Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1120
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ-БАКАЛАВРЫ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корчагин Евгений Николаевич, Лобанова Анна Вячеславовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого является изучение особенностей социально-психологической адаптации и тревожности студентов-бакалавров первых и вторых курсов высших учебных заведений в возрасте от 18 до 23 лет. В исследовании использованы следующие методики: методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд; методика изучения уровня и характера тревожности Ч.Д. Спилбергера; методика «Индекс жизненного стиля»; «Опросник социализации первокурсников» М.Л. Фарнезе, П. Спаньоли, С. Ливи; методика «Шкала социализации» С. Ливи, Ф. Мейел и Б.Э. Эшфорта. Для выявления различий в характеристиках студентов первого и второго курса использован критерий U Манна-Уитни. Исследование показывает, что адаптивность студентов второго курса выше, чем у первокурсников: для 54% первокурсников и 72% второкурсников характерна высокая адаптивность; по крайней мере, 91% студентов первых и вторых курсов не имеют непреодолимых трудностей при адаптации в процессе обучения. Выявлено также, что обучающиеся первых и вторых курсов в большей степени склонны использовать три способа психологической защиты - регрессию, интеллектуализацию и отрицание, и что 60% студентов первых и вторых курсов имеют высокий уровень личностной тревожности. Корреляционный анализ с использованием критерия Колмогорова-Смирнова и коэффициента корреляции Пирсона показывает, что для студентов с наибольшими показателями социально-психологической адаптивности характерна меньшая тревожность и меньшая напряженность психологических защит. Результаты исследования создают предпосылки для проектирования и реализации условий социально-психологической адаптации в процессе обучения студентов-бакалавров и могут быть использованы в учебной практике учреждений высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корчагин Евгений Николаевич, Лобанова Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS AT UNIVERSITY

The article describes the results of an empirical study aimed at studying the socio-psychological adaptation and anxiety of first- and second-year bachelor students of higher educational institutions at the age of 18 to 23. The study used the following methods: Rogers-Diamond method for diagnosing social and psychological adaptation, Spielberger's method for studying the level and nature of anxiety, the “Life Style Index” method, the “First-year socialization Questionnaire” method by M.L. Farnese, P. Spagnoli, S. Levy, and the “Socialization Scale” method by S. Levy, F. Mael, B.E. Ashforth. The research shows that the adaptability of second-year students is higher than that of freshmen: 54% of freshmen and 72% of sophomores are characterized by high adaptability; at least 91% of first- and second-year students do not have insurmountable difficulties in adapting in the learning process. It was also revealed that first- and second-year students mostly use three methods of psychological defense - regression, intellectualization and denial, and that 60% of first- and second-year students have a high level of personal anxiety. Correlation analysis using the Kolmogorov-Smirnov test and Pearson correlation coefficient show that students with the highest levels of socio-psychological adaptability are characterized by less anxiety and lower intensity of psychological defenses. The results of the study can be used to design and implement the conditions for socio-psychological adaptation of bachelor students. The results of an empirical study can be used in the educational processes at university.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ»

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-208-221

Е.Н. Корчагин, А.В. Лобанова

Московский государственный психолого-педагогический университет, 127051 г. Москва, Российская Федерация

Исследование

социально-психологической адаптации и тревожности у студентов-бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого является изучение особенностей социально-психологической адаптации и тревожности студентов-бакалавров первых и вторых курсов высших учебных заведений в возрасте от 18 до 23 лет. В исследовании использованы следующие методики: методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд; методика изучения уровня и характера тревожности Ч.Д. Спилбергера; методика «Индекс жизненного стиля»; «Опросник социализации первокурсников» М.Л. Фарнезе, П. Спаньоли, С. Ливи; методика «Шкала социализации» С. Ливи, Ф. Мейел и Б.Э. Эшфорта. Для выявления различий в характеристиках студентов первого и второго курса использован критерий U Манна-Уитни. Исследование показывает, что адаптивность студентов второго курса выше, чем у первокурсников: для 54% первокурсников и 72% второкурсников характерна высокая адаптивность; по крайней мере, 91% студентов первых и вторых курсов не имеют непреодолимых трудностей при адаптации в процессе обучения. Выявлено также, что обучающиеся первых и вторых курсов в большей степени склонны использовать три способа психологической защиты - регрессию, интеллектуализацию и отрицание, и что 60% студентов первых и вторых курсов имеют высокий уровень личностной тревожности. Корреляционный анализ с использованием критерия Колмо-п; горова-Смирнова и коэффициента корреляции Пирсона показывает, что ска для студентов с наибольшими показателями социально-психологической | § адаптивности характерна меньшая тревожность и меньшая напряженность психологических защит. Результаты исследования создают предпосылки

