Научная статья на тему 'Трудности адаптации студентов к обучению в вузе'

Трудности адаптации студентов к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2047
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADAPTATION / VOCATIONAL TRAINING / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL MEASURES / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алгаев А.Н.

В данной статье говорится о затруднениях процесса адаптации студентов вуза, о мерах педагогического воздействия на процесс успешной адаптации первокурсника. Предметом нашего исследования является комплекс педагогических мер, влияющих на успешность адаптации студентов первого курса. Целью и задачей нашего исследования является изучение влияния средств учебного процесса на адаптацию студента и выявление трудностей, с которыми сталкиваются студенты на начальном этапе поступления в вуз. Проведён опрос с учётом негативных факторов, влияющих на студентов: адаптация к вузовской системе обучения; трудности в учёбе; большой объём учебного материала; жилищные и материальные проблемы. Изучены возможные трудности адаптации вчерашнего школьника к системе вузовского обучения. Разработана модель комплексных педагогических мероприятий, которые состоят из четырех модулей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULTIES OF ADAPTATION OF STUDENTS TO THE TRAINING IN A UNIVERSITY

The article discusses difficulties of the adaptation process of university students about the measures of pedagogical influence on the process of successful adaptation of a freshman. The subject of the study is a complex of pedagogical measures that contribute to the successful adaptation of first-year students. The objective of the study is the influence of the means of the educational process on the adaptation of the student and to study the difficulties experienced by students when enrolling in an institution of higher learning. The survey is carried out taking into account the negative factors affecting students: adaptation to the higher education system; learning difficulties; large amount of educational material; housing and financial problems. The possible difficulties of adapting the schoolchild of yesterday to the system of higher education are studied. The model of complex pedagogical measures is developed, which consists of four modules.

Текст научной работы на тему «Трудности адаптации студентов к обучению в вузе»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

УДК 378.046.2

Algaev A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University, (Groznyy, Russia), E-mail: melardo2012@bk.ru

DIFFICULTIES OF ADAPTATION OF STUDENTS TO THE TRAINING IN A UNIVERSITY. The article discusses difficulties of the adaptation process of university students about the measures of pedagogical influence on the process of successful adaptation of a freshman. The subject of the study is a complex of pedagogical measures that contribute to the successful adaptation of first-year students. The objective of the study is the influence of the means of the educational process on the adaptation of the student and to study the difficulties experienced by students when enrolling in an institution of higher learning. The survey is carried out taking into account the negative factors affecting students: adaptation to the higher education system; learning difficulties; large amount of educational material; housing and financial problems. The possible difficulties of adapting the schoolchild of yesterday to the system of higher education are studied. The model of complex pedagogical measures is developed, which consists of four modules.

Key words: adaptation, vocational training, organizational and pedagogical measures.

А.Н. Апгаее. канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: melardo2012@bk.ru

ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

В данной статье говорится о затруднениях процесса адаптации студентов вуза, о мерах педагогического воздействия на процесс успешной адаптации первокурсника. Предметом нашего исследования является комплекс педагогических мер, влияющих на успешность адаптации студентов первого курса. Целью и задачей нашего исследования является изучение влияния средств учебного процесса на адаптацию студента и выявление трудностей, с которыми сталкиваются студенты на начальном этапе поступления в вуз. Проведён опрос с учётом негативных факторов, влияющих на студентов: адаптация к вузовской системе обучения; трудности в учёбе; большой объём учебного материала; жилищные и материальные проблемы. Изучены возможные трудности адаптации вчерашнего школьника к системе вузовского обучения. Разработана модель комплексных педагогических мероприятий, которые состоят из четырех модулей.

Ключевые слова: адаптация, профессиональное обучение, организационно-педагогических меры.

Смена привычной окружающей среды и преодоление затруднений, связанных со сменой условий способствует тому, что человеку непременно приходится адаптироваться. С данными трудностями сталкиваются и наши вчерашние школьники, поступившие в вуз.

В результате выше изложенного процесс адаптации к обучению бакалавров можно рассматривать как явление, имеющее множество всесторонних аспектов. Адаптация студентов - это сложный психологический процесс, связанный с перестройкой стереотипов поведения и самой личности [1]. При неблагоприятном стечении обстоятельств адаптации студенты подвергаются отбору на первом семестре обучения. Основополагающая причина данного факта кроется за недостаточной гибкостью адаптационных условий вузов.

