DOI 10.26105/SSPU.2021.1.70.007 УДК 378.147.88
ББК 74.480.278
Е.Н. ФОКИНА, Г.Г. СОРОКИН
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
E.N. FOKINA, G.G. SOROKIN
EDUCATION AND RESEARCH ACTIVITY AS A SUCCESS FACTOR OF THE PROCESS OF FIRST YEAR STUDENTS ADAPTATION
В статье рассмотрена роль учебно-исследовательской деятельности как фактора интеграции студентов-первокурсников в образовательный процесс. Авторами на основе собственного опыта преподавания информатики в университете обосновывается связь между формированием у учащихся навыков научно-исследовательской деятельности и их адаптацией к вузовским формам обучения. Описываются приёмы организации учебно-исследовательской деятельности, рассматриваются примеры учебных заданий. Приводятся результаты авторского исследования.
The article examines the role of educational and research activities as a factor in the integration of first-year students into the educational process. Based on own experience in teaching computer science at the university, the authors substantiate the relationship between building the research skills of students and their adaptation to university forms of education. The methods of educational and research activities, examples of educational tasks are described. The results of the author's research are presented.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проблемы адаптации, виды адаптации, информатика, учебная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа.
KEYWORDS: adaptation problems, types of adaptation, computer science, educational activity, educational research activity, research work.
ВВЕДЕНИЕ. Одной из трудностей, с которыми сталкиваются студенты-первокурсники в процессе интеграции в образовательный процесс высшей школы, является адаптация к вузовским условиям обучения. Исследователи, занимающиеся вопросами адаптации, выделяют следующие проблемы: сложность восприятия первокурсниками традиционных для вузов форм обучения (лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторные работы и пр.) [1; 3; 6; 9; 10; 13; 16], сессионный характер контроля знаний [3; 6; 9; 16], сложность фиксации и усвоения большого объёма материала [3; 9; 14; 16], необходимость самостоятельного планирования учебного и внеучебного времени [1; 3; 8; 9; 14; 16], выстраивание межличностных отношений как с преподавателями, так и с однокурсниками [6; 13; 16]. Затрудняет процесс адаптации и отсутствие базовых учебных навыков: умения конспектировать учебный материал, структурировать большие объёмы информации, самостоятельно добывать знания. От сроков и результатов процесса адаптации студентов к условиям обучения в вузе зависит успешность их дальнейшего обучения.
Согласно утвердившейся в современной педагогике позиции, адаптация происходит на протяжении всего периода обучения, но именно в первом семестре первого курса
особенно необходимо и возможно оказание максимальной помощи учащемуся [13, 14; 16]. Поэтому с первых дней обучения в образовательный процесс необходимо внедрять формы и методы преподавания, направленные на формирование навыков учебной деятельности, познавательной и творческой активности, рационального планирования времени труда и отдыха, самоорганизации и самодисциплины. Данные умения и навыки не только будут способствовать успешной адаптации индивидов к обучению в вузе, но и окажутся востребованными в будущей профессиональной деятельности. Их формированию у студентов в значительной степени может помочь учебно-исследовательская деятельность.
Анализ публикаций, посвящённых адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе, показал следующее: для успешной адаптации к учебной деятельности обучающийся должен обладать такими умениями и навыками, как находить актуальную и достоверную информацию, сравнивать точки зрения, выбирать главное из большого количества материала, излагать суть прочитанного, писать тексты, структурировать излагаемый материал и пр. [3; 6; 9; 10]. В свою очередь научно-исследовательская деятельность студентов, формирующая данные навыки, рассматривается многими исследователями, в первую очередь, как внеучебная [11; 12; 15].
В ФГОС последнего поколения, утверждённых Минобрнауки РФ, научно-исследовательская деятельность указывается одним из основных видов в более чем 72% направлений бакалавриата. В связи с чем сформулированы следующие универсальные компетенции, которые должны быть сформированы в результате обучения в вузе:
— осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
— осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
— управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.
Необходимость формирования научно-исследовательских навыков и ориентация на профессиональные стандарты связывается с подготовкой самостоятельной и творческой личности, сознательно адаптирующейся к социуму, к постоянно изменяющимся требованиям рынка труда, готовой активно осваивать новые формы и методы как в обучении, так и в будущей профессии.
