Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА'

УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
условия / социально-психологическая адаптация / студент / вуз / conditions / socio-psychological adaptation / student / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.Р. Гумашвили, Ш.И. Булуева

В статье рассмотрены психолого-педагогические условия социально-психологической адаптации студентов 1 курса вуза. Автор статьи подчеркивает, что процесс адаптации студентов первого курса имеет в своей природе множество факторов. Эти факторы на разных этапах учёбы проявляют себя по-разному, некоторые факторы, например, психологические, могут перестраиваться. В работе автор отметил вклад в изучение данной проблемы как зарубежных, так и отечественных ученых. В статье раскрыты организационная, деятельностная, профессиональная, социально-психологическая и бытовая адаптации. Процесс адаптации рассмотрен комплексно во взаимосвязи его уровней: на уровне межличностных отношений, поведения отдельно взятого студента, на уровне психофизиологической деятельности организма. Автором даны практические рекомендации для облегчения процесса адаптации студентов первого курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF 1ST-YEAR STUDENTS

The article considers psychological and pedagogical conditions of socio-psychological adaptation of 1st-year university students. The authors of the article emphasize that the process of adaptation of first-year students has many factors in its nature. These factors manifest themselves in different ways at different stages of study, some factors, for example, can be psychologically rebuilt. In the paper, the authors noted contribution of both foreign and Russian scientists to the study of this problem. The article reveals organizational, activity, professional, socio-psychological and household adaptations. Full-fledged psychological adaptation includes three important stages: the first stage – acquaintance with the place of study, the rights and obligations of the student and the beginning of study; the second stage – mastering the rules and norms of the university and immersion in the learning process; the third stage – conscious and creative improvement of studies. The adaptation process is considered comprehensively in the interrelation of its levels: at the level of interpersonal relationships, behavior of a single student, at the level of psychophysiological activity of the organism. the author gives practical recommendations to facilitate the process of adaptation of first-year students.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА»

6. Zhujkova O.V. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov- buduschih inzhenerov pri izuchenii graficheskih disciplin v tehnicheskom vuze. Avtoreferat dissertacii ...

kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2014. У. Drobyshevskij A.A. Organizaciya samostoyatel'no raboty studentov s primeneniem komp'yuternyh tehnologij obucheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2013.

8. Klentak L.S. Formirovanie sposobnosti k samoorganizacii samostoyatel'noj raboty studentov tehnicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Samara, 201У.

9. Vyatkin L.G. Samostoyatel'naya rabota uchaschihsya na uroke. Saratov, 19У8.

10. Strekalova N.B. Upravlenie kachestvom samostoyatel'noj raboty studentov v otkrytoj informacionno-obrazovatel'noj srede. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Samara, 201У.

Статья поступила в редакцию 01.12.21

УДК 378

Gumashvili I.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Chemistry and MPH, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: inga-ramazovna@mail.ru

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia),

E-mail: sovdat@list.ru

CONDITIONS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF 1ST-YEAR STUDENTS. The article considers psychological and pedagogical conditions of socio-psychological adaptation of 1st-year university students. The authors of the article emphasize that the process of adaptation of first-year students has many factors in its nature. These factors manifest themselves in different ways at different stages of study, some factors, for example, can be psychologically rebuilt. In the paper, the authors noted contribution of both foreign and Russian scientists to the study of this problem. The article reveals organizational, activity, professional, socio-psychological and household adaptations. Full-fledged psychological adaptation includes three important stages: the first stage - acquaintance with the place of study, the rights and obligations of the student and the beginning of study; the second stage - mastering the rules and norms of the university and immersion in the learning process; the third stage - conscious and creative improvement of studies. The adaptation process is considered comprehensively in the interrelation of its levels: at the level of interpersonal relationships, behavior of a single student, at the level of psychophysiological activity of the organism. the author gives practical recommendations to facilitate the process of adaptation of first-year students.

Key words: conditions, socio-psychological adaptation, student, university.