го ол го ах ди ш ¡5

С 1=

© Корчагин Е.Н., Лобанова А.В., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

для проектирования и реализации условий социально-психологической адаптации в процессе обучения студентов-бакалавров и могут быть использованы в учебной практике учреждений высшего образования. Ключевые слова: социально-психологическая адаптивность, студенты-бакалавры, тревожность, психологические защиты, адаптация к учебному процессу

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Корчагин Е.Н., Лобанова А.В. Исследование социально-психологической адаптации и тревожности у студентов-бакалавров // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 208-221. DOI: 10.31862/2500-297Х-2021-2-208-221

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-208-221

E.N. Korchagin, A.V. Lobanova

Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, 127051, Russian Federation

Sodo-psychological adaptation of students at university

The article describes the results of an empirical study aimed at studying

the socio-psychological adaptation and anxiety of first- and second-year

bachelor students of higher educational institutions at the age of 18

to 23. The study used the following methods: Rogers-Diamond method for

diagnosing social and psychological adaptation, Spielberger's method for

studying the level and nature of anxiety, the "Life Style Index" method,

the "First-year socialization Questionnaire" method by M.L. Farnese,

P. Spagnoli, S. Levy, and the "Socialization Scale" method by S. Levy, F. Mael,

B.E. Ashforth. The research shows that the adaptability of second-year students

is higher than that of freshmen: 54% of freshmen and 72% of sophomores |

are characterized by high adaptability; at least 91% of first- and second-year & g

students do not have insurmountable difficulties in adapting in the learning E <5

o ^

process. It was also revealed that first- and second-year students mostly use fe g three methods of psychological defense - regression, intellectualization and ^ 5 denial, and that 60% of first- and second-year students have a high level *

of personal anxiety. Correlation analysis using the Kolmogorov-Smirnov test and Pearson correlation coefficient show that students with the highest levels of socio-psychological adaptability are characterized by less anxiety and lower intensity of psychological defenses. The results of the study can be used to design and implement the conditions for socio-psychological adaptation of bachelor students. The results of an empirical study can be used in the educational processes at university.

Key words: socio-psychological adaptability, bachelor students, anxiety, psychological defenses, adaptation to the educational process

CITATION: Korchagin E.N., Lobanova A.V. Socio-psychological adaptation of students at university. Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 2. Pp. 208-221. (In Russ.). DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-208-221

S *

Формирование профессионала является важной и необходимой задачей для современного общества. Выработкой у человека личностных и профессиональных компетенций занимаются социальные институты высшего профессионального образования. В процессе формирования этих компетенций человек сталкивается с трудностями, которые естественным образом возникают на его пути. Источником проблемных ситуаций могут становиться как внешние, независящие от субъекта образования, так и внутренние, личностные факторы. К числу внешних факторов можно отнести своеобразие учебной среды высшего учебного заведения, а к числу внутренних - совокупность личных качеств обучающегося, особенности его мотивации и социально-психологические параметры.

Понятие адаптация является объемным и достаточно распространенным, что отражается во множестве его трактовок. В широком смысле адаптация - это «приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям» [9]. Социальная адаптация трактуется как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды [Там же]. В наиболее широком философском понимании под адаптацией имеются в виду «любые взаимодействия индивида и среды, при которых происходит согласование их структур, функций и поведения» [13].