Актуальность исследования определяется выявленным противоречием: с одной стороны, одной из основных проблем в адаптации превокурсников исследователи отмечают несформированность навыков учебной деятельности (анализ и синтез информации, самостоятельность и самоконтроль, прикладные навыки работы с информацией и др.), а с другой стороны, эти навыки формируются в процессе научно-исследовательской работы, относимой большинством авторов к внеучебной деятельности.
Но для студентов первых курсов при прохождении учебных дисциплин актуальны не столько о занятия научной работой, сколько о приобщение к ней, т.е. включение в учебный процесс элементов НИР, учебно-исследовательская деятельность в процессе изучения дисциплин, способствующая формированию таких умений и навыков, как наблюдение, анализ, обобщение, классификация, моделирование и др.
ЦЕЛЬЮ представленной статьи является обоснование применения форм и методов учебно-исследовательской деятельности в процессе изучения дисциплины как средства повышения успешности адаптации первокурсников к обучению в вузе.
Важность привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в своих работах обосновывают Я.А.Ахрименко, А.П.Слепцов и др. (непрерывность научно-исследовательской работы студентов как условие повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием) [2], А.Е.Воробьёв, И.П.Алфёров и др. (обучение через исследование) [4], Н.А.Моисеева (постановка исследовательских
задач с использованием ИКТ для поиска и обработки информации) [11], С.В.Нужнова (исследовательские навыки как обязательное условие профессиональной мобильности) [12], Е.М.Тимофеева и др. (научно-исследовательская работа как обязательный компонент высшего образования) [15].
В.А. Далингер рассматривает исследовательскую деятельность как специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, грани изучаемого объекта [5, с. 21].
Исследовательскую деятельность как одно из важных средств развития личности рассматривали известные отечественные ученые и исследователи В. И. Загвязинский, И.А.Зимняя, В.В.Краевский, А.М.Новиков, В.А.Сластенин, М.Г.Ярошевский и др.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Традиционно научную работу студентов делят на учебно-исследовательскую (УИР), которая включается в учебный процесс, и научно-исследовательскую (НИР), требующую дополнительного времени и, соответственно, выполняемую во внеучебное время [2; 11].
Учебно-исследовательская работа предусматривает включение элементов научного исследования в учебные занятия, задания, работы, предусмотренные учебными планами и программами, и проводится, как правило, при изучении профильных дисциплин.
Основными формами учебно-исследовательской работы студентов, включаемых в учебный процесс, принято считать:
— написание рефератов;
— подготовка докладов;
— выполнение лабораторных работ;
— выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований;
— выполнение курсовых, дипломных работ и проектов.
В основном исследователи сходятся во мнении, что в начале обучения чаще используются такие формы УИР, как написание рефератов и подготовка докладов [4, 11], так как у большинства студентов-первокурсников только формируются навыки учебного труда, идёт адаптация к вузовским формам обучения. То есть речь пойдёт об учебно-исследовательской деятельности, главной целью которой является образовательный результат, обучение студентов, развитие у них исследовательского типа мышления, формирование учебных навыков, необходимых для адаптации к обучению в вузе.
Л.И.Даргевичене, С.А.Лагун рассматривают адаптацию первокурсников как психологическое, социальное и дидактическое явление [6], как процесс изменения характера связей, отношений обучающегося к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении характеризует адаптацию О.А. Попкова [13]. Перестройкой деятельности и поведения личности считает адаптацию первокурсников Н.Г. Репьёва [14]. По мнению А.А Виноградовой, адаптация студентов к обучению в вузе — это «системный поэтапный процесс формирования и развития когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей, определяющих функционирование студента в образовательной среде вуза» [3, с. 10].
В большинстве исследований выделяются три основных вида адаптации студентов к обучению [1; 3; 6]:
— социально-психологическая
— дидактическая
— профессиональная.
Социально-психологическая адаптация предполагает вхождение в новый коллектив, а для части студентов ещё и приспособление к нормам и правилам проживания в общежитии либо на съёмной квартире [6, 9].
Дидактическая адаптация — это, в первую очередь, процесс приспособления к новым условиям, формам и методам обучения. Поэтому и ведущую роль в процессе адаптации исследователи отводят именно учебной деятельности [1, 3].
Профессиональная адаптация предполагает овладение ценностями и нормами будущей профессиональной деятельности, начальный этап вхождения в профессию.
Нас прежде всего интересует дидактическая адаптация, так как основные проблемы адаптационного периода тесно связаны с обучением — ведущим видом деятельности студентов в высшем учебном заведении.
