Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеева Галина Константиновна, Мальцева Светлана Николаевна

В статье проанализированы проблемы социально-психологической адаптации студентов к ученой деятельности, в том числе связанные с мотивационной сферой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнеева Галина Константиновна, Мальцева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF UNIVERSITY STUDENTS

The article analyzes the problems of socio-psychological adaptation of students to academic activities, including those related to the motivational sphere of personality.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84

УДК 378.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/84/62

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

©Корнеева Г. К., ORCID: 0000-0003-4256-5328, канд. психол. наук, Московский университет им. С. Ю. Витте, г. Рязань, Россия, galinka.korneeva.1960@mail.ru ©Мальцева С. Н., ORCID: 0000-0001-9252-284X, канд. юрид. наук, Московский университета им. С.Ю. Витте, г. Рязань, Россия, kafedraupd2015@yandex.ru

FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF UNIVERSITY STUDENTS

©Korneeva G., ORCID: 0000-0003-4256-5328, Ph.D., Moscow University named after S. Vitte,

Ryazan, Russia, galinka.korneeva.1960@mail.ru ©Maltseva S., ORCID: 0000-0001-9252-284X, J.D., Moscow University named after S. Vitte,

Ryazan, Russia, kafedraupd2015@yandex.ru

Аннотация. В статье проанализированы проблемы социально-психологической адаптации студентов к ученой деятельности, в том числе связанные с мотивационной сферой личности.

Abstract. The article analyzes the problems of socio-psychological adaptation of students to academic activities, including those related to the motivational sphere of personality.

Ключевые слова: психологическая адаптация, социальные условия учебной деятельности, мотивационная сфера личности.

Keywords: psychological adaptation, social conditions of educational activity, motivational sphere of personality.

В современных условиях социального мира широко представлены в системе образования негосударственные образовательные учреждения. Следует отметить, что вступительные экзамены несколько отличаются от экзаменов в государственные вузы. В связи с этим данная ситуация ставит вопросы с решением проблемы мотивации школьников к дальнейшему обучению, получению специальности. Если раньше возможность получения высшего образования ограничивалось уровнем проходного балла, стажем в профессиональной области, то в настоящее время эти проблемы снимаются недостаточно сформированными и отформатированными экономическими решениями. Результатом сложившейся ситуации является снижение значимости высшего образования, увеличения числа студентов мотивированных только на получения диплома о высшем образовании. Это имеет несомненное значение в профессиональном становлении специалиста, особенно в системе «человек-человек» юристов, врачей, педагогов.

Проблема адаптации первокурсников к условиям высшего учебного заведения, конечно, не нова. Социально-экономические перемены, происходящие в нашем обществе, накладывают свои особенности на психолого-педагогические проблемы, возникающие при каждом новом наборе студентов. Поэтому главной проблемой педагогического коллектива является формирование мотивации студентов к получению профессионального образования. Следует отметить, что среди студентов коммерческих вузов есть и те, которые не набрали достаточное количество балов для поступления в государственный вуз. Мы видим, что

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84

уровень их мотивации к обучению значительно выше, чем у тех абитуриентов, которые пришли учиться только потому, что есть «веление» родителей или следование «ценностям» общества. Уровень их адаптации к новым социальным условиям значительно выше.

Мотивация к учебной деятельности является ведущим фактором успешной адаптации первокурсников к вузу. Опираясь на классификацию П.М. Якобсона можно выделить группы мотивов [3]. Первую группу автор называет «отрицательными». Они связаны с пониманием учащегося возможности возникновения «неприятностей» в случае, если он не будет учиться. Это в первую очередь недовольство родителей, наказание с их стороны. Учеба в вузе у таких студентов не вызывает интерес, в том числе отсутствует мотивация на посещение лекций и семинаров. Другая группа мотивов, по мнению П.М. Якобсона, связана с формированием у обучающегося осознанной установки стать полезным членом общества, получить профессию. Безусловно, такая мотивация помогает преодолеть затруднения адаптационного периода. В тоже время следует понимать, что для успешной учебной деятельности в дальнейшем этой мотивации будет недостаточно. Студент будет ориентирован не на учебу, а на социальные факторы, которые с ней связаны. К этой же группе мотивов к учебной деятельности автор относит узколичностные. У студента нет интереса к обучению, но в его понимании он не сможет достичь успеха, подняться по социальной лестнице без диплома о высшем образовании. Еще один вид мотивации обусловлен интересом к самому процессу обучения. Удовлетворение у учащегося возникает от процесса получения новых знаний, процесса личностного роста. Все формы мотивации мы не видим в чистом виде. Кроме того процесс ее формирования носит динамический характер. Е.П. Ильин приводит интересные данные по динамике мотивационной сферы личности студентов, основанные на исследованиях Н.Б. Нестеровой [2]. На первом курсе в роли мотиваторов выступали профессиональные и учебные ценности, однако, в представлении студентов они в большей степени имели общественное значение, а не личностный смысл. На втором курсе отмечалось снижение выраженности всех мотивационных компонентов, что проявляется в снижении учебной активности. Так называемый «синдром разочарования». На четвертом и пятом курсе растет степень осознания личностных мотивов, стремлением к профессионализации.

