Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПЕРВОМУ КУРСУ В УСЛОВИЯХ ВУЗА'

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПЕРВОМУ КУРСУ В УСЛОВИЯХ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
665
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ADAPTATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS / ADAPTABILITY / MALADAPTATION OF PERSONALITY / STRESS / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / АДАПТИВНОСТЬ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СТРЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шильцова Юлия Вячеславовна

В данной статье рассматривается проблема социально-психологической адаптации студентов первого курса к вузу. Исследование проводилось на нескольких факультетах на базе РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань. Описаны психологические, педагогические и социологические факторы, влияющие на адаптацию студентов к 1 курсу. Уточнены основные критерии адаптивности студента в вузе. Представлены трудности, возникающие при адаптации студентов в вузе. Описаны три стадии синдрома стресса. Рассмотрены модели адаптации студентов первого курса высшего образования, даны характеристики объективных и субъективных признаков дезадаптации студентов в вузе. Проанализированы показатели успешности, а также показатели низкой социальной адаптации студентов первого курса высшего образования. Представлены условия психолого-педагогического сопровождения студентов с целью их успешной социально-психологической адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПЕРВОМУ КУРСУ В УСЛОВИЯХ ВУЗА»

УДК 37.013.42

Педагогические науки

Шильцова Юлия Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Рязанский государственный педагогический университет

имени С.А. Есенина»

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПЕРВОМУ КУРСУ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема социально-психологической адаптации студентов первого курса к вузу. Исследование проводилось на нескольких факультетах на базе РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань. Описаны психологические, педагогические и социологические факторы, влияющие на адаптацию студентов к 1 курсу. Уточнены основные критерии адаптивности студента в вузе. Представлены трудности, возникающие при адаптации студентов в вузе. Описаны три стадии синдрома стресса. Рассмотрены модели адаптации студентов первого курса высшего образования, даны характеристики объективных и субъективных признаков дезадаптации студентов в вузе. Проанализированы показатели успешности, а также показатели низкой социальной адаптации студентов первого курса высшего образования. Представлены условия психолого-педагогического сопровождения студентов с целью их успешной социально-психологической адаптации.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация студентов, адаптивность, дезадаптация личности, стресс.

Abstract:This article discusses the problem of socio-psychological adaptation of first-year students to a university. The study was conducted at several faculties on the basis of S.A. Yesenin, Ryazan. The psychological, pedagogical and sociological factors that affect the adaptation of students to 1 course are described. The main criteria for student adaptability at the university are clarified. The difficulties arising

during the adaptation of students at the university are presented. Three stages of stress syndrome are described. The models of adaptation of first-year students of higher education are considered, the characteristics of objective and subjective signs of student maladaptation at the university are given. The indicators of success, as well as indicators of low social adaptation of first-year students of higher education are analyzed. The conditions of psychological and pedagogical support of students with the aim of their successful socio-psychological adaptation are presented.

Key words: adaptation, socio-psychological adaptation of students, adaptability, maladaptation of personality, stress.

Введение.

В целом человеческую жизнь можно представить, как непрерывную адаптацию к условиямнепрерывно меняющейся среды, где требуется развитие новых форм поведения, направленных на достижение определенных целей, разнообразное учение.

Обучение может происходить на разных уровнях:

1. Развития реактивного поведения;

2. Оперантного поведения;

3. Когнитивного обучения;

4. Концептуального поведения.

По определению Л.Д. Столяренко, в студенческом возрасте наиболее выражены различные формы когнитивного обучения [7]. В настоящее время проблема социально-психологической адаптации первокурсников в высших учебных заведениях остается чрезвычайно актуальной. Его сущность определяется психологическими, коммуникативными, производственными, правовыми особенностями взаимодействия человека с окружающей действительностью. Ученые всего мира изучали проблему адаптации в разное время. В настоящее время накоплена большая база как отечественных, (А.М. Анохин, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.В.Лагерев, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и др.). так и зарубежных исследований(З.Фрейд, К. Роджерс,

В.Франкл, Г.Селье, Х.Хартман и др.)посвящены социально-психологической работе по адаптации личности.