По мнению большинства исследователей [1; 3; 6-10; 14; 16], основными трудностями, влияющими на процесс адаптации первокурсников, являются:
— неумение организовать своё время;
— неготовность работать с большими объёмами информации;
— отсутствие постоянного контроля со стороны учителей и родителей;
— увеличение доли и отсутствие навыков самостоятельной работы;
— несформированность навыков учебного труда;
— новые формы занятий и пр.
Большинство работ посвящено социально-психологической адаптации первокурсников и, соответственно, рассматриваются такие формы и методы сокращения срока адаптации и повышения его эффективности, как чтение курса «Введение в профессию» [14; 16], активизация работы кураторов [6; 9; 10; 14; 16], психолого-педагогическое сопровождение, вовлечение первокурсников в студенческое самоуправление и внеучебную деятельность [10; 16], адаптационные тренинги [9; 14], издание специальных пособий [6]. Формы и методы, обеспечивающие дидактическую адаптацию, в большинстве работ рассматриваются поверхностно, либо не затрагиваются вообще.
В соответствии с учебными планами большинства направлений подготовки информатика как обязательная общенаучная дисциплина изучается в первом семестре первого курса — наиболее сложный период адаптации.
Основная цель изучения информатики — освоение опыта информационной деятельности. В результате изучения дисциплины студенты должны узнать о роли и значении информации и информационных процессов в современном обществе, об основных понятиях, принципаех построения и использования локальных и глобальных компьютерных сетей; научиться использовать базовые возможности операционных систем, сервисных и прикладных программ, офисных приложений для создания, хранения, обработки и использования информации; освоить сервисы и ресурсы сети Интернет для осуществления профессионального взаимодействия и решения типовых задач профессиональной деятельности; овладеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; освоить приемы информационной деятельности в Интернет.
Сегодняшние первокурсники практически все в той или иной степени знают прикладные программы, входящие в пакет MS Office и активно пользуются интернет-технологиями В связи с этим многие из них скептически относятся к тому, что в вузе они вновь будут изучать информатику, а уж тем более, когда речь идёт о научно-исследовательской работе по этой дисциплине. Поэтому на первое место выходит учебно-исследовательская деятельность, направленная на развитие общеучебных умений и навыков, влияющих на формирование универсальных компетенций: поиск, критический анализ и синтез информации; социальное взаимодействие и реализация своей роли в команде; управление своим временем, выстраивание и реализация траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни; использования информационных технологий в профессиональной деятельности.
В процессе изучения информатики формируются учебные и исследовательские навыки, обеспечивающие успешность учебной деятельности на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении и в последующей профессиональной деятельности. Это, в первую очередь, всё, что связано с информационными технологиями: поиск и обработка информации разных форм и типов, использование прикладного программного обеспечения в соответствии с учебными и профессиональными задачами, структурирование и визуализация представляемой информации, коммуникация, применение компьютера для автоматизации своей деятельности и др.
Опираясь на работы, посвящённые учебно-исследовательской деятельности, научно-исследовательской работе студентов и собственный опыт, нами были выделены формы учебно-исследовательской деятельности, включаемые в учебный процесс и направленные на формирование учебных и исследовательских навыков, обеспечивающих дидактическую адаптацию. К таким формам относятся подготовка реферата, подготовка доклада, проведение семинаров в формате научно-практической конференции, внедрение элементов научного поиска в лабораторные работы, веб-квесты.
Подготовка реферата. Написание студентами рефератов при изучении информатики позволяет значительно расширить изучаемые темы, прививая навыки самостоятельной работы с современными средствами информационно-коммуникационных технологий, такими как электронные учебно-методические комплексы, системы дистанционного (открытого) образования, электронные библиотеки и пр. При подготовке реферата, перед студентами ставятся следующие исследовательские задачи:
— сделать анализ авторитетности источников, из которых берётся информация (наличие ссылок на официальные источники, информация об авторах, доказательная база, степень точности информации, грамотность изложения, полнота материала, периодичность обновления контента, разработанностью технического сопровождения и др.);
— сравнить информацию из определённого количества источников (например, не менее пяти) и выявить расхождение/идентичность данных;
— сделать обзор и дать характеристику наиболее популярных сайтов по заданной теме;
— предложить свои решения, сформулировать новые вопросы, задачи, проблемы.