И.Р. Гумашвили, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: inga-ramazovna@mail.ru

Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: sovdat@list.ru

УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

В статье рассмотрены психолого-педагогические условия социально-психологической адаптации студентов 1 курса вуза. Автор статьи подчеркивает, что процесс адаптации студентов первого курса имеет в своей природе множество факторов. Эти факторы на разных этапах учёбы проявляют себя по-разному, некоторые факторы, например, психологические, могут перестраиваться. В работе автор отметил вклад в изучение данной проблемы как зарубежных, так и отечественных ученых. В статье раскрыты организационная, деятельностная, профессиональная, социально-психологическая и бытовая адаптации. Процесс адаптации рассмотрен комплексно во взаимосвязи его уровней: на уровне межличностных отношений, поведения отдельно взятого студента, на уровне психофизиологической деятельности организма. Автором даны практические рекомендации для облегчения процесса адаптации студентов первого курса.

Ключевые слова: условия, социально-психологическая адаптация, студент, вуз.

Актуальность данной проблематики заключается в том, что процесс адаптации студентов первого курса имеет в своей природе множество факторов. Эти факторы на разных этапах учёбы проявляют себя по-разному, некоторые факторы, например, психологические, могут перестраиваться. Все преподаватели высших учебных заведений прекрасно понимают, что при работе со студентами первокурсниками необходимо учитывать ряд особенностей, свойственных данному возрасту. Эти особенности вызваны как возрастными, так и социальными причинами [1-5].

Цель данной статьи - выявление условий социально-психологической адаптации студентов 1 курса.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть понятие «адаптация», ее функции; изучить роль аутогенной тренировки как эффективного способа, повышающего адаптивность организма.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение.

Понятие адаптации трактуется как возможность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды и считается одним из важных и основных понятий, которые исследует наука. Благодаря адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма.

Исследователи выделяют три основные группы факторов, которые оказывают значительное воздействие на процесс адаптации первокурсников к учёбе в высшем учебном заведении: социологические, психологические, педагогические факторы.

Кратко опишем каждый из факторов. Психологические факторы включают такие индивидуально-психологические и социально-психологические особенности, как направленность личности, потенциал адаптации, интеллектуальные качества личности.

Стоит подчеркнуть, что процесс адаптации представляет собой в первую очередь понимание ситуации в целом и умение из нее делать выводы, что конечном итоге позволяет изменить свое отношении к ней, что непосредственно

влияет на психологическую оценку у человека. Напротив, бывают ситуации, когда человек в силу обстоятельств, связанных с его психологическим здоровьем, не может удовлетворить свои актуальные потребности, тогда чаще всего возникает чувство тревоги, страх, беспокойство, выступающие как защитный механизм. Возникновение тревоги, в свою очередь, усиливает поведенческую активность и видоизменяет формы поведения.

Педагогические факторы связаны с коллективом вуза и организацией процесса обучения в нём. Сюда относится мастерство преподавателя, процесс организации образовательной среды и материально-техническая база высшего учебного заведения.

Социологические факторы охватывают социальный статус студента, имеет значение возраст (не все студенты поступают в высшее учебное заведение в возрасте 18-19 лет, хотя таких большинство), социальное происхождение и то образовательные учреждения, которое до этого закончил студент.

Обучение в учебном заведении, а особенно в высшем учебном заведении, является достаточно трудоемким процессом, в основе трудностей лежат различного рода факторы: организационные, методические, психологические. Также следует подчеркнуть, что существуют как трудности, которые присущи и актуальны для всех студентов, так и специализированные, специфические трудности, которые возникают исключительно у студентов первых курсов. Особенно это касается стрессовых состояний, которые обоснованы процессом ухода из школы и освоением новой учебной деятельности в вузе. Когда юноши и девушки заканчивают выпускной класс школы, они практически сразу погружаются в новую студенческую жизни, и, чтобы быть достаточно продуктивными, им необходимо успешно адаптироваться в новых условиях. Для того, чтобы можно было контролировать процесс адаптации и управлять им, педагогам и руководству вуза необходимо знать и понимать наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются студенты первых курсов высшего учебного заведения.

Остановимся кратко на каждый из них. Организационная адаптация подразумевает то, что студент постепенно осваивается в новом учебном заведении,

изучает процесс организации работы и учёбы в нём, постепенно принимает требования и нормы, устанавливаемые педагогами, учится организовывать свое поведение в вузе.

Деятельностная адаптация подразумевает определение студентами-первокурсниками своей ответственности, прав и действий в новой социальной роли, также студенты определяют, какие обязанности должны выполнять, и понимают и осмысляют требования, предъявляемые педагогами к качеству выполняемых заданий.

