Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ'

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ / МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кадырова Тойжан Рыскуловна, Адылова Эльмира Садыкжановна

В решении задач всестороннего развития личности решающая роль принадлежит учителю. Мало сказать, что роль учителя и преподавателя высоко благородна. Их роль является решающей, ничем незаменимой. Выполнить свою миссию учитель может, лишь обладая солидной профессиональной подготовкой на уровне новых требований и критериев качества образования т. е. при достижении высокого профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кадырова Тойжан Рыскуловна, Адылова Эльмира Садыкжановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY OF FUTURE PHYSICS TEACHERS

In solving the problems of the comprehensive development of the personality, the decisive role belongs to the teacher. It is not enough to say that the role of the teacher and teacher is highly noble. Their role is decisive, nothing irreplaceable. A teacher can fulfill his mission only if he has solid professional training at the level of new requirements and criteria for the quality of education, i. e. while achieving a high degree of professionalism.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №7. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/80

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ/PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 371.3 https://doi.org/10.33619/2414-2948/80/50

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

©Кадырова Т. Р., Киргизско-Узбекский международный университет им. Б. Сыдыкова, г. Ош, Кыргызстан ©Адылова Э. С., ORCID: 0000-0002-1886-6932, SPIN-код: 6609-9843, Киргизско-Узбекский международный университет им. Б. Сыдыкова, г. Ош, Кыргызстан, A_elmira01@mail.ru

MOTIVATION OF EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY OF FUTURE PHYSICS TEACHERS

©Kadyrova T., Kyrgyz-Uzbek International University named after B.Sydykov, Osh, Kyrgyzstan ©Adylova E., ORCID: 0000-0002-1886-6932, SPIN-code: 6609-9843, Kyrgyz-Uzbek International University named after B.Sydykov, Osh, Kyrgyzstan, A_elmira01@mail.ru

Аннотация. В решении задач всестороннего развития личности решающая роль принадлежит учителю. Мало сказать, что роль учителя и преподавателя высоко благородна. Их роль является решающей, ничем незаменимой. Выполнить свою миссию учитель может, лишь обладая солидной профессиональной подготовкой на уровне новых требований и критериев качества образования т. е. при достижении высокого профессионализма.

Abstract. In solving the problems of the comprehensive development of the personality, the decisive role belongs to the teacher. It is not enough to say that the role of the teacher and teacher is highly noble. Their role is decisive, nothing irreplaceable. A teacher can fulfill his mission only if he has solid professional training at the level of new requirements and criteria for the quality of education, i. e. while achieving a high degree of professionalism.

Ключевые слова: объект, мотивация, обучения, информационный процесс.

Keywords: object, motivation, learning, information process.

Для решения новых задач надо искать новые пути, посредством которых гармония между личным и общественным будет самая полная, при активном развитии личности и готовности к исполнению предстоящего профессионального долга. Этот профессиональный долг будущий учитель физики может выполнить только при углубленной подготовке, т. е. при усвоении новейших знаний из соответствующей области науки, специальных и профессиональных умений. Таким образом, поиск путей совершенствования подготовки учителя физики является актуальной проблемой. Совершенствовании подготовки учителя физики в вузе должно быть направлено на улучшение его профессиональной подготовки, на формирование необходимых профессиональных умений, развитие мотивации познавательной деятельности будущих учителей физики, позволяющих успешно осуществлять учебно-воспитательный процесс в школе. Развитие познавательной деятельности является одной из ведущих задач модернизации образования, устанавливает требования к личностным

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №7. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/80

образовательным результатам, «включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности».

Изучение познавательной деятельности берет свое начало в философии, где ее изучает раздел «Теория познания, или Гносеология». Еще в античные времена Аристотель построил целостное учение о познании.

Познавательная деятельность определяется как совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная, избирательная активность поисково-исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации. Под познавательной деятельностью понимается свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности; постоянным стремлением открыть какие-то новые для себя знания, способы действия. Познавательная деятельность характеризуется целями и мотивами. Целями могут быть: познание нового, неизвестного, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приемов и способов в деятельности, необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу.

Проблема мотивации учебной деятельности относится к числу базовых проблем психологии обучения. Такой ее статус объясняется, с одной стороны, тем, что главной психологической характеристикой любой деятельности, в том числе и обучения, является ее мотивация. С другой стороны, управление мотивацией учения (а точнее мотивационно-потребностной сферой учения) позволяет управлять и учебным процессом, что представляется весьма важным для достижения его успешности [1].

