Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
342
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация к обучению в вузе / самопринятие / эмоциональный комфорт / интернальность / личностная тревожность / студенты педагогического вуза / adaptation to university studies / self-acceptance / emotional comfort / internality / personal anxiety / students of a pedagogical university

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е Р. Никешина

В статье теоретически обосновывается проблема социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе. Представлены результаты исследования, которое проводилось в конце 2020 года с целью выявления особенностей адаптации студентов-первокурсников с высоким уровнем тревожности. Для диагностики использовались два теста: «Социально-психологическая адаптация (Р. Роджерс и Р. Даймонд) и «Тест исследования тревожности» (Ч. Д. Спилберг и Л. Ханин). Статистическая обработка проводилась с помощью критерия корреляции r-Пирсона. Было выявлено, что высокий уровень тревожности студентов связан с усилением эмоционального дискомфорта, чувствами неуверенности, подавленности, неопределенности. У высокотревожных студентов в большей степени выражены интернальный локус контроля и низкая самооценка в ситуации оценки их компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH A HIGH LEVEL OF ANXIETY

The article theoretically substantiates the problem of socio-psychological adaptation of students to study at a university. The article presents the results of a study conducted at the end of 2020 with the aim of identifying the features of adaptation of first-year students with a high level of anxiety. For the diagnosis, two tests were used: "Socio-psychological adaptation (R. Rogers and R. Diamond) and" Test for the study of anxiety "(C. D. Spielberg and L. Khanin). Statistical processing was carried out using the r-Pearson correlation test. It was found that a high level of anxiety among students is associated with increased emotional discomfort, feelings of uncertainty, depression. Highly anxious students have more pronounced internal locus of control and low self-esteem in the situation of assessing their competence.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

Е.Р. Никешина, студент

Научный руководитель: И. В. Мешкова, канд. псих. наук, доцент

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (Россия, г. Нижний Тагил)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-2-113-115

Аннотация. В статье теоретически обосновывается проблема социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе. Представлены результаты исследования, которое проводилось в конце 2020 года с целью выявления особенностей адаптации студентов-первокурсников с высоким уровнем тревожности. Для диагностики использовались два теста: «Социально-психологическая адаптация (Р. Роджерс и Р. Даймонд) и «Тест исследования тревожности» (Ч. Д. Спилберг и Л. Ханин). Статистическая обработка проводилась с помощью критерия корреляции r-Пирсона. Было выявлено, что высокий уровень тревожности студентов связан с усилением эмоционального дискомфорта, чувствами неуверенности, подавленности, неопределенности. У высокотревожных студентов в большей степени выражены интернальный локус контроля и низкая самооценка в ситуации оценки их компетентности.

Ключевые слова: адаптация к обучению в вузе, самопринятие, эмоциональный комфорт, интернальность, личностная тревожность, студенты педагогического вуза.

К проблеме социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе исследователи обращаются достаточно часто. Этот интерес обусловлен не только ее теоретической, но и практической значимостью. Подготовка будущего специалиста в стенах вуза начинается с периода его адаптации к новой системе требований, новому социальному окружению. Полученный опыт социально-психологической адаптации поможет в будущем выпускнику вуза легче адаптироваться на новом месте работы.

Социально-психологическая адаптация характеризуется тем, что в процессе взаимодействия человека и общества человек без продолжительных внутренних и внешних противоречий выполняет свою основную деятельность, свободно реализует те ролевые ожидания, которые ждет от него общество, переживает состояния самореализации и может смело выражать свои творческие способности [цит. по: 1, с. 256]. Результатом успешной адаптации личности является свойство адаптирован-ности. Некоторые авторы отмечают, что

«критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости» [2], среди которых чувство собственного достоинства, понимание своих проблем и умение справиться с ними.

Обращаясь к проблеме адаптации первокурсников в вузе, стоит отметить, что трудности адаптации чаще возникают у студентов с выраженным уровнем тревожности. Тревожность определяется как «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги» [3, с. 673]. Тревога характеризуется «переживанием эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности» [3, с. 672]. Как отмечает Р.Е. Тарасова, «тревожность у студентов проявляется чаще всего на первом и выпускном курсах. <...> Высокотревожные студенты склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности» [4].

Все выше сказанное свидетельствует о необходимости психолого-

педагогического сопровождения высокотревожных студентов-первокурсников в период адаптации к обучению в вузе.

Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось с целью выявления особенностей социально-психологической адаптации студентов-первокурсников с высоким уровнем тревожности. Сбор данных проводился с помощью двух тестовых методик: «Диагностика социально-психологической адаптации» (СПА) Р. Роджерса и Р. Даймонда; Тест исследования тревожности Спилбер-

гера-Ханина. В тестировании приняли участие 160 студентов Нижнетагильского филиала российского государственного профессионально-педагогического университета, из них у 74 человек был выявлен высокий уровень личностной тревожности. Для статистической обработки использовался критерий корреляции Пирсона.