Подготовка реферата способствует формированию таких исследовательских навыков
как работа с литературой, сравнительный анализ изучаемого материала, умение обобщать и формулировать выводы, усвоение методики оформления результатов исследовательской работы. Всё это обеспечивает формирование навыков, необходимых при изучении любых дисциплин и влияющих на успешность учебной адаптации.
При формулировании тем рефератов для повышения мотивации к изучению предлагаемой темы, обязательно учитывается направление подготовки студентов. Например, при изучении темы «Программное обеспечение», студентам направления подготовки 19.03.04 «Технология продукции и организации общественного питания» предлагаются темы рефератов «Базовое программное обеспечение на предприятии общественного питания», «Бухгалтерские программы предприятия общественного питания», «Специализированное программное обеспечение для предприятии общественного питания» и др. Студентам направления подготовки 21.03.01 Нефтегазовое дело: «Программное обеспечение нефтегазового комплекса», «Прикладные программы моделирования процессов в нефтегазовой отрасли» и пр. А студентам направления подготовки 27.03.02 Управление качеством — «Применение электронных таблиц в управлении качеством в отраслях ТЭК», «Применение мультимедиатехнологий в профессиональной деятельности».
Семинары в формате научно-практической конференции. Важная роль в формировании навыков учебно-исследовательской деятельности отводится такой форме проведения семинаров как научно-практические конференции. Проведение семинаров в подобном
формате требует от студентов подготовки докладов. Доклад, в отличие от реферата, не требует письменного оформления материала в соответствие с определёнными требованиями. Но подготовка доклада предполагает проведение исследования, в результате которого раскрывается суть проблемы, приводятся различные точки зрения и собственное мнение. Представление доклада формирует академический стиль речи, навыки публичного выступления, навыки работы с программами для создания презентаций.
Такая форма проведения семинаров предполагает не только теоретические научные доклады, но и обсуждение решения практических задач. Например, при изучении темы «Информационное общество», студентам предлагаются темы докладов: «Анализ уровня сформированности основных признаков информационного общества в разных странах», «Дистанционное обучение: "за" и "против"», «Применение MS Excel для решения профессиональных (в зависимости от направления) задач», и пр. Все эти темы предполагают поиск и анализ информации из разных источников. Обязательное условие при подготовке доклада — собственная точка зрения на излагаемую тему и формулирование тезиса для дискуссии. Приветствуется использование on-line сервисов для создания презентаций, видеомонтажа.
Умение публично представлять свои достижения — одно из важных условий как успешной адаптации к обучению в вузе, так и формированию навыков исследовательской деятельности. Представление доклада формирует умение аргументировано и логично строить устную речь, представлять и отстаивать свою точку зрения. Выступление на семинаре, проводимом в формате научно-практической конференции, помогает снять страх выступления перед аудиторией, формирует умение вести дискуссию, аргументированно отвечать на вопросы, готовя студентов к защите курсовых работ и проектов на старших курсах и, в конечном итоге, к защите выпускной квалификационной работы.
Внедрение элементов научного поиска в лабораторные работы. Даже вполне традиционные учебные задания могут быть представлены в форме небольшого научного исследования. Их выполнение может предполагать составление плана выполнения работы, математическую обработку и анализ результатов, оформление отчёта. Формирование этих умений и навыков востребовано при изучении других дисциплин, помогает адаптироваться к большим объёмам информации и разным формам работы с ней, даёт понимание информации с позиций научного исследования. В качестве примера можно привести задание типа «Обосновать правильность использования графического (график, диаграмма, гистограмма) представления числовой информации разных видов». Помимо решения основной образовательной задачи (ознакомления со средствами построения графиков) такая работа формирует у студентов умение анализировать информацию с разных точек зрения, грамотно представлять её в графическом виде. Развивают логическое мышление такие задания как создание блок-схемы к заданной ситуации / проектирование ситуации по готовой блок-схеме.