Отражение взаимосвязи психологической адаптации с тревогой к и защитными реакциями находит свое отражение в концепции Г. Селье, ¡5 согласно которой в ситуациях, когда опыт и знания индивида не удов-§ летворяют требования среды, возникает конфликт, вызывающий у субъ-

^ и екта тревожные переживания. Для преодоления тревоги задействуют-ся защитные реакции. Эффективность адаптации в данной концепции

оценивается через уровень эмоционального комфорта личности. Концепция Г. Селье повлияла на выбор методик для данного исследования, в результате чего, помимо опросников, изучающих адаптивность и адаптацию к различным аспектам учебного процесса, в список методик вошли опросники, выявляющие характеристики тревожности испытуемых и особенности использования психологических защит.

Несмотря на большое количество исследований в данной области, комплексные исследования, изучающие большое количество психологических параметров, проводятся редко, и поэтому не раскрывают полной картины. Тем не менее, отечественные и зарубежные ученые подтверждают влияние тревожности на процесс адаптации (Э.Л. Бондар [2], Л.К. Будук-оол [3]) и определяют особенности работы защитных механизмов у студентов (А.С. Кубекова [7], О.Ю. Олейник [10]). Наибольший интерес в этой области представляет адаптация первокурсников как группы, процесс адаптации которой связан с повышенным стрессом на фоне сильно изменившихся по сравнению со школой условиями. По этой причине, в данном исследовании фокус внимания сосредоточен на адаптации студентов 1-го и 2-го курсов. Такая выборка позволяет не только выяснить особенности адаптации студентов, но и посмотреть динамику этого процесса через анализ их различий.

Цель исследования

Целью данного исследования явилось изучение социально-психологической адаптации студентов высших учебных заведений.

Мы предположили, что, во-первых, уровень социально-психологической адаптивности студентов-бакалавров второго курса выше, чем у студентов-бакалавров первого курса высших учебных заведений; во-вторых, существует связь между социально-психологической адаптивностью и тревожностью, а также социально-психологической адаптивностью и интенсивностью использования психологических защит.

Материалы и методы

В рамках данного исследования использован набор из пяти методик, выявляющих особенности адаптации студентов, а также их уровень ситуативной и личной тревожности и интенсивность использования | психологических защит. Это методика диагностики социально-психо- ш к логической адаптации Роджерса-Даймонд (адаптация А.К. Осницкого), Е о методика изучения уровня и характера тревожности Ч.Д. Спилбергера fe g (адаптация Ю.Л. Ханина, 1977), методика «Индекс жизненного стиля» ^ 5 (адаптация Л.И. Вассермана и др.), методика «Опросник социализации

первокурсников» М.Л. Фарнезе, П. Спаньоли, С. Ливи и методика «Шкала социализации» С. Ливи, Ф. Мейел и Б.Э. Эшфорта.

Исследование социально-психологической адаптации студентов проводилось в течение 2019/20 уч. г. Сбор эмпирических данных проводился в феврале-марте 2020 г. Особенностью этого периода в жизни студентов является, в первую очередь, отсутствие таких стрессогенных обстоятельств, как сессия. Подобное обстоятельство могло бы сильно сказаться на результатах исследования, поэтому выбрано более нейтральное время для взаимодействия с испытуемыми (межсессионный период). Во-вторых, в этот период в социуме активно распространялась информация о начинающейся пандемии COVID-19, однако первые значительные ограничения (домашний карантин) были введены лишь 30 марта - уже после того, как данные были получены. В качестве испытуемых выступили студенты-бакалавры Московского государственного психолого-педагогического университета первого и второго курсов, направление подготовки - «Психолого-педагогическое образование». Общее количество испытуемых составило 53 человека в возрасте от 18 до 23 лет - 5 юношей и 48 девушек (28 первокурсников и 25 студентов 2-го курса). Подобное гендерное соотношение обусловлено особенностями общего соотношения юношей и девушек на данном направлении подготовки. Формирование выборки осуществлялось способом простого случайного отбора, что повышает репрезентативность выборки.

В качестве средств математического анализа использованы критерий U Манна-Уитни, критерий Колмогорова-Смирнова и коэффициент корреляции r Пирсона.