Основным критерием успешного формирования студентов вузов и их проявления интереса к выбранной профессии является блокирование внутреннего дискомфорта и возможности обучения вне зоны конфликта. Каждый первокурсник проходит процесс адаптации. В научно-психологическойлитературе адаптация является многоплановым и многогранным понятием. По мнению М.В. Удальцовой и Л.К.Аверченко, адаптацию следует рассматривать как процесс приспособления организма (физиологическая адаптация) или личности (психологическая адаптация) к изменению окружающей среде[8].Если мы говорим о построении новых межличностных отношений, то подразумевается социальная и психологическая адаптация.

Адаптация - это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе его адаптации к современным условиям и направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды, в которой происходит социальное взаимодействие человека с социальными группами и социальной средой.При этом личность характеризуется как система взаимоотношений человека с окружающей действительностью. В системе анализа можно рассматривать бесконечное число отношений личности с различными объектами реальности, но в любом рассматриваемом конкретном действии все эти отношения всегда остаются личными (В.А. Сластенин и В.П. Каширин, 2007) [6]. Понятие, определяющее личность - это, прежде всего, отношение к людям, взаимоотношения. На этом этапе субъективное отношение раскрывает свою объективность, а индивидуально-психологическое является социально-психологическим. Человеческие отношения избирательны прежде всего в эмоциональном и ценностном смысле. Они представляют сознательную психологическую связь со всесторонними аспектами реальности, выраженными в действиях, которые возникают и формируются в процессах деятельности индивида [4, с.48-53].

Б.Г.Ананьев отмечает, что студенческий возраст является чувствительным периодом для развития основных социогенных человеческих возможностей. Высшее образование способствует развитию личности студента [1,с.377-381].По словам В.В. Лагерева, студенческая адаптация в вузах - это интенсивная, динамичная и сложная жизнь процесс, в котором человек приобретает навыки, необходимые для удовлетворения требований, предъявляемых в процессе обучения и обучения в высших учебных заведениях[2].Адаптация - это сложный, многоуровневый процесс, который включает в себя набор уже существующих знаний и навыков студентов и ставит их в соответствие с новыми целями, которые должны быть реализованы в новой среде высшего учебного заведения. Успех обучения первокурсников в значительной степени зависит от того, как они смогли адаптироваться к внутренним и внешним условиям жизни (В.А. Ивашова, Т.Н. Духина, С.И.Тарасова, Е.Н.Калугина и Е.В.Таранова, 2014).В процессе адаптации студенты претерпевают изменения в психофизических и психологических свойствах личности. На этом этапе студент входит в новую среду общения. В процессе общения личность адаптируется к определенным поведенческим свойствам, в частности, к социальным требованиям, контролю со стороны преподавателей и общению со сверстниками. В свою очередь, общение является одним из ведущих факторов адаптации личности. Оттуда, развитие коммуникативных навыков студентов начинает оптимизировать общение со сверстниками и учителями.

Факторы, влияющие на адаптацию студентов, включают психологические, педагогические и социологические. Психологические факторы включают в себя: интеллект, положение в группе, личностный адаптационный потенциал. К педагогическим факторам относятся: организация учебной среды, уровень педагогического мастерства преподавателя вуза. Социологические факторы включают в себя: возраст, социальное происхождение учащегося, тип образовательного учреждения. Как отмечает Э. Эриксон, подростковый возраст строится вокруг кризиса идентичности,

который состоит из ряда социальных и индивидуальных личностных выборов, идентичностей и самоопределения [9].

Организация исследовательской работы.

Одной из основных задач вуза является разработка базового алгоритма решения этой важной проблемы. Необходимо решить проблему, как человек, который только что вышел из школы, может преодолеть противоречие между его / ее убеждениями и совершенно новыми требованиями в высшем образовании.

Таким образом, бесспорным является тот факт, что первокурсникам нужна поддержка профессионалов с психологическими знаниями. На наш взгляд, такая помощь может быть оказана при взаимодействии сцентром практической психологии и психологической службы университета. Психосоциальная поддержка в адаптации студентов первого курса вуза представляет собой процесс приведения социальных и личностных качеств студентов в состояние динамического соответствия условиям среды вуза. Кураторы 1 курса могут предоставить анкеты и наиболее полную информацию о статусе каждого первокурсника, обозначить его / ее социальные и психологические проблемы, возникшие в студенческом обществе, и более подробно принимать участие в оказании поддержки ипомощи в их решении.

