Научная статья на тему 'Особенности социально-психологической адаптация воспитанников кадетских корпусов (школ-интернатов)'

Особенности социально-психологической адаптация воспитанников кадетских корпусов (школ-интернатов) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
377
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТЫ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ВОСПИТАННИКИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ / ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННАЯ ШКОЛА / CADETS / ADAPTATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / STUDENTS OF CADET CORPS / EDUCATION / MILITARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мачульская И. А., Мачульский Д. А.

Целью статьи является определение взаимосвязи личностных и адаптационных особенностей воспитанников кадетских корпусов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article is to determine the relationship between personal and adaptive characteristics of students of cadet corps.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологической адаптация воспитанников кадетских корпусов (школ-интернатов)»

Мачульская И.А., Мачульский Д. А.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ (ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ)

ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, Воронежский институт правительственной связи

Ключевые слова: кадеты, адаптация, социально-психологическая адаптация, воспитанники кадетских корпусов, воспитание, военная школа.

Аннотация. Целью статьи является определение взаимосвязи личностных и адаптационных особенностей воспитанников кадетских корпусов.

Key words: cadets, adaptation, socio-psychological adaptation, students of cadet corps, education, military school.

Abstract. The purpose of the article is to determine the relationship between personal and adaptive characteristics of students of cadet corps.

На современном этапе развития общества, обучение и воспитание молодежи в нашей стране это неотъемлемая часть деятельности государства, перед которой стоит важнейшая задача по формированию у молодых людей высоких патриотических чувств, верности воинскому долгу по защите Отечества.

Очень важно в начальном периоде становления личности приобщить молодежь к нашей истории и духовной культуре.

В связи с этим военная школа России, являясь составной частью всей системы образования страны, готовит кадры для армии и флота, возрождая широкую сеть кадетских корпусов. Несомненно, что при формировании таких учебных заведений учитывался трехсотлетний исторический опыт по воспитанию и обучению военных кадров. На протяжении десятилетий отмечалось, что именно выпускники кадетских корпусов отличались мужеством и крепостью духа, являясь высококвалифицированными и образованными офицерами - крепкой несгибаемой силой русской армии.

Период с десяти до семнадцати лет знаменателен для подростка, именно в это время у него закладываются основы мировоззрения, формируется личность, появляются цели и способности к выбору, обозначается главное направление всей жизни - служение Родине, как на военном, так и на гражданском поприще.

При поступлении в кадетский корпус у подростка происходят сложные и многообразные перемены, которые меняют его взгляды, привычки и формы общения с окружающими. Поступившие кадеты, как правило, представляют собой разновидность всех слоев общества с положительными и отрицательными чертами. Таким образом, при формировании нового коллектива, в первые дни пребывания в корпусе воспитанники испытывают определенную растерянность и беззащитность. Именно в этот момент важно оказать психолого-педагогическую поддержку кадету, отследить душевное состояние каждого, помочь подростку в адаптации к новым жизненным условиям. Необходимо способствовать сплочению крепкого коллектива и созданию в нем запаса, воинских, этических и морально-нравственных норм, которые помогут на следующих этапах обучения военной профессии.

Учеба в кадетском корпусе, это сложный и ответственный момент для молодых мальчишек. Обучение происходит в закрытом образовательном учреждении, происходит отделение от семьи, перемена места жительства. Но самое сложное - это жизнь по воинскому уставу. Когда встает необходимость в повышении умственных, физических и психологических нагрузок. Кадетский корпус для воспитанников должен стать вторым домом. И здесь важно помочь кадетам пройти процесс социальной адаптации, т.к. от успешного протекания адаптационного периода, в дальнейшем будет зависеть процесс личностного развития воспитанника.

С. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность - в умственное равнодушие, страсть к чтению - в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству в любовь к рутине, увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения. Содержание подросткового периода С. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности» [2].

В подростковый период происходит расширение жизненного пространства ребенка, как в географическом смысле, так и в смысле расширения социального. Но самая существенная трансформация

жизненного пространства происходит во временном измерении. Впервые появляется будущее как психологический определитель личности. С возрастом жизненная перспектива увеличивается, и это становится одним из самых фундаментальных факторов развития личности [2].

Зная типологические особенности и психологическую структуру личности кадетов можно определить все те моменты, которые могут входить в сферу личностных смыслов подростка и тем самым ускорить процессы адаптации и социализации.

Личность - это неповторимая совокупность биологических и социальных свойств человека, важнейшими из которых являются социальные составляющие, проявляющиеся в общественной деятельности человека [4].

Важными компонентами структуры личности являются:

- характер - совокупность психических особенностей, свойств личности;

- направленность, включающая различные свойства личности, потребности, интересы, идейные и практические установки и т.д. ;

- возможности, т.е. способности, определяющие успех в ее деятельности;

- способности - предрасположенность, склонность и умение выполнять какие-либо действия. В основе способностей лежит одаренность. Для системы управления важно своевременно выявлять и использовать способности личности, а также создавать условия для их развития;

- умение осуществлять саморегулирование в практической деятельности [3].

Формирование личности в стадии адаптации зависит от эмоционального и межличностного взаимодействия [5]. От поддержки воспитателей, от признания ценностей и значимости внутреннего мира воспитанников, происходит формирование личной зрелости, адекватности и самооценки [6]. Ощущая уважение работников кадетского корпуса, при отсутствии нравственных оценок воспитанники учатся уважать себя, а значит, проявляют и уважение к другим.

Таким образом, количество страхов и тревог перед неизвестностью уменьшается, кадеты ощущают в себе силы для проявления собственной индивидуальности, учатся самоконтролю в сочетании с ответственностью. Успешное прохождение процесса адаптации, непосредственно связано с правильным формированием характера, от которого зависят поступки и степень адаптационных способностей в

определенных условиях. Но важно отметить следующее, имея каждый свою индивидуальность и еще не сложившийся характер, воспитанник может быть одновременно общительным и замкнутым, откровенным и скрытым, вежливым и грубым, скромным и заносчивым, трудолюбивым и ленивым, и т.д. Все зависит от ситуации, от того, какое место он занимает в коллективе, от хорошего или плохого влияния своих товарищей и от других внешних и внутренних обстоятельств. Каждое свойство характера есть тенденция к совершению в определенных условиях определенных поступков [1].

Из выше сказанного, можно заключить, чем быстрее кадет включится в разнообразные ситуации, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов безболезненно преодолевать преграды и трудности на новом этапе своей жизни и своего личностного становления, тем быстрее он пройдет процесс адаптации. С наступлением момента, когда кадет перестает конфликтовать с товарищами, когда приходит осознание, что он доволен собой и тем, что он делает, проявляет свои творческие способности и свободно выражается, все это в совокупности в достаточной мере выявляет устойчивый тип поведения и привычные способы эмоционального реагирования. Тем самым подтверждает свою адаптированность в новом коллективе.

Список литературы

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ 1973. -249 с.

2. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1987. - 15 с.

3. Шикун, А.Ф. Управленческая психология / А.Ф. Шикун, И.М. Филинова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 332с.

4. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности / Науч. ред. А.А. Деркач. - М.: Красная площадь, 1996. - 397с.

5. Савина Н.В. Деятельность педагога-психолога в инновационном процессе общеобразовательной школы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Омск, 2003. - 16 с.

6. Чемерилова И.А. Теория и методика воспитательной работы. -Чебоксары, 2010. - 139 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.