Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческий возраст / адаптация / дезадаптация / социально-психологическая адаптация / факторы риска в процессе социально-психологической адаптации / управление социально-психологической адаптацией / student age / adaptation / maladaptation / socio-psychological adaptation / risk factors in the process of sociopsychological adaptation / management of socio-psychological adaptation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аникина Анна Саввишна, Калашникова Ольга Владиславовна

В статье представлены результаты исследовательской деятельности по изучению особенностей адаптации студентов первого курса к условиям обучения в высшей школе. Среди всех видов адаптации выбрана социально-психологическая, как наиболее значимая в процессе учебно-профессиональной деятельности и личностном развитии в юношеском возрасте. Доказывается значимость данного процесса в возрастном развитии молодых людей. Обосновывается влияние индивидуальных особенностей развития субъектов деятельности на социально-психологическую адаптацию. В статье анализируются психолого-педагогические условия, повышающие продуктивность адаптационных процессов. Авторы обосновывают необходимость управления процессом социально-психологической адаптации в связи с возможностью возникновения дезадаптационных нарушений, которые могут повлечь за собой разрушение системы личностного развития студентов. Сделан акцент на факторы риска, которые могут привести к дезадаптации. Представлены результаты исследовательской деятельности направленной на оценку процессов социально-психологической адаптации на базе филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил. Подчеркивается необходимость системных действий в сопровождении социально-психологической адаптации студентов первых курсов вуза, опирающихся на учет индивидуально-психофизиологических и психологических особенностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of research activities on the study of the peculiarities of adaptation of first-year students to the conditions of higher education. Among all types of adaptation, socio-psychological adaptation was chosen as the most influential on the processes of educational and professional activity and personal development in adolescence. The importance of this process in the age development of young people is proved. The influence of individual characteristics of the development of subjects of activity on socio-psychological adaptation is substantiated. The article analyzes the psychological and pedagogical conditions that increase the productivity of adaptation processes. The author substantiates the need to manage the process of socio-psychological adaptation in connection with the possibility of maladaptation disorders that may lead to the destruction of the system of personal development of students. The emphasis is placed on risk factors that can lead to maladjustment. The results of research activities aimed at assessing the processes of socio-psychological adaptation on the basis of the branch of the Russian State Vocational Pedagogical University in Nizhny Tagil are presented. The need for systematic actions to accompany the socio-psychological adaptation of first-year students of the university, based on taking into account the individual psycho-physiological and psychological characteristics of students, is emphasized.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

3. Ефимова, A.A. Исследование типологических особенностей личности студентов I-III КУРСОВ КММИВСО / A.A. Ефимова // Проблемы и перспективы научных исследований. Материалы ХХП научно-практической конференции студентов, преподавателей и молодых ученых. -2019,- С. 210-213

4. Караяни, А.Г. Военная психология: учебник для специалистов психологической работы Вооруженных сил Российской Федерации / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. - Москва: Военный университет, 2016. - 500 с.

5. Коваль, H.A. Модель личностной и профессиональной надежности специалистов МЧС / H.A. Коваль, С.Н. Савинков // Поведенческие теории и практика российской науки. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. - 2021. - С. 102-105

6. Остонов, Ж.Ш. Концепция копинга: определение, функция и виды / Ж.Ш. Остонов // Центр научных публикаций. -2021.-№.22.-С. 279-280

7. Тарабрина, Н.В. Психология посттравматического стрессового расстройства: интегральный подход: специальность 19.00.04 «Медицинская психология: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Тарабрина Надежда Владимировна; Институт психологии Российской Академии наук. - Санкт-Петербург: Институт психологии РАН, 2008. - 50 с. - Место защиты: Российский государственный педагогический университет им. А.И Герцена. Куликов, Л.В. Проблема поиска эмпирических оснований классификации чувств / Л.В. Куликов // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2018. - № 1. - С. 4-12

8. Тарасова, A.A. Психодиагностическое сопровождение как часть обеспечения профессиональной надежности специалистов МЧС России / A.A. Тарасова // Гражданская оборона на страже мира и безопасности. Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. - 2019. -С. 59-64

