Научная статья на тему 'Формирование коллектива в кадетских корпусах и школах'

Формирование коллектива в кадетских корпусах и школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТСКИЙ КОРПУС / КАДЕТЫ / ВОСПИТАТЕЛИ / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ТРАДИЦИИ / THE CADET CORPS / CADETS / TEACHERS / MILITARY STAFF / BEHAVIOR / ADOLESCENCE / PROFESSIONALISM / TRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мачульская И.А., Машин В.Н.

В статье раскрываются особенности формирования воинского коллектива в кадетских корпусах и школах на современном этапе развития общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the peculiarities of formation of the military collective in the cadet corps and schools at the present stage of development of society and the state.

Текст научной работы на тему «Формирование коллектива в кадетских корпусах и школах»

// Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 244-248.

5. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы): Сб. статей / Сост. С.И. Демидова. Л.О. Денищева - М.: Просвещение, 1985.

6. Яковлев А.Н., Яковлева С.А. Современные аспекты инфокоммуникационных технологий в системе профессионального образования // Синергия. 2016. № 5. С. 13-18.

Мачульская И.А., Машин В.Н.

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА В КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ И ШКОЛАХ

ВУНЦВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

Ключевые слова: кадетский корпус, кадеты, воспитатели, воинский коллектив, поведение, подростковый возраст, профессионализм, традиции.

Аннотация: В статье раскрываются особенности формирования воинского коллектива в кадетских корпусах и школах на современном этапе развития общества и государства.

Keywords: the cadet corps, cadets, teachers, military staff, behavior, adolescence, professionalism, tradition.

Abstract: The article reveals the peculiarities of formation of the military collective in the cadet corps and schools at the present stage of development of society and the state.

Современное развитие образования в России, ориентирует нас на новое направление государственной политики в системе общеобразовательной школы и позволяет реализовывать подготовку граждан РФ к государственной военной службе, направленной на профессиональное служение Отечеству. В связи с этим расширяется масштаб создания учебных заведений основанных на элементах воинского воспитания. Такими учебными учреждениями являются кадетские корпуса и школы.

На протяжении трехсот лет в российских кадетских корпусах, подрастающее поколение обучалось и воспитывалось на принципах и методах русской военной школы, заложенной Петром Великим и сумевшей воспитать выдающихся людей, вошедших в историю и ставших гордостью и славой России.

Создание современных кадетских корпусов и школ основывается на историческом многовековом опыте и наследии кадетского направления. Но в процессе исторического развития общества, в России менялся уклад жизни и менталитет, как обычного гражданина, так и воина, а вместе с тем менялась структура учебного заведения, становясь более разнообразной и инновационной, обладающей способностью удовлетворить потребности нового поколения молодежи XXI века, где служение Отечеству на любом поприще в сфере государственных интересов, будет профессиональным и ответственным, а также сумеет подчеркнуть авторитет военной службы.

Таким образом, цель современных кадетских корпусов и школ, воспитать достойное подрастающее поколение в духе патриотизма с большим интеллектуальным потенциалом и способностью вырабатывать более четкие представления о военной профессии и выборе карьеры.

Для достижения поставленных ориентиров существует необходимость в правильной постановке и содержании организационно-методического процесса, способного оказывать непосредственное влияние на психологическое развитие личности подростков и ее влияние на качественное формирование коллектива, который в свою очередь открывает огромные возможности для развития их индивидуальных способностей [1; 3].

Как известно, подростковый период в жизни человека можно сравнить с великим и важным путем в формировании гармоничного взаимодействия с окружающим миром. За короткое время подростки испытывают взлеты и падения, переживают внутренние конфликты с самими собой и другими, когда возникает желание выйти из-под родительской опеки и обрести себя как самостоятельная личность, но в тоже время не принимать абсолютной свободы, к которой они не готовы. Им достаточно иметь право на собственный выбор и самостоятельную оценку своим словам и поступкам.

Кон И.С. говорил, что «...поведение в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, внутренними конфликтами, а также сформировавшимися к тому времени у него индивидуальными особенностями» [2]. Именно в этот непростой отрезок жизненного пути, многие подростки меняют свой привычный уклад жизни, поступая в кадетские корпуса и школы.

В подростковый период происходит расширение жизненного пространства ребенка, как в географическом смысле, так и в смысле расширения социального. Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении. Впервые появляется будущее как психологический определитель личности. С возрастом жизненная перспектива увеличивается, и это становится одним из самых фундаментальных факторов развития личности [5-6].

Став кадетом, подросток смотрит на себя по-новому. Проводя основную часть времени со сверстниками, он начинает ценить свои отношения с ними, появляется потребность в друге, так как дружба в этом возрасте дает возможность к сотрудничеству, взаимовыручке и помогает, путем доверительных отношений познать другого и себя.