Мотивами познавательной деятельности могут являться разнообразные психические состояния, побуждающие человека получить информацию о внешнем мире и о самом себе. К таким побуждениям относится стремление исследователь окружающую среду, желание удовлетворить любопытство и любознательность, проявить пытливость, интерес и увлеченность, реализовать когнитивную установку. Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес — мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только при условии, если ученику интересно на уроке, можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения учащихся. М. Ф. Беляев в работе «Психология интереса» дает следующее определение интереса: «Интерес есть одна из психологических активностей, характеризующая как общая сознательная устремленность личности к объекту, проникнутая отношением близости к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности» [2].

Мотивация — это внутренний импульс, побуждение к действию, которое помогает нам доводить начатое до конца. Она находится в основе практически любого действия, продвигает и направляет это действие. Без мотивации нет действия. От мотивов зависит возникновение, избирательность, направленность, продолжительность и устойчивость познавательной деятельности. Существуют специфические и неспецифические мотивы

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №7. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/80

познавательной деятельности. К специфическим мотивам относят внутренне обусловленные побуждения, такие как любознательность, пытливость, увлеченность и т. д. К неспецифическим относят все побуждения, вызванные внешними причинами, такими как требования других людей, стремление заслужить их похвалу, желание занять высокий статус в группе или в обществе. Человек, являясь сознательным существом, всегда стремится понять и объяснить свои действия и поступки, в том числе совершаемые в когнитивном плане. Такое стремление найти причины поведения, объяснить их и предсказать дальнейшее поведение получило название в психологии «каузальной атрибуции». В одном случае человек ищет причины результативности познавательной деятельности во внешних обстоятельствах и тогда они имеют внешний, экстернальный источник своего происхождения. В другом случае этот источник находится в самом человеке и имеет тогда внутренний, интернальный характер.

Построение структурно-функциональной модели формирования мотивации учебной деятельности осуществляется на методологическом, психолого-дидактическом и методическом уровнях описания объекта исследования: Структурно-функциональная модель формирования мотивации учебной деятельности при обучении физике студентов младших курсов является идеальной, эвристико-нормативной, неполной, динамической, приближенной, системной и вероятной [3].

Большое влияние на результативность познавательной деятельности имеет мотивация достижения успеха и мотивация предвидения неудачи. Люди, с мотивацией на успех, всегда проявляют стремление во что бы то ни стало достигнуть конгитивной цели. Для этого они мобилизуют все свои ресурсы, проявляя большие волевые усилия и максимум внимания в познавательной деятельности. Лица, с мотивацией на неудачу, не столько думают о том, чтобы добиться успеха, а о том, чтобы избежать неудачи. Они часто не уверены в себе, боятся критики, испытывают отрицательные эмоции к деятельности. Среди причин, способствующих успеху или вызывающих неудачу в познавательной деятельности, можно выделить как внешние, так и внутренние факторы. К внешним относятся: сложность познавательной деятельности и стечение обстоятельств, к внутренним: старание получить высокие результаты и наличие познавательных способностей [4-5].

Мотивы познавательной деятельности могут осознаваться и не осознаваться. Так, увлеченность процессом познания и когнитивные установки, как правило, не осознаются. Зато любознательность, пытливость, заинтересованность всегда осознаются. Особенно большое значение для стимуляции познавательной деятельности имеет познавательный интерес.

Познавательный интерес представляет собой особое эмоционально окрашенное психическое состояние человека, которое побуждает его активно изучать окружающий мир и самого себя. При наличии интереса процесс познания становится привлекательным и плодотворным. Он захватывает человека целиком и делает его жизнь осмысленной и целенаправленной. Познавательный интерес может быть непосредственным и опосредствованным. Непосредственный интерес вызывается эмоциональной привлекательностью объекта, что побуждает человека вступить с ним в контакт и обследовать его: ощупать, рассмотреть, воздействовать на него другими объектами, совершить с ним умственные действия и т. д. Опосредствованный интерес проявляется не к самому объекту, а к результатам познавательной деятельности. Сам объект может быть непривлекательным для субъекта, но он должен изучить его, чтобы найти ответы на

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №7. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/80

возникшие вопросы или решить какую-либо проблему, связанную с этим объектом, придумать новые приемы взаимодействия с ним, найти новые способы его применения и т. д.

