Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ / САМООЦЕНКА / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жуланова Д. С., Мешкова И. В.

В статье рассматривается проблема адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе. Представлены результаты исследования, проведенного с целью выявления психологических личностных особенностей студентов, испытывающих трудности в адаптации к обучению в вузе. Для диагностики использованы тесты Р. Кеттела, Р. Роджерса и Р. Даймонда, Ч.Д. Спилбергера и Л. Ханина. Обработки данных проводилась с помощью критерия t-Стьюдента. Статистически подтверждено, что трудности адаптации испытывают студенты высоко тревожные, эмоционально неустойчивые, склонные к самоанализу и пессимистичному восприятию действительности, неуверенные в себе, малообщительные, робкие, нерешительные, уступчивые, которые в большей степени предпочитают индивидуальный стиль деятельности и общения в группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жуланова Д. С., Мешкова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONALITY HAVING DIFFICULT THE ADAPTATION OF STUDENTS TO LEARNING AT THE UNIVERSITY

The article deals with the problem of adaptation of first-year students to study at a university. The article presents the results of a study conducted in order to identify the psychological personality traits of students experiencing difficulties in adapting to university studies. For diagnostics, tests by R. Cattell, R. Rogers and R. Diamond, C.D. Spielberger and L. Khanin were used. Data processing was carried out using the Student's t test. It is statistically confirmed that the difficulties of adaptation are experienced by students who are highly anxious, emotionally unstable, prone to introspection and pessimistic perception of reality, insecure, uncommunicative, timid, indecisive, compliant, who to a greater extent prefer the individual style of activity and communication in a group.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Д.С. Жуланова, магистрант

И.В. Мешкова, канд. психол. наук, доцент

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (Россия, г. Нижний Тагил)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-8-1-40-43

Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе. Представлены результаты исследования, проведенного с целью выявления психологических личностных особенностей студентов, испытывающих трудности в адаптации к обучению в вузе. Для диагностики использованы тесты Р. Кеттела, Р. Роджерса и Р. Даймонда, Ч.Д. Спилбергера и Л. Ханина. Обработки данных проводилась с помощью критерия ^Стьюдента. Статистически подтверждено, что трудности адаптации испытывают студенты высоко тревожные, эмоционально неустойчивые, склонные к самоанализу и пессимистичному восприятию действительности, неуверенные в себе, малообщительные, робкие, нерешительные, уступчивые, которые в большей степени предпочитают индивидуальный стиль деятельности и общения в группе.

Ключевые слова: адаптация к обучению в вузе, эмоциональная неустойчивость личности, самооценка, личностная тревожность, студенты педагогического вуза.

Адаптация личности к условиям обучения в образовательных организациях разного уровня является необходимым условием социализации. У каждого человека должен накопиться достаточный опыт решения адаптационных проблем на предыдущих этапах социализации, чтобы он мог его использовать как внутренний ресурс адаптации к новым условиям.

Понятие «адаптация» является общенаучным, его определения даются в рамках естественных, технических и общественных наук. Психологическое содержание адаптации заключается в том, что «это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования» [1].

Исследуя процесс адаптации студентов к обучению в вузе, А. К. Гришанов и В. Д. Цуркан выделяют его существенный признак, который заключается в приведении основных параметров социальных и личностных характеристик студентов в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отноше-

нию к ним [цит. по: 2, с. 103]. Студенту-первокурснику предстоит приспособиться к условиям обучения в конкретном вузе, к новой для него организации интеллектуальной деятельности, к новому коллективу, системе обучения, самостоятельной жизни в городских условиях (для иногородних студентов). Трудности адаптации могут быть обусловлены недостаточным знанием структур и принципов работы университета, возможностей для самореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни [3]. Трудности адаптации могут быть обусловлены и незнанием своих индивидуальных психологических особенностей, затрудняющих адаптацию студентов к новым условиям обучения в вузе.