Оптимизация системы процесса «вхождения» студента первокурсника в систему вузовских отношений является актуальной проблемой.

Цель нашего исследования - изучить адаптацию студентов-первокурсников к обучению в вузе и влияние средств учебного процесса на адаптацию

Задачи: 1) изучить трудности, которые испытывают студенты при поступлении в вуз; 2) рассмотреть процесс адаптации студентов первого курса, занимающихся в различных учебных группах, сделать анализ и разработать модель для успешности адаптационного процесса.

Наше исследование основано следующей гипотезе, что адаптация бакалавров будет успешной при:

1) создании положительного влияния на психологическое состояние студентов;

2) внедрении эффективных форм и методов качественного усвоения профессиональных знаний, умений и навыков.

Объект исследования: период адаптации бакалавров к обучению в вузе.

Предмет исследования: воздействие комплексных организационно-педагогических мер на адаптацию бакалавров первого курса к обучению в вузе.

В исследовании принимали участие бакалавры первого курса в количестве 140 человек (с сентября 2017 г по февраль 2018 г).

В связи с этим мы рассмотрели трудности, с которыми могут столкнуться студенты:

1) адаптация к вузовской системе обучения - 60% ответов;

2) большой объём учебного материала - 43%;

3) трудности в учёбе - 22%;

4) жилищные и материальные проблемы - 15%

По результатам исследования видно, что вчерашние школьники испытывают наибольшие трудности в адаптации к вузовской системе обучения и в освоении учебного материала из-за большого объёма учебного материала.

Перечислим негативные факторы, влияющие на организм студентов в вузе с учётом их ответов. При выраженности данных фактов возможен риск появления различных заболеваний.

В современной психологии понятие адаптация рассматривается в работах следующих психологов: А.А. Реан, А.Р Кудашев, А.А. Баранов, Ж.Г. Сенокосова, А. Якунин, Е.В. Осипчукова.

Поступление в вуз и начало обучения в нём вчерашних выпускников школ является механизмом процесса адаптации.

При успешности адаптации возможно развитие волевой активности обучающихся, которое будет препятствовать возникновению различного рода трудностей в процессе обучения [2].

Если речь идёт о психологической адаптации к обучению в вузе, то можно рассматривать:

1) включение студента в коллектив сокурсников и усвоение им правил и традиций данного учреждения;

2) усвоение профессиональных знаний, умений и навыков;

3) приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т. д. [3].

Если продолжительность адаптации к будущей профессии охватывает старшие курсы и продолжительно завершается при поступлении на работу, то

Таблица 1

Модули комплексной системы организационно-педагогических мер

Адаптация к условиям учебной деятельности комплекс мер по приспособлению к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.

Адаптация к группе мероприятия, направленные на адаптацию к новой среде и группе сокурсников, условия и мероприятия, способствующие данному процессу

Адаптация к будущей профессии усвоение профессиональных знаний, умений, навыков и качеств, необходимых для овладения будущей профессии

адаптация к группе сокурсников и учебной деятельности должна развиться на начальном этапе обучения для предотвращения случая возникновения затруднении в развитии профессионально-личностных качеств и овладению профессией.

С целью успешности адаптации студентов мы разработали модель комплексной системы организационно-педагогических мер, которые позволяют куратору оптимизировать адаптацию студентов первого курса [4].

Данная модель рассматривается как совокупность трёх аспектов, отражающих основные направления деятельности студентов (таблица 1).

Важным фактором для студента является принадлежность к определённой группе: к трудолюбивым или разгильдяям, бедным или богатым и т. д. На начальном этапе формирования студенческой группы руководителем деятельности группы является куратор, так как он оказывает студентам помощь в адаптации к новым для них социальным условиям, формирует благоприятный климат в группе в течение периода обучения студентов в вузе [5].

Первокурсники стараются стать полноправными студентами и бессознательно перенимают характерные черты от старшекурсников. Можно заметить

Библиографический список

уже в первые недели студенческой жизни, что у них появляется несвойственная манера мышления, новые привычки и новый сленг и т. д. В процессе формирования новой студенческой группы рождаются и небольшие подгруппы.