Познавательные интересы характеризуются широтой, глубиной и устойчивостью. Широта интересов является показателем стремления человека заниматься разнообразными видами познавательной деятельности, приобретать знания по различным областям науки, техники, искусства. Глубина интересов свидетельствует о наличии у человека желания познавать объекты глубоко и всесторонне, изучить их внутренние существенные свойства, решить какую-то сложную проблему, создать какую-либо сложную конструкцию. Устойчивость интересов проявляется в длительном сохранении желания заниматься познавательной деятельностью в определенной области. Иногда люди посвящают всю свою жизнь изучению одного какого-либо объекта, доказательству выдвинутой ими гипотезы, изобретению нового прибора или аппарата. Все эти особенности познавательных интересов могут проявляться отдельно, сами по себе, а могут быть и взаимосвязаны между собой. Например, широта интересов может быть связана с глубиной и устойчивостью. В этом случае человек может достигнуть выдающихся результатов в познавательной деятельности, иметь разносторонние, глубокие знания в различных областях науки. И, наоборот, человек, имеющий широкие, но неглубокие и неустойчивые интересы, часто имеет неглубокие знания и является дилетантом в области той науки, которой он занимается.

Когнитивный интерес характеризуется большой динамичностью. Он может повышаться или понижаться. У личностей, настроенных на успех в познавательной деятельности, в случае неудачи интерес к ней возрастает, а у людей ориентированных на неудачу — падает. Большое значение в познавательной деятельности имеет представление человека о своих способностях. У лиц, имеющих высокое мнение о наличии у них способностей, в случае неудачи интерес к познавательной деятельности не уменьшается, тогда как у людей, считающих, что у них нет способностей, он падает. Определенное влияние на познавательный интерес имеет появление у личности чувства когнитивной беспомощности. Под влиянием этого чувства интерес к познавательной деятельности снижается, а иногда и вообще исчезает. Причинами появления когнитивной беспомощности могут быть, в одном случае, неоправданное занижение способностей, в другом случае — негативная оценка авторитетными взрослыми людьми результатов деятельности. Важность развития познавательных мотивов связана, во-первых, с тем, что именно они, в первую очередь, способствуют развитию личности, по определению Л. И. Божович, процесс развития мотивационной сферы человека - центральное звено формирования личности [6]. Во-вторых, «в системе непрерывного образования важнейшее значение имеет развитие познавательных мотивов и познавательных возможностей личности как основы успешного обучения и готовности к саморазвитию» [7].

Список литературы:

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 512 с.

2. Беляев М. Ф. Психология интереса. М., 1957. 76 с.

3. Андеевич П. Д. Методика формирования мотивации учебной деятельности при обучении физике студентов младших курсов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск. 2011.

4. Демидова М. Ю., Коровин В. А. Методический справочник учителя физики. М.: Мнемозина.2003. 229 с.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №7. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/80

5. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов. М.: Логос, 2006.

184 с.

6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997. 352 с.

7. Полонянкин Д. А. Методика формирования мотивации учебной деятельности при обучении физике студентов младших курсов: дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2011.

References:

1. Ilin, E. P. (2006). Motivatsiya i motivy. St. Petersburg. (in Russian).

2. Belyaev, M. F. (1957). Psikhologiya interesa. Moscow. (in Russian).

3. Andeevich, P. D. (2011). Metodika formirovaniya motivatsii uchebnoi deyatel'nosti pri obuchenii fizike studentov mladshikh kursov: Avtoref. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk. (in Russian).

4. Demidova, M. Yu., & Korovin, V. A. (2003). Metodicheskii spravochnik uchitelya fiziki. Moscow. (in Russian).

5. Bakshaeva, N. A., & Verbitskii, A. A. (2006). Psikhologiya motivatsii studentov. Moscow. (in Russian).

6. Bozhovich, L. I. (1997). Problemy formirovaniya lichnosti. Moscow, Voronezh. (in Russian).

7. Polonyankin, D. A. (2011). Metodika formirovaniya motivatsii uchebnoi deyatel'nosti pri obuchenii fizike studentov mladshikh kursov: dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 28.05.2022 г. 04.06.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Кадырова Т. Р., Адылова Э. С. Мотивация учебно-познавательной деятельности будущих учителей физики // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №7. С. 489-493. https://doi.org/10.33619/2414-2948/80/50

Cite as (APA):

Kadyrova, T., & Adylova, E. (2022). Motivation of Educational-Cognitive Activity of Future Physics Teachers. Bulletin of Science and Practice, 8(7), 489-493. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/80/50

® I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.