Материалы и методы. С целью исследования психологических личностных особенностей студентов, испытывающих трудности в адаптации к обучению в вузе, были отобраны три методики: «Диагностика социально-психологической адаптации» (СПА) Р. Роджерса и Р. Даймонда; Тест исследования тревожности Спилбер-гера-Ханина;.16-факторный личностный

опросник Р. Кеттелла (форма С, 105 вопросов). Для статистической обработки данных использовался критерий 1;-Стьюдента для двух независимых выборок.

Результаты исследования. В исследовании приняли участие 160 студентов первого курса Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (НТГСПИ), из них юноши 23%,

девушки 77% в возрасте от 17 до 22 лет. Общая выборка была разделена на две группы. В первую группу вошли студенты с показателями по шкале «адаптивность» (методика СПА) «ниже нормы» (т = 83), во вторую - студенты с показателями, соответствующими норме (п2 = 77). Результаты сравнительного анализа с использованием критерия ;-Стьюдента представлены в таблице.

Таблица. Результаты сравнительного анализа личностных качеств студентов первого курса НТГСПИ с разным уровнем адаптивности___

Переменные Группа 1 ni = 83 Группа 2 П2 = 77 Критерий t- Стьюдента Уровень значимости р

M+/-m S M+/-m S

Тест исследования тревожности Спилбергера-Ханина

Ситуативная тревожность 43,78+/-1,18 10,75 32,80+/-0,86 7,59 7,502 0,001

Личностная тревожность 48,51+/-1,00 9,14 39,46+/-0,91 8,06 6,647 0,001

16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла

Фактор А замкнутость / общительность 6,37+/-0,32 2,97 8,01+/-0,32 2,84 - 3,563 0,001

Фактор С эмоциональная нестабильность /стабильность 5,26+/-0,30 2,76 8,20+/-0,29 2,54 - 7,010 0,001

Фактор Е подчиненность / доминантность 5,25+/-0,22 2,07 6,33+/-0,24 2,19 - 3,207 0,01

Фактор F сдержанность / экспрессивность 4,54+/-0,27 2,46 5,59+/-0,21 1,88 - 3,052 0,01

Фактор G низкая / высокая нормативность поведения 7,51+/-0,25 2,29 8,79+/-0,29 2,58 - 3,285 0,01

Фактор Н робость / смелость 5,71+/-0,24 2,22 8,31+/-0,25 2,23 - 7,380 0,001

Фактор О спокойствие / тревожность 7,69+/-0,23 2,11 5,63+/-0,31 2,75 5,277 0,001

Примечания: 1 группа 1 — студенты с уровнем адаптации «ниже нормы»; группа 2 — студенты с уровнем адаптации «норма»; М — среднее арифметическое значение; т — статистическая ошибка среднего; Б — стандартное отклонение;

2 число степеней свободы для СС[ = 150; критические значения критерия Х-Стьюдента: X = 1,976 при р < 005; X = 2,609 при р < 0,01; X = 3,357прир <0,001.

Результаты исследования показали, что у студентов с показателями адаптации «ниже нормы», статистически выше (на уровне р = 0,001) показатели личностной (1 = 6,647) и ситуативной (1 = 7,502) тревожности, по фактору С «эмоциональная нестабильность / стабильность» (1 = - 7,010), по фактору О «спокойствие / тревожность» (1 = 5,277). Эти эмпирические факты свидетельствует о выраженном личностном качестве «тревожности», «эмоци-

ональной неустойчивости», «неуверенности в себе» студентов, испытывающих трудности в адаптации, которое может сопровождаться чувствами страха, вины, недовольства собой, ранимости, раздражительности и утомляемости. Причины тревожности могут быть разными, но для успешной адаптации таких людей в коллективе с ними нужно проводить специальную работу по коррекции эмоциональной сферы и самооценки личности,

по развитию навыков эмоциональной саморегуляции.