Оказавшись в новом статусе студента, вчерашнему школьнику приходится довольно трудно привыкать к самой системе обучения в вузе, к новым формам отношения, где нужно более ответственно относиться к своим словам и поступкам.

Новая роль студента сопряжена и с новыми трудностями в определении самооценки и формировании своего «Я». Студент смотрит на себя оценивающе с учётом того багажа знаний, которым он обладает. Вступая в самостоятельную взрослую жизнь, приходится решать в отрыве от родителей проблемы социально-бытового характера. Нелёгким является и недостаточное знание принципов работы вуза, его структур и возможностей для самореализации в науке, творчестве и общественной жизни [6].

При неуспешном прохождении адаптационного периода снижается работоспособность, и от того, насколько долго длится процесс адаптации, зависят текущие и будущие успехи студента.

1. Андреева Г.М. Психология адаптации. Москва, 2004.

2. Бисалиев РВ., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов. Современные наукоемкие технологии. 2007; 5.

3. Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе. Молодой учёный. 2010; 6: 327 - 329.

4. Ажиев М.В. Педагогическое мастерство преподавателя и адаптация студентов к обучению в вузе. Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. 2015; Т. 21.

5. Шолохова ГП., Чикова И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности. Вестник Оренбургского государственного университета. 2014; 3 (164): 103 - 107.

6. Арскиева З.А. Исследование оптимистического и пессимистического мировосприятия студентов. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2016; 4: 169 - 171.

References

1. Andreeva G.M. Psihologiya adaptacii. Moskva, 2004.

2. Bisaliev R.V., Kuc O.A., Kuznecov I.A., Demanova I.F. Psihologicheskie i social'nye aspekty adaptacii studentov. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2007; 5.

3. Izvol'skaya A.A. Vozrastnye osobennosti razvitiya lichnosti studenta kak faktor adaptacii k processu obucheniya v vuze. Molodoj uchenyj. 2010; 6: 327 - 329.

4. Azhiev M.V. Pedagogicheskoe masterstvo prepodavatelya i adaptaciya studentov k obucheniyu v vuze. Vestnik KGU im. H.A. Nekrasova. 2015; T. 21.

5. Sholohova G.P., Chikova I.V. Adaptaciya pervokursnikov k usloviyam obucheniya v vuze i ee psihologo-pedagogicheskie osobennosti. VestnikOrenburgskogogosudarstvennogo universiteta. 2014; 3 (164): 103 - 107.

6. Arskieva Z.A. Issledovanie optimisticheskogo i pessimisticheskogo mirovospriyatiya studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2016; 4: 169 - 171.

Статья поступила в редакцию 19.10.18

УДК 37.06

Dykhno Yu.A, Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Department of Oncology and Radiation Therapy, Krasnoyarsk State Medical University n.a. Professor V.F. Voyno-Yasenetsky (Krasnoyarsk, Russia), Е-mail: katerina060695@mail.ru

Burkova E.A., BA student, Department of Pedagogics and Psychology of Professional Activity, Siberian State University of Science and Technologies n.a. Academician M.F. Reshetnev (Russia), E-mail: katerina060695@mail.ru

Klimova I.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Siberian State University of Science and Technologies n.a. Academician M.F. Reshetnev (Russia), E-mail: katerina060695@mail.ru

THE STUDY OF SPECIFICS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH IN STUDENTS. The problem of students' health is now becoming increasingly relevant. The physical condition of students leaves much to be desired, and academic success does not compensate for the lag in the physical development. Studies in the field of the influence of information loads on the state of human health show that even under their short-term exposure, students can observe the demonstrated changes in regulatory capabilities, indicating a strain in adaptation mechanisms. The article presents the main criteria for psychological health and the dominant approaches to the definition of health, as well as the results of the study at Siberian State University of Science and Technology n.a. M.F. Reshetnev, during which the researcher identifies an individual model of psychological health, personality traits and the level of emotional control.

Key words: psychological health, psychological health criteria, individual model of psychological health, properties and emotional control of individual.

Ю.А. Дыхно, д-р мед. наук, проф. каф. онкологии и лучевой терапии, Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, Е-mail: katerina060695@mail.ru

Е.А. Буркова, бакалавр каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Е-mail: katerina060695@mail.ru

И.В. Климова, канд. психол. наук, доц., Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Е-mail: katerina060695@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.