Веб-квест. Формированию навыков учебно-исследовательской деятельности способствует такая форма работы, как веб-квест. Веб-квесты помогают развитию критического мышления, умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно, требуют умения сотрудничать в коллективе. При подготовке веб-квеста группа разбивается на подгруппы и каждой подгруппе выдаются задания в соответствии с назначенной ролью. Основная задача веб-квеста — научить студентов работать в команде индивидуально, но на общий результат. Цель работы не соревнование, а достижение общей цели. Прохождение веб-квеста адаптирует студентов к новым формам работы, к коллективу, формируя навыки поиска, анализа и обработки информации, работы с интерент-технологиями и пр., что напрямую связано с формированием таких универсальных компетенций, как умение осуществлять поиск, критический анализ и синтез
информации, применять системный подход для решения поставленных задач и умение осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде. Например, веб-квест «Сделать селфи и умереть». Группе предлагаются следующие роли: консультанты, журналисты, психологи, социолог. Для каждой роли формулируются задания: консультанты должны сделать обзор современных гаджетов с точки зрения возможностей селфи, журналисты — рассказать о примерах гибели или травмирования людей во время селфи, социологи — составить опросник и провести исследование среди однокурсников и знакомых по теме квеста, социологи — в MS Excel произвести расчёты, вычислить зависимость распространения и доступности современных информационных технологий и увлечения селфи и т.д.
Для исследования процесса адаптации применялась методика «Адаптированность студентов в вузе», разработанная Т.Д. Дубовицкой, А.Я. Крыловой [7]. Данная методика позволяет выявить уровень адаптированности к учебной группе и уровень адаптирован-ности студентов к учебной деятельности (дидактическая адаптация). В соответствии с данной методикой, студентам предлагается набор из 16 суждений, относительно которых они должны высказать своё мнение, выставив цифру 2, если полностью согласны с суждением; 1, если затрудняются ответить и 0 — полностью не согласны. Обработка результатов проводится в соответствии с ключом с учётом расчёта по прямым и обратным суждениям.
В исследовании были задействованы студенты 1-2 курсов четырёх направлений подготовки, из них 149 первокурсников и 128 — студенты второго курса. В дополнение к указанной методике в результате опроса было выявлено, какие учебные заведения окончили студенты: гимназии и лицеи, колледжи, городские или сельские школы. Было выделено три уровня адаптированности к учебной деятельности:
— высокий: студент легко осваивает учебные предметы, в срок без особых проблем сдаёт задания, свободно выражает свои мысли, проявляет индивидуальность, легко идёт на контакт с преподавателем;
— средний: есть некоторые трудности в освоении учебных предметов, не всегда в срок выполняет учебные задания; наиболее успешно выполняет задания «по шаблону», не проявляя индивидуальности; долго собирается, прежде чем задать вопрос преподавателю;
— низкий: учебные предметы осваивает с большим трудом, не проявляя интереса к заданиям; старается избегать на занятиях развёрнутых ответов или выступлений, так как не может выражать свои мысли, не идёт на контакт с преподавателем; для завершения задания требуются дополнительные консультации и побуждающие указания со стороны преподавателя; не может проявить свои способности.
Анализ показателей по шкале адаптированности к учебной деятельности выявил следующие результаты:
— высокий уровень адаптированности к учебной деятельности имеют выпускники гимназий, лицеев и колледжей. Среди первокурсников таких 32,2%. Среди студентов второго курса — 44,2%;
— средний уровень адаптированности показывают выпускники городских школ: 48,3% первокурсников и 48,4% второкурсников;
— низкий уровень показывают 19,5% студентов первого курса и 7,4% второкурсников (в основном это выпускники сельских школ).
Показателем успешности дидактической адаптации является устойчивое формирование основных навыков учебной деятельности. Для отслеживания успешности дидактической адаптации были выделены критерии и показатели для их отслеживания (Таблица 1).
Таблица 1. Критерии и показатели дидактической адаптации
Критерии Методы получения информации Показатели Периодичность
Сформированность общеучебных умений и навыков Разноуровневые задания, наблюдение, результаты аттестаций Выбор заданий более высокого уровня сложности; соблюдение сроков аттестаций, бально-рейтинговая система оценки знаний Начало семестра, 1,2,3 аттестации
Сформированность исследовательских навыков Семинары, практические задания с исследовательскими задачами Умение анализировать, систематизировать, структурировать и представлять информацию; умение делать выводы; качество подготовки докладов, рефератов В течение семестра
Сформированность Тестирование, навыков примене- практические ния ИКТ задания
Сформированность
коммуникативных
навыков
Сформированность навыков самостоятельной работы
Наблюдение, беседа
Наблюдение
Умение пользоваться прикладными программами при решении задач учебной и профессиональной деятельности; использование электронных образовательных ресурсов в учебной деятельности
Умение работать в команде, чёткая и аргументированная речь, бесконфликтное общение с преподавателями и сокурсниками
Активность участия в семинарах, уровень подготовки к занятиям, соблюдение сроков аттестаций,
1,2,3 аттестации
В течение семестра
В течение семестра
Наблюдения показывают, что уже к концу первого семестра возрастает количество студентов, укладывающихся в установленные сроки сдачи заданий, успешно справляющихся с самостоятельными работами и индивидуальными заданиями. Студенты чаще выбирают задания повышенной сложности. Преподаватели, ведущие другие дисциплины у первых и вторых курсов, отмечают сформированность навыков применения прикладных программ при выполнении учебных задач, возросшее качество оформления письменных работ и презентаций. Формирование у обучающихся навыков учебно-исследовательской деятельности ускоряет процесс дидактической адаптации первокурсников к обучению в вузе, делает его более успешным.