Центром практической психологии и психологической службы университета проводится диагностика и осуществляется рекомендация, направленная наподдержку личностного и профессионального становления студента, с целью предоставления учащимся более комфортные условия для получения знаний в период адаптации. Психологи центра рассмотрели экспертную оценку кураторами студентов, методику САН, опросник СПА К.Роджерсаи Р. Даймонда.

Результаты исследования.

Наибольший адаптационный эффект, который показывает высокий уровень адаптации 75%, обеспечивается за счет применения гибкой системы стратегий, направленных на активное самоизменение и изменение внешней

среды одновременно. Умеренный результат в 25% обусловлен внешней адаптацией студентов первого курса к образовательной сфере, которая не способствует внутриличностным изменениям у студентов, и альтернативным моделями их поведения.

По нашему мнению, для того, чтобы поддержать первокурсников в их адаптации к высшей школе, необходимо организовать работу с преподавателям вуза и кураторами. Педагогический коллектив может реализовывать индивидуальный подход к обучению и воспитанию студентов первого курса, изучать их особенности, знакомиться с психологическими аспектами учебной деятельности. Важным фактором успеха адаптации студентов является работа кураторов с родителями. Мы считаем, что общая совместная работа при поддержке родителей, которыедолжны знать о психологическом состоянии своих детей в период адаптации к учебе в университете, будет более плодотворной. Таким образом, психологическая и педагогическая поддержка первокурсников с целью их успешной социально-психологической адаптации в высшей школе представляет собой сложный процесс, охватывающий практически всю студенческую среду, и авторы считают, что проблема будет решена в следующих условиях : 1. Повышение учебной мотивации; 2. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности; 3. Развитие коммуникативных навыков; 4. Улучшение навыков саморегуляции в связи с эмоциональными состояниями.

Низкая степень адаптации первокурсников из-за выраженного негативного влияния на адаптацию проявляется, как правило, в их отказе взаимодействовать с окружающей средой и погружении в свой внутренний мир. По словам П.Д. Павленка, показателями успешной социальной адаптации являются высокий социальный статус человека в окружающей среде, его / ее психологическое удовлетворение этой средой в целом и ее наиболее важными элементами [3]. Показателями низкой социальной адаптации, как отмечает ученый, являются переход индивида в другую социальную среду, аномия и девиантное поведение (П.Д.Павленок 2008). Обсуждение На основе анализа

отечественных и зарубежных научных исследований для студентов вузов существует три основных критерия адаптации: зрелость ценностных ориентаций, зрелость познавательной независимости и зрелость коммуникативных способностей. Основными трудностями, возникающими в процессе адаптации студентов высших учебных заведений, которые приводят к снижению успеваемости и затруднениям в общении, являются: -мотивационная неопределенность в выборе будущей профессии; - разрушение старых стереотипов; - отсутствие моральной поддержки со стороны бывшего школьного сообщества; - неразвитость эмоционального состояния, слаборазвитые навыки саморегуляции; - нужно заботиться о повседневной жизни; - недостаток навыков рационализации и оптимизации индивидуальной работы. Этот процесс заставляет студентов привлекать к себе внимание, поскольку успешная адаптация помогает им избежать негативных последствий, таких как стресс.

ХансСелье назвал стресс неспецифической реакцией организма на любые раздражители[5]. Стресс - это скорость износа человеческого тела, которая сопровождает любые жизненно важные функции. Стресс усиливается при нервном напряжении. Синдром стресса проходит три стадии: 1. Реакция тревоги, во время которой мобилизуются защитные силы организма. Его биологический смысл заключается в цели организма - быстро получить дополнительную «аварийную» энергию, чтобы обеспечить максимальные условия для быстрого спасения от надвигающейся катастрофы. 2. Стадия устойчивости, отражающая полную адаптацию к стрессору. Важно, чтобы на этом этапе общее потребление энергии организмом было меньше, чем на первом этапе: организм частично приспособился к жизни под воздействием фактора стресса - как если бы он его отслеживал. Если стрессовый фактор протекает тяжело и постоянно, постепенно развивается следующая третья стадия. 3. Стадия истощения неизбежно возникает в том случае, если стрессор достаточно силен и присутствует в течение длительного периода времени, поскольку «энергия адаптации» - приспособляемость живой материи всегда