Результаты исследования

Изучение социально-психологической адаптации студентов по методике Роджерса-Даймонд показало, что 60% испытуемых имеют высокий уровень адаптивности, что проявляется в их хорошей приспособляемости в соответствии с требованиями социума и собственными мотивами, потребностями и интересами. Согласно полученным данным, высокую адаптивность демонстрируют 72% второкурсников и 54% первокурсников - таким образом, процент студентов с высокой адаптивностью на втором курсе выше, чем на первом. Высокий балл по шкале дезадаптивности проявили 9% студентов, 60% продемонстрировали средний уровень и 31% - низкий уровень. Следовательно, по крайней мере 91% студентов первых и вторых курсов не имеют непреодолимых трудностей при адаптации в процессе обучения.

1- о

Р ^

^ о

2- х

s

ш ¡5

с ¡z

«Опросник социализации первокурсников» позволил изучить следующие параметры:

1. Адаптированность к правилам и ценностям учебного заведения (USQ Org). Этот параметр показывает степень владения знаниями относительно способов выполнения формальных процедур, политики и ценностей учебного заведения. Результаты всей выборки по этому параметру представлены в диапазоне от 14 до 30 (среднее 23,7); результаты студентов первого курса представлены в диапазоне от 17 до 30 (среднее 24,3), второго курса - от 14 до 30 (среднее 22,5). Анализ распределения показателя USQ Org с использованием критерия U Манна-Уитни для независимых выборок показал, что статистические различия в распределении показателя у студентов 1-го и 2-го курса отсутствуют (p < 0,05). Таким образом, можно заключить, что для них в равной степени характерно высоко оценивать свою осведомленность об организационных сторонах учебного процесса, способах выполнения формальных процедур, свое принятие ценностей учебного заведения.

2. Социализация в группе (USQ Group). Этот параметр показывает, в какой степени обучающийся принимает гласные и негласные нормы и ценности, актуальные для группы, а также отражает его способность эффективно взаимодействовать с членами группы. Результаты всей выборки по этому параметру представлены в диапазоне от 12 до 25 (среднее 20,6); результаты студентов первого курса представлены в диапазоне от 12 до 25 (среднее 20,3), второго курса - от 16 до 24 (среднее 21,1). Анализ распределения показателя USQ Group с использованием критерия U Манна-Уитни для независимых выборок показал, что статистические различия в распределении показателя у студентов 1-го и 2-го курса отсутствуют (p < 0,05). Таким образом, первокурсники и студенты второго курса в равной степени понимают, как успешно выстраивать коммуникацию с другими членами группы, эффективно взаимодействуют во время групповой работы и имеют общие цели с другими членами своей учебной группы.

3. Возможность эффективно выполнять учебную деятельность (USQ Task). Этот параметр отражает представления студента о собственных возможностях получать необходимые знания и умения для успешной реализации учебной деятельности, а также то, в какой степени ^ студент осознает свои обязанности и приоритеты. Результаты всей ш к выборки по этому параметру представлены в диапазоне от 18 до 35 Е о (среднее 26,8); результаты студентов первого курса представлены в диа- fe g

пазоне от 20 до 35 (среднее 26,6), второго курса - от 18 до 35 (сред- ^ нее 27,1). Анализ распределения показателя USQ Task с использованием

с

критерия U Манна-Уитни для независимых выборок показал, что статистические различия в распределении показателя у студентов 1-го и 2-го курса отсутствуют (p < 0,05). Таким образом, первокурсники и студенты второго курса в равной степени понимают свои обязанности в рамках учебного процесса и имеют все необходимые знания и навыки для реализации учебной деятельности.

По шкале Идентификация результаты испытуемых представлены в диапазоне от 6 до 41 (среднее 26,2); результаты студентов первого курса представлены в диапазоне от 6 до 37 (среднее 25,7), второго курса - от 10 до 41 (среднее 27,0). Этот параметр отражает, насколько студент идентифицирует себя с учебной группой. Анализ распределения показателя Идентификация с использованием критерия U Манна-Уитни для независимых выборок показал, что статистические различия в распределении показателя у студентов 1-го и 2-го курса отсутствуют (p < 0,05). Таким образом, для студентов 1-го и 2-го курсов в равной степени характерно идентифицировать себя с группой, при этом они склонны в равной степени остро реагировать на негативную информацию о своей группе и воспринимать достижения своей группы как свои собственные.