ВЫВОДЫ. На успешность адаптации первокурсников влияют многие факторы: уровень школьной подготовки, сформированность навыков учебного труда, активность работы кураторов, удалённость от дома, складывающиеся или не складывающиеся взаимоотношения с преподавателями, формирование коллектива группы и многое другое.
Формирование у студентов навыков учебно-исследовательской деятельности через включение в учебный процесс исследовательских задач с первых дней учёбы — один из факторов, влияющих на успешность адаптации в процессе обучения будущих специалистов, способных критически осмысливать новую информацию. При изучении информатики формируются такие навыки учебно-исследовательской деятельности, как наблюдение, анализ, обобщение, синтез, сравнение, классификация, моделирование и др. Данные навыки необходимы при изучении других дисциплин и в будущей профессиональной деятельности. Формирование этих навыков помогает в преодолении трудностей учебной адаптации, обеспечивая тем самым успешность адаптации к обучению в вузе в целом, что подтверждается результатами исследования.
Учебно-исследовательская деятельность может стать одним из основных инструментов повышения эффективности и сокращения сроков адаптационного периода студентов-
первокурсников к учёбе в вузе, залогом успешности будущей профессиональной деятельности и карьерного роста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александров, Е.П. Проблемные зоны дидактической и профессиональной адаптации студентов. // Социальная педагогика и психология. Том 2, № 3(104), 2014. С. 150-160. URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_ 22560746_37878854.pdf (дата обращения: 06.02.20)
2. Ахременко Я.А., Слепцов А.П., Пальшин Г. А. Современные подходы к организации научно-исследовательской работы студентов в условиях инновационного развития вуза. //Сибирский медицинский журнал. № 7, 2010. С. 19-21. URL: https://cyberleninka.rü/article/n/sovremennye-podhody-k-organizatsii-naüchno-issledovatelskoy-raboty-stüdentov-v-üsloviyah-innovatsionnogo-razvitiya-vuza/viewer (дата обращения: 16.02.20)
3. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в Вузе в процессе изучения математических и естественно-научных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2008. 180 с.
4. Воробьёв А.Е., Алфёров И.Н., Мурзаева А. К. Научно-исследовательские технологии в современном высшем профессиональном образовании. //Вестник Оренбургского государственного университета, 2018. № 1 (213). С. 12-19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskie-tehnologii-v-sovremennom-vysshem-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 12.02.20)
5. Далингер В.А.Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. 456 с.