Профессиональная адаптация основана на том, что студенты первого курса начинают более глубоко понимать и осознавать специфику изучаемой профессии, осознают место специальности в общей системе профессий. К этому же виду адаптации относится возникновение и развитие мотивации освоить новую область знаний, стремление овладеть профессий на должном уровне.

Под социально-психологической разновидностью адаптации понимается процесс адаптации студентов-первокурсников друг к другу, студентам других курсов и специальностей, а также налаживания профессиональных и дружеских отношений с ними. Сюда же относится процесс социальной самореализации в новом коллективе. Особое внимание следует уделить налаживанию деловых взаимоотношений с педагогами, методистами и администрацией высшего учебного заведения.

И последняя разновидность адаптации - бытовая. Бытовая адаптация подразумевает процесс привыкания студентов первого курса к новому режиму учёбы. Для учёбы в высшем учебном заведении, особенно на первом курсе, характерна усиленная психологическая и интеллектуальная нагрузка. Также студентам-первокурсникам необходимо решить вопросы питания и свободного времяпрепровождения. Для некоторых студентов актуальным остается вопрос проживания, если они приехали из другого места поселения.

Обращая внимание на психологическую адаптацию, необходимо особенно подчеркнуть, что она включает в себя три важных этапа: первый этап - знакомство с местом учебы, правами и обязанностями студента и начало учебы; второй этап - освоение правил и норм вуза и погружение в процесс учебы; третий этап -осознанное и творческое усовершенствование учебы.

Длительность каждого из этапов различна: первый этап обычно длится од-ну-две недели, второй этап - от полугода до года, третий этап обычно начинается к второму-третьему курсу обучения в вузе. Следует отметить, что выделенные сроки весьма условны и индивидуальны: они могут сокращаться и увеличиваться, сдвигаться, второй этап может так и остаться незавершенным, следовательно, третий этап не начнется [4, с. 8].

Для любого высшего учебного заведения приоритетной задачей является комфортное и гармоничное вхождение студентов первого курса в процесс обучения. Задача администрации и преподавателей вуза - помочь юношам и девушкам как можно быстрее и гармоничнее привыкнуть к новым условиям обучения, наладить дружеские отношения с другими студентами и успешно погрузиться в процесс учебы [5, с. 84].

Процесс адаптации необходимо рассматривать комплексно, во взаимосвязи его уровней: на уровне межличностных отношений, поведения отдельно взятого студента, на уровне психофизиологической деятельности организма.

Успешность всего процесса адаптации во многом зависит от особенностей протекания психической адаптации студента-первокурсника. Психическая адаптация оказывает значительное воздействие на все уровни адаптации [3, с. 40].

Для того, чтобы процесс адаптации происходил наиболее гармонично и успешно, необходим индивидуальный подход к каждому студенту-первокурснику. Индивидуальный подход должен стать основным принципом работы со студентами первого курса высшего учебного заведения.

Для организации эффективного процесса адаптации администрации высшего учебного заведения рекомендуется проводить различные мероприятия, на которых студенты в ходе несложных игр знакомятся друг с другом, узнают друг о друге что-то новое, учатся общаться друг с другом и находить точки соприкосновения. Также важно, чтобы студенты одного курса имели возможность общаться со студентами старших курсов. Полезной является практика составления специального паспорта адаптации студентов первого курса высшего учебного

Библиографический список

заведения. Рекомендуется регулярно проводить мероприятия, на которых студенты будут иметь возможность совместно решать актуальные для них вопросы, поскольку многочисленными исследованиями доказана эффективность совместной работы для налаживания межличностных отношений.

Специалисты в области психологии адаптации утверждают, что эффективным способом, повышающим адаптивность организма, выступает аутогенная тренировка. Аутогенная тренировка способствует снятию психического напряжения, создает условия для развития ответственности личности и инициативности, является признанным методом психической саморегуляции, благотворно сказывается на уровне адаптивности студентов первого курса [1, с. 52].

Для облегчения этого процесса нами предложен ряд практических рекомендаций.

1. Для студентов-первокурсников в цикл лекций «Введение в профессию» включить практические занятия по психологии, на которых будет происходить обучение студентов основным приемам психической саморегуляции, например, техникам аутогенной тренировки.