9. Boffa, J.W. PTSD symptoms and suicidal thoughts and behaviors among firefighters / J.W. Boffa, I.H. Stanley, M.A. Horn et al 11 Journal of psychiatric research. - 2017. - № 84. - Pp. 277-283

Психология

УДК 159.9.072

кандидат педагогических наук Аникина Анна Саввишна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); кандидат психологических наук, доцент Калашникова Ольга Владиславовна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К

УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлены результаты исследовательской деятельности по изучению особенностей адаптации студентов первого курса к условиям обучения в высшей школе. Среди всех видов адаптации выбрана социально-психологическая, как наиболее значимая в процессе учебно-профессиональной деятельности и личностном развитии в юношеском возрасте. Доказывается значимость данного процесса в возрастном развитии молодых людей. Обосновывается влияние индивидуальных особенностей развития субъектов деятельности на социально-психологическую адаптацию. В статье анализируются психолого-педагогические условия, повышающие продуктивность адаптационных процессов. Авторы обосновывают необходимость управления процессом социально-психологической адаптации в связи с возможностью возникновения дезадаптационных нарушений, которые могут повлечь за собой разрушение системы личностного развития студентов. Сделан акцент на факторы риска, которые могут привести к дезадаптации. Представлены результаты исследовательской деятельности направленной на оценку процессов социально-психологической адаптации на базе филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил. Подчеркивается необходимость системных действий в сопровождении социально-психологической адаптации студентов первых курсов вуза, опирающихся на учет индивидуально-психофизиологических и психологических особенностей студентов.

Ключевые слова: студенческий возраст, адаптация, дезадаптация, социально-психологическая адаптация, факторы риска в процессе социально-психологической адаптации, управление социально-психологической адаптацией.

Annotation. The article presents the results of research activities on the study of the peculiarities of adaptation of first-year students to the conditions of higher education. Among all types of adaptation, socio-psychological adaptation was chosen as the most influential on the processes of educational and professional activity and personal development in adolescence. The importance of this process in the age development of young people is proved. The influence of individual characteristics of the development of subjects of activity on socio-psychological adaptation is substantiated. The article analyzes the psychological and pedagogical conditions that increase the productivity of adaptation processes. The author substantiates the need to manage the process of socio-psychological adaptation in connection with the possibility of maladaptation disorders that may lead to the destruction of the system of personal development of students. The emphasis is placed on risk factors that can lead to maladjustment. The results of research activities aimed at assessing the processes of socio-psychological adaptation on the basis of the branch of the Russian State Vocational Pedagogical University in Nizhny Tagil are presented. The need for systematic actions to accompany the socio-psychological adaptation of first-year students of the university, based on taking into account the individual psychophysiological and psychological characteristics of students, is emphasized.

Key words: student age, adaptation, maladaptation, socio-psychological adaptation, risk factors in the process of socio-psychological adaptation, management of socio-psychological adaptation.

Введение. Студенческий возраст является объектом психолого-педагогических исследований в силу своей неоднозначности и значимости для развития общества. Проблемы выбора профессиональной деятельности, сложности мотивационных состояний после окончания школы создают основу для изменения эмоционального состояния современных молодых людей. Особенно данное состояние усиливается нестабильность социальных отношений в обществе, когда ситуация выбора становится более ответственной и значимой, а также более навязываемой со стороны ближайшего окружения. Поэтому мера ответственности за собственное решение существенным образом увеличивается [6]. Важным

становится оправдать свой выбор и не испытать чувство разочарования в нем на первых этапах учебно-профессиональной деятельности в системе высшего образования.

Начала нового этапа жизнедеятельности в системе профессиональной подготовки воспринимается молодыми людьми в силу индивидуальных особенностей функционирования, но данный процесс всего имеет социально-психологическую составляющую. Переход к самостоятельной жизни, отрыв на стабильного функционирования в рамках школьного образования, само осознание того, что «ты стал студентом» имеет стрессогенный характер. Все это повышает уровень тревожности, а измененное эмоциональное состояние становится фактором негативно влияющим на продуктивность учебно-профессиональной деятельности [2].