Психологический портрет студентов с показателями адаптации «ниже нормы» можно дополнить личностными характеристиками из методики Р. Кеттелла. Таких студентов можно охарактеризовать как малообщительных, более замкнутых (фактор А, t = - 3,563, р = 0,001), склонных проявлять в межличностных отношениях уступчивость, тактичность, скромность, застенчивость, готовность брать вину на себя, занимать позицию подчинения (фактор Е, t = - 3,207, р = 0,01), как более осторожных, рассудительных, склонных к самоанализу и пессимистичному восприятию действительности (фактор F, t = -3,052, р = 0,01). Им свойственны такие черты характера как робость, нерешительность, застенчивость, сдержанность, боязливость, они в большей степени предпочитают индивидуальный стиль деятельности и общения в группе (фактор Н, t = - 7,380, р = 0,001).

Несмотря на то, что шкале «нормативность поведения» у студентов с показателями адаптации «ниже нормы» выявлен средний балл 7,51, соответствующий полюсу «высокая нормативность поведения», следует отметить, что почти у половины из числа студентов этой группы (49,5%) выявлены низкие значения по шкале «нормативность поведения». Это четверть опрошенных от общего количества первокурсников. Их психологическими особенностями являются подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств, импульсивность, неорганизован-

принятыми моральными правилами и стандартами они не стремятся прилагать усилия по выполнению групповых требований и норм. Такая особенность с одной стороны указывает на гибкость по отношению к социальным нормам, с другой -на проявление безответственности, «необязательности».

Таким образом, выявленные психологические особенности личности, затрудняющие адаптацию студентов к обучению в вузе, позволили актуализировать проблему включения в программу психологического сопровождения первокурсников специальных мероприятий по коррекции тревожности и самооценки личности, развитию навыков самопрезентации и эффективного общения.

Заключение. Результаты исследования психологических личностных особенностей студентов, испытывающих трудности в адаптации к обучению в вузе, позволили составить их психологический портрет. Выявленные личностные особенности можно разделить на три группы:

1) особенности самосознания, обусловленные низкой самооценкой личности;

2) особенности эмоциональной сферы личности студентов с признаками неустойчивости, повышенной тревожности, страха;

3) особенности коммуникативной сферы, обусловленные малообщительностью, пассивностью.

Преподавателям нужно учитывать, что такие студенты в большей степени предпочитают индивидуальный стиль деятельности и общения в группе.

ность. Вероятно, из-за несогласия с общеБиблиографический список

1. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.

2. Шолохова Г.П., Чикова И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №3 (164). - С. 103-107.

3. Денисова В.Ю. К проблеме адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе // Мир педагогики и психологии - 2016. - №3 (3). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-probleme-adaptatsii-studentov-pervokursnikov-k-obucheniyu-v-vuze.html (дата обращения: 11.08.2021).

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONALITY HAVING DIFFICULT THE ADAPTATION OF STUDENTS TO LEARNING AT THE UNIVERSITY

D.S. Zhulanova, Graduate Student

I.V. Meshkova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (branch) of the Russian State Vocational Pedagogical University (Russia, Nizhny Tagil)

Abstract. The article deals with the problem of adaptation of first-year students to study at a university. The article presents the results of a study conducted in order to identify the psychological personality traits of students experiencing difficulties in adapting to university studies. For diagnostics, tests by R. Cattell, R. Rogers and R. Diamond, C.D. Spielberger and L. Khanin were used. Data processing was carried out using the Student's t test. It is statistically confirmed that the difficulties of adaptation are experienced by students who are highly anxious, emotionally unstable, prone to introspection and pessimistic perception of reality, insecure, uncommunicative, timid, indecisive, compliant, who to a greater extent prefer the individual style of activity and communication in a group.

Keywords: adaptation to university studies, emotional instability of the personality, self-esteem, personal anxiety, students of a pedagogical university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.