конечна. В этот момент это приводит к резкому снижению способности организма противостоять внешним воздействиям. Гансом Селье фактически, была заложена основа для возможного развития заболевания на клиническом уровне [5]. Важно отметить, что результатом процесса адаптации первокурсников является уровень адаптируемости личности. Мы обратились к следующим формам приспособляемости человека: 1. Внутренняя приспособляемость, в ходе которой функциональные структуры реструктурируются при изменении среды обитания и жизнедеятельности молодых людей. 2. Внешняя адаптивность, во время которой личности первокурсников не могут быть реструктурированы, оставаясь независимыми. 3. Смешанная адаптивность, при которой личность первокурсников перестраивается в соответствии с окружающей средой (В.А. Сластенин и В.П. Каширин, 2007). По словам Эриха Фромма, человек может адаптироваться к нежелательным социальным явлениям, тогда как такая адаптация «снижает интеллектуальные и моральные качества человека» (Э.Фромм 1995). Особое внимание следует уделить дезадаптации личности, являющейся специфическим интрапсихическим процессом и поведением студентов, приводящим к увеличению трудностей и неприятных переживаний (Т.Н. Духина,Е.Б. Зорина, С.И. Тарасова, Е.В. Таранова Е.В О.А.Чуднова, 2015).

Студенческая дезадаптация в высшей школе характеризуется следующими особенностями: объективность, подразумевающая изменение поведения студента в социальной сфере, а также несогласованность его социальных функций; субъективный, связанный с психоэмоциональными сдвигами. Психологическая адаптация студентов - это разнообразное явление, которое служит механизмом развития и саморазвития, включает изменение личности, изменения в психической деятельности, нормах, ценностях во всех сферах общества (Г. Селье 1960)

Заключение.

Развитие личности в период психологической адаптации определяется соответствующими условиями среды. Таким образом, показателем

психологической адаптации является психологический комфорт личности студента, представляющий собой баланс эмоций, как положительных, так и отрицательных. Важным аспектом эффективного обучения студентов высших учебных заведений является разработка новых особенностей обучения в высшей школе, а также устранение внутреннего дискомфорта.

Следует отметить, что даже при условиях высокого уровня образования, сам процесс обучения студентов на 1 курсе не обеспечивает в должной мере адаптацию к специфическим условиям вуза.

Поэтому, нами выделена совокупность факторов, обеспечивающих адаптационный процесс студентов первокурсников:

- это организация учебной деятельности первокурсников;

- повышение деятельности кураторского сопровождения вуза;

- вовлечение студентов 1 курса во внеучебную деятельность;

Поддержка и сопровождение первокурсников на пути к адаптации в вузе

должна осуществляться комплексно, что будет способствовать положительной динамике в адаптации в учебной, общественной и межличностной сферах.

Библиографическийсписок:

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания:избр. психол. тр. / Под ред. А. А. Бодалева ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М. : Изд-во "Ин-т практ. психологии" ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1996. — 382, [1] с. — (Психологи Отечества: Избранные психологические труды: в 70 т. / Гл. ред. Д. И. Фельдштейн). — Библиогр.: 377-381 с.

2.Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. - М., 1991. - 48 с. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор. информ. / НИИВО; Вып. 3).

3.Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы : учеб. пособие / П. Д. Павленок. - 10-е изд. - Москва :

Дашков и К, 2017. — 592 с. - ISBN 978-5-394-01426-0. - Текст : электронный. -URL: https://znanium.com/catalog/product/415057Дата обращения 17.04.2020г.

4.Мясищев В.Н., 1965. Психология отношений, Москва-Воронеж, —C. 4853.

5. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье; пер. с англ. -М.: Медицина, 1960. - 254 с.

6.Сластенин В.А., Каширин В.П., 2007. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов. М .: Издательский центр Академии, — 480c.

7.Столяренко, Л.Д., 2003. Основы психологии. 8-е (пересмотренное) издание: Учебник. Ростовна-Дону: Феникс, — 672c.

8.Удальцова М.В., Авчеченко Л.К., 2001. Социология и психология управления: Учеб. Ростов-на-Дону: «Феникс», — 320c.

9.Э.Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М.: Флинта, 2006. —342 с. (Библиотека зарубежной психологии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.