Первые месяцы обучения студента в вузе имеют большое значение для профессионального образования в целом. Статистка четко указывает достаточный процент студентов, которые отчисляются из вуза на первом году обучения, мотивируя это тем, что сделали не совсем верный выбор профессии, не смогли справиться с изменившимися условиями жизнедеятельности, оказались не готовы быть мобильными и самостоятельными, не вписались в требования, которые выдвигает профессиональное образование т.д. [3]. Достаточный процент студентов, продолжая получать образования, находится в состоянии отчужденности и не испытывает потребности в дальнейшей деятельности по полученному образованию, так как его образование осуществлялось в условиях дезадаптивного состояния [1].

Поэтому изучение адаптационных процессов во всех его проявлениях в учебно-профессиональной деятельности имеет большое значение, так как оно становится одной из составляющих качества получаемого образования и качества жизни молодого человека в целом. Продуктивная адаптация в вузе становится одной из сторон эффективного выполнения профессиональной деятельности в будущем [5].

Вместе с тем, из всех видов возможной адаптации значение социально-психологической наиболее явно, так как именно она закладывает основу продуктивного функционирования в профессиональном сообществе и обществе в целом.

Значимость и сущностные характеристики социально-психологической адаптации в студенческой среде рассматривали многие исследователи. Такие как, И.В. Алёхин, A.A. Виноградова, A.A. Извольская, Т.П. Колесникова, С.Н. Ларионова, В.М. Львов, Г.Ю. Мягченко, Е.М. Погодина, и т.д. Вместе с тем, актуальность процессов управления процессом социально-психологической адаптацией на первом этапе вузовского образования не теряет своей актуальности.

Изложение основного материала статьи. Социально-психологическую адаптацию необходимо рассматривать как многосторонний динамический процесс, который находится под воздействием массы разнообразно направленных факторов. Процесс, как правило, постепенный и в некоторых случаях имеющий продолжительный характер [9].

Социально-психологическая адаптация студентов основывается на осознании нового социального статуса и принятии форм ролевого поведения, основанных на межличностных отношениях в обновленной социальной среде, которая принимает нового человека в качестве самостоятельного субъекта деятельности, несущего ответственность за свои поступки и действия [4].

Одним из значимых условий продуктивной социально-психологической адаптацией становится достижение равновесия между изменяющимися требованиями, которые диктует учебно-профессиональная деятельность и мотивационно-потребностной сферой самого студента. В ситуации возникновения несоответствия нарастает тревожность, приводящая к конфликтным ситуациям, разочарованию в выборе профессии, приводящая к социальной дезадаптации.

К факторам риска с точки зрения успешности социально-психологической адаптации могут быть отнесены:

- изоляция от привычных условий, приводящая к социально-культурной депривации;

- гиперстимуляция новыми содержательно-социальными стимулами жизни;

- недостаточная подготовка к самостоятельной жизни, отсутствие внешнего контроля;

- не умение принимать жизнеутверждающие решения;

- ломка стереотипов в восприятии окружающего, часто проявляющийся в несовпадении представлений с реальность;

- недостаточный уровень мобильности и развитости коммуникации;

- низкий уровень осознанности в выборе учебно-профессиональной деятельности и т.д. [7].

Все это в комплексе влияет на молодого человека и становится важным компонентом его развития. Именно поэтому данный процесс требует управления со стороны окружения, как наставников-взрослых, так и сверстников. Важным становится создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнь студента, развитие новых и необходимых социальных навыков, которые станут одним из условий успешного освоения профессии [8].

