исключить ошибки в ходе имитации следов преступления, а также при их обнаружении и фиксации. Таким образом, курсант запоминает исключительно грамотные методы и операции при овладении навыками работы с криминалистическим оборудованием. Далее для закрепления результатов достаточно будет провести еще одно занятие на учебном полигоне, с целью повторного применения и отработки полученных навыков.

В качестве следующего этапа эксперимента в рамках учебного занятия активно использовался режим тестирования._

Фото 2 - Процесс отработки обучаемым учебного задания по дисциплине «Криминалистика» - Создание фото

таблицы

Фото. 3. Процесс отработки обучаемым учебного задания по дисциплине «Криминалистика» - Заполнение протокола осмотра места происшествия.

По результатам начального этапа составляется протокол осмотра места происшествия (рисунок 1).

Рисунок 1 - Форма протокола «Осмотр места происшествия)

Как показало исследование, в КГ результаты тестирования оказались хуже, чем в ЭГ1 и ЭГ2. Результаты тестирования курсантов по дисциплине представлены в таблице 1 «Криминалистика».

Таблица 1 - Результаты тестирования курсантов по дисциплине «Криминалистика»

КГ (n = 20) ЭГ1 (n = 20) ЭГ2 (n = 20)

Количество вопросов % правильных ответов Количество вопросов % правильных ответов Количество вопросов % правильных ответов

25 62 25 77 25 86

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ экспериментальных данных показал, что применение информационных технологий в образовательном процессе способствует повышению качества преподаваемого материала, повышению уровня усвоения теоретического материала обучающимися, а также возрастанию практической значимости информационных технологий (таких как компьютерные симуляторы или программное обеспечение с функциями искусственного интеллекта) в процессе отработки решений профильных задач. Совершенствующийся искусственный интеллект, оперируя новыми более высокотехнологичными инструментами, способен анализировать современные проблемы намного эффективнее по сравнению с прежними средствами получения и обработки информации. Широко внедряясь в образовательный процесс, новые информационные технологии, таким образом, позволяют обучающимся не только наблюдать за изменениями в системах организации обучения, но и напрямую экспериментировать с моделями, заданными в программах, проектировать и анализировать практические ситуации, которые в дальнейшем могут быть активно использованы в профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция : Приказ Минобр-науки России от 13.08.2020 N 1011 // [Официальный интернет-портал правовой информации]. -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009070039 (Дата обращения:10.04.2021).

2. Шевченко, О. И. Роль информационных технологий в современном высшем образовании / О. И. Шевченко, Р. Н. Чиаев // Молодой ученый. - 2019. - № 50 (288). - С. 413-415.

REFERENCES

1. Government of the Russian Federation (2020), "On approval of the federal State educational standard of higher education-Bachelor's degree in the direction of training 40.03.01 Jurisprudence", Order of the dated August 13, 2020, N 1011, Official Internet portal of legal information, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009070039 (date of access: 10.04.2021).

2. Shevchenko, O. I. and Chiaev, R.N. (2019), "The role of information technologies in modern higher education", No. 50, рр. 413-415.

Контактная информация: kaf.seigd.lof@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.05.2021

УДК 796.015.68

ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ АБИТУРИЕНТОВ-ДЕВУШЕК ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»

Олег Евгеньевич Артемов, доцент, начальник кафедры, Ольга Михайловна Кузнецова,

преподаватель, Алексей Алексеевич Кузнецов, курсовой офицер-преподаватель, Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, Тверь

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы соответствия уровня физической подготовленности абитуриентов-девушек с требованиями к диагностике физической подготовленности в Военной академии воздушно-космической обороны (далее - ВА ВКО). Проведен анализ данных мониторинга уровня физической подготовленности, поступающих в академию девушек в период с 2016 г. по 2020 г.; оценены средние результаты уровня развития у них основных физических качеств (двигательных способностей) - силы, быстроты и выносливости, с учетом требований Программы ВА ВКО по дисциплине «Физическая подготовка».

Ключевые слова: абитуриенты-девушки, диагностика уровня физической подготовленности, планирование образовательного процесса, физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p15-18

DIAGNOSTICS OF PHYSICAL CONDITION OF FEMALE ENTRANTS OF THE MILITARY ACADEMY OF AEROSPACE DEFENSE AS THE INFORMATION BASIS FOR PLANNING THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE DISCIPLINE «PHYSICAL

EDUCATION»

Oleg Evgenievich Artemov, the senior lecturer, head of department, Olga Mikhailovna Kuz-netsova, the teacher, Aleksey Alekseevich Kuznetsov, the instructor officer, Military Academy of Aerospace Defense named after Marshal of the Soviet Union G. K. Zhukov, Tver

Abstract

The article examines the compliance of the level of physical condition of female entrants with the requirements for the diagnostics of physical condition in the Military Academy of Aerospace Defense. The analysis of data of the level of physical condition of girls entering the academy in 2016 - 2019 was carried out; taking into account the requirements of the Program of the Military Academy of Aerospace Defense in the discipline Physical Education, the average results of the level of development of their basic physical qualities (motor abilities) - strength, speed and endurance, were evaluated.

Keywords: female entrants, diagnostics of the level of physical condition, planning of the educational process, Physical Education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.