Изменчивость, динамика мотивационной сферы личности тесно связана с построением жизненных планов, структуру которых можно условно представить как дальние, средние, близкие. Дальние жизненные планы связаны с такими понятиями как смысложизненные цели-ценности. Средние направлены на достижение промежуточных перспектив, отражают повседневные задачи. Близкие жизненные планы — это реализация отдельных поведенческих актов. Также их можно разделить по сферам социальной деятельности личности. В процессе учебной деятельности начинается, в том числе и построение планов на будущее, одним из направлений которого является самоутверждение в профессиональной сфере. Именно эта установка должна быть у студента, что позволит ему успешно реализовывать учебную деятельность.

Очень важной проблемой, на наш взгляд, многие студенты не имеют достаточный уровень интеллектуального развития для обучения в вузе. Главным образом это связано с тем потоком информации, который они получают в процессе обучения в вузе и способностью ее усваивать. Следует отметить, что этот фактор препятствует как процессу обучения, так и индивидуально-психологическому процессу развития личности студента.

Еще одной особенностью современной системы высшего образования является расширение возрастного диапазона студентов. Речь идет о лицах, получающих второе высшее образование. В отличие от многих первокурсников они имеют высокий уровень мотивации на профессиональную подготовку. Несмотря на этот положительный факт,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84

проблемой является установка данной категории лиц на сложившиеся познавательные схемы получения знаний, специфические особенности восприятия информации от преподавателя. Несомненно, это требует новых учебно-методических подходов в процессе обучения.

Еще проблемой, требующей решения, является уровень волевого развития студентов, что вызывает неадекватное представление о своих когнитивных возможностях и приводит к добровольному уходу из образовательного учреждения.

В этой связи, необходимо определить дефиницию «адаптации», в том числе к образовательному процессу. П. К. Анохин представлял процесс адаптации как соединенную жесткими связями систему, которая ведет к потере привычных для индивида способов взаимодействия связей с окружающей его средой, в том числе с социумом и создание более оптимальных и действенных связей. Этот процесс включает в себя такие факторы, как способность поиска и переработки поступающей информации (познавательная адаптация), личностное отношение к ней (эмоциональная регуляция), отношение социума к приобретенным знаниям, установление социального статуса [1].

Нельзя не отметить, что процесс адаптации первокурсников происходит чаще всего в подростковом периоде, характеризующийся эксцентричностью категоричностью суждений, неустойчивостью самооценки.

Остановимся более подробно на процессе индивидуально-личностной адаптации к образовательному процессу

В первую очередь, студенту необходимо привыкнуть к правилам и методам организации учебного процесса, который отличается от школьного. Т.е «типовые» задачи, на решение которых уже выработан алгоритм, имеются автоматические навыки решения становятся не актуальными. Необходимо выработать новые потерны поведения и взаимодействия, другие способы возникающих задач. В отличие от школьного процесса в вузе отсутствует ежедневный контроль. Этот фактор, во всяком случае, в первое время отрицательно влияет на успеваемость. В качестве примера можно привести восприятие студентами материалов лекции, которая не является диктантом. Тем не менее, обучающиеся пытаются записать абсолютно все. При этом основное содержание материала не усваивается.

Следует отметить, что акцент профессиональной подготовки смещен на изучение профессиональных дисциплин. Изучению гуманитарных дисциплин отводится второстепенная роль. Но для целостного социокультурного развития личности этот блок дисциплин является значимым. Благодаря этому блоку дисциплин у студента формируются социально-значимые качества личности будущего профессионала. Эти качества включают в себя культурного мышления, поведения в организации, способность к коммуникации, стремление к самоактуализации, лидерские качества, стремление к самопознанию и саморазвитию, толерантность. Эта задача приобретает особенное значение в негосударственных вузах. Это обусловлено тем, что кроме проблем первокурсников, отмеченных выше, существует ориентация студентов на простое воспроизведение обучающих курсов. Это не позволит в дальнейшем специалисту осуществлять творческий подход к профессиональной деятельности.