Результаты исследования. Результаты корреляционного анализа между переменными двух тестовых методик представлены в таблице.

Таблица. Результаты корреляционного анализа показателей тревожности и социально-

психологической адаптации студентов первого курса Н НТГСПИ

Переменные Общий показатель СПА Самопринятие Эмоциональный комфорт Интернальность

Ситуативная тревожность - 0,322 ** - 0,256 * - 0,405 ***

Личностная тревожность - 0,297 * - 0,389 *** - 0,306 **

Примечание: при п = 70 критические значения критерия г-Пирсона: * г = 0,235 прир < 0,05; ** г = 0,306 при р < 0,01; *** г = 0,385 при р < 0,001

Полученные результаты корреляционного анализа позволили выявить статистически значимые взаимосвязи.

Оба показателя тревожности (ситуативная и личностная) отрицательно коррелируют с двумя переменными: «общий показатель социально-психологической адаптации» (г = - 0,322 при р < 0,01; г = - 0,297 при р < 0,05) и «эмоциональный комфорт» (г = - 0,405, г = - 0,389 при р < 0,001). Можно сказать, что высокий уровень тревожности студентов связан с усилением эмоционального дискомфорта, который сопровождается чувствами неуверенности, подавленности, неопределенности в эмоциональном отношении. Выявленные корреляционные связи свидетельствуют о невысоком уровне приспособления человека к новым условиям существования в начальный период обучения в вузе. Чем выше личностная и ситуативная тревожность, тем выше вероятность возникновения трудностей в принятии решений, в постановке целей. Такие особенности могут быть показателем незрелости личности или нерешенным кризисом профессионального самоопределения.

У студентов с высокими показателями личностной тревожности в большей степени выражен интернальный локус контроля (г = - 0,306 при р < 0,01). Такие люди в большей мере готовы принимать на себя ответственность за события, происходящие в их жизни, следовательно, результаты деятельности объясняют своим поведением, характером, способностями. В связи с этим. дичностная тревожность может быть адекватной оценкой на неуспех в деятельности или на трудности в отношениях со сверстниками.

Ситуативная тревожность отрицательно коррелирует с самопринятием (г = - 0,256 при р < 0,05). Чем выше ситуативная тревожность, которая связана с ситуациями оценки компетентности человека, тем выше полюс «непринятия себя». Этот эмпирический факт указывает на низкую самооценку высокотревожных студентов уровня своей компетентности, на неудовлетворенность своими личностными чертами как субъекта деятельности. В таких случаях следует акцентировать внимание на условиях достижения успеха в деятельности и на формировании чувства уверенности в своих силах, способностях.

Заключение. На основании анализа результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Личностная и ситуативная тревожность оказывают негативное влияние на общий уровень адаптации и эмоциональное состояние студентов, которое характеризуется проявлением негативных чувств неуверенности, подавленности.

2. У студентов с высокими показателями личностной тревожности в большей

Библиографический список

1. Иванова А.И. Социально-психологическая адаптация: классификация и механизмы // Вестник ГУУ. 2014. № 9. С. 255-259.

2. Будукоол Л.К., Сарыг С.К., Ховалыг А.М. Социально-психологическая адаптация студентов с разным уровнем личностной тревожности // Вестник Тувинского государственного университета. Естественные и сельскохозяйственные науки. 2013. № 2. С. 7380.

3. Большой психологический словарь. 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.

4. Тарасова Р.Е. Проблема тревожности студентов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5 (Ч. 1). С. 96-97.

FEATURES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS

WITH A HIGH LEVEL OF ANXIETY

E.R. Nikeshina, Student

Supervisor: I.V. Meshkova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (branch) of the Russian State Vocational Pedagogical University (Russia, Nizhny Tagil)

Abstract. The article theoretically substantiates the problem of socio-psychological adaptation of students to study at a university. The article presents the results of a study conducted at the end of2020 with the aim of identifying the features of adaptation offirst-year students with a high level of anxiety. For the diagnosis, two tests were used: "Socio-psychological adaptation (R. Rogers and R. Diamond) and" Test for the study of anxiety "(C. D. Spielberg and L. Khanin). Statistical processing was carried out using the r-Pearson correlation test. It was found that a high level of anxiety among students is associated with increased emotional discomfort, feelings of uncertainty, depression. Highly anxious students have more pronounced internal locus of control and low self-esteem in the situation of assessing their competence.

Keywords: adaptation to university studies, self-acceptance, emotional comfort, internality, personal anxiety, students of a pedagogical university.

степени выражен интернальный локус контроля, результаты деятельности они объясняют своим поведением, характером, способностями.

3. Высокий уровень ситуативной тревожности свидетельствует о низкой самооценке уровня своей компетентности, о неудовлетворенности своими личностными чертами как субъекта деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.