6. Даргевичене, Л.И., Лагун, С. А. Особенности и противоречия адаптации первокурсника в образовательной среде вуза. //Категория «социального» в современной педагогике и психологии. 2015. С. 127-133. URL: https://www.elibrary.ru/elibrary_23347350_46781899 (дата обращения: 16.02.20)
7. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. Я. Методика исследования адаптированности студентов в вузе. // Психологическая наука и образование, 2010. № 2. С. 27-46. URL: https://psyjournals.ru/files/27814/ psyedu_ru _2010_2 _Dubovitskaya_Krilova.pdf (дата обращения: 15.05.20)
8. Дырина, Е.Н, Тонеева, А. В. Проблема отсутствия способности рационального использования времени у студентов / Е.Н.Дырина, А.В.Тонеева //Экономика России в XXI век. 2014. С. 181-188. URL: http://elibrary.ru/download/ elibrary_22851983_31355721.pdf (дата обращения: 15.02.20)
9. Жигадло А.П., Якубенко О. В. Особенности адаптации первокурсников в условиях модернизации высшего образования. Монография. Омск: Издательство СибАДИ. 2007. 134 с. URL: http://libed. ru/knigi-nauka/361993-1-ap-zhigadlo-yakubenko-osobennosti-adaptacii-pervokursnikov-usloviyah-modernizacii-visshego-obrazovaniya-omsk-2007.php (дата обращения: 15.02.20)
10. Кених В.А., Кривошеева О.Р.Педагогическая адаптация студентов первого курса в условиях высшего учебного заведения // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Издательство: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» (Омск). 2018. С. 133-138. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_37124669_87163522.pdf (дата обращения: 15.02.20)
11. Моисеева Н.А. Современный взгляд на научно-исследовательскую работу студентов по информатике в системе непрерывного инженерного образования // Сборник научных трудов национальной научно-практической конференции «Образование. Транспорт. Инновации. Строительство». Направление 6. Проблемы общекультурной и общепрофессиональной подготовки специалистов. Апрель, 2018. С. 681-684. URL: http://bek.sibadi.org/fulltext/esd560. pdf (дата обращения: 29.12.2019)
12. Нужнова С.В. Научно-исследовательская работа студентов как необходимое условие подготовки к профессиональной мобильности. С. 33-37. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-kak-neobhodimoe-uslovie-podgotovki-k-professionalnoy-mobilnosti/ viewer (дата обращения: 29.01.2020)
13. Попкова, О.А.Адаптация студентов первого года обучения. URL: http://bmfkrb.narod.ru/doc/ adapta.doc (дата обращения: 25.01.20)
14. Репьёва Н.Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. URL: http://elib. altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/275repyeva.pdf (дата обращения: 15.02.20)
15. Тимофеева Е.М., Белик Н.П., Тимофеева А.С. Научно-исследовательская работа студентов технических вузов //Фундаментальные исследования. Российская Академия Естествознания. № 12. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4368 (дата обращения: 15.02.20)
16. Шолохова Г.П., Чикова И. В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и её психолого-педагогические особенности. //Вестник ОГУ № 3 (164)/март 2014. С. 103-107 URL: https://www.elibrary.ru /item.asp?id=21608633 (дата обращения: 24.12.2019)
REFERENCES
1. Aleksandrov E. P. Problemnye zony didakticheskoj i professional'noj adaptacii studentov [Problem areas of students' didactic and professional adaptation] //Social'naja pedagogika i psihologija. Tom 2, № 3 (104), 2014. S. 150-160. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22560746_37878854. pdf (data obrashheniya: 06.02.20). (In Russian).
2. Akhremenko, Ya.A., Sleptsov A.P., Palshin G.A. Sovremennye podhody k organizacii nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov v usloviyah innovacionnogo razvitiya vuza [Modern approaches to the organization of research work of students in the context of the innovative development of the university] // Sibirskiy medicinskiy jurnal, 2010, № 7. S. 19-21. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennye-podhody-k-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov-v-usloviyah-innovatsionnogo-razvitiya-vuza/viewer (data obrashheniya:16.02.20). (In Russian).
3. Vinogradova, A.k.Adaptaciya studentov mladshih kursov kobucheniyu v Vuze vprocesse izucheniya matematicheskih i estestvenno-nauchnyh disciplin [Adaptation of junior students to study at the University in the process of studying mathematical and natural sciences]. Dis. ... kand. ped. nauk. Tjumen', 2008. 180 s. (In Russian).
4. Vorob'v A.E., Alfiorov I.N., Murzaeva A.K. Nauchno-issledovatel'skie tekhnologii v sovremennom vysshem professional'nom obrazovanii [Scientific research technologies in modern higher professional education] //Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018. № 1 (213). S. 12-19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskie-tehnologii-v-sovremennom-vysshem-professionalnom-obrazovanii (data obrashheniya: 12.02.20) (in Russian).
5. Dalinger, V.A. Poiskovo-issledovatel'skaya deyatel'nost' uchashchihsya po matematike [Search and research activities of students in mathematics: textbook. Allowance]. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2005. 456 s.
6. Dargevichene, L.I., Lagun, S. A. Osobennosti i protivorechiya adaptacii pervokursnika v obrazovatel'noj srede vuza [Features and contradictions of adaptation of a freshman in the educational environment of a university] // Kategorija «social'nogo» v sovremennoj pedagogike i psihologii, 2015. S. 127-133. URL: https://www.elibrary.ru/elibrary_23347350_46781899 (data obrashheniya: 16.02.20). (in Russian).