Таким образом, в социуме развитие личности происходит более активно. Тем не менее, в начальном периоде формирования коллектива, важно увидеть и понять, насколько подросток оценивает себя как личность, от этого будет зависеть процесс его адаптации и уровень общения в социуме. При заниженной самооценке, зачастую развивается комплекс неполноценности, который в последствии может сказаться на дестабильности нервно-психического состояния здоровья подростка, когда на фоне, даже незначительных неудач, могут проявляться эмоциональные вспышки, сопровождающиеся либо агрессией, либо полным безразличием к себе, окружающим и вообще к роду какой-то не было деятельности. Такое состояние может привести к риску развития полной дезадаптации. И наоборот, личности, имеющие завышенную самооценку, обладают излишней самоуверенностью, им трудно строить отношения со сверстниками, что приводит к сложным отношениям как в коллективе, так вне его.

Таким образом, необходимо создать такую атмосферу при создании воинского коллектива в кадетских корпусах и школах, чтобы у учащихся в них, процесс развития личности был содержательным и способствовал формированию наиболее качественной и адекватной самооценки. Которая станет залогом позитивной личности и предоставит возможность обрести уверенность в себе, самоуважение и одновременно самокритичность. Все это и будет определяющим звеном в замкнутом коллективе сверстников. Только при таких условиях можно будет сорганизовать будущих военнослужащих в духе товарищества, воинского братства и высокоорганизованного коллективизма.

Нужно также учесть, что у каждого коллектива существует своя направленность и специфика. Функциональные особенности

воинского коллектива, в корне отличаются от других, не связанных с военным делом. При формировании такого коллектива необходимо учитывать наличие общих идейных и морально психологических принципов будущей военной службы и боевой специфики. Так как все стоящие перед коллективом служебно-боевые, учебные, и другие задачи имеют государственное значение и направлены на выполнение воинского долга и защиту Отечества, необходимо укреплять межличностные связи членов коллектива, без которых практически невозможным станет выполнение военно-профессиональной деятельности, основанной на жизненных и духовных ориентирах, способных сплотить всех членов коллектива.

Важным фактором при формировании подросткового коллектива выступает единство, без которого как групп, так и коллективов быть не может. Именно единство ориентирует всех членов коллектива на условия, необходимые для их объединения (согласование различных взглядов на актуальные проблемы, поощрение межличностных симпатий с максимальным учетом их проявлений и т.д.).

Процесс формирования коллектива также должен включать в себя и специфику его объединения и изучение тех предпосылок, которые могли бы этому способствовать, т.е. случайное знакомство на сборном пункте, вступительных экзаменах и т.д.; проявлении общих интересов в ходе совместной деятельности; чувство землячества. Но, как правило, создание коллектива не должно основываться только на этих характеристиках, т.к. из многолетних наблюдений и опыта психологов и командиров, в ходе социализации можно наблюдать изменение личностных ориентаций в стадии взаимного изучения друг друга. Полученные знания о сослуживцах помогают устанавливать товарищеские отношения, тем самым, влияя на стабильность в коллективе, его привычки, настроение, сплоченность, дисциплинированность. При правильном руководстве и эффективном управлении новым коллективом и каждым его участником, происходит адаптированное личностное становление подростков, готовых при активном взаимодействии и взаимозаменяемости более ответственно подходить к вопросам изучения военного дела, тем самым совершенствовать свое мастерство [3-4]. Учебно-воспитательная система в кадетских корпусах и школах имеет особую специфику, с жесткими требованиями к выполнению распорядка и устава, беспрекословным подчинением вышестоящим командирам, соблюдением кодекса кадетской чести, ношением военной формы и специализированной атрибутики.

В связи с военизированным укладом жизни кадетов, воздействие на личность воспитанника происходит по-разному, а значит и темпы развития воинского коллектива, также могут быть по времени различные. Таким образом, все зависит от индивидуальных особенностей кадетов, от социально-психологического профессионализма военного руководителя и от служебных задач стоящих перед коллективом.

В заключении хочется отметить, все перечисленные в статье характерные особенности, влияют на развитие и формирование профессионального и высоконравственного воинского коллектива в кадетских корпусах и школах, который, достигнув единства воли и знаний, интересов и ценностей, основанных на правильной ориентации учащихся в процессе их обучения, будет способствовать осознанному выбору своего жизненного пути и профессии, а они в свою очередь могут стать прочным фундаментом в патриотическом воспитании высокообразованных защитников нашего Отечества и государства.

Список литературы

1. Гасанова П.Г., Цахаева А.А., Аминова Д.К. Коммуникативная компетентность как механизм профессионального саморазвития молодого педагога // Успехи современной науки. 2016. №4. Том 4. С. 9-12.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. - М. Просвещение,1980.

3. Мачульская И.А., Машин В.Н. Влияние культуры поведения военного руководителя на повышение уровня его морально-психологических, педагогических, управленческих и боевых качеств // Современные проблемы управления повседневной деятельностью подразделений: сб. по материалам II Межвузовской НПК курсантов и слушателей «Молодежные чтения памяти Ю.А. Гагарина» (20 мая 2015 г.): в 2-х ч. - Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА» 2015. Ч. 2. С. 159-164.

4. Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н. Психологические аспекты организационно-педагогического управления в военных вузах // Синергия. 2016. № 5. С. 7-12.

5. Соколова Н.Ф., Жигульская И.В., Сендюков И.Н. Формирование современного педагогического коллектива для реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Синергия. 2016. № 3. С. 13-25

6. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1987. - 15 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.