По шкале Социализация результаты испытуемых представлены в диапазоне от 30 до 88 (среднее 60,7); результаты студентов первого курса представлены в диапазоне от 30 до 84 (среднее 59,2), второго курса -от 36 до 88 (среднее 63,7). Этот параметр соответствует общему уровню социализации студента в учебной группе. Анализ распределения показателя Социализация с использованием критерия U Манна-Уитни для независимых выборок показал, что статистические различия в распределении показателя у студентов 1-го и 2-го курса отсутствуют (p < 0,05). Таким образом, первокурсники и студенты второго курса в равной степени чувствуют принятие и уважение со стороны членов своей группы, а также разделяют ценности, принятые в группе.

Исследование психологических защит испытуемых показало, что обучающиеся первых и вторых курсов в большей степени склонны использовать три способа психологической защиты - регрессию, интеллектуализацию и отрицание. Средний уровень напряженности этих психологических защит по выборке - 7,8, 6,7 и 7,2, соответственно. ¡1 Согласно полученным данным, регрессию в качестве основного

ш к защитного механизма используют 38% испытуемых, принявших уча-Е о стие в исследовании; интеллектуализацию - 19% и отрицание - 26%. Ii ° Компенсация, наряду с интеллектуализацией, является второй наиболее ^ и конструктивной психологической защитой. Компенсацию в качестве

основного защитного механизма используют 6% испытуемых.

Согласно полученным данным по шкале Ситуативная тревожность, 42% испытуемых демонстрируют высокую степень ситуативной тревожности; средняя степень наблюдается у 51% испытуемых и низкая - у 8%. Таким образом, для большинства студентов первых и вторых курсов (51%) характерен средний уровень напряженности, дискомфорта и беспокойства, которые они испытывают в стрессовых ситуациях. Однако следует подчеркнуть, что в то время, как для большинства студентов первого курса (54%) характерен средний уровень тревожности в стрессовых ситуациях, половина второкурсников (50%) демонстрируют высокую тревожность. Это свидетельствует о том, что студенты второго курса в большей степени склонны испытывать тревогу в стрессовых ситуациях по сравнению с первокурсниками. Это может быть связано с опытом, приобретенным студентами-второкурсниками за первый учебный год: в то время, как первокурсники находятся в состоянии смены социальной ситуации и неопределенности, студенты второго курса лучше представляют себе свой учебный путь и ответственность, которую на них накладывают учебные обязанности. Опыт зачетов и экзаменов дает им более четкое представление о сроках, за которые нужно совершить определенные конкретные учебные действия, и о проблемах, с которыми им придется столкнуться, если они не преуспеют. Таким образом, тревожность второкурсников может быть сопряжена с более ясным представлением о стрессовых ситуациях в процессе обучения и более высоким чувством личной ответственности.

Согласно полученным данным по шкале Личностная тревожность, 60% испытуемых демонстрируют высокую степень личностной тревожности; средняя степень наблюдается у 38% испытуемых и низкая -у 2%. Исходя из этого, можно заключить, для большинства студентов первых и вторых курсов (60%) характерно восприятие широкого спектра ситуаций в качестве угрожающих: оказываясь в таких ситуациях, они подвергаются стрессу и испытывают сильную тревогу. Такая характеристика справедлива как для большинства первокурсников, так и для большинства студентов второго курса. Следует отметить, что среди студентов первого курса испытуемых с низким уровнем личностной тревожности не обнаружилось.

Исходя из представленных результатов, можно сделать вывод, что общая картина тревожности у студентов первого и второго курсов ^ к схожа по параметру личностной тревожности и заметно отличает- ^ ¡5 ся по параметру ситуативной тревожности. У большинства студентов ¡^ о наблюдается повышенная личностная (60% испытуемых) и средняя ^ 5 ситуативная (51% испытуемых) тревожность.

В исследовании реализован корреляционный анализ с использованием коэффициента линейной корреляции г Пирсона. Для наглядности результаты оформлены в виде корреляционной плеяды (рис. 1).

1- о

Р ^

^ о

2- х

^ X

ш ¡5

С 1=

Рис. 1. Результаты корреляционного анализа психологических переменных

Представленные параметры прошли проверку на нормальность распределения с использованием одновыборочного критерия Колмогорова-Смирнова; параметры, не соответствующие критерию нормальности распределения, в анализе не задействованы.