2. Осуществить психологическую диагностику студентов-первокурсников для обнаружения группы риска: то есть выявить студентов, у которых адаптация происходит в тяжелой форме либо существуют предпосылки для возникновения дезадаптации. Для студентов группы риска обеспечить возможность получить квалифицированную психологическую помощь.

3. Создать условия для внедрения в образовательный процесс методов активного обучения, таких как деловые игры, тренинговые занятия, решение кейсов.

4. Уделить время для того, чтобы удовлетворить потребность студентов первого курса в освоении техники психической саморегуляции.

Часть проблем адаптации студентов к учебному заведению и новой учебной деятельности помогает решить вопрос применения компьютерных технологий. Использование электронных учебников, электронных пособий, возможность выхода в Интернет способствует тому, что активность учебной деятельности студентов повышается. Благодаря работе с электронными ресурсами студенты имеют возможность проявить свою самостоятельность в поиске и подборе информации, работа с электронными источниками помогает развивать и совершенствовать умения обращаться с большими объемами информации. Работа с информационными технологиями способствует тому, что студенты проявляют активность в учебной деятельности, уровень их социальной самостоятельности повышается, таким образом, улучшается их социальная адаптация в целом [2, с. 327].

Тем не менее, стоит помнить о том, что важнейшим аспектом в процессе адаптации являются особенности личности студента, его индивидуально-личностные черты, способности, умение и желание адаптироваться к новым социальным условиям, поэтому необходима самостоятельная и творческая работа самого студента.

Среди задач высшего учебного заведения значатся не только задачи дать студенту профессиональные знания, сформировать умение, но и создать условия для того, чтобы студент полюбил выбранную профессию, смог найти себя в ней. Поэтому помощь в адаптации студентов должна проходить на всех уровнях: учебном, научном, общественном.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволил нам заключить, что благодаря своевременному определению сферы трудностей студентов первого курса и определению способов для их решения удается значительно повысить академическую активность юношей и девушек, возрастает качество знаний, повышается успеваемость студентов. Когда существует возможность для реализации личностного адаптационного потенциала, достигается определенное состояние личности - адаптированность, которая является результатом процесса адаптации.

Научная новизна статьи определяется выявлением условий социально-психологической адаптации студентов 1 курса.

Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о видах адаптации студентов в вузе.

Практическая значимость заключается в том, что для облегчения процесса адаптации студентов первого курса предложен ряд практических рекомендаций.

1. Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе. Казанский педагогический журнал. 2008; № 2: 52 - 56.

2. Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе. Молодой ученый. 2010; № 6: 327 - 329.

3. Осадчая Е.А., Петрова РФ. Учебный стресс как показатель степени эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к вузу Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. 2009; № 4: 40 - 49.

4. Трофимова Н.С. Адаптация студентов к условиям обучения: методическое пособие для педагогов-психологов. Москва: Маршрут, 2005.

5. Федотова Л.А. О взаимосвязи системы контроля в довузовской подготовке и адаптации студента в вузе. Известия Волгоградского государственного технического университета. 2008; № 5: 84 - 86.

References

1. Antipova L.A. Pedagogicheskie tehnologii uspeshnoj adaptacii lichnosti studenta v processe obucheniya v vuze. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2008; № 2: 52 - 56.

2. Izvol'skaya A.A. Vozrastnye osobennosti razvitiya lichnosti studenta kak faktor adaptacii k processu obucheniya v vuze. Molodoj uchenyj. 2010; № 6: 327 - 329.

3. Osadchaya E.A., Petrova R.F. Uchebnyj stress kak pokazatel' stepeni 'emocional'nogo napryazheniya organizma studentov v processe adaptacii k vuzu. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvennye, tehnicheskie i medicinskie nauki. 2009; № 4: 40 - 49.

4. Trofimova N.S. Adaptaciya studentov k usloviyam obucheniya: metodicheskoe posobie dlya pedagogov-psihologov. Moskva: Marshrut, 2005.

5. Fedotova L.A. O vzaimosvyazi sistemy kontrolya v dovuzovskoj podgotovke i adaptacii studenta v vuze. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2008; № 5: 84 - 86.

Статья поступила в редакцию 01.12.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.