7. Dubovitskaya T.D., Krylova A. Ya. Metodika issledovaniya adaptirovannostistudentov v vuze [Methods of studying the adaptability of students in the university] // Psychological science and education, 2010. № 2. S. 27-46. URL: https://psyjournals.ru/files/27814/psyedu_ru_2010_2 _Dubovitskaya_Krilova.pdf. (data obrashheniya: 15.05.20). (in Russian).
8. Dyrina, E.N, Toneeva, A.V. Problema otsutstviya sposobnosti racional'nogo ispol'zovaniya vremeni u studentov [The problem of the lack of ability to rational use of time among students] //Jekonomika
Rossii v XXI vek, 2014. S. 181-188. URL: http://elibrary.ru/download/ elibrary_22851983_31355721. pdf (data obrashheniya: 15.02.20). (in Russian).
9. Zhigadlo, A.P., Jakubenko O. V. Osobennosti adaptacii pervokursnikov v usloviyah modernizacii vysshego obrazovaniya [Features of adaptation of freshmen in the context of modernization of higher education]. Monografiya. Omsk: Izdatel'stvo SibADI, 2007. 134 s. URL: http://libed.ru/knigi-nauka/361993-1-ap-zhigadlo-yakubenko-osobennosti-adaptacii-pervokursnikov-usloviyah-modemizacii-visshego-obrazovaniya-omsk-2007.php (data obrashheniya: 15.02.20) (in Russian).
10. Kenih, V.A., Krivosheeva O. R. Pedagogicheskaya adaptaciya studentov pervogo kursa v usloviyah vysshego uchebnogo zavedeniya [Pedagogical adaptation of first-year students in a higher educational institution] //MOLODEZH V NOVOM TYSJACHELETII: PROBLEMY I RESHENIJA. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Izdatel'stvo: Federal'noe gosudarstvennoe bjudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovanija «Sibirskij gosudarstvennyj universitet fizicheskoj kul'tury i sporta» (Omsk), 2018. S.133-138. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_37124669_87163522.pdf (data obrashheniya: 15.02.20). (In Russian).
11. Moiseeva, N.A.Sovremennyj vzglyad na nauchno-issledovatel'skuyu rabotu studentovpo informatike v sisteme nepreryvnogo inzhenernogo obrazovaniya [Modern view of the research work of students in computer science in the system of continuous engineering education] //Sbornik nauchnyh trudov nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii Obrazovanie. transport. inovacii. stroitel''stvo. Napravlenie 6. Problemy obshhekul'turnoj i obshheprofessional'noj podgotovki specialistov. Aprel', 2018. S. 681-684. URL: http://bek.sibadi.org/fulltext/esd560.pdf (data obrashheniya: 29.12.2019) (In Russian).
12. Nujnova S.V. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov kak neobhodimoe uslovie podgotovki k professional'noj mobil'nosti [Research work of students as a necessary condition for preparing for professional mobility]. S. 33-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-kak-neobhodimoe-uslovie-podgotovki-k-professionalnoy-mobilnosti/viewer (data obrashheniya: 29.01.2020) (In Russian).
13. Popkova, O. A. Adaptaciya studentov pervogo goda obucheniya [Adaptation of first-year students]. URL: http://bmfkrb.narod.ru/doc/adapta.doc (date accessed: 25.01.20). (In Russian).
14. Rep'jova, N. G. Problema adaptacii studentov pervogo kursa k obucheniyu v vuze [The problem of adaptation of first-year students to study at a university]. URL: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/ 2010/02/pdf/275repyeva.pdf (data obrashheniya: 15.02.20). (In Russian).
15. Timofeeva, E.M., Belik N.P., Timofeeva A.S. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov tekhnicheskih vuzov [Research work of students of technical universities] //Fundamental'nye issledovanija. Rossijskaja Akademija Estestvoznanija, № 12, 2007. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=4368 (data obrashheniya: 15.02.20). (In Russian).
16. Sholohova, G.P., Chikova I.'V. Adaptaciya pervokursnikov k usloviyam obucheniya v vuze i eyo psihologo-pedagogicheskie osobennosti [Adaptation of freshmen to the conditions of education at the university and its psychological and pedagogical features] //Vestnik OGU № 3 (164)/mart, 2014. S.103-107 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21608633 (data obrashheniya: 24.12.2019). (In Russian).