Результаты корреляционного анализа позволяют сделать выводы о том, что существует обратная корреляционная связь между социально-психологической адаптивностью и:

1) ситуативной тревожностью;

2) личностной тревожностью (таким образом, чем выше показатели тревожности, тем ниже показатели социально-психологической адаптивности);

3) общей напряженностью психологических защит;

4) напряженностью компенсаторного психологического защитного механизма.

Дополнительно проведенный корреляционный анализ между параметрами Дезадаптивность и параметрами тревожности выявил положительную корреляционную связь между Дезадаптивностью и Ситуативной тревожностью (г = 0,62, p < 0,01) и между Дезадаптивностью и Личностной тревожностью (г = 0,85, p < 0,01).

Анализ распределения показателя Адаптивность у двух групп испытуемых (студенты первого курса и студенты второго курса) с использованием критерия U Манна-Уитни для независимых выборок показал, что имеются статистические различия в распределении показателя Адаптивность (з < 0,05). Адаптивность у студентов второго курса статистически выше, чем у студентов первого курса (средние ранги: 33,25 у студентов второго курса и 23,79 у студентов первого курса).

Выводы

Качественно-количественный анализ обработки эмпирических данных позволил определить особенности социально-психологической адаптации и тревожности студентов МГППУ. Часть данных, полученных в результате этого исследования, согласуются с результатами исследований, полученных в других учебных заведениях России (вузы Екатеринбурга [2], Тувинский государственный университет [3]), что является косвенным подтверждением возможности экстраполировать полученные результаты на студентов других вузов. Выводы по данной работе сформулированы и соотносятся с другими исследованиями следующим образом.

Для большинства студентов-бакалавров первого и второго курсов характерна высокая личностная тревожность: они склонны беспокоиться при мыслях о своих делах и заботах, стремятся избегать трудностей и критических ситуаций, сильно переживают неприятности и неспособны долгое время о них забыть. В отношении ситуативной тревожности картина по первому и второму курсу отличается: в стрессовых ситуациях большинство студентов-бакалавров первого курса не испытывают ярко выраженных негативных переживаний и способны себя контролировать, однако для половины студентов-бакалавров второго курса в проблемных ситуациях характерно испытывать сильное переживание тревоги, беспокойство и скованность. Результаты по уровню личностной тревожности у студентов соотносятся с другими исследованиями: | так, в работе Э.Л. Бондар и Е.П. Шахматовой 46% местных и 50% иного- ш к родних студентов демонстрируют высокий уровень личностной тревож- Е о ности [2]. Однако часть исследований описывает другую картину. Так, ^ ^ исследование Л.К. Будук-оол с соавторами, проводившееся в Тувин- ^ 5 ском государственном университете, показывает, что уровень личност-

ной тревожности тувинских студентов-первокурсников умеренный, однако в работе отмечается, что эти результаты оказались ниже по сравнению с другими вузами [3]. Особое внимание при интерпретации данных стоит обратить на гендерный состав испытуемых, который может значительно менять картину, поскольку, как можно видеть в этой же работе Л.К. Будук-оол с соавторами, тревожность у девушек имеет большую выраженность по сравнению с мужской частью выборки.

Корреляционные связи, выявленные в результате анализа с использованием коэффициента корреляции г Пирсона, свидетельствуют о том, что студенты-бакалавры с низким уровнем ситуативной и личностной тревожности, обучающиеся в МГППУ, более эффективно адаптируются к условиям учебы в высшем учебном заведении и взаимодействию в учебном коллективе. Также анализ показал, что высокие показали личностной и ситуативной тревожности создают риск дезадаптации студента. Это согласуется с результатами исследования тувинских студентов [Там же]. В своей работе авторы использовали ту же методику изучения тревожности (методика изучения уровня и характера тревожности Ч.Д. Спилбергера в модификации Ю.Л. Ханина) и методику диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд (адаптация А.К. Осницкого). Результаты их исследования показали, что чем выше уровень личностной тревожности, тем выше показатели «дезадаптивность», «внешний контроль» и «ведомость», что свидетельствует о более низкой адаптации этих студентов. В работе Э.Л. Бон-дар и Е.П. Шахматовой (Екатеринбург) показана похожая картина и также отмечается, что среди особенностей высокотревожных студентов наблюдается ухудшение эмоционального самочувствия, отсутствие желания посещать вуз, проблемы в установлении социальных контактов [2].

В отношении связи социально-психологической адаптивности и напряженности психологических защит обнаружено, что для студентов с более высокими характеристиками адаптивности в меньшей степени актуально использование психологических защит; в частности, для высокоадаптивных студентов характерна сниженная степень использования такого механизма психологической защиты, как компенсация. Таким образом, высокоадаптивные студенты в меньшей степени склон-кая ны преодолевать фрустрирующие обстоятельства или ситуации сверх-ш к удовлетворения в других сферах, а также пытаться найти подходящую Е о замену недостатка или дефекта другим качеством, чаще всего с помо-° щью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, цен-^ 5 ностей, поведенческих характеристик другой личности. Меньшая актуальность использования психологических защит у высокоадаптивных

студентов косвенно подтверждается в работе О.Ю. Олейник и Н.Е. Коренковой, где показаны частные случаи сниженной адаптации у студентов, предпочитающих такие механизмы, как рационализация и замещение. Компенсация в работе этих авторов хоть и подталкивает испытуемых к уходу от проблем, тем не менее, не влечет за собой явной дезадаптации [10].

Полученные данные наглядно демонстрируют различия и особенности социально-психологической адаптации студентов первого и второго курсов высших учебных заведений. Выявленные особенности адаптационного процесса создают предпосылки для проектирования и реализации условий для успешной социально-психологической адаптации студентов-бакалавров в процессе обучения. Одним из вариантов обеспечения таких условий может служить институт кураторства, специального сопровождения студентов, при котором им была бы обеспечена разносторонняя поддержка - от простого информирования до помощи в разрешении конкретных проблемных ситуаций. Трудности в адаптации, с которыми сталкиваются студенты разных курсов, показывают, что подобная комплексная психолого-педагогическая работа необходима студентам не только во время адаптации на первом курсе, но и далее - на протяжении всего учебного пути.

Библиографический список / References

1. Авксененко Т.Н. Влияние школьных дидактогений на социально-психологическую адаптацию студентов // Вестник университета. 2014. № 15. C. 219-222. [Avksenenko T.N. The influence of school neuroses caused by didactogenia on social and psychological adaptation of the students. Vestnik Universiteta. 2014. No. 15. Pp. 219-222. (In Russ.)]

2. Боднар Э.Л., Шахматова Е.П. Личностная тревожность и состояние одиночества как критерии вузовской адаптации студентов // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. C. 190-195. [Bodnar E.L., Shahmatova E.P. Personal anxiety and the state of loneliness as criteria for university adaptation of students. Pedagogical Education in Russia. 2015. No. 7. Pp. 190-195. (In Russ.)]

3. Будук-оол Л.К., Сарыг С.К., Ховалыг А.М. Социально-психологическая адаптация студентов с разным уровнем личностной тревожности // Вестник Тувинского государственного университета. Естественные и сельскохозяйственные науки. 2013. № 2. C. 73-80. [Buduk-ool L.K., Saryg S.K., Hovalyg A.M. Psychological adaptation of students with different levels of personality anxiety. Bulletin of Tuva State University. Natural and Agricultural Sciences. 2013. No. 2. Pp. 73-80. (In Russ.)]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Klubova E.B. Psihologicheskaya diagnostika indeksa zhiznennogo stilya [Psychological diagnostics of the life style index]. St. Peterburg, 2005.]

Ф CK

т x

4. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. Психологическая диагности- о ° ка индекса жизненного стиля. СПб., 2005. [Vasserman L.I., Eryshev O.F., g

Ol

с

5. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дер-манова. СПб., 2002. [Diagnostika emocionalno-nravstvennogo razvitiya [Diagnostics of emotional and moral development]. I.B. Dermanova (ed.). St. Peterburg, 2002.]

6. Дмитриева Т.Б., Дроздов А.З. Половые и гендерные аспекты стрессо-устойчивости (аналитический обзор). Ч. 1 // Российский психиатрический журнал. 2010. № 1. C. 18-24. [Dmitrieva T.B., Drozdov A.Z. Sex and gender aspects of tolerance to stress (analytical review). Part 1. Russian Journal of Psychiatry. 2010. No. 1. Pp. 18-24. (In Russ.)]

7. Кубекова А.С. Особенности защитных механизмов у иностранных студентов с разными уровнями адаптации // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 3 (71). C. 89-92. [Kubekova A.S. Features of protective mechanisms in foreign students with different adaptation levels. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2020. No. 3 (71). Pp. 89-92. (In Russ.)]

8. Кулагина И.В. Исследование влияния творческой самореализации на социально-психологическую адаптацию студентов // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2. C. 313-319. [Kulagina I.V. Study of the influence creative self-realization on social-psychological adaptation students. Siberian Pedagogical Journal. 2010. No. 2. Pp. 313-319. (In Russ.)]

9. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2008. [Bolshoj psihologicheskij slovar [Large psychological dictionary]. B. Meshcheryakov, V. Zinchenko (eds.). St. Peterburg, 2008.]

10. Олейник О.Ю., Коренкова Н.Е. Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптированности с защитно-совладающим поведением студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. № 4. C. 196-200. [Olejnik O.Yu., Korenkova N.E. The relationship of the level of socio-psychological adaptation with the defensive-coping behavior of students. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetic. 2010. No. 4. Pp. 196-200. (In Russ.)]

11. Прачук С.Ю. Сущность социальной адаптации подростков // Science Time. 2014. № 10 (10). С. 327-329. [Prachuk S.Yu. The essence of social adaptation of adolescents. Science Time. 2014. No. 10 (10). Pp. 327-329. (In Russ.)]

12. Чикина Т.Е., Коларькова О.Г. Социально-педагогические условия адаптации студентов первого курса // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 9 (53). С. 607-626. [Chikina T.E., Kolarkova O.G. Social-pedagogical conditions of first-year students' adaptation. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem. 2015. No. 9 (53). Pp. 607-626. (In Russ.)]

13. Шекера Е.А. Теоретические основания исследования особенностей процесса социальной адаптации мигрантов в крупном городе // Primo Aspectu. 2018. № 3 (35). С. 51-56. [Shekera E.A. Theoretical foundations of the study

ro of the features of the process of social adaptation of migrants in a city. Primo

S K Aspectu. 2018. No. 3 (35). Pp. 51-56. (In Russ.)]

g E 14. Spagnoli P., Livi S., Farnese M.L. How do newcomers and full member о ° employees conceive organizational socialization? Measurement invariance and

¡5 g construct validity of the newcomer socialization questionnaire in Italy. TPM:

^ ¡^ Testing, Psychometrics, Methodology in Applied Psychology. 2018. Vol. 25.

Issue 4. Pp. 485-502.

Статья поступила в редакцию 02.10.2020, принята к публикации 18.12.2020 The article was received on 02.10.2020, accepted for publication 18.12.2020

Сведения об авторах / About the authors

Корчагин Евгений Николаевич - магистр психолого-педагогического образования, Московский государственный психолого-педагогический университет Evgeny N. Korchagin - Master's in Psychology and Education, Moscow State University of Psychology & Education E-mail: mocworks@gmail.com

Лобанова Анна Вячеславовна - кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапо-ва, Московский государственный психолого-педагогический университет

Anna V. Lobanova - PhD in Psychology; associate professor at the Department of Pedagogical Psychology, Moscow State University of Psychology & Education E-mail: lav79-79@yandex.ru

Заявленный вклад авторов

Корчагин Е.Н. - общее руководство направлением исследования, планирование исследования, анализ первичных данных, участие в подготовке текста статьи

Лобанова А.В. - планирование исследования, анализ первичных данных, участие в подготовке текста статьи

Contribution of the authors

E.N. Korchagin - general direction of the research, planning of the research, analysis of primary data, participation in the preparation of the text of the article

А.V. Lobanova - planning of the research, analysis of primary data, participation in the preparation of the text of the article

i_ о

P ^

^ о

2- x

s

ш ¡5

с i=

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.