Еще одним направлением адаптации студентов можно назвать социально-психологическое направление. Очевидно, что большое число студентов ориентированы не на процесс обучения, а на его результат. Они отождествляют себя с юристами, экономистами, менеджерами и т.д. Это является проявлением завышенной самооценки, которая в том числе препятствует установлению адекватных межличностных отношений с однокурсниками. В тоже время общение со сверстниками необходимая потребность в период взросления.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84

Если проанализировать ситуацию со студентами заочной и очно-заочной форм обучения, то можно отметить другие проблемы. У этой категории студентов, уже имеющих профессиональный статус, возвращение в роль «студента» порождает внутри личностный конфликт, вызывающий сопротивление, повышенную требовательность к преподавателю, организации образовательного процесса в вузе. В таких группах важно, чтобы преподаватель не просто транслировал знания, а выстраивал открытый диалог, процесс обучения должен быть творческим.

Еще одним видом процесса адаптации студента является эмоциональная адаптация. Такие факторы как большой объем информации, непривычные формы организации образовательного процесса, контроля знаний можно отнести к стрессогенным факторам. В некоторых случаях сила их воздействия превышает резервные психофизиологические резервы организма. Как следствие снижается работоспособность, возникает повышенная тревожность. Это особенно характерно для студентов первых курсов. Следовательно, эмоциональная адаптация студентов к образовательному процессу сопровождается морфо-социальной перестройкой организма. Социально-психологические исследования, проводимые в наше время, подтверждают, что студенты испытывают различного рода трудности, к которым относят материально-бытовые, финансовые, организационно-учебные проблемы. К особому роду проблем можно отнести ситуации, связанные с ухудшением здоровья, нарушение коммуникативных связей в условиях самоизоляции, перехода на дистанционную форму обучения. Все это ведет к снижению уровня психологического здоровья, усугубляющееся возрастными особенностями молодого человека. Часто в условиях возрастания стрессовой нагрузки на личность студенты используют неадаптивные, не конструктивные методы и формы преодоления трудностей, что также негативно сказывается на жизнеспособности. На этом фоне отмечается рост психогенных расстройств, нервно-психических заболеваний, которые относятся к пограничным состояниям, механизмами развития являются стресс (сильное эмоциональное напряжение) и депривация (дефицит возможности удовлетворения биологически и социально значимых потребностей).

Для некоторых студентов, которые в связи с поступлением в вуз вынуждено, изменили место жительства, необходима социально-бытовая адаптация. Этот процесс связан, как правило, с большим нервно-эмоциональным напряжением.

Процесс адаптации к образовательному процессу протекает по — разному, отличается как скоростью протекания, так и устойчивостью. Несомненно, высокий уровень мотивации к учебной деятельности, коммуникативная компетентность, эмоциональная стабильность способствуют успешному преодолению трудностей вхождения в учебный процесс первокурсников.

Одним из направлений работы со студентами, которые должны реализовываться в процессе учебной деятельности, должно быть решение задач по формированию личности студента. В традиционной педагогике личностное развитие обучающегося не выступает как самостоятельная цель, а только служит инструментом для достижения других социальных целей, например усвоения учебного материала, выработка паттернов послушного поведения. Представители гуманистической психологической школы предлагают замену педагогической концепции формирования личности на концепцию педагогики развития. В образовательном процессе должны быть созданы условия для формирования яркой индивидуальности обучающегося. В дальнейшем это обеспечит его успешную профессионализацию, дальнейший личностный рост. П. Успенский, предвосхищая человеко-центрированную педагогику К. Роджерса писал: «Личность есть все то, что так или иначе

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84

выучено... Человек не является завершенным существом и не в состоянии развиваться сам по себе.»

В рамках образовательной программы вуза необходимо поставить задачу помочь студентам адаптироваться к особенностям учебной деятельности. Это поможет повысить эффективность процесса обучения, предупредить риск развития негативных психических состояний у обучающихся. Одним из направлений работы для этого может служить оптимизация программ и форм обучения, в том числе постепенное увеличение информационного потока.

Список литература:

1. Анохин П. К. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 2001. 268 с.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004. 512 с.

3. Якобсон П. М. Учебная деятельность. М., 2001. 158 с.

References:

1. Anokhin, P. K. (2001) Emotsii i emotsional'nye rasstroistva. Moscow. (in Russian).

2. Ilyin, E. P. (2004) Motivatsiya i motivy. St. Petersburg.(in Russian).

3. Yakobson, P. M. (2001) Uchebnaya deyatel'nost'. Moscow. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 28.09.2022 г. 12.10.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Корнеева Г. К., Мальцева С. Н. Особенности социально-психологической адаптации студентов вузов // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №11. С. 479-483. https://doi.org/10.33619/2414-2948/84/62

Cite as (APA):

Korneeva, G., & Maltseva, S. (2022). Features of Socio-Psychological Adaptation of University Students. Bulletin of Science and Practice, 8(11), 479-483. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/84/62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.