Анализ организации социально-психологической адаптации студентов первых курсов филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в городе Нижнем Тагиле, позволил выявить следующие особенности данного процесса. Большое количество разнообразных групповых мероприятий на первой стадии обучения в вузе, таких как «Школа первокурсника», «Школа лидера» и т.п., не всегда становится основой успешной социально-психологической адаптацией. В современных условиях необходимость индивидуального подхода в данном процессе становится нормой в силу субъективных особенностей молодых людей. Индивидуальное сопровождение достаточно сложный и затратный процесс, но без него повысить уровень эффективности социально-психологической адаптации студентов становится сложно.

Проведение психологического тестирования по опроснику социально-психологической адаптации К. Роджерс и Р. Даймонд позволило выявить следующие тенденции:

- у 60% респондентов в первый месяц обучения в вузе был выявлен низкий и ниже среднего уровень адаптивности, свидетельствующий о проблемах взаимоотношений личности и группы, необходимости внешнего стимулирования в данных отношений, несоответствие ролевых ожиданий, отсутствие возможностей доя самоутверждения;

- 47% первокурсников были нереалистичны в принятии себя, своих возможностей и способностей, имели психологические комплексы, имеющаяся система их ценностей претерпевала существенные изменения;

- 53% студентов первого курса испытывали сложности в принятии окружающих людей, у них наблюдалась несогласованность в принятии другого человека, он воспринимался «плохим, не имеющим право на существование»;

- у 73% состояние демонстрирует сложности в эмоциональном состоянии, близкое к эмоциональному дискомфорту, что проявляется в неуверенности в себе, ощущении дискомфорта в изменившихся обстоятельствах своей жизнедеятельности;

- показатель интернальности был достаточен - 40%, он демонстрирует способность к управлению своим состоянием, даже при возникновении значительной трудности они не снижают уровень своих ожиданий, стараются избегать апатии и отчаяния, данная группа способна принимать ответственность за свои удачи и проблемы;

- уровень доминирования среди первокурсников был средним - 67% респондентов, это может свидетельствовать о том, что в ситуации неопределенности, к которой может быть отнесен процесс адаптации, стратегия индивидуального поведения на уровне «доминирование-ведомость» не определена и имеет ситуативный характер.

Обобщение полученных данных позволяет сделать вывод о том, что достаточный процент молодых людей на стадии адаптации имеет достаточное количество проблем социально-психологического плана и попадает в зону риска. У значительной части студентов низкий уровень эмоционального комфорта, а это значит, что условия, в которых они находятся, вызывают у них дискомфорт. Также диагностика показала, что студенты еще не зрелые и не готовы брать на себя ответственность за свои поступки и их последствия. Они еще не готовы положиться на себя, а значит, уровень их самостоятельности не достаточно высок.

С лицами, испытывающими наиболее серьезные сложности, было проведено анкетирование. Его результаты позволили более четко определить круг наиболее значимых проблем и сложностей социально-психологического плана:

- сложности освоения учебной программы и недостаточное понимание необходимости изучения ряда предметов;

- не достаточное понимание требований профессорско-преподавательского состава, которые, чаще всего, существенным образом отличаются от тех требований, которые предъявлялись школьными учителями;

- не владение методами самоорганизации и самоменеджмента, данная проблема была наиболее явно представлена у студентов, проживающих в общежитие;

- проблемы коммуникативного развития, проявляющиеся, прежде всего, в не умении установить контакт и разрешить конфликтную ситуацию;

- низкий уровень сформированности эмоционально-волевой саморегулиции, не умение работать со своими эмоциями и их постоянное подавление, приводящее к срывам и внутриличностным кризисам.

Полученные данные позволили разумно построить систему управления социально-психологической адаптацией первокурсников в вузе с целью повышения ее качества. Главным принципом такой системы стал комплексный подход, опирающийся на знание индивидуальных особенностей первокурсников, использование разнообразных технологий и средств, повышающих студенческую мобильность и способность к их интеграции. Причем, данная система включала в себя работу не только со студентами, но и с педагогами вуза, студентами старших курсов, через систему кураторства, наставничества. А также, осуществление системного индивидуального сопровождения лиц, испытывающих значительные сложности в процессе социально-психологической адаптации.

Повторная диагностика по опроснику социально-психологической адаптации К. Роджерс и Р. Даймонд через шесть месяцев позволило выявить явную положительную динамику по факторам адаптивности, принятия себя и других, а также изменились показатели по состоянию эмоционального комфорта. Конечно, утверждать о том, что все студенты справились с социально-психологической адаптацией, не возможно. Доказательством данного становится некоторый процент отчисленных по собственному желанию из вуза, переход в другие вузы и другие направления подготовки, что является нормальным вариантом решения проблемы социально-психологической адаптации в силу индивидуальных особенностей функционирования субъекта деятельности.

Выводы. Проблема социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе не теряет актуальности в силу повышения требований к качеству подготовки специалистов и осуществлению психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения в вузе.

Управление процессом социально-психологической адаптации не должно опираться на традиционные технологии и средства, оно требует достаточного знания об индивидуально-психофизиологических и психологических особенностей студентов. Данный процесс опирается на его системный характер, включающий в себя:

- групповую диагностику, при определении группы риска, переход на индивидуальную диагностику;

- информирование о требованиях и обязательствах учебно-профессиональной деятельности;

- осуществление плановых мероприятий психологической и культурно-досуговой направленности, как со студентами, так и со специалистами, сопровождающими их развитие;

- реализация различных видов индивидуального и группового консультирования;

- использование включенного наблюдения и мониторинга состояния студентов;

- внедрение менторства, как средства помощи студентам, испытывающим наибольшие сложности, наставниками, в качестве которых смогут выступать представители более старших курсов.

Необходимо подчеркнуть, что в некоторых случаях возникает необходимость межведомственного взаимодействия с различными социальными организациями города, в котором базируется вуз для совместного нахождения условий, способствующих повышению эффективности адаптационных процессов.

Данные действия будут способствовать адекватному отношению к новым условиям среды студентов, поступившим на первый курс, повысит уровень их удовлетворенности учебно-профессиональной деятельностью и качеством жизни. В результате студенты смогут успешно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, развить свои личностные и коммуникативные навыки, наладить полноценные межличностные отношения.

Литература:

1. Виноградова, Н.В. Самоорганизация студентов как психологический феномен [Текст] / Н.В. Виноградова // Молодой ученый. -2021. -№ 42(384). -С. 149-151

2. Залилова, З.А. Роль современного института кураторства для обучающихся на начальных курсах университета [Текст| / З.А. Залилова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 2-3(104). - С. 102-110

3. Калинин, H.A. Методы повышения работоспособности и режимы учебного дня студента технического вуза [Текст] / H.A. Калинин, М.Г. Пурыгина,Г.М. Бойко//Молодой ученый. -2021. - № 26(368).-С. 321-322

4. Калугина, Т.А. Социальная адаптация иногородних студентов к вузовской среде [Текст] / Т.А. Калугина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. -2018. -№3. - С. 279-286

5. Кашкаров, А.П. Поддержка и сопровождение студента-практиканта в высшей школе [Текст] / А.П. Кашкаров // Сибирский педагогический журнал. -2011. -№ 7. - С. 321-324

6. Кругликова, Е.В. Необходимость консультирования студентов первых курсов по вопросам быта и здорового образа жизни [Текст] / Е.В. Кругликова, Е.С. Сулимова, Е.А. Чанчаева [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2022. - № 5(207). - С. 242-246

7. Крылова, М.А. Адаптация студентов-первокурсников к обучению в университете мегаполиса (на примере опроса студентов факультета экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета) [Текст] / М.А. Крылова, Е.С. Городилова // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. - 2022. -№3(7).- С. 135-145

8. Лямин, A.B. Критерии проявления ответственности у студентов ВУЗА [Текст] / A.B. Лямин // Вестник Московского университета МВД России,-2012,-№ 1. - С. 21-23

9. Маклаков, А.Г. Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза. [Текст] / А.Г. Маклаков, И.Д. Головешкин // Вестник ЛГУ им. A.C. Пушкина. -2021,- №